Главная » 2013 » Август » 4 » Просветление через тантру
18:44
Просветление через тантру
Отрывки из книги «Страстное просветление». Миранда Шо

Путь к просветлению через тантру.

Мир, кажущийся непросветленному восприятию таким порочным, на самом деле — сияющая страна Будды, лишь одна из драгоценностей бесконечной череды стран Будды. Тантрические практики требуют от практикующего немедленно увидеть все вещи и все переживания как чистые по природе и исконно совершенные. Многие тантрические методы направлены на то, чтобы сломать привычные двойственные стереотипы мышления быстро и непосредственно, самым прямым способом. Они могут включать в себя ситуации, рассчитанные на то, чтобы поразить, возбудить отвращение или ужас с целью вызвать сильную реакцию и пробудить первичное содержание души. Каждый уголок ума и сердца будет освещен, а все тени и темные тайники выявлены. Вот почему Тантра считается «быстрым путем» к просветлению. Эту быстроту придает ей метод, который заставляет взглянуть в лицо самому себе, а после этой встречи со своим «я» духовный наставник дает необходимые средства для его преображения.

* Махаяна рассматривает эмоции как питательный ил, в котором может укорениться и расцвести лотос сострадания, щедрости и восприимчивости.

* Отталкиваясь от такой оценки эмоций, Тантра утверждает, что страсти, желание и чувственное восприятие по природе чисты. Тантра славится тем, что это путь для сильных, страстных людей. Ведь на пути Тантры вас могут подстерегать западни, потому что страсть становится препятствием для того, кто недостаточно чист сердцем и умом.

* Задача Тантры заключается в том, чтобы сохранять ясное осознание пустоты среди страсти, потому что это позволяет превратить страсть в высшее блаженство. Поэтому многие тантрические практики нацелены на то, чтобы вернуть йогина или йогини к слиянию с непрекращающимся потоком прямого, непосредственного переживания. Кроме того, Тантра предлагает много методов для того, чтобы усилить, направить в нужное русло и наконец совершить подношение этого переживания блаженства. К числу таких методов относятся ритуальные пиршества, спонтанное стихосложение, ритуальные танцы и песни, подношение внутренней теплоты, вкушение мяса и спиртных напитков, а также йогические практики, выполняемые совместно мужчинами и женщинами.

* Поскольку путь к просветлению требует бесстрашно встречаться лицом к лицу с любым аспектом психики, в том числе с первичными уровнями гнева, желания и страха, необходим опытный наставник.

* Уникальность Тантры среди прочих буддийских учений состоит в том, что она стремится использовать тело и чувственное восприятие в качестве источников знания и энергии. Буддийские тантристы превозносили тело как «обитель блаженства» и решительно утверждали, что страсть, сексуальность и наслаждение могут быть составной частью пути к просветлению. Сохраняя такую жизнеутверждающую направленность, это движение настаивало на возможности освобождающих взаимоотношений между мужчинами и женщинами. Основатели и основательницы этой традиции создали йогические методы сотрудничества, которые мужчины и женщины могут применять совместно, дабы преобразовать пыл своей близости и страсти в блаженные, просветленные состояния осознанности.

* Упор на интимную близость мужчины и женщины всегда был одним из самых притягательных, порождающих споры и превратное понимание аспектов этой традиции. В XIX и на протяжении большей части XX веков тантрические практики воспринимались как предосудительные и подлежащие критической оценке, тогда как в наше время авторы, пишущие на эту тему, отстаивают их духовную содержательность.

* Тантрический союз — это главная отличительная черта самого эзотерического и высокого раздела буддийской Тантры. Йогические практики, выполняемые совместно с партнером, обозначаются санскритским термином кармамудра (karmamudra). Тантрический союз — не отдельная практика, а категория практик, предписываемых в нескольких контекстах, таких как посвящение мудрости (праджнябхишека: prajnabhiseka), тайное пиршественное подношение (гухъяпуджа: guhyapuja) и в целом тантрический образ жизни, привносящий в повседневную жизнь мудрость не двойственности. В данной книге термины «тантрический союз», «йога соединения» и «сексуальная йога» обозначают совокупность этих практик, а особые их формы, о которых пойдет речь, — это поклонение партнерше и подношение внутреннего огня.

* Тантрический союз — неотъемлемая черта традиции Тантры в ее классическом виде. Основополагающие труды учат, что использующая блаженство и созерцание йога сексуального соединения необходима для достижения полного просветления.

* Считается, что медитация в соединении с телесной партнершей имеет значительное преимущество перед медитацией в одиночку. Объединение энергии партнеров повышает силу и энергию медитации. Сочетание их энергий обогащает качественные и количественные аспекты энергии каждого из партнеров и тем самым способствует продвижению обоих в практиках внутренней йоги. Йога буддийской Тантры вращается вокруг представления о том, что омрачающие схемы, связанные с эмоциями и познанием, таятся в психическом теле в виде тонких психических каналов (нади: nadi). Задача внутренних йог состоит в том, чтобы «развязать узлы» (надигрантхи-нирмочана: nadlgranthi-nirmocana) и ввести всю высвобождаемую в результате этого процесса энергию в срединный канал (авадхути: avadhutl), который проходит в теле в вертикальном направлении. Затем эта энергия может быть использована, чтобы развязать кармические узлы, очистить срединный канал, воспламенить внутренний огонь, чандали (candall; тиб. туммо: gtum-mo), и зажечь свет, возникающий в глубинной осознанности, когда срединный канал очищен. Внутреннее дыхание, ветры, во время медитации в соединении с партнером движутся более энергично. Дополнительная сила помогает распутать последние и самые упорные узлы — те, что находятся в сердце. Поэтому считается, что практика с партнером позволяет раскрыть полностью сердце на самом глубинном уровне, освобождая его от всех узлов, сужений и омрачений, порождаемых ложными воззрениями и эгоцентрическими эмоциями. Таково объяснение абсолютной необходимости тантрической сексуальной йоги с точки зрения методики, хотя этим весь спектр ее задач и приме нений не исчерпывается.

