Главная » 2014 » Май » 26 » Иппотерапия. Что это такое и чем она полезна?
13:55
Иппотерапия. Что это такое и чем она полезна?

иппотерапия, летние лагеря, ВелегожЖивые существа рядом с нами, помимо многих других полезных действий, еще и играют огромную роль в обеспечении психологического комфорта людей. 

То, что животные способны оказывать положительное воздействие на здоровье человека, не является новостью. Есть даже официальное направление в психологии и медицине, которое называется анималотерапия и изучает, каким образом и какие животные нам помогают. Одно из направлений анималотерапии – это иппотерапия, то есть использование в качестве «лекарства» лошадей и верховой езды. 

Хотя этот метод остается у нас не очень известным, он не нов. Слово это произошло от греческого hippos – лошадь, и корни иппотерапии стоит искать в античной Греции. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ заметил влияние окружающей природы на человека и говорил о пользе лечебной верховой езды. Он же отмечал, что кроме общеукрепляющего эффекта наблюдается и психологический эффект подобных занятий и советовал ездить верхом меланхоликам, поскольку это освобождает человека от «темных мыслей» и вызывает «мысли веселые и ясные». 

Но основателем иппотерапии считается французский врач и психолог Ю. Лаллери, который использовал этот метод, чтобы помочь больным достичь двигательной и психической независимости и сделать человека способным самостоятельно преодолеть возникающие в его жизни проблемы. 

Иппотерапия поистине универсальна. Она позволяет и детям, и взрослым справиться с такими тяжелыми заболеваниями, как детский церебральный паралич, полиомиелит, поражение органов чувств, потеря слуха или зрения, рассеянный склероз, муковисцедоз, мышечная дистрофия, атаксия, афазия, с психическими заболеваниями, особенно шизофренией и эпилепсией, аутизмом. Помогает иппотерапия и при умственной отсталости, различных нарушениях социальной адаптации и поведенческих нарушениях, неврозах, психозах, задержке психического развития, используется она в послеоперационной реабилитации и во многих других случаях. 

Так каким же образом здесь удается достигать результатов, которые порой не под силу официальной медицине? Ученые установили, что успех иппотерапии связан с несколькими факторами.

Во-первых, лошадь восприимчива ко многим эмоциональным реакциям человека. Для нее не столь важны слова, сколько интонация, с которой они произносятся. У этого животного хорошая память, оно способно вырабатывать привычку. Ее поведение достаточно предсказуемо. Следовательно, она может давать ощущение стабильности, а это ощущение – основа для снятия страхов у детей. 

Во-вторых, важную роль играет доверие. Доверяя лошади, всадник полагается на то, что она справится с теми изменениями в среде, с которыми он сам пока справиться не в состоянии. А через доверие к лошади возникает и доверие к окружающим людям. 

В-третьих, человек, скачущий на лошади, попадает как бы в другую систему координат: ему все время приходится искать равновесие. Примерно так же, как он это делал, когда учился держать голову, сидеть, стоять, ходить. Лошадь становится его проводником в поисках чувства равновесия в изменяющихся условиях. Можно предположить, что нечто похожее происходит с только что родившимся ребенком, попадающим в совершенно новую среду. Тогда самым надежным проводником для него была мама. 

В-четвертых, взаимодействие всадника с лошадью позволяет снять у ребенка неловкость, связанную с характером заболевания (аутизм, детский церебральный паралич). Все движения становятся адекватными, нужными. Таким образом, у ребенка проходит страх перед своей неуклюжестью и, как следствие, уменьшается мышечное напряжение. 

В-пятых, иппотерапия обеспечивает развитие собственной значимости и силы, когда пациент с ограниченными физическими возможностями избавляется от механической поддержки инвалидного кресла или костылей и способен передвигаться на мощном животном, управлять им. Кроме того, положение верхом на лошади оказывается выигрышным: «Я наверху, они внизу». Поэтому именно лошади используются для повышения самооценки людей и снятия депрессивного фона настроения. 

В-шестых, верховая езда вызывает у всадника, да и у любого человека, просто находящегося рядом с лошадью, массу эмоций, ощущений, переживаний. Дети с восторгом рассказывают друзьям о своих любимцах, с удовольствием рисуют их. Все это говорит о большой значимости лошади в их жизни. 

Еще одна из возможностей, предоставляемых иппотерапией – это возможность практиковаться в фокусировке внимания и социальном взаимодействии. В США, например, контакты с лошадью используются для социализации, адаптации в обществе замкнутых, стеснительных и аутичных детей. 

