Главная » 2015 » Декабрь » 16 » Все о мазохизме. Серия психологических публикаций об извращениях
19:29
Все о мазохизме. Серия психологических публикаций об извращениях
В рамках проекта по переносу своих статей со старого сайта love-psy, размещаю здесь этот материал от 29 июля 2012 года

Что такое мазохизм, и откуда он берется?

"Ибо унижение - это путь к смирению". Св. Бернар из Клерво.

Цитаты из книги: Мазохизм / Лин Коуэн (президент Межрегионального общества юнгианских аналитиков, профессор в Центре обучения практической психологии).
Даю краткое описание механизма возникновение склонности к мазохизму: в детстве ребенок обладает способностью к полноте жизни, жизни на 100% человеческих эмоциональных возможностей, способности к удовольствию и ощущению радости. Вполне естественно, что любому ребенку взрослые ставят ограничения, запреты. Это сопровождается наказаниями: словом и делом. Путем целой череды таких мероприятий ребенок учится "владеть собой", подгоняя себя под социально желаемое поведение, но в то же время подавляя свою негативную реакцию на такое обращение с собой. Это подавление своих чувств влечет ограничение способности испытывать полноту жизни (и радость, ощущение безграничного счастья)… Далее следует долгая цепь развития и миллиарды вариантов различных связей в сознании, выводов, которые делает ребенок, способов его что-то сделать со своими проблемами… Но общей нитью будет проходить то, что во взрослом состоянии человек (чаще или реже, сильнее или слабее) будет испытывать ощущение непонятной внутренней пустоты, беспокойства и тревоги. Они являются следствием неспособности жить на 100% (в плане чувств и эмоций).
И понятным образом, утраченная способность к полноте жизни будет связана с моментами унижения, стыда, подчинения и даже физической боли. Проигрывая такие эпизоды в игровой форме, либо в житейских ситуациях, человек на некоторое время заглядывает за (теперь уже) привычное для него состояние.
Отсюда непреодолимая тоска, которая находит хоть какой-то выход лишь в процессе реализации сценариев, которые общество считает извращенными.
Есть разница между: 1.обычными людьми, которые могут жить, не обращая (или почти не обращая) внимания на свои извращенные желания, и 2.теми, кто не может жить, не реализовывая свои наклонности в той или иной форме (даже несмотря на запреты и порицание общества). Она в том, насколько сильными, длительными и болезненными были фрустрирующие ситуации в детстве, насколько эти ситуации компенсировались полученной в детстве любовью и заботой, насколько не исчерпан еще у данного взрослого резерв подавления своей эмоциональной жизни. И еще много факторов, которые слишком индивидуальны, чтобы кратко и понятно об этом сказать. Итак, читаем, кому интересно:


* Мазохизм... Упоминание о мазохизме чаще всего вызывает у собеседника странную улыбку. В его неодобрительном брюзжании слышится эхо неудовлетворенного аппетита. За гримасой отвращения скрывается вывернутая наизнанку улыбка ожидания. Что лежит в основе такого влечения-отвращения? Что в этом явлении привлекает обостренное внимание и вызывает противоречивое отношение?

* Переживания, объединенные общим понятием "мазохизм", весьма разнообразны: от наслаждения/боли до раскрепощенной сексуальной активности с применением цепей и кожаных ремней для сокрытия эмоциональной боли, которая настигает нас почти ежедневно и дает нам ощущение удовлетворения. В более широком смысле этого понятия к мазохистам относятся не только приверженцы рабской покорности и дисциплины, но и люди, которые провоцируют и поддерживают отношения, приносящие им боль, не испытывая явного удовольствия, которые просто не знают, как эти отношения прекратить. Ревнивые любовники, брошенные возлюбленные, сексуально раскрепощенные и сексуально зависимые - каждый из них совершает мазохистские поступки. Повсюду мы видим торопливых служащих, обойденных вниманием супругов, не оцененных по достоинству предприимчивых дельцов, чувствующих, что над ними совершается насилие.

