Бог есть только Любовь.

Статья составлена на основе дискуссий сайта на форуме диакона Андрея Кураева.



Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


Психологические консультации. Психолог Поздняков Василий
православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

Психологические причины болезней

Самые популярные статьи на сайте

Он всегда был только Любовью и Ему не надо никого судить, ибо Он всех Любит. Для того, чтобы мы спаслись Он Сам показал нам, что Закон Любви есть единственный Закон Бытия, и идти против Него все равно, что прыгать из самолет без парашюта. И судьба каждого человека в вечной жизни будет зависеть от того, насколько он проникся Любовью, научился любить.

* Апостол Иоанн Богослов: Евангелие. Глава 3:
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него.
18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы;
20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы,
21 а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.


* "Бог и диаволу всегда предоставляет блага, но тот не хочет принять. И в будущем веке Бог всем дает блага – ибо Он есть источник благ, на всех изливающий благость, каждый же причащается ко благу, насколько сам приуготовил себя воспринимающим" Прп. Иоанн Дамаскин.

* Божий Промысел заключается в том, чтобы привести всякую Тварь к Богу на Небо. Все, что этому мешает, к Богу отношения не имеет по причине своего несоответствия Любви.

* Путь любви – бесконечен. "Страх" дойти до Бога не должен волновать человека, ибо до Него никто никогда не сможет дойти, потому что Он Начало и Конец всему на свете. "Прелесть", описанная святыми, заключается в том, что человек начинает считать себя достигшим совершенной любви. Самообман.

* Приведем слова Иоанна Богослова, ближайшего и любимого ученика Иисуса Христа. Апостол Иоанн Богослов, Евангелие. Глава 4:
8 Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь.
9 Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него.
10 В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши.
11 Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга.
12 Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас.
13 Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего.
14 И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру.
15 Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог, и он в Боге.
16 И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем.
17 Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он.
18 В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершенен в любви.
19 Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас.

Любовь и суд.

Судит не Спаситель, Бог Любви Иисус Христос, а как Он и сказал, слово, которое Он произносил нам, а точнее Его Жизнь по Любви. Он уже пришел и при этом никого не осудил. Но Его Жизнь, прожитая по Любви, есть наш суд, суд для тех, кто Ее не принял и не пожелал жить по Ней. Суд на предмет подобия Истине, Которая Есть Любовь.

* "Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Здесь говорится, что Отец не судит, но послал Сына, Который, впрочем, тоже не судит, а Спасает." Св. Иоанн Златоуст.

* Богу не свойственно осуждать и приговаривать кого-либо к смерти. Если Он даже идя на Крест не судил, то почему Ему надо судить будучи Царем? Личность Бога по Своей Сути явила нам Истину в Христе Иисусе и показала нам, Кто Она Есть на самом деле, смирив Себя по Своей Любви и пошла на Крест по Своей Любви. Она не пошла на Крест для того, чтобы потом кому-то за это мстить, ибо это глупо. Не стоит закрывать глаза на очевидный факт, что при жизни Иисус Христос исповедовал только любовь, и не судил никого. Христос никого не покарал, хотя мог это сделать в любую секунду. Потому что Он Бог. А Бог есть Любовь.

* "Бог благ и бесстрастен и неизменен. Если кто, признавая благословным и истинным то, что Бог не изменяется, недоумевает, однако ж, как Он (будучи таков) о добрых радуется, злых отвращается, на грешников гневается, а когда они каются, является милостив к ним, то на это надобно сказать, что Бог не радуется и не гневается, ибо радость и гнев суть страсти. Бог благ и только благое творит, вредить же никому не вредит, пребывая всегда одинаковым; а мы, когда бываем добры, то вступаем в общение с Богом по сходству с Ним, а когда становимся злыми, то отдаляемся от Бога, по несходству с Ним. Живя добродетельно, мы бываем Божиими, а делаясь злыми, становимся отверженными от Него; а это не то значит, чтобы Он гнев имел на нас, но то, что грехи наши не попускают Богу воссиять в нас, с демонами же мучителями соединяют. Если потом молитвами и благотворениями снискаем мы разрешение от грехов, то не то значит, что Бога мы ублажили и Его переменили, но что посредством таких действий и обращения нашего к Богу, уврачевав сущее в нас зло, опять соделываемся мы способными вкушать Божию благодать; так что сказать: Бог отвращается от злых, есть то же, что сказать: солнце скрывается от лишенных зрения." (Святой Антоний Великий. 150. Наставления о доброй нравственности и святой жизни.)