Иппотерапия способствует и развитию памяти, внимания, мышления. Необходимость постоянной концентрации внимания при верховой езде, сосредоточенности, максимально возможной собранности и самоорганизации, потребность запоминать и планировать последовательность действий активизирует психические процессы. 

Всемирная Организация Здравоохранения давно признала, что иппотерапия действительно облегчает жизнь и детям-инвалидам, и их родителям. Потому, что является, наверное, единственным видом лечения, когда пациент может и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероятность возникновения сопротивления. Потому, что физическое ощущение себя над землей создает эффект победителя. А также потому, что происходит естественный массаж тела и положительно сказываются подобранные невропатологом упражнения. Кроме того, этот метод – безмедикаментозный, он не имеет побочных эффектов. Но важнейшим элементом иппотерапии, из-за которого ее эффективность в ряде случаев значительно выше других форм терапии – это сильная мотивация человека к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью. 

Разумеется, это не панацея от всех болезней. Существуют и противопоказания, хотя их перечень незначителен и касается, в основном, острого периода течения любого заболевания. Абсолютными противопоказаниями являются гемофилия, ломкость костей и заболевания почек. Все остальные относительны: можно заниматься даже при аллергии на лошадиную шерсть. 

С конца 50-х годов иппотерапия начала свое триумфальное шествие по миру, и сейчас в 45 государствах Европы и Северной Америки созданы центры лечебной верховой езды, предлагающие реабилитацию с помощью лошадей для клиентов всех возрастов, страдающих самыми различными заболеваниями. Причем в Нидерландах, Швеции и Великобритании этот метод находится под покровительством королевских семей, и они гордятся тем, что возвели это в ранг дела государственной важности. Только в Польше создано около 30 подобных центров, а значит, эффективность этого метода получила необходимое подтверждение, и он, как и многие другие, безусловно имеет право на жизнь.

Читайте и другую статью про иппотерапию по ссылке.

Просмотров: 9131 | Добавил: heatpsy | Теги: иппотерапия | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 37« 1 2 3 4 »
avatar
0
15 heatpsy • 20:11, 10.06.2014
Помимо развития в сфере психологии, я могу гордиться и тем, что неплохо ориентируюсь в иппотерапии. Итак, что же собой представляет иппотерапевт Поздняков Василий:

Образование:
* Университет Российской Академии Образования, квалификация:Психолог. Преподаватель психологии по специальности "Психология"(1997 – 2003)
* Российский Университет Дружбы Народов, Факультет Повышения Квалификации Медицинских Работников, курс "Актуальные вопросы реабилитации пациентов с ограниченными возможностями на базе ЛВЕ и ИКС" (12 -26 мая 2003)

Участие в семинарах:
* "Лечебная вольтижировка" (7 – 10 сентября 1999)
* "Применение лечебной верховой езды в работепсихиатров и психологов с детьми и взрослыми имеющими особенности развития" (4 – 8 октября 1999)
* "Особая роль лечебной верховой езды в терапииневрологических и познавательных нарушений" (3 – 5 сентября 2000)
* Смолянинов А.Г., Кинезитерапия детского церебральногопаралича. 2005
* Участие в IV МЕЖДУНАРОДНОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙИППОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ 18-20 декабря 2005

Опыт работы: Опыт работы с лошадьми: с 1994 – 2008
Опыт работы иппотерапевтом и инструктором Лечебной Верховой Езды: с 2000 – 2008
avatar
0
14 heatpsy • 10:26, 09.06.2014
Велико воздействие этого прекрасного животного и на психо-эмоциональную сферу человека. Рассмотрим это влияние на ребенке с диагнозом аутизм, так как это одна из распространенных патологий, с которыми мы занимаемся. Краткая характеристика аутиста: необщителен, замкнут, невнимателен, избегает физических контактов (рукопожатий, похлопываний), боится всего нового. Результатом такого поведения является плохая обучаемость, отказ от получения новых знаний, а следствием - задержка в развитии и формирование вторичной умственной отсталости, т.е. ребенок не приобретает даже тех знаний и навыков, которые его мозг в состоянии усвоить. Создать новый метод обучения помогла лошадь. Несмотря на то, что аутичные дети плохо контактируют с людьми, они могут с интересом общаться с лошадью. Возможность сесть на нее верхом, приятные ощущения от поглаживания теплой морды, гривы и тела - все это помогает установить контакт ребенка и животного. С этого момента начинается процесс обучения - получение новой информации через зрение, слух, тактильные ощущения и проявление ответных положительных эмоций. Задача инструктора, который в этот момент находится рядом, - установить контакт с человеком посредством лошади. Просьба погладить, почистить или покормить коня воспринимается детьми не как задание, а как возможность получить приятные ощущения. Постепенно, через несколько занятий, подопечные начинают доверять инструктору, так как все его предложения позитивны и приятны. В дальнейшем упражнения усложняются, но дети видят в этом лишь продолжение игры, а не урок с преподавателем. Родители отмечают, что многие физические упражнения, которые дети отказываются выполнять на уроке физкультуры в школе, на лошади они делают с большим удовольствием. Таким образом, результат достигнут: занимаясь верховой ездой, наш подопечный уже не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром. Он вышел из информационного вакуума, покинул свой маленький закрытый мирок и готов к общению и обучению.