* Чтобы дать о себе знать, мазохисту совершенно не нужно быть кровожадным и вопиюще вульгарным. Он наделен весьма ощутимым элементом человечности - классической формой нормы, т. е. чем-то "среднестатистическим". Все мы в среднем ежедневно ходим на работу, стоически выдерживаем давление некомпетентного менеджмента, инфляцию, налоги, скуку и сбои в работе компьютеров. По правде говоря, в среднем у нас крайне постыдные сексуальные мазохистские фантазии, которые, как правило, не реализуются в постели. Мы в среднем обычно лелеем тайные, но скромные амбиции, планы, надежды, которые почему-то никогда не становятся реальностью, а вместо этого оборачиваются болезненными воспоминаниями и горькими разочарованиями.

* Мазохизм всегда считался крайностью. Согласно общим представлениям, мазохисты – это экстремисты и маргиналы. Если эксцентричные мазохисты будут говорить о себе в среднем, находящийся внутри каждого из них индивидуалист будет чувствовать себя оскорбленным. Мы относимся к мазохистам так же, как к преступникам и умственно отсталым, т. е. к людям, находящимся на краю той туманной области, которая называется психопатологией.

Мазохизм - прежде, чем все остальное, - неотъемлемая реальность. Это - не абсолютное извращение, не ущербность, не отклонение от нормы, а сущность: отражение души во время ее мучительных страданий в такие моменты, которые невозможно описать словами. Это время испытания утонченной боли, наступающей смерти, нашествия жутких образов, невыносимой страсти, воспламеняющей и тело, и душу. Появление этой книги - по существу следствие "странной необходимости".

* "Психопатология" - это не только синоним "болезни" с медицинской точки зрения и не "грех" с точки зрения религии. Эти понятия затушевывают наше представление о том, что могла бы выразить психика через свою патологию, они не позволяют признать, что патологизация - одно из характерных проявлений души. А между тем анализ составных частей слова "психопатология" выявляет его изначальное значение: смысл (logos) страданий (pathos) души (psyche). Джеймс Хиллман искусно перевернул это в "выстраданный душой смысл". Посредством своей "психопатологии" душа говорит о своем состоянии и, возможно, о своих намерениях через симптомы, сновидения, фантазии и поведение; она делает это и в индивидуальном, и в социальном контексте.

* Все, что мы называем сексуальным мазохизмом, моральным мазохизмом, религиозным мазохизмом, - это метафоры, через которые психика сообщает о своих страданиях и своей страсти. Они представляют собой некие скрытые "сосуды", "кулисы" или контексты, позволяющие осознать психологию мазохизма.

* Единственного однозначного понимания мазохизма просто не существует, даже если мы переживаем его индивидуально и в особых случаях. Как метафора мазохизм не поддается никакому строгому определению; как психологическое переживание он парадоксален по своей сути. Каждый психический образ неоднозначен по содержанию и амбивалентен в своей ценности: как архетипический феномен мазохизм - один из способов восприятия глубины психической жизни. Уходя своими корнями в воображение, он выражается в метафорах, в сходстве способов души любить и страдать.

* Утверждение, что мазохизм - это состояние сексуального возбуждения, в котором удовлетворение может быть достигнуто только после наказания, практически стало догмой в психоаналитической мысли. Фрейд считал, что в основе этого феномена лежит "бессознательное чувство вины", вызывающее "потребность в наказании некоей родительской властью", сексуализация морали и регрессия, обращенная от морали к эдипову комплексу. Мазохизм порождает "соблазн греховных действий", которые впоследствии должны быть искуплены упреками садистской совести... или наказаны великой родительской волей Рока". Короче говоря, садистскому Сверх-Я либо нужно заплатить, либо его нужно подкупить; платой является наказание, вознаграждением - удовлетворение.

