8-800-2000-122 - телефон доверия для детей и подростков. В России работает единый номер, на который можно бесплатно позвонить из любого населенного пункта со стационарного или мобильного телефона.
Появилась эта служба в 2010 году по инициативе Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Телефон доверия – это анонимная служба и звонящий не обязан себя раскрывать.
В Москве ежемесячно на этот номер поступает около четырех тысяч звонков. Основная аудитория – подростки 12-18 лет. Каждый четвертый звонок связан с проблемой взаимоотношений со сверстниками, конфликтами, изоляцией в неформальной группе сверстников или в школьном коллективе, агрессивным поведением со стороны сверстников, избиениями, травлей, унижениями, которым в школе подвергаются даже дети 8-10 лет. Другой не менее важной проблемой подростков являются взаимоотношения с родителями. Таких звонков поступает около 15 процентов. И в основном эти проблемы выражаются в конфликтах, претензиях, завышенных требованиях взрослых, отказе выполнять детские желания, насилии. Достаточно большой спектр звонков связан с возникающими у подростков трудностями в учебе, с отсутствием учебной мотивации, конфликтами с педагогами, переживаниями по поводу предстоящих экзаменов. Около трех процентов звонков психологи квалифицируют как кризисные обращения: неразделенная любовь, одиночество, утрата смысла жизни, серьезные конфликты. Особая категория – звонки, связанные с суицидальными намерениями. В среднем одна служба по Москве получает шесть таких звонков в месяц.
Девочка-подросток 11-15 лет из неполной семьи, испытывающая трудности с социальной адаптацией. Вот портрет среднестатистического ребенка, обращающегося за помощью по телефону доверия. Но, по словам руководителя Центра экстренной психологической помощи, аудитория звонков не ограничивается детьми. Поступают звонки и от близких родственников подростков.
Чаще всего за помощью к психологам обращаются люди из районов, а не городов, то есть оттуда, где нет иных возможностей решения психологических проблем.
Хотя о существовании телефона доверия знают 79% детей, мало кто из них может назвать номер. Десять цифр - это слишком много для ребенка, а тетрадь, в которую записан номер не всегда может оказаться под рукой.
Дети убеждены, что по телефону доверия нужно звонить только тогда, когда возникают конфликты с родителями. Эксперты же убеждены, что необходимо детально разъяснять детям: роль телефона доверия значительно шире. Можно туда звонить в случае проблем с употреблением наркотиков, в случае сексуального насилия... Почему дети боятся звонить? Обычно такими барьерами является стеснительность, замкнутость и страх, что узнают родители или о звонке сообщат в школу. Родители должны формировать доверие ребенка к психологической помощи.
©
Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.