* После этого задайтесь мыслью, неужели Апостолы и Святые не знали, что Бог есть Любовь и только Любовь. А все образы о суде использовали лишь для вразумления не окрепших разумом, во время переходного периода от язычества и иудаизма в истинную веру. Здесь важно знать для кого были сказаны эти слова, в какое историческое время, и для какой цели. Человечество развивается, люди становятся людьми в подлинном смысле не сразу, а в процессе Творения (который продолжается), и в процессе взросления каждого человека. И на каком-то этапе уже возможно говорить о сложных вещах, о непостижимых до этого вещах. Когда человечество созрело, когда появилась в нем Мария, то стало возможным Боговоплощение. Иисус Христос, который от века был Богом Словом, второй Ипостасью Бога Троицы, сойдя и Воплотившись на земле, показал Свою Божественную Сущность в Любви, и при этом пострадал за нас на Кресте как Человек, после чего, Воскреснув, воссел одесную Отца Небесного, как Бог, будучи всегда Богом и Сыном Своего Отца.

* О чем же говорит догматика и святые отцы, когда говорят, что Сущность Бога не познаваема? А о том, что Любовь в своем наивысшем проявлении есть Свет Неизреченный, который нашим плотским разумом трудно понять.

Повесть об иноке, никого не осудившем.

Преподобный Анастасий Синаит (Преподобный Анастасий Синаит - игумен Синайской горы, подвизался в VII в. Кончина его последовала в 686 г. Память его празднуется 20 апреля) повествует о нем следующее:
Некоторый инок, живя в монастыре, проводил беспечно дни свои, не заботясь о спасении своем, но предаваясь всю жизнь праздности. Дожив до преклонных лет, он приближался уже к смерти. Когда же он заболел тяжким недугом и был уже при последнем издыхании, то нисколько не боялся смерти, но приготовлялся разлучиться от тела с весельем, хваля и прославляя Бога. Окружавшие его братия и игумен того монастыря сказали ему:
- Мы видели, что ты, брат, в праздности проводил жизнь свою. Почему же в этот страшный час смерти ты так беспечален и радостен? Укрепляемый силою Божьею, встань и объясни нам это, чтобы и мы прославили Бога.
Брат, приподнявшись немного с постели, сказал им:
- Это правда, честные отцы, что я беспечно проводил жизнь свою. Вот сейчас ангелы Божии принесли ко мне и прочитали предо мною рукописание, на котором были отмечены все дурные дела мои. Прочитавши рукописание, ангелы спросили меня: "Знаешь ли ты это?" Я отвечал: "Да, знаю". Но так как я отрекся от мира, принял пострижение в иноческий чин, никого никогда не осуждал и ни на кого никогда не гневался, то я молю Бога, чтобы на мне исполнились слова Христа, который сказал: "Не судите, да не судимы будете; если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец Ваш Небесный" (Мф.7:1; 6:14). И как только я сказал это, тотчас святые ангелы разорвали рукописание грехов моих. Поэтому-то я с радостью и весельем отхожу к Богу".
Сказав это, брат тот с миром предал душу свою Господу.


* Бог всегда милует и ждет нашей милости относительно ближнего. Ему это важнее. Не наказать и покарать показательным судом, чтобы не повадно было, а чтобы мы к Нему обратились, милуя врага. Бог установил такие законы в своем мире, что нарушение их приводит к погибели. "Господь хочет всем спастись, следовательно, и вам... У Бога есть одна мысль и одно желание - миловать и миловать. Приходи всякий... Господь и на страшном суде будет не то изыскивать, как бы осудить, а как бы оправдать всех. И оправдает всякого, лишь бы хоть малая возможность была" (Святитель Феофан Затворник). Бог спасает неразумных всеми возможными способами, вплоть до Креста, а мы не можем понять одного, что будь Бог судией, то Ему и приходить то не надо было бы, Он бы и так засудил всех неверных. Он Любовь и в этом весь секрет.

* "Правильный образ мысли о Боге таков: благой Господь, Который во всем, что делает, стремится помочь разумным существам, направляет мысль о Суде на пользу тех, кто принимает этот трудный предмет. Ибо было бы в наивысшей степени гнусно и абсолютно богохульно полагать, что ненависть и обида существуют у Бога - даже против естества демонов, - или думать, что какая-либо иная немощь, или страстность, или что-либо еще, могущее появиться в процессе воздаяния за доброе или злое, относится, по способу воздаяния, к этому славному Естеству". Св. Исаак Сирин, Беседа 39.

