Главная » 2014 » Август » 24 » Дети с аутизмом - особенности терапии и абилитации
20:10
Дети с аутизмом - особенности терапии и абилитации

В комментариях к данной статье будем выкладывать краткие отрывки из обучающих материалов, которые помогут заинтересованным специалистам - педагогам, психологам и терапевтам различных направлений в абилитации детей с аутизмом. Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим людям, направленные на адаптацию их к жизни.

В качестве примера приводим пересказ инструкции, составленной Игорем Ионовым, старшим инструктором по иппотерапии ДЭЦ "Живая Нить": 

Общие рекомендации по работе с аутичными детьми

У детей с РАС отмечается снижение психического тонуса; ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Многие дети проявляют стойкий негативизм к обучению, само слово заниматься вызывает у них страх. Дети отвлекаемы, расторможены, пассивны, пугливы. С большим трудом привыкают к новой обстановке, новой игрушке, новому человеку, учебному пособию.

На лошади мы делаем определенный комплекс физических упражнений и играем в игры. Эти упражнения и игры снимают сначала мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают таких детей более ловкими и контактными, общительными, активными. В конце занятия чаще всего мы можем уже перейти к отработке элементов управления лошадью, используя вербальные команды или учебный повод.

Играя с ребенком в любую игру, необходимо учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может накинуть обруч на конус, стоящий на полу манежа, инструктор берет руками ребенка обруч и немного помогает ему (делает действие его руками), успех рождает интерес к действию (или игре) и желание пробовать свои силы.

Во время занятия необходимо постоянно поощрять, одобрять ребенка: “Вот уже научился!”, “Молодец!” и т. д.

Бывает так, что сначала все упражнения приходится делать совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Но потом он будет стараться повторить показанные движения, начнет выполнять упражнения по подражанию, а затем и по инструкции.

Занятия должны проходить в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции. Этому может способствовать использование стихов, считалок, песенок.

Занимаясь с ребенком, надо быть очень внимательным к нему. Заметив нарастающее утомление, инструктор переключает внимание ребенка (можно проехать, например, прибавленным шагом) или временно прекращает взаимодействие.

Основные этапы работы

На I этапе обучение идет по подражанию.

На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Действия могут выполняться совместно со взрослым.

На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание аутичного ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Инструктор побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Инструктор учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания.

На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для аутичных детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями.

Подробно о методе иппотерапии можно узнать в обучающих комментариях к статье.

Просмотров: 3747 | Добавил: heatpsy | Теги: рда, абилитация, аутизм, иппотерапия | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 28« 1 2 3 »
avatar
0
18 heatpsy • 22:24, 26.02.2016
Для определения наличия расстройств аутистического спектра рассматриваются нарушение психического развития в двух областях:

Нарушение социального общения (в том числе нарушение речи)

Наличие странных форм поведения, странных интересов

Для постановки диагноза РАС должны быть три признака в области социального общения:
1. Нарушение социально-эмоциональной взаимности (нет контакта с мамой, психологи учитывают немодулированный глазной контакт)
2. Нарушение невербальных форм общения (нет жестовой речи)
3. Нарушение установления и поддержания социального взаимодействия в адаптации поведения с группой сверстников (не играет с другими детьми)
И два признака в области ограниченных интересов и повторяющихся (стереотипных) форм поведения следующих 4:
1. стереотипные повторяющиеся формы поведения, в том числе нарушения речи (эхолалия)
2. ритуальные формы поведения(нетерпимость перемен)
3. крайне ограниченные фиксированные интересы(занимается только одним видом деятельности, играет только одними игрушками, только читает, только поет, танцует и т.д)
4. избыточные или недостаточная реакция на определенные сенсорные стимулы, необычные сенсорные интересы(нюхает, трется, лижет предметы, жует несъедобные предметы отличие от органических нарушений в том, что интерес к определенному по ощущениям стимулу)

только при наличии 3 первых и хотя бы двух вторых, можно ставить диагноз РАС, все остальное должно быть классифицировано в других рубриках, либо это синдромальные состояния, либо органические нарушения, либо неврологические.
avatar
0
17 kotenok146 • 20:38, 20.11.2015
Интересная статья.я думаю многим психологам поможет
avatar
0
16 heatpsy • 06:11, 01.05.2015
Холдинг-терапия