Следующий этап - групповые занятия, на которых ребята взаимодействуют друг с другом, участвуют в играх и выполняют сложные упражнения совместно. Для развития памяти, например, хорошо проводить конкурсы по запоминанию частей амуниции или строения лошади. Для развития зрительной памяти и ориентации в пространстве - езда с закрытыми глазами. Для развития слуха - езда на звук колокольчика. Для развития мелкой моторики (пальцы, кисти рук) -занятия с мешочками с разными наполнителями (овес, песок, опилки, семена).

Инструктор по иппотерапии (лечебной верховой езде) должен быть хорошим педагогом, психологом, знать основы медицины, уметь ездить верхом, быть физически подготовленным и пройти курс специального обучения. Кроме того, это должен быть человек творческий, отзывчивый, так как любое занятие не похоже на предыдущее.
avatar
0
13 heatpsy • 10:24, 09.06.2014
В чем же уникальность и высокая эффективность использования лошади при лечении ряда заболеваний у детей?

Для ребят, которые уже начали заниматься, ответ очевиден: конь берет хлеб из рук, шевелит ушами, иногда ржет и всегда нежно тычется мордой в протянутую ладонь. На лошади можно быстро ехать, а еще она теплая и мягкая на ощупь. И еще много чего...

Специалистов и родителей такие доводы не убеждают, поэтому расскажем об иппотерапии подробнее. К настоящему времени рассмотрены все возможные факторы влияния движущейся лошади на организм всадника, и ученые пришли к выводу, что перечень заболеваний, при которых можно использовать лошадь, очень велик. Так, иппотерапия применима в качестве средства восстановления организма после болезни, для коррекции пораженных или не развитых групп мышц, позитивного воздействия на психику человека, улучшения сердечной деятельности, регулирования обмена веществ и др.

В качестве примеров рассмотрим детей с диагнозами, наиболее часто встречающимися в нашей практике - детский церебральный паралич (ДЦП) и аутизм. При езде на лошади мышцы спины животного, совершая трехмерные движения, массируют мышцы ног ребенка - внутреннюю сторону бедер, икроножные мышцы, голеностоп, паховую область. Всадник, пытаясь принять на лошади более надежную и удобную посадку, вынужден плотнее прижимать ноги к лошади, что увеличивает силу воздействия на его мышцы.

При сильном спастическом сведении ног дети часто не в состоянии сесть на лошадь глубоко, поэтому занятия начинают как бы полулежа, откинувшись назад и разместив ноги ближе к шее лошади. Такое положение удобно для ног, но неудобно для всадника в целом. Постепенно ребенок старается сесть прямо, так как только в этом случае сможет самостоятельно держаться на лошади. В этом случае ему приходится опускать ноги ниже. Шея плавно переходит в тело лошади, постепенно увеличиваясь, таким образом, нагрузка на внутреннюю сторону бедер растет постепенно, и инструктору легко регулировать ее, в зависимости от реакции ребенка. Всадник, самостоятельно изменяя свое положение и постепенно выпрямляясь, стремится глубже сесть на лошадь, что является одним из важнейших принципов иппотерапии как метода физической реабилитации детей с ограниченными возможностями. Ребенок сам стремится преодолеть недуг и видит результаты своей борьбы: становится удобней сидеть, появляется возможность управлять лошадью.