* Йогу соединения, принадлежащую к буддийской Тантре, часто называют «почитанием женщин» или «почитанием партнерши». Вследствие ее эзотерического характера эту практику часто называют «тайным почитанием», а также «великим почитанием». Буддолог Луи де ля Балле Пуссен объявил «почитание женщин» «самой заметной особенностью» буддийской Тантры, имея в виду важность этой темы в тантрической литературе. Выступая в роли почитателя, мужчина делает ряд подношений, а также с помощью символов и конкретных выражений обозначает свое подчиненное положение. Кульминация почитания — это подношение сексуального удовольствия, которое помогает женщине в ее йогических практиках, духовном развитии и преображении страсти в божественный экстаз.

* Видеть в партнере божество — ключ к этой форме почитания. Увидев в своем партнере бога или богиню, человек естественным образом испытывает чувство благоговения. Здесь нет нужды в сложных наставлениях, поскольку любовная игра сама собой становится усладой божеств. Каждый жест превращается в акт почитания, каждый страстный вздох и каждое слово любви становится молитвой, а взор, устремленный в глаза возлюбленного, — сосредоточенной медитацией.

* Хотя мужчина и женщина признают друг в друге божество полностью взаимно, от мужчины требуется откликаться на божественность женщины многочисленными знаками почитания, телесными действиями поклонения, а также благоговейным, просительным отношением. Что до женщины, то видеть мужчину как будду — это просто часть ее йоги, или упражнения восприятия. Для мужчины же видеть в женщине божество — это часть целого комплекса почитания, когда он подносит дары и традиционные знаки почитания: светильники, курения, цветы, ткани, украшения и благовония — всё это он подает ей собственными руками.

* Для мужчины, практикующего почитание женщины, выражения благоговения не ограничиваются ритуальными правилами, но пропитывают всю повседневную жизнь. В целом, мужчина «должен говорить приятные слова и давать женщине то, чего она хочет». В этом тексте предписывается, чтобы после ритуального соединения и в перерывах между практиками мужчина простирался перед женщиной, растирал ее стопы, готовил для нее еду, кормил ее и ждал бы, когда она поест, чтобы взять себе остатки. Такие взаимоотношения, когда мужчина готовит еду и ест только после женщины, являют собой яркую форму служения и ухаживания в индийской культуре. Кроме того, в них проявляется субординация иерархических уровней. Касаясь стоп женщины и массируя их, мужчина еще одним способом проявляет свое смирение и подчиненное положение.

* Для совместной практики йогину и йогини нужно удалиться в уединенное место. После долгого взирания друг на друга и достижения устойчивого сосредоточения женщина должна обратиться к мужчине, утверждая, что он — ее сын и муж, брат и отец, и заявляя, что на протяжении семи поколений он был ее слугой и рабом, которого она приобрела и которым владела. Он в свою очередь должен, пав к ее стопам, сложив ладони в почтительном жесте, заявить о своей преданности и смиренном служении ей и просить ее одарить его любящим взглядом. Тогда она привлекает его к себе, целует и направляет его уста между своих бедер, обнимает и игриво щиплет его.

* Таким образом, в ритуале почитания женщины мужчина в качестве подношения отдает самого себя — что подразумевает уважение и обожание, — собственное тело в качестве удовольствия, которое он ей доставляет, сексуальные жидкости, которые он смешивает с ее жидкостями, дыхание, которое он объединяет с ее дыханием, и тонкие энергии, которые переходят от одного к другому и циркулируют в обоих, благодаря чему оба получают возможность обрести переживания, которых не смогли бы получить самостоятельно.

* Почитание партнерши включает в себя подношение сексуального удовольствия, необходимого для ее тантрической практики созерцания. Подношение удовольствия — не самоцель, а отправная точка для опытного тантрического йогина, который использует блаженство соединения как основу для медитации. Это интимное почитание является, по сути, подношением мужчиной женщине йогических переживаний. Особый йогический процесс, который она стремится освоить, — это сосредоточить внутреннее дыхание, или ветер, в месте около основания позвоночника, а затем ввести его в срединный канал, проходящий через тело вертикально, и там удержать.

* В визуализации, на которую опирается эта йога, внутренняя анатомия женского полового органа представляется как мандала, драгоценный дворец в середине страны Будды. В этом дворце нет установленных измерений, потому что это «безмерный дворец» на уровне переживания видения. Центр мандалы — шейка матки, находящаяся в глубине влагалища, но размеры воображаемой мандалы могут быть разными и зависят от задач медитации. Иногда воображают, что мандала, расширяясь, выходит за пределы тела женщины и объемлет весь мир и всех живых существ в совершенстве небесного измерения. Для некоторых практик йогини располагают внутри дворца пары будд и их божественные свиты, согласно иконографии той мандалы, которую они созерцают. Каковы бы ни были подробности медитации — чистота, блаженство и мудрость, объединенные в мандале, излучаются из центра мандалы, на котором женщина сосредоточивает свое внимание.

* Срединный канал мужчины заканчивается на самом кончике полового органа