Философия любви и психоанализ любви.

на главную как я работаю статьи о психологии любви православие о психологии и любви Мысли известных людей о любви


!

h
e
a
t
p
s
y

!

п
с
и
х
о
л
о
г
и
я

ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о

т
е
п
л
а

Зрелая любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. В то же время любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим.

Отрывок из: В.П. Петров, Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.


* В современном психоанализе, по нашему мнению, наибольшей полнотой представлений о любви обладает концепция "Искусства любви" Эриха Фромма.
* Но, конечно же, он не единственный психоаналитик, обращающийся к любви в целях лечения "пациента" или личностного роста и развития "клиента". Если вспомнить историю развития психоанализа, то складывается впечатление, что нет такого психоаналитика, который бы не обращался к этой теме. Достаточно вспомнить З. Фрейда, для которого любовь выступает в качестве чисто человеческого измерения сексуальности. В индивидуальной психологии Адлера любовь на равных "конкурирует" с дружбой, раскрывая конкретное содержание одного из основных понятий "социального чувства (интереса)". К. Г. Юнг посвятил два тома специальному исследованию темы "либидо" (его метаморфозам и символам), где попытался развести фрейдовское и собственное понимание либидо, любви и сексуальности, "выводя дискурс" о либидо, осмысленного как энергетическая структура, в концепцию индивидуации. Можно было бы вспомнить и такие имена как В. Райх с его знаменитой концепцией оргонной (оргазменно-организменной) энергии и К. Хорни, приступившей к формированию женской психологии, отталкиваясь от интерпретации основных понятий пансексуалистского психоанализа З. Фрейда.
* В целях обоснования значения темы нашего исследования достаточно напомнить об экзистенциальном анализе В. Франкла, для которого любовь значима как цельность, формирующая одну из универсальных и уникальных смыслообразующих ценностей, и о трансперсональной психотерапии А. Маслоу с его представлением о любви как высшей (трансцендентной) ценности.
* Если дать общую характеристику взгляда психоаналитиков на любовь, то можно сказать, что они концентрируются вокруг проблемы половой любви, а философские аспекты психоаналитических концепций любви образуют контуры и вполне органично, вливаются в русло того философского направления, которое в русской эротической философии одним из ее лидеров Н. А. Бердяевым было обозначено как "философия пола и любви".
* Э. Фромм в своей книге "Иметь или быть?" выделяет два разных значения любви.
* Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи как "любовь" не существует. "Любовь" - это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.
* Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее. Когда люди говорят о любви, они обычно злоупотребляют этим словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают. Многие ли родители любят своих детей?
* Этот вопрос все еще остается открытым. История западного мира двух последних тысячелетий свидетельствует о таких ужасных проявления жестокости родителей по отношению к собственным детям - начиная от физических истязаний и кончая издевательством над их психикой, - о таком безразличном, откровенно собственническом и садистском отношении к ним, что приходится признать, что любящие родители - это скорее исключение, чем правило.
* То же самое можно сказать и о браке. Основан ли он на любви или - согласно традициям прошлого - на существующих обычаях или является браком по расчету, действительно любящие друг друга муж и жена представляются исключением. Сегодня люди стали более реалистично и трезво смотреть на жизнь, и многие уже больше не считают, что испытывать к кому-либо сексуальное влечение - значит любить, или, что теплые, хотя и не особенно близкие отношения между друзьями есть не что иное, как проявление любви. Брачный контракт дает каждой из сторон исключительное право на владение телом, чувствами и вниманием партнера. Теперь уже нет нужды никого завоевывать, ведь любовь превратилась в нечто такое, чем человек обладает, - своего рода собственность. Ни тот, ни другой из партнеров уже больше не прилагают усилий для того, чтобы быть привлекательным и вызывать любовь, поэтому оба начинают надоедать друг другу, и в результате красота их исчезает.
* Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической, экзистенциальной сущности обоих партнеров, и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т.д., пытаются, насколько можно судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного. В еще более известной своей книге "Искусство любви. Исследование природы любви" Э. Фромм раскрывает, какое важное место отведено любви в жизни людей и как люди не умеют любить.
* Рассматривая любовь как ответ на проблему человеческого существования, как глубочайшую потребность человека в преодолении своей отдельности, своего одиночества, Фромм видит смысл любви в желании межличностного слияния – наиболее мощном стремлении в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению - уничтожению себя и других.