* Не стоит отрицать образов суда, коль они уже высказаны в назидание ранее Церковью, но правильное расстановка акцентов необходима. Судит себя сам человек, отринувший руку Отца, а Бог лишь Спасает и Милует. При этом Бог не насилует никого из тех, кому даровал свободу выбора (в этой свободе состоит отличие человека от животного мира). Единственное дело, которое не может сделать Бог, это заставить любить.

Любовь и зло.

Бог Всемогущ и Всеведущ! Говорить, что беззаконие произошло без Его ведома есть либо допущение самостоятельного существования зла, над которым Бог "не" Всемогущ, либо - какой-то "божественной" спячки, которая ограничивает Божие Всеведение.

* Если добро - бытие и сущность, так как личностно и происходит от Самого Бога, то зло, напротив, сущности не имеет и не есть начало, но возникло, как паразит там, где отсутствовало добро, точно так же, как возникает тьма в отсутствие света.

* Зло не есть какая-либо сущность, имеющая действительное бытие, подобно другим существам, созданным Богом, а есть только уклонение существ от естественного своего состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог есть виновник зла, но оно происходит от самих существ, уклоняющихся от своего естественного состояния и предназначения. (Дионисий Ареопагит).

* В чем заключалось грехопадение человека? В нарушении заповеди Божией. Эта заповедь была тем выражением Божественной воли, с которой могла оказаться в согласии свободная воля человека, - и тогда вся жизнь была бы связана с Божественным началом. Или она могла оказаться в противодействии этой воле и тогда бы разрывалась связь с Божественным началом и начиналась жизнь вне Бога. Человек пал, то есть избрал второй путь. Т.е. избрал жить не по любви, не по воле Бога, Который есть Любовь.

* Тем, которые пребывают в своей любви к Богу, Он дарует общение с Ним. Но общение с Богом есть жизнь и свет и наслаждение всеми благами, какие есть у Него. На тех же, которые по их собственному выбору удаляются от Бога, Он налагает то разъединение с собою, которое они выбрали по собственному соглашению. Но разъединение с Богом есть смерть и лишение всех благ, которые есть у Него. Поэтому те, которые через отступничество теряют эти выше упомянутые вещи, будут лишены всякого блага, - испытывают всякого рода наказания. Однако Бог не наказывает их непосредственно Сам, но это наказание падает на них потому, что они лишены всего того, что есть благо. (Св. Ириней Лионский: Против ересей. Кн. 4, гл. 39, 4).

* Когда связь человека с Богом была оборвана грехопадением и самоутверждением человеческой воли, все пришло в состояние расстройства, борьбы, разделения, явилось страдание как противоположность блаженству и смерть как противоположность жизни. Вопрос о страдании самым тесным образом связан с вопросом о Зле, потому что страдание есть прямое его следствие. Поэтому и ответ на этот вопрос будет тот же. Кто создал страдание? Оно создано не Богом, а свободной волей человека, отпавшего от Бога. Потому уничтожить страдание - значить уничтожить зло и восстановить абсолютное добро. Зло - это только отсутствие добра.

* Зло, к сожалению, на земле существует и значит имеет место быть. С позиций же Вечного Бытия его конечно же нет. В Вечности на Новом Небе все во всем Бог, все во всем Любовь, а где Он там и Бытие, а где же тогда зло? В небытие. Но в небытие Бога нет и значит там нет жизни.

* Зла на Новом Небе не будет и в вечности его нет. Тот, кто желает делать зло, не может надеяться, что Бог ему это позволяет по попущению. Просто так устроен мир и Бог в свободу людскую вмешивается только тогда, когда Его об этом просят.

* Бог не награждает человека за добродетели и не наказывает за беззакония. Как благоденствие, так и скорби являются естественными следствиями законной или беззаконной жизни самого человека и целых народов. Под законом подразумевается не какие-то внешние предписания Бога по отношению к человеку, но сама богоподобная природа человека. Один из авторитетнейших христианских святых Иоанн Златоуст пишет: "Когда ты слышишь слова "ярость" и "гнев" в отношении Бога к человеку, то не разумей под ними ничего человеческого. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых".

Любовь и религиозный фанатизм.

Фанатик боится и боится потому, что верит не в то во что надо верить, а верить надо в Бога Любовь. Боясь, и считая себя наместником Бога на земле, он вершит свой самосуд, отмеряя от своей истины, которая не в Любви, а в его представлениях о справедливости. Такие вот верующие фанатики и Христа распинали.