* Независимо от того, включает оно или нет физическую боль, столь желанное для мазохиста наказание само по себе вызывает у него наслаждение. Наказание в сочетании с удовлетворением доставляет удовольствие - и унижение. Приступ мазохизма может быть похож на психический оргазм, насильственную, полную экстаза потерю контроля. Как правило, мазохистское наслаждение длится дольше: минуты, часы или даже дни. В течение всего этого времени мы не отвергаем боль; по существу, мы почти что хотим продолжать оставаться в ее объятиях, даже если не можем ее выдержать. Когда мазохизм становится центром и смыслом жизни - т. е. "ядерным комплексом", - можно сказать, что приступ мазохизма распространяется на всю жизнь.

* Признание ценности и смысла желания переживать унижение противоречит основной, преобладающей в психологии установке. Независимо от научной школы или терапевтического подхода главное стремление современной теории и практики было направлено в область эго-психологии. В соответствии с ценностями психотерапии она в основном ставила перед собой цель создания сильного, выносливого, рационального Эго, самостоятельно решающего проблемы.

* Но если Эго находит решения неразрешимых проблем, которые осознает и формулирует, фактически это означает предательство глубинной части души и задаваемых ею вопросов о всеобщем смысле. Когда в глубинной психологии осуществляется движение в область мифов, фантазии о "проблемах" и "решениях" не имеют существенной важности. Существуют конфликты, потребности, страсти, но только как картины или внешние сценарии. В мифе душа изображает сама себя, и в каждом портрете есть все, что нужно.

* Современная терапия начинается с Эго - как в интерпретации сновидений, так и в понимании шизофрении - и на Эго заканчивается. При переходе от слабости к силе Эго совершает небольшой круг. Этот порочный круг может послужить причиной неудовлетворенности, которую многие люди ощущают спустя недели, месяцы и даже годы после начала психотерапии. Создание сильного Эго - это лишь этап восхождения на гору, покорение ее вершины; однако внизу всегда раздается тихий, спокойный голос, повторяющий когда-то звучавший вопрос Бетти Фридан: "Неужели это все?"…

* В современной психологии в значительной мере доминировал архетип героя, основной установкой и целью жизни которого являлось "героическое сознание". Именно этот архетипический паттерн проявляется в "чувстве независимости, силы и достижения успеха, в стремлении действовать решительно, справляться с трудностями, строить планы, быть добродетельным, победить в себе животную сущность, а также в психопатологии борьбы, доминирующей маскулинности и одностороннего мышления". Множество понятий в словаре современного психотерапевта имеет прямое отношение к описанию героических сражений: так, мы говорим о "конфронтации", "защитном механизме", "приступе тревоги", "распределении и мобилизации ресурсов" ("соединении их вместе"), "уединении" и "регрессии" ("отступлении"), "продвижении вперед" (личностном развитии и элементах прогресса) и о "поражении".

* Сфера Эго - сфера личных интересов, т. е. человек в первую очередь заботится о себе сам. Его психология направлена на то, чтобы очертить свое личностное пространство, брать на себя ответственность, "обладать" тем, что внутри, совершать выбор, самоутверждаться. Мы поддерживаем себя и боремся с собой, наше Эго принимает и наносит "удары", пытается обладать хорошим самоощущением и героически сражаться за то, чтобы "стать хозяином собственной жизни", словно этот контроль над своей жизнью можно завоевать титаническими усилиями, отобрав его у Судьбы, Бога или правительства. Именно Эго полагает, что с помощью этих титанических усилий появляется возможность избавиться от индивидуальной вины и личных неудач. Именно Эго уверено в том, что усиление контроля даст нам Прометееву отвагу подняться на вершину переживания, а не опуститься на самые его глубины.

* Вместе с тем существует такая опустошенность, которую не смогли заполнить никакое разнообразие и никакая уверенность. По-видимому, "Я-поколение" знает, что ему чего-то не хватает.