Кроме массажа ног и сильной внутренней мотивации к занятиям, присутствуют еще два фактора, способствующих уменьшению спастики. Во-первых, это тепло, так как температура тела лошади на 2-3 градуса выше температуры человеческого тела. Во-вторых, это отсутствие внутреннего напряжения, которое иногда присутствует у ребенка при врачебном массаже, так как в этом случае врач-массажист регулирует нагрузку на мышцы, а на лошади ребенок выбирает нагрузку самостоятельно: она растет медленно, плавно и постоянно. Одновременно с расслаблением ног идет укрепление мышц спины и их гармонизация. Для сохранения равновесия на лошади необходима прямая посадка, наклон в любую сторону ведет к сползанию в этом направлении. Таким образом, при движении мышцы, которые развиты слабо, формируются и укрепляются, а мышцы закрепощенные - расслабляются. Иппотерапия тем и уникальна, что нагрузка одних мышц и расслабление других идет одновременно.
avatar
0
12 heatpsy • 10:16, 09.06.2014
Как это часто бывает, когда люди замечают положительное влияние чего-либо, за дело берется наука (и различные науки) с целью объяснить механизм этого воздействия. Например, в западной науке известны десятки влияющих факторов, задействованных в процессе иппотерапии.
Так как в России иппотерапия развивается с 1991 года, то все эти факторы достаточно известны и описаны в литературе.

( Свернуть )
Но, например, в восточных странах появляются труды, описывающие механизм воздействия иппотерапии через понятие чакр. (Да просто потому, что у них все методы оздоровления человека описываются через чакры) Никакой мистики, это вполне официальная восточная наука.

Так вот, в данной системе эффект иппотерапии объясняется ее воздействием на первую чакру, находящуюся в тазе (кто имел опыт верховой езды, поймет, о чем речь). А первая чакра - основа основ нашего телесного существования.

Первая чакра управляет физическим телом, отвечая за размножение, здоровье или болезнь, силу или слабость, способность тела нести нас по жизни, добывать всё необходимое, выживать. Большую часть времени для человечества на нашей планете первая чакра была основополагающей, особенно до зарождения цивилизации, когда главными вопросами были пища, секс и убежище. 

Она как раз отвечает за наличие жизненной силы в человеке. И дальше можно очень плодотворно развивать эту тему в разрезе коррекции здоровья человека в терминах чакр.
avatar
0
11 heatpsy • 18:33, 08.06.2014
В России реабилитация с помощью лошадей, или иппотерапия пока не признана как официальная методика, но, тем не менее, она существует во всех крупных городах и достаточно популярна. А популярность ее обусловлена ее высочайшей эффективностью. В странах Западной Европы и Латинской Америки иппотерапия уже давно признана официальной медициной и психологией и находит широкое применение. 

Иппотерапия зачастую гораздо эффективнее, чем другие методы реабилитации благодаря тому, что лошади обладают огромным количеством уникальных качеств, которые делают их идеальными помощниками человека в борьбе с недугом. 
Лошади все равно, как вы выглядите, сколько денег зарабатываете и чего добились в жизни. Ей неважно, можете ли вы бегать и играть в шахматы, какая у вас внешность и каких религиозных и политических установок вы придерживаетесь. Но ей далеко не безразлично, как вы к ней относитесь. Лошади – поразительные психологи, они воспринимают все эмоциональные реакции человека и знают его лучше, чем он сам. И самое главное – они сразу же отвечают добром на добро. Они дают то, что не всегда могут дать люди – безусловную любовь и принятие. 
Поведение лошади достаточно предсказуемо, а значит, она дает ощущение стабильности, что в свою очередь способствует снятию страхов у детей. А когда исчезает страх – появляется доверие. Сначала к лошади, а потом – и к окружающим людям. 
Очень важное отличие иппотерапии от любого другого метода реабилитации – то, что она вызывает массу положительных эмоций. Дети с восторгом рассказывают о своих лошадях и с удовольствием рисуют их. Ребенок просто не догадывается о том, что лечится. Для него это в первую очередь – веселая и интересная игра. Кстати, все упражнения обязательно проводятся в форме игры. Игры могут быть разными: народные, с предметами, групповые (в которых дети учатся взаимодействовать, в том числе и друг с другом). Важнейшим же элементом иппотерапии является сильнейшая мотивация человека к занятиям, желание заниматься и общаться с лошадью.
Лошадь – это уникальный и эффективный биомеханический тренажер, а иппотерапия создает базу для формирования правильного двигательного акта. Она позволяет нормализовать патологический тонус мышц, увеличить их силу и работоспособность и погасить патологическую рефлекторную активность, позволяет задействовать все группы мышц. 

Эффективность иппотерапии признал и российский профессор Л.М.Рошаль, сказав: «Иппотерапия и верховая езда часто являются для пациентов уникальными методами реабилитации». Многочисленные исследования за рубежом, в том числе и в России, доказали, что данный метод, разумеется, если его применяют специалисты (врачи, психологи, педагоги), способен существенно облегчить жизнь детям-инвалидам и их родителям. Это же признала и Всемирная организация здравоохранения. Инвалидный конный спорт включен в программу специальной олимпиады и паролимпийских игр
avatar
0
10 heatpsy • 18:54, 06.06.2014
Иппотерапия у детей с Задержкой психического развития 

Для детей с задержкой психического развития, интеллектуальное развитие которых снижено и не соответствует возрасту, верховая езда - это шанс обрести веру в себя. И, несмотря на то, что часто эти дети неуклюжи, понимание сложных инструкций у них нарушено и отсутствует чувство опасности, они могут и хотят ездить на лошади, постепенно приближаясь в этом виде спорта к уровню нормального ребенка. 

Умственно отсталые дети и подростки испытывают наибольшие затруднения в понимании причинно-следственных отношений, их мышление конкретно, им крайне сложно перенести усвоенный опыт решения задачи в новые условия, они плохо понимают речь окружающих. Конечно, в обычной жизни их не привлекают к участию в спортивных играх, состязаниях; вся их жизнь сопровождается тяжелым ощущением неполноценности. Верховая езда в какой-то мере компенсирует эту ситуацию, дает им возможность добиваться успехов, подружиться с доброй, отзывчивой на ласку лошадью, причем речевое общение для этой дружбы не нужно. Социальные аспекты верховой езды представляют огромные возможности для воспитания и закрепления хороших манер, учат слушаться инструктора, употреблять для общения речь, побеждать и проигрывать.
avatar
0
9 heatpsy • 17:50, 05.06.2014
Иппотерапия при ДЦП.
Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, связанное с поражением головного мозга, развивающееся в результате травматического воздействия на нервные клетки (нейроны). Причины возникновения ДЦП разнообразны. Типичным для данного заболевания является изменение мышечного тонуса, приводящее к нарушениям координации в работе мышечной системы больного ребенка, нарушениям осанки и в дальнейшем формированию контрактур суставов, сколиоза. 

Под повышением мышечного тонуса понимают такое состояние мышц, когда они плотные на ощупь в покое и оказывают сопротивление при выполнении пассивных движений. Повышение мышечного тонуса у больных ДЦП отмечается в группах мышц, осуществляющих как сгибание, так и разгибание конечностей. Возникает определенное ограничение подвижности в суставах. При попытке совершить конечностью какое-либо целенаправленное движение, одновременно сокращаются несколько мышц, и в конечности непроизвольно возникает другое движение. 

Все это затрудняет выполнение сложных движений, что приводит к нарушениям социализации больных ДЦП, ухудшению качества их жизни. 

У детей с ДЦП развитие двигательных навыков чаще всего останавливается на стадии 2-5 месячного здорового ребенка. Поэтому даже у больных старшего возраста отсутствует опыт движений, необходимых для правильной ходьбы, навыков бега, прыжков. В тяжелых случаях такие дети не ходят или передвигаются на носках, скрещивая ноги, выполняя хаотичные, непроизвольные движения. Больные ДЦП часто страдают эпилептическими приступами, отмечается задержка умственного развития. 
В настоящее время выделяют формы заболевания, при которых нарушения движений и повышение мышечного тонуса проявляются во всех четырех конечностях ( тетрапарез, диплегия) или с одной стороны тела (гемипарез), или наоборот, отмечается выраженная мышечная слабость (атония). 
Существует также форма ДЦП, при которой двигательные расстройства проявляются в виде насильственных, плохо управляемых движений (гиперкинезов) в конечностях и туловище. 
Основными проблемами у больных ДЦП являются сложности с поддержанием равновесия, выполнением целенаправленных действий, а также с произвольными движениями в пораженных конечностях. 
В настоящее время существуют различные способы реабилитации больных с данным заболеванием. Кроме занятий лечебной физкультурой, курсов массажа, различных физиотерапевтических процедур, перспективным является применение гимнастического комплекса упражнений в бассейне, лечение лекарственным средством, содержащим ботулиновый токсин (препарат Botox), комплексная лазеротерапия, хирургическая коррекция. Однако все эти методики позволяют уменьшить мышечный тонус, увеличить объем пассивных движений, но не помогают приобрести новые активные двигательные навыки. Такими возможностями обладает верховая езда на лошади. Именно многогранность воздействия, одновременного сочетания повторяющихся разнонаправленных движений тела, легкого массажа внутренней поверхности ног, позитивного психотерапевтического эффекта от общения больного ребенка с лошадью определяют уникальность иппотерапии. 

Общий принцип устранения нарушений при ДЦП состоит в том, что в начале пассивно, а затем пассивно-активно отдельным частям тела пациента придаются положения, противоположные существующим установкам. Важно разрушить механизмы непроизвольного, одновременного движения в пораженной и здоровой конечностях, характерные для заболевания. 
Идущая лошадь передает всаднику более ста разнообразных движений. Преимущество иппотерапии заключается в возможности многократного повторения всех этих движений, при этом удается избежать монотонности, как при занятиях на тренажере - лошадь не может надоесть. Повторяющиеся колебательные движения тела носят диагональный характер, в виде чередующихся растягивания, сжимания, вращения отдельных частей тела. 
Разнонаправленные действия всадника, выполняемые на лошади, помогают ему осознать движение, научиться регулировать мышечный тонус и приобрести необходимые двигательные навыки. 
Выполнение упражнений, направленных на выпрямление туловища, позволяет осуществить коррекцию равновесия и двигательной активности в соответствии с физиологическим развитием. 
Залогом уверенной посадки на лошади является расслабленное положение всадника, позволяющее правильно реагировать на все движения животного. На занятиях больные ДЦП учатся расслабляться, что способствует в конечном итоге уменьшению тонуса мышц.
avatar
0
8 heatpsy • 09:11, 05.06.2014
Этот метод имеет свои особенности. Можно назвать два основных фактора воздействия иппотерапии на занимающихся: это эмоциональная связь с животным и достаточно жесткие, требующие активной мобилизации физических и психических усилий условия езды на лошади. Именно их сочетание и создает уникальную терапевтическую ситуацию, присущую исключительно этому методу. К наиболее важным терапевтическим факторам иппотерапии относятся: комплексная активизация и мобилизация организма – физическая и психологическая. Характерной особенностью данного метода реабилитации является то, что занятия иппотерапией, проходящие в эмоциональной насыщенной атмосфере сопровождаются, как правило, общим подъемом активности занимающихся, повышением настроения, психического статуса. 

В то же время иппотерапия является, наверное, единственным видом лечения, когда пациент может и не догадываться о том, что лечится, в результате чего снижается вероятность возникновения сопротивления и, следовательно, значительно ускоряется весь процесс психотерапии.
avatar
0
7 heatpsy • 19:32, 04.06.2014
А. Атмаджан отмечает, что использование метода иппотерапии в реабилитации лиц, страдающих различными видами нарушений умственного развития, дает положительные результаты: 
1. Облегчает снятие заторможенности. 
2. Уменьшает чувство тревоги 
3. Организует адаптацию к реальному пространству и времени. 
4. Способствует достижению самостоятельности.
avatar
0
6 heatpsy • 14:18, 02.06.2014

При верховой езде у седока задействованы практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи пораженными.

Иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от заболевания и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так при лечении неврозов, ДЦП, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатита и т.д. ведущим фактором воздействия оказывается биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов т.к. иппотерапия - это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося.

Влияние биомеханического фактора обусловлено следующими моментами: влияние колебаний возникающих и идущих от спины движущейся лошади в 3-х взаимоперпендикулярных плоскостях. Эти колебания имеют среднюю амплитуду и навязываются больному, будучи разными при различных аллюрах.

Эти ритмичные колебания вызывают поочередное напряжение и  относительное расслабление мышц туловища, что обуславливает удержание тела больного на лошади во время ее движения.

Биомеханический фактор способствует созданию у больных новых рефлексов, развитию равновесия, координации движений. Развитие равновесия сопровождается в человеческом организме развитием симметрий, а именно симметричного развития мышц туловища, конечностей, суставно-связочного аппарата, т.е. всего опорно-двигательного аппарата, а также симметричных внутренних органов. В то же время, выработка баланса всадника на лошади, на разных аллюрах, способствует возникновению и закреплению новых условных и безусловных рефлексов. Все это вместе взятое способствует формированию нового двигательного навыка. Кроме того, развитие равновесия играет решающую роль при лечении некоторых форм сколиоза (нефиксированных), начальных формах остеохондроза (дискоз), при асимметричных конечностях и асимметрично развившимися, в связи с этим мышцами, что чревато многими неприятными последствиями в состоянии здоровья, а также с асимметричным гипертонусом отдельных групп мышц при ДЦП и других подобных нарушениях.
1-10 11-20 21-30 31-35
ComForm">
avatar