Холдинг – терапия была разработана американским психиатром Мартой Велш и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче США в 1978 году. Холдинг - терапия направлена на восстановление эмоциональной привязанности между ребенком и матерью, снятие тревожности и восстановление чувства безопасности. В классическом варианте процедура холдинг - терапии заключалась в следующем: мать берет ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях таким образом, чтобы у нее была возможность смотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, не смотря на сопротивление ребенка, мать говорит ему о своих чувствах, своей любви к нему, о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

Российские специалисты комментируют этот вид терапии следующим образом: «Это обычно длительная, физически и психически болезненная процедура, как для родителей, так и для самого ребенка. Однако в результате в конце ее у ребенка возникает поведение адекватное ситуации: он начинает смотреть в лицо матери, прижиматься к ней, улыбаться». (Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция) Называя саму процедуру «жестокой», они не отрицают ее эффективности и целесообразности использования.

Цель терапии – восстановление или формирование эмоциональной привязанности между матерью и ребенком, то есть она корректирует коммуникативные способности ребенка. Однако сама процедура терапии травмирует, если контакт между матерью и ребенком происходит, несмотря на сопротивление последнего. Это ее недостаток. Когда ребенок сопротивляется, кричит, плачет на руках матери и пытается уйти из объятий, матери сложно это выдерживать долго. Такое поведение может вызвать у матери чувства отчаяния, грусть или злость. А по процедуре ей необходимо транслировать ребенку любовь. В этом случае матери нужно справляться со своими негативными эмоциями, что требует от нее большого количества сил. В этом случае, возможно, ребенок получает от матери двойное послание: словами она говорит ему о любви, а прикосновениями транслирует те негативные чувства, которые у нее может вызвать сама ситуация, в которой ей необходимо удерживать в объятиях вырывающегося ребенка. Для меня экологичность самой процедуры сомнительна. Реконструкция же эмоциональной привязанности между матерью и ребенком с аутизмом – это хороший ресурс для обоих, и может стать стабильной базой для формирования коммуникативных способностей и дальнейшей социальной адаптации ребенка.
avatar
0
15 heatpsy • 06:11, 01.05.2015
Сенсорная интеграция



Центральной идеей терапии, основанной на сенсорной интеграции, является стимуляция сенсорных систем и контроль над сенсорными каналами, направленные на то, чтобы ребенок спонтанно формировал адаптивные ответы, интегрирующие различные виды ощущений…

Терапия наиболее эффективна, если ребенок сам направляет свои действия, а терапевт лишь ненавязчиво меняет обстановку. Как правило, интеграция происходит, когда ребенок стремится к ощущениям и делает что-то, чтобы их получить. Если занятие ребенку интересно, его мозг, как правило, способен организовать ощущения от этого занятия…

При аутизме ребенок нуждается во внешнем руководстве и структурировании жизни сильнее. Самоконтролю могут мешать страх, агрессия и другие эмоции. Иначе говоря, терапевт помогает ребенку управлять негативными ответами и эмоциями, пока тот осваивает необходимый ему сенсорный опыт и формирует адаптивные ответы, ведущие к организации импульсов.

Таким образом, терапия, основанная на сенсорной интеграции, не формирует конкретных бытовых или социальных навыков, не направлена на установление эмоциональных отношений, не влияет прямо на поведение ребенка. Ее целью является улучшение обработки сенсорной информации для более эффективной регистрации и модуляции ощущений, а также помощь в формировании адаптивных ответов как способа организации поведения.

Из года в год терапевты, занимающиеся сенсорной интеграцией, отмечают, что в их клинической практике возрастает количество детей с аутизмом. Одним терапия помогает значительно, другим – не очень или не помогает вовсе. Приветствуется любое положительное изменение в работе мозга у ребенка с аутизмом.(Айрес Д. Ребенок и сенсорная интеграция)

Достоинством этого подхода является то, что он направлен на коррекцию нарушения, которое с большей долей вероятности может быть причиной аутизма. И такая коррекция может повлиять и на коммуникативные навыки, и на социальную адаптацию ребенка, и на его поведение и обучение.

С другой стороны, специалисты по сенсорной интеграции отмечают, что не весь их опыт успешен. А также такая коррекция может быть длительной и требовать большого терпения и сил от родителей ребенка.
avatar
0
14 heatpsy • 06:11, 01.05.2015
FLOORTIME. Игровая терапия Гринспена



Методика Гринспена (DIR-метод) основана на трех основных понятиях: эволюция (D), индивидуальность ребенка (I) и взаимоотношения с ним ®. Предпосылкой к этой методики послужила идея о том, что основу для обучения ребенка формирует обмен эмоциональными сигналами, который изначально происходит между ребенком и матерью. Стенли Гринспен с помощью этой методики смог научить родителей и учителей вызывать эмоцию даже у тех малышей, которые изначально были самими замкнутыми.

Родители и учителя опускались на колени перед едва научившимися ходить малышами и входили в их мир, при этом помогая превратить какие-либо повторяющиеся действия в веселое взаимодействие.

Гринспеном выделяется шесть стадий, которые ребенок проходит в своем развитии:

Стадия приспособления и заинтересованности окружающей действительностью — возраст: 3 месяца.
Стадия формирования привязанностей и межличностных отношений — возраст: 5 месяцев.
Стадия обоюдного общения — возраст: 9 месяцев.
Стадия осознания собственного я и организация поведения — возраст: 13–18 месяцев.
Стадия осознания и выражения собственных эмоций — возраст: 24–30 месяцев.
Стадия эмоционального мышления — возраст: 36–48 месяцев.
Дети, страдающие аутизмом, по мнению Стенли Гринспена не проходят все стадии, а останавливают свое развитие в одной из них. Таким детям нужно помочь пройти через все стадии с помощью «игрового времени». Прийти к двусторонней коммуникации можно в том случае, когда ребенок будет реагировать на действия, совершаемые терапевтом. При происхождении такой реакции один круг коммуникации закрывается.

Тот, кто занимается с ребенком, должен стремиться к тому, чтобы таких закрытых кругов было как можно больше. При этом терапевт выступает в роли помощника ребенка, а сам ребенок становится главным, что позволяет ему развиваться как личность. Терапевт в игре развивает идеи, которые предлагает ребенок, прикидывается не понимающим и побуждает этим ребенка объяснять правила игры. Таким образом, происходит анализ действий и развивается эмоциональное мышление.

Гринспен говорит о том, что не следует прерывать ребенка даже в тех случаях, когда он проявляет агрессию в игре. Ребенок может таким образом выговариваться, что учит ему не бояться своих эмоций и самого себя, управлять ими.

Достоинством этого подхода является то, что его целью является способность ребенка с аутизмом устанавливать отношения с людьми. FLOORTIME – терапия корректирует непосредственно те поведенческие реакции, которые признаны диагностическими системами как признаки аутизма. Восстановление коммуникативных способностей ребенка может быть ценным ресурсом для него и его родителей в процессе взросления и социальной адаптации ребенка.
avatar
0
13 heatpsy • 06:10, 01.05.2015
ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children - Лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) или структурированное обучение.

Первичный акцент делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, т.к. является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности ребенка с аутизмом. Способность сосредоточиваться на задании тренируется путем структурирования пространства, в котором обучается ребенок, и визуализации процесса обучения. Стратегия структурированного обучения позволит обучающемуся ребенку с аутизмом научиться концентрировать внимание на визуальных опорных сигналах в различных средах и ситуациях и, таким образом, повысит уровень самостоятельности в различных видах деятельности. Специалисты этого подхода успешно совмещают TEACCH с другими различными системами обучения и терапии: сенсорной интеграцией, системой коммуникации с помощью обмена картинками, игровой терапией Гринспена, АВА.

Следует, однако, отметить, что хотя специалисты, работающие по программе ТЕАССН, считают, что зрительная организация среды уменьшает зависимость ребенка от взрослого, существует опасность зависимости от организованной ситуации. Попадая в неструктурированную среду, ребенок может оказаться беспомощным. И хотя сам подход направлен на обучение и социальную адаптацию и не затрагивает коммуникативных навыков ребенка с аутизмом, и специалисты данного подхода считают, что если такому ребенку дать инструкции, необходимые для жизни в социуме, то ребенок сам придет к качественному взаимодействию с людьми.

Но всё таки, не смотря на это, принципы организации учебной среды, разработанные в рамках программы ТЕАССН, представляют собой полезный опыт, который мог бы помочь в решении проблемы социальной адаптации детей с аутизмом. Навыки, обретенные детьми в процессе обучения в данном подходе, могут быть хорошим ресурсом, на который может опираться ребенок с аутизмом при построении отношений с другими людьми.
avatar
0
12 heatpsy • 06:09, 01.05.2015
АВА – прикладной анализ поведения

Программа разработана профессором психологии Университета Калифорнии Иваром Ловаасом. Базой программы, разработанной доктором Ловаасом, является метод анализа поведения, который использовали поведенческие психологи. В основе поведенческой терапии находится система поощрений и наказаний, которая способствует корректному поведению и препятствует нерациональным действиям. Однако на первых этапах использования метод Ловааса подвергали критике, поскольку метод наказаний для детей с аутизмом был очень суровым, в некоторых случаях использовали даже электрический ток. Со временем система наказаний была изменена, а благодаря гибкой системе подкреплений удается закрепить желаемое поведение и уменьшить не желательное и деструктированное поведение.

Обучение в рамках данной программы проводится по следующей схеме: каждое социальное действие, которое ребенок не может осилить, разбивается на короткие шаги. Обучение каждому шагу происходит путем специальной инструкции. Повторение «правильного» действия без подсказки взрослого говорит о закреплении того или иного навыка. Некорректная реакция: агрессия, стереотипия, тщательно анализируются, выявляя причины такого поведения. Полученные навыки отрабатываются регулярно в различных незапланированных ситуациях. Успех в обучении этой программе зависит от регулярности занятий, квалификации специалиста, последовательности процедур в привычной обстановке, с привычными людьми.

Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой переноса сформированных навыков на вне учебную обстановку и зависимость ребенка от взрослого, осуществляющего подкрепление соответствующего поведения.

Достоинствами этого подхода является тот факт, что дети, обучающиеся по программе АВА-терапии обретают навыки самообслуживания, обучаются действиям, необходимым для жизни в социуме. Это существенно снижает нагрузку с взрослого, ухаживающего за ребенком. С другой стороны, этот подход не затрагивает коммуникативных навыков ребенка и его способности устанавливать отношения с другими людьми. А именно эти навыки выделены главными признаками аутизма по существующим диагностическим системам.
avatar
0
11 heatpsy • 18:05, 11.03.2015
на данный момент основные диагностические системы (ДСМ-III-R, ДСМ-IV, и МКБ-10) сходятся в том, что для диагностики аутизма должны присутствовать три основных нарушения:

недостаток социального взаимодействия,
недостаток взаимной коммуникации (вербальной и невербальной),
недоразвитие воображения, которое проявляется в ограниченном репертуаре поведения.
Эти три группы симптомов, когда они проявляются вместе, называются «Триадой нарушений социального взаимодействия». Термин «триада» введен Лорой Винг в 1992 г. Она же ввела термин «нарушение аутистического спектра». Доктор Винг считала, что аутизм существует в континууме и не имеет четких строгих границ нарушения. Таким образом, она выделила целый спектр нарушений с симптомами, схожими с аутизмом, и начала третий этап в развитии учения об аутизме, когда речь идет о расстройствах аутистического спектра.
avatar
0
10 heatpsy • 00:02, 22.11.2014
Из материалов VII ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛЕЧЕБНОЙ ВЕХОВОЙ ЕЗДЫ И ИНВАЛИДНОГО КОННОГО СПОРТА:
По статистике 2013 года, в мире на каждых 68 детей приходится 1 случай расстройств аутистического спектра.
Новые направления в исследовании аутизма выделяют такую особенность, как гиперсенситивность в раннем детском возрасте, откладывающую отпечаток на становление когнитивных функций и, соответственно, сознания.
avatar
0
9 heatpsy • 09:30, 22.09.2014
Детский невропатолог, профессор и заведующий кафедрой Клинических основ специальной педагогики и специальной психологии Московского городского педагогического университета Борис Архипов:
Мы должны учитывать, что и социальная среда изменилась, и внутриутробные условия, так скажем, тоже изменились. То, что было 50 лет назад, и то, что мы видим сейчас, - это большая разница. В настоящее время 90 с лишним процентов детей рождаются с морфофункциональной незрелостью. Что такое незрелость? Это, значит, уже некоторое несовпадение функциональных особенностей или требований, предъявляемых к новорожденному ребенку, которые должны быть скомпенсированы.
Ребенок должен иметь время на усвоение любого навыка, он должен его трансформировать в нечто новое. А если у него нет времени на эту трансформацию, то этот навык остается незавершенным. То есть, по сути дела, он знает - "как", но не может сделать, потому что у него не было времени, чтобы это освоить. Он не может сделать многое из того, что умеем мы, а раз не может - значит, дает возможность это делать взрослым. И вот тут взрослые вступают в конфликт. - Мы-то это делали, мы-то были другие:

Это несоответствие на самом деле - психофизиологическое. Если весь период развития не заполнен навыками (причем - целенаправленными навыками, которые дают ребенку возможность получить удовлетворение от этого навыка), то неудовлетворенный навык остается холостым.
1-10 11-20 21-28
ComForm">
avatar