* Мы забываем о том, что нам необходимо учиться пассивности не меньше, чем уверенности в себе. Психика одновременно является обезличенной ("не-Я") и трансперсональной ("больше чем Я"). Эго не может выражать глубинное ощущение неудовлетворенности, пока не обратится к основе, основанию и основательности, а также пока не спустится на уровень коллективной жизни, существующий отдельно от его избирательного внимания.

* Мазохизм - это фантазия о том, чтобы быть битым, а не избитым, об удовольствии от ощущения себя плохим, от полного осознанного отречения от контроля.

* Часто мазохист обладает отнюдь не низким социальным статусом. Фактически имеет место прямо противоположное. По социальным меркам мазохисты чаще всего значительно более успешны: в профессиональной, сексуальной, эмоциональной и культурной сфере независимо от того, состоят они в браке или нет.

* Зачастую это люди, обладающие поразительной силой личности, сильным "уравновешенным Эго" и этическим чувством личной ответственности. Возможно, само присутствие этих качеств делает их мазохизм понятным и необходимым. У таких людей заметно проявляется ощущение дискомфорта, вызванное успешностью в их собственном представлении. Мазохизм, сочетающий в одном переживании унижение и удовольствие, создает амбивалентность и тем самым позволяет избежать односторонней установки - слишком большой уверенности в своей компетентности и слишком большой надежды на свои способности.

* Пока мазохизм воспринимается как некое отклонение, он будет неизбежно возбуждать наше любопытство. Это любопытство может подготовить нас к погружению в глубинные и совершенно непостижимые таинства души. В процессе терапии трудно развить в себе бережное отношение и внимание к мазохистской части личности, к такому "извращенному" желанию быть уязвленным и униженным и в известной мере получать от этого наслаждение. Вместе с тем наличие любопытства очень существенно и может привести к началу терапевтического процесса, значительно в меньшей мере направленного на исключение и устранение "извращения", чем на его понимание и проявление к нему любви.

* Противоположности - страдания и радость, боль и удовольствие - в мазохизме символически соединяются. Таким образом происходит подлинное принятие жизни, и тогда можно получать наслаждение даже от боли. Мазохист сталкивается и справляется с величайшими противоположностями, существующими в нашей жизни, причем делает это замечательно и совершенно фантастически.

* Мы привлекли в психотерапию мазохизм, чтобы его вылечить. Вместо этого нам приходится признать, что у души существует потребность к движению вглубь, причем эта потребность и эта страсть имеют крайнее выражение. Мазохизм - естественный результат жизнедеятельности души, испытывающей потребность и готовой к тому, чтобы раскрыть свое собственное видение и пути своего собственного исцеления.

* Клинические симптомы и порнография - две основные составляющие мазохистского переживания: унижение и удовольствие. Хотя этими двумя составляющими мазохизм не исчерпывается, они придают ему некую специфичность: если мы одновременно чувствуем удовольствие и унижение, значит, мы испытываем мазохистское переживание.

* Гордыня, ложная гордость, заставляет нас думать, что у жизни нет низких сторон или на самом деле она не является низкой. Разумеется, полная человечность требует пройти через переживания этой "низшей" жизни наряду с высочайшими переживаниями. Мы надеемся спастись от проживания этой низкой стороны жизни, уходя в профессиональную деятельность, собираясь в группы, общаясь с приятелями и добывая деньги. Пациенты, которыми может стать любой из нас, приходят на терапию в надежде, что их "вылечат" от слабостей, ошибок и стыда. Они чувствуют себя униженными, а зачастую терапевт ощущает себя неспособным и слишком незначительным, чтобы встретить эту исстрадавшуюся душу на ее собственной территории. Вообще начать терапию, попросить терапевтической помощи - всегда унизительно.

* Тень - введенное Юнгом понятие для той части личности, которая является "совокупностью индивидуальных и коллективных элементов психики. В силу своей несовместимости с данной сознательной установкой эти элементы не находят своего выражения в жизни, а потому соединяются в относительно автономную "расщепленную личность", обладающую противоположными бессознательными склонностями.

* Тень лучше всего понимать и воспринимать через персонажи наших сновидений и отношения с другими людьми: их можно гораздо точнее отразить в персонифицированных образах, чем описать на концептуальном языке в определенных понятиях: скорее это основной персонаж психики, чем ее определяющий принцип. У любого человека есть множество разных теней. Какая-то из форм этого теневого спектра может появиться в сновидении в образе отвратительного, жестокого, равнодушного или же слабого или глупого человека, вызывающего ненависть и отвращение. В отношениях с окружающими человек ощущает свое сходство с теми, "кто является носителем его тени".

* Тень появляется с определенными намерениями, как другие архетипические психические структуры; она мешает осуществлению намерений Эго, фрустрируя и обесценивая их. Очень часто она ощущается как извращение, а потому для ее исследования требуется некая извращенность. Вспомним об этимологической связи между любопытством, заботой и лечением.

* По мнению Юнга, тень соединяет человека с коллективным бессознательным, а помимо этого – с животной жизнью на самом ее примитивном уровне. Тень - соединяющий туннель или проход, посредством которого человек достигает глубочайших, самых древних уровней психики. Переходя через этот туннель или погружая в него свое Эго, человек ощущает свою незначительность и даже деградацию до состояния животного.

* Чтобы обрести более глубокий смысл собственной сущности, человек должен научиться узнавать свою тень и ее намерения. "Переживать тень" значит принимать ее у себя внутри, разрешать ей там жить - и себе вместе с ней. Латинский источник слова "experience" ("переживание, восприятие, ощущение, опыт") ex periculum означает "преодоление угрозы" или "избавление от опасности". Объятие или охват тени включает силу и бессилие, ужас и красоту, власть и безропотность, прямоту и извращение, инфантилизм, мудрость и банальность.

* Переживание тени унизительно, а иногда страшно, но это - возвращение к жизни, к самой ее сути. Тень - это психопомп или проводник в неизвестное. Если использовать юнгианский язык, можно сказать, что она ведет нас обратно к архетипам, заключающим в себе нашу истинную сущность, содержащуюся в самом центре наших комплексов и формирующую структуру и контекст нашей личности. Переживание тени - это переход к более прочной основе по сравнению с основой эго-сознания.

* В психологическом понимании язык тела - это язык души; лечение симптомов ради их облегчения зачастую заставляет пренебрегать более глубокими душевными переживаниями, проявляющимися через эти симптомы. Лечение телесных симптомов может лишить душу ее голоса. Согласно древнему изречению, исцеление заложено в самой травме, и может случиться так, что нам больше нужно научиться тому, как выстрадать болезненные комплексы, чем тому, как их устранить.

* Мазохистская редукция Эго к основам, к тени, к телу - это фундаментальное переживание. По-видимому, этот процесс необходим: наверное, меньше для сексуального наслаждения, чем для истинного психологического здоровья и жизнедеятельности души.

* Мазохизм обнажает Эго, раскрывая его защиты, амбиции, недостатки и успехи. Именно исходя из такого психологического состояния мы ощущаем себя униженными, поверженными, беззащитными, осознавшими, что должны умереть. Мазохизм позволяет постичь более глубокий смысл страданий, их глубинную боль и удовольствие. Если наше подчинение истинно, мы можем почувствовать, что оно служит чему-то более важному, более великому, более ценному по сравнению с Эго и его представлениями.

* Существуют фантазии, называемые плодом больного воображения, неуемными желаниями; разоблачить их - значит, умереть со стыда. Именно эти ночные тайны делают нас наиболее уязвимыми; наши колебания, стыдливые признания и исповеди близкому другу, священнику, аналитику или даже случайному собеседнику - это самое сокровенное, что мы можем сообщить о самих себе. И вместе с тем они прорываются из глубины, из которой мы можем бесконечно извлекать инсайты и осознание.