* Зрелая любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. В то же время любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Любящий человек чувствует ответственность за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было такого компонента любви как уважение, означающее способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение существует только на основе свободы. Уважать человека невозможно, не зная его. Забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание, желание познать "тайну человека".
* Такое понимание смысла любви приводит Э. Фромма к выделению и исследованию таких видов или форм любви как любовь между родителями и детьми, братская и материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.
* По мнению Фромма, в современном западном обществе любовь "разлагается" на две "нормальные" формы: любовь, как взаимное сексуальное удовлетворение и как "слаженная работа" и убежище от одиночества, в то время как действительно нормальная любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали, является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, глубину и жизненность отношений.
* Наше время ставит перед человеком ряд проблем, в том числе и проблему осмысления природы и своеобразия его сексуальности, эротической культуры, философии любви.
* Принципиальное значение в решении этой проблемы имеет актуализация исторически предшествующего опыта. Современная философия любви как один из наиболее высоких уровней развития и осмысления сексуально-эротической культуры рождается как сплетение главных богатств всей культуры человечества. Впитывание всего лучшего в человечестве - это, возможно, ее магистральный путь. Уже с первых шагов в нее начинает входить старинное "искусство любви" - гуманная любовная культура Древней Индии, Китая, Греции.
* Философское знание в истории становления психоанализа и современной психотерапии имеет сложную и неоднозначную оценку. Внешнее негативное отношение к философскому знанию не мешает психоаналитику формулировать принципы, носящие философский характер. Особенно часто это происходит тогда, когда психотерапевт обращается к осмыслению трансцендентальной реальности. Так, К. Г. Юнг пишет: "Существование трансцендентальной реальности действительно является самоочевидным, но нашему сознанию чрезвычайно трудно сконструировать интеллектуальные модели, которые стали бы графическим изображением воспринятой нами реальности. Наши гипотезы расплывчаты и сделаны наугад, и нам нигде не найти доказательств их верности. То, что мир внутри и вне нас покоится на трансцендентальной основе, также несомненно, как и наше собственное существование, но также несомненно и то, что непосредственное восприятие архетипического мира внутри нас также мало соответствует истине как непосредственное восприятие физического мира вне нас".
* Здесь правомерно напрашивается вопрос: так ли уж противоположны психология (и в особенности психоанализ как психология бессознательных процессов) и философия.
* М. Фуко, исследуя историю безумия в классическую эпоху, приходит к пониманию того, что проблема истины (центральная проблема философии) превращается в психологическую проблему, трансформируя психоаналитический дискурс в философский. М. Фуко об этом пишет следующим образом: "Под психологией мы понимаем определенное явление культуры, присущее западному миру начиная с XIX в., - тот монолитный постулат, который был определен современным человеком, но который определяет и его самого: человеческое бытие не характеризуется через некоторое отношение к истине, но наделено присущей ему и только ему, открытой во вне и одновременно потаенной собственной истиной". (М. Фуко. История безумия в классическую эпоху.).
* Однако, такой подход к пониманию взаимоотношения психоанализа (психологии) и философского знания не исчерпывает всех возможных форм (или условий) этой взаимосвязи. Психология может углубиться в негативность человека, достигая той точки, где безраздельно принадлежат друг другу любовь и смерть, день и ночь, вневременной круговорот вещей и торопящиеся сменить друг друга времена года, - и прийти в конце концов к "философствованию молотом". Либо же, она будет пытаться, все время повторяясь, согласовывать друг с другом субъект и объект, внутреннее и внешнее, элементы пережитого и элементы научного знания. Уже по происхождению своему, пишет М. Фуко, психология не могла не принять скорее второе направления, целиком отрекаясь от вопросов бытия, она неумолимо присутствует в диалектике современного человека, неспособного примириться со своей истиной; иными словами, она вечно пребудет неисчерпаемой на уровне истинного знания".

нормальная любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Такая любовь - это постоянный риск, состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали, является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, глубину и жизненность отношений

Поиск по сайту

Личный психолог

Ответы на часто задаваемые вопросы о психологии и любви

пишите мне

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz