Как воспринимает мир ребенок от рождения и до 4 лет.
Чаще всего, воспоминания человека о детстве начинаются с 4 лет. Почти каждый из нас может лично припомнить, как воспринимает мир ребенок в этом возрасте.
А вот интересно, как мы воспринимали окружающую действительность и переживали происходящие с нами события до этого? Ответ на этот вопрос пытается найти американский психолог Дэниэл Стерн в книге Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш.
В психологии стала почти аксиомой фраза "Все наши проблемы из детства". И чем более раннем детстве идет речь, тем глубже в бессознательном человека затаились корни наших проблем. Но не только проблем, но и корни наших достижений, корни нашего потенциала, корни нашей способности к удовольствию и счастью. Предлагаю цитату из книги, которая уже помогла многим родителям, психологам и педагогам составить ясное понимание о внутреннем мире ребенка от 0 до 4 лет.
Родители пытаются поставить себя на место своего малыша, действуют так, как будто имеют ясное представление о том, что же с ним происходит. А если не могут определить, что младенец переживает, то стараются догадаться, но их предположения неизбежно несут на себе печать того, как видят мир они сами. Например, плач вашего младенца вы воспринимаете как выражение недовольства или гнева, и в ответ вы, скорее всего, почувствуете себя в чем-то виноватым или разозлитесь. Если же в этом плаче вы услышите, что ребенку плохо, вы сможете откликнуться и помочь. Ваше понимание и большинство интерпретаций в значительной степени зависят от того, как реагировали на вас ваши родители, когда вы были ребёнком, как они истолковывали ваши чувства и поведение.
Ваша интерпретация поведения ребенка, являясь руководством к вашим дальнейшим действиям, одновременно помогает и ребенку ориентироваться в собственном опыте. Ведь он еще не знает, что чувствует, в чем причина беспокойства или радости, не знает даже, чего хочет, что его успокаивает или расстраивает. Все мотивы, желания и чувства младенца неопределенны и расплывчаты, и именно ваша интерпретация помогает ему разобраться в них и структурировать свой мир.
Сначала Джой в возрасте шести недель пребывает в первом своем мире — Мире Чувств, здесь все его впечатления скрепляет внутренний чувственный тон, сплетенная из ощущений и чувств «ткань»
опыта. Он имеет здесь дело не с причинами, фактами и объектами, но с непосредственной «сырой» реальностью собственных чувств. В четыре месяца он вступает в Мир Непосредственного Общения. Из этого мира, где имеет значение только «здесь и сейчас, между нами», он описывает в дневнике сложное и богатое деталями взаимодействие между ним и его мамой, фиксирует те тончайшие движения, жесты, взгляды, которыми они регулируют взаимные потоки чувств. Тем самым Джой вводит нас в «совместную игру», которая является фундаментом взаимодействий с другими на протяжении всей нашей жизни.
В двенадцать месяцев Джой открывает, что у него есть способность думать, и замечает эту особенность у других людей. В Мире Внутренней Жизни он начинает осознавать такие внутренние психические процессы, как свои желания и намерения. Он обнаруживает, что внутренний ландшафт представлений одного человека может пересекаться с ландшафтом другого: два человека могут думать об одном и том же или хотеть одну и ту же вещь, но этого может и не быть. Например, он понимает, что его мама знает не только о том, что он хочет печенье, но и о том, что и ему известно, что она знает о его желании.
Еще через полгода с лишним, в двадцать месяцев, Джой вводит нас в Мир Слов с его парадоксальными сочетаниями плюсов и минусов, преимуществ и неудобств. Он обнаруживает, что звуковые символы не только открывают новые просторы для воображения и общения, но одновременно что-то разрушают в его старых «доречевых мирах».
Наконец, к четырем годам, следует огромный скачок, и Джой уже сам может говорить о себе. Теперь он обладает способностью размышлять о том, что он переживает, придавать смысл своему опыту и может рассказать другим созданную им самим автобиографическую историю. Он вступает в Мир Историй.
Хотя мне и пришлось воспользоваться определенным языком для «озвучивания» Джоя, я старался, чтобы этот язык максимально отражал его восприятие мира. Например, в возрасте шести недель, Джой не использует личные местоимения — я, мне, она, ее, — поскольку он еще не различает себя и свою маму (или другого заботящегося о нем человека). Аналогично этому слова, связанные с чувством времени, тогда или после, появляются в дневнике, когда у Джоя уже есть некоторое представление о том, что одни события следуют за другими. Союз потому что начинает встречаться только тогда, когда у Джоя появляется чувство причинности.
По мере взросления Джой последовательно проходит через каждый из миров. Однако он никогда полностью не покидает предшествующие миры. Каждый новый мир не заменяет предыдущих, но обогащает и дополняет их. Так, когда Джой вступает в Мир Непосредственного Общения, этот мир не оттесняет в сторону Мир Чувств и не поглощает его целиком, но придает ему новое звучание. И, как в музыке, когда к первой ноте добавляется вторая, каждая из них начинает звучать по-новому, точно так же каждый новый мир, добавляясь к уже существующим, изменяет их.
Мы живем во всех этих мирах одновременно. Они накладываются друг на друга, но никогда не исчезают. Их взаимодействие порождает богатство человеческого опыта, что особенно заметно в Мире Историй. Таким образом, «Дневник младенца» описывает наше путешествие по мирам, которые открываются нам в раннем детстве и сопровождают нас всю жизнь.
В психологии существует другая аналогия: Каждый прожитый год - это новый этаж в здании человеческого опыта. С одной стороны, взгляд с высокого этажа помогает оценить окружающую действительность более широко. Те явления, которые раньше казались огромными, могут потерять свое значение на фоне более широкого взгляда на окружающий мир. А с другой стороны, строительство вышестоящих этажей напрямую зависит от строительства предыдущих. С третьей стороны, жизненный опыт состоит из доступности человеку всех его этажей, и у человека есть возможность вносить коррективы в постройку нижних этажей.
Книга "Дневник младенца" построена в виде рассказа от первого лица гипотетического младенца Джоя.
Давайте войдем в первый мир Джоя и вспомним то, что на самом деле мы никогда и не забывали. Представьте себе, что у вещей, которые вы видите, трогаете или слышите, нет ни названий, ни функций, и лишь с некоторыми из них связаны какие-то воспоминания. Джой воспринимает и переживает объекты главным образом как чувства, которые они в нем возбуждают. Он не воспринимает их ни в качестве объектов как таковых, ни с точки зрения того, что с ними делать или как они называются. Когда родители называют его «счастье мое», он не знает, что «счастье» — это относящееся к нему слово. Малыш даже не знает, что это звук и что он отличается от света или прикосновения. Однако он внимателен к тому, как этот звук струится и переливается. Он может ощущать этот звук плавным, гладким, успокаивающим; или же резким, возбуждающим, настораживающим. Всякий опыт обладает своим особым чувственным тоном — не только для младенцев, но и для взрослых. Но мы обращаем на это меньше внимания: в отличие от Джоя, наше чувство бытия сфокусировано уже на другом.
Преобладающие в вас настроение и энергия могут прийти изнутри и тем самым изменить, по-новому окрасить все, что вы видите. Причина вашего настроения может оказаться снаружи, и тогда это «внешнее» проникает внутрь, отзывается внутри вас. Различия между «внутри» и «снаружи» пока еще очень туманны и потому переживаются как два элемента единого непрерывного пространства. Будучи взрослыми, мы часто переживаем моменты, когда внутренний и внешний миры попеременно влияют друг на друга, или даже полностью сливаются друг с другом, свободно «перетекают» один в другой. Например, внутренний мир обращается во внешний, когда кто-то в вашем присутствии делает нечто отвратительное, и в этот момент кажется вам безобразным. Внешнее становится внутренним, когда во время прогулки ясным солнечным утром на душе неожиданно становится легко и радостно, а все тело как будто поет. У взрослых такое частичное отсутствие границ между внешним и внутренним бывает лишь кратковременным, для маленьких детей это нормальное состояние.
Человеческое «погодное явление» — это неповторимое мгновение движения чувств. Оно не похоже на неподвижную фотографию, так как обладает своей длительностью подобно аккорду, паре тактов или целой музыкальной фразе. Оно может длиться от доли секунды до нескольких секунд. В каждый отдельный краткий момент времени чувства Джоя изменяются вместе с восприятием, и каждый раз создается совершенно особая картина чувств в движении: внезапный всплеск интереса; поднимающаяся, а затем спадающая волна голода; приливы и отливы удовольствия. Джой Переживает жизнь как последовательность наплывающих друг на друга моментов.
Четыре эпизода первой части книги описывают моменты, последовательно происходящие утром одного дня, когда Джою было шесть недель, Сначала Джой смотрит на солнечный свет, падающий на стену его комнаты («Пятно солнечного света»). Затем он переводит взгляд на перекладинки своей кроватки и находящуюся за ними стену («Песни пространства»). Потом он чувствует голод и плачет («Буря Голода»), и, наконец, он накормлен («Буря голода затихает»). Подобно кадрам кинофильма, один момент может сменить другой, продолжить его, или оборвать, отделяясь от него ничем не заполненной паузой. Джою пока неясно, как после одного момента он оказывается в следующем, происходит ли что-то между ними и что именно. Его чувства все время сосредотачиваются на том или ином моменте, и каждый из них он переживает весьма интенсивно. Многие описанные моменты оказываются постоянно возвращающимися ситуациями его жизни.
Обязательно ознакомьтесь с избранными статьями о психологии детей и корнях детских причин проблем у взрослых.
© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
|