* Мазохист видит не чужого человека, а собственную душу, и точность этого отражения сильно на него действует. Это доставляет ему и подлинное удовольствие, и подлинное унижение: мрачность и влечения могут быть постыдными, но по крайней мере они столь же сущностны, как сущностна сама земля, и являются его собственными.

* Извращения, искривления, отклонения, аномалии вызывают крайнее возбуждение. Большинство мазохистов не стремятся испытать физическую боль; фактически эта мысль их пугает. Мазохистское удовольствие обязательно ожидается. Источником удовольствия является отнюдь не боль, а унижение, и вся пикантность заключается в его предвосхищении.

* В литературе, посвященной мазохизму, отмечается, что, как правило, мазохисты повторяют свои фантазии. Это повторение - не просто симптом, характеризующий извращенную навязчивую природу мазохизма. Более важно, что это процесс усовершенствования. Мазохисты постоянно варьируют "как", "почему", "когда" и "кому" подчиняться, чтобы получить максимальное и разнообразное удовольствие. Ради получения нового удовлетворения они снова и снова усовершенствуют и уточняют свои фантазии. Это настолько очевидно, что вызывает их повторение. Повторение - это способ усовершенствовать, психологический способ уточнить переживание, упрочить и укрепить его, а также произвести впечатление. Любое вознаграждение, немедленное или отложенное, не может продолжаться всегда, удовольствие тоже истощается.

* Мазохизм приносит вполне реальное удовольствие тогда, когда унижение приводит к утрате прежних эго-представлений. Можно выбросить из головы старые, избитые установки и я-образы. При мазохизме все они идут к черту. Иногда удовлетворение подразумевает разрядку напряжения ввиду потребности Эго в защите. Заблудившись где-то в ночной тишине в полном одиночестве, ориентируясь на свет габаритных огней автомобилей и сигнальных маячков на вышках, мы в конце концов можем позволить себе сбиться с пути, ошибиться и не соответствовать предъявляемым к нам требованиям. Эти моментальные "разрядки" позволяют высвободить то, что было подавлено, что делает нас не более нравственными, но более гибкими и восприимчивыми к потребностям души.

* Освобождение от привычных защит преследует две цели: оно делает человека уязвимым, слабым, униженным и, может быть, дезориентированным; кроме того, оно позволяет человеку ощутить облегчение и приятное удовлетворение от того, что удалось убрать ловушки, т. е. те поверхностные ощущения, в плену которых мы находимся, так что появляется возможность добраться до своей внутренней истины, сущности, реальности.

* Буквальное сексуальное истолкование мазохизма, закрепленное в современных порнографических садо-мазохистских журналах, приводит к утрате эстетики. На всеобщее обозрение выставляются дорогостоящие, низкопробные порнографические глянцевые журналы с абсолютным отсутствием утонченности, Эроса и воображения. Здесь отсутствует и ощущение познания и стыда, присущего подлинному мазохистскому эксгибиционизму. На фотографиях изображены позы тела, но не изломы и извилины души. Жалкая картина порнографии ставит нас перед упрямым фактом: отказываясь признать мазохизм психологическим переживанием, мы не устраняем его совсем, но лишь произвольно отодвигаем в сторону.

* Глубинная терапия состоит в том, что, становясь внимательными к собственной душе, мы должны стать более сложными, более утонченными. Внутренняя работа направлена на внутреннее осознание того, что мы прочно связаны со своими комплексами, своим бессознательным, своим животным происхождением и со своей смертностью. Терапия должна продвигать нас не только к нашему внутреннему Я, но и к ощущению того, что внешние события также обладают внутренним смыслом, который можно видеть "третьим глазом", включая, наверное, прежде всего симптомы, повседневные недомогания и боли, а также тысячи "обычных потрясений", "наследуемых" нашим телом. Терапия необходима для более глубокого осознания души, включая ее мучения, чтобы, принимая ее лечение, мы могли понять ее природу. Возможно, терапия была бы более эффективной, если бы мы меньше старались исключить муки, чем терпеть их. Парадоксально, что иногда изменения происходят в процессе испытания мучительных переживаний.