* Фанатизм - это в первую очередь страх. Страх довольно странный. С одной стороны человек готов убить другого и даже себя, но причина этого именно боязнь, что кто-то пошатнет твое представление о главном в твоей жизни. Некоторые главным считают Бога, но только наделяют Его низменными человеческими качествами, которые сами и проявляют по отношению к другим. Тем самым человек, не понимая боится следовать за Божиим Промыслом, и оправдывает свои фанатичные действия, а поэтому и агрессия на всё, что не вписывается в его узкое представление об Истине. Бог же остерегает нас не судить и не осуждать никого, чтобы не повредиться. Следует создавать свое сокровище на Небе, стяжая любовь к ближнему уже здесь в земных отношениях. А все церковные средства и таинства не самоцель, а предлагаются как раз для того, чтобы приобщить людей Любви, научить любить.

* Как же нам трудно любить, как же мы этого не хотим, как это нас не устраивает. Ведь если Бог такой, то и мы должны следовать за ним. Но нам легче и приятнее быть судьями, от того и Бог у нас больше судья, чем Любовь, хотим мстить и Бог у нас мстящий, не хотим любить и отвергаем такого Бога. Гал.5,14: Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

* Для многих эти утверждения могут показаться искушающими, но почему эта Истина, которая может только радовать, с таким трудом находит отклик в человеческом сердце? Страх - главная причина непринятия очевидного факта. Но в страхе нет Любви, ибо совершенная Любовь изгоняет страх. В таком случае, какова природа этого страха? Природа всякого страха отсутствие полноты знания, и, как следствие, страдание от тех или иных неверных поступков, приводящих к нему. Человек такое существо, которое мыслит теми образами, которые может вместить в свой разум и сердце. Бога мыслили тем образным языком, который был хорошо понятен, а точнее Бога делали подобным самим себе. Каким же мог получиться Бог в глазах такого человека? Конечно же в духе своего времени. Если человек живет по принципам суда, то и Бог у него судья со всеми атрибутами, присутствующими данному образу. Такой Бог судит, судит жестоко, мстит за проступки, уничтожает неверных, наказывает страданиями и смертью, даже тех, кто просто оказался рядом и неповинен ни в чем. Так мыслили Бога до прихода Иисуса Христа на землю, Который не вписался в общий образ заблуждений. Христос никого не судил и нам не велел, Он миловал, спасал от смерти, лечил и изгонял бесов, Он всей Своей Жизнью показывал, Каков Бог на самом деле. И что же люди? Люди не приняли Его таковым, ибо Он не был похож на их падший образ, они Его судили, мучили, и приговорили к "справедливой", по их понятиям, смерти через крестные страдания. Иисус Христос, исполнивший Своей Жизнью весь Закон Любви, им и это простил, будучи уже распятым на смертном одре. Но, с тех пор прошло уже более 2000 лет. И что же мы видим вокруг? Дело в том, что быть таким же, как Бог, Любовью, очень сложно. Научиться любви, приблизиться к Богу Любви можно только любя ближнего (того человека, с которым жизнь сводит нас), упражняясь и совершенствуясь в этом главном деле нашей жизни. Это Путь на Небо, сквозь пелену и туман своих личных грехов и несовершенств, сквозь холод и вьюгу в сердце. Все, что не подобно любви, есть небытие, не способное к жизни. Все паразитирующее и гниющее на древе жизни само будет отпадать, как и положено по Закону Любви. Насильно в Царствие Небесное, где все во всем Любовь, не затаскивают.

* Мы говорим, что за девятнадцать веков христианской истории прошли целые сонмы свидетелей любви Христовой, и все же в необъятном океане человечества их так мало, они так редки. Редки подобные свидетели потому, что нет подвига более трудного, более болезненного, чем подвиг и борьба за любовь: потому, что нет свидетельства более страшного, чем свидетельство о любви: и нет проповеди более вызывающей, чем проповедь любви. Бог есть Любовь. Иисус Христос возлюбленный Сын Бога Отца возлюбил нас до самой Крестной Смерти и показал нам Путь, благодаря которому мы через жертвенную любовь сможем уподобиться Ему и Спастись объединившись в Его Церкви на Новом Небе. Преподобный Силуан Афонский. Архимандрит Софроний.

* Апостол Павел: Послание к Коринфянам, Глава 13:
4 Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится,
5 не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла,
6 не радуется неправде, а сорадуется истине;
7 все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
8 Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
9 Ибо мы отчасти знаем, и отчасти пророчествуем;
10 когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится.
11 Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое.
12 Теперь мы видим как бы сквозь [тусклое] стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан.
13 А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше.


© Поздняков Василий Александрович, 12 апреля 2006 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

По ссылке: самая популярная статья сайта и обсуждение сайта в Живом Журнале
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Если Вам понравилась статья…

Реклама на сайте



Hosted by uCoz