* В конечном счете все мазохистские устремления направлены на удовлетворение, а именно: добиться того, чтобы забыться, избавиться от "я" со всеми его конфликтами и всеми его ограничениями.

* Для мазохиста наказание может оказаться главной темой его жизни. Если в современной порнографии обнаженная женщина встает на колени под ударами хлыста, предполагается, что она подвергается наказанию за совершенный проступок. Точно так же в повседневной жизни суть отношений мазохиста к людям и вещам заключается в том, что они его наказывают, он - наказуемый. В самых предсказуемых и самых общих событиях и фактах - от плохой погоды до стоптанных ботинок - он находит доказательства своей неполноценности.

* С Другим, с Неизвестным, с противоположностью нельзя быстро идентифицироваться, чтобы его ощутить, нужно добиться возможности ему подчиниться. Его инакость, придавая гибкость его личности и обновляя ее, создает даже более полное и еще более удовлетворяющее подчинение.

* Мазохистское переживание, выраженное сексуально, вместе с тем является религиозным переживанием, мольбой, подчинением Другому, который принял на себя роль божества. Подчинение человеку подчиненному - это деградация, но подчинение богу или богине - это мера истинного душевного достоинства.

* При мазохистском переживании каждая частица плоти оживает в агонии экстазной дрожи. В целом это переживание почти невыносимо. Как же оно может не быть сексуальным? Как же оно может не быть религиозным? Человек оказывается вне своих границ, вне всех законов, обязанностей и привычек, и вместе с тем он крайне стеснен, придавлен и сжат. Это триумф и поражение.

* Это сумасшествие, которое присуще материнской утробе. Оно сопутствует всему процессу творения, постоянно превращает упорядоченность в хаос, приводит и к изначальному спасению, и к первичной боли, и в обоих случаях - к первичной дикости бытия. Как только высвобождается эта импульсивная сила жизни, весь мир ощущает ее воздействие, которому невозможно сопротивляться.

* Независимо от того, является ли сексуальность скрытой и внутренней, слабо ощущаемой и глубоко ритмичной или же открытой и ясной, страстной и пульсирующей, она пронизывает все мазохистские явления. Мазохизм - не столько состояние слабости, сколько состояние восприимчивости и трепетной чувственности. Он открывает нас нам самим и внешнему миру.

* Мазохизм - состояние полного подчинения переживанию в сфере секса, религии, отношений между людьми и в смерти. Он приводит нас в возбуждение, вызывает пробуждение, придает необычный поворот "обычному" или "нормальному" переживанию.

* Совершая стремительный порыв вперед, мазохист высвобождает то, что происходит у него внутри. Он не должен сдерживать внутри и скрывать за спиной свою боль. По существу, напряжение и боль столь велики, что их уже нельзя сдержать; они должны вырваться наружу, во внешний мир. Возможно, степень преувеличения, столь характерная для мазохизма, пропорциональна степени эмоционального напряжения, которому требуется разрядка.

Другие статьи о работе с подавленными чувствами смотрите в разделе "Статьи о подавленных чувствах"


© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
Просмотров: 4497 | Добавил: heatpsy | Теги: мазохизм, извращения | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 2
avatar
0
2 heatpsy • 08:31, 11.07.2016
Почему мазохисты получают удовольствие от унижений. Каково это - быть мазохистом?
avatar
0
1 heatpsy • 08:27, 11.07.2016
Мазохизм. Общий обзорЦитаты из книги "Отношения любви: норма и патология". Отто Кернберг. Мазохистическая патология
ComForm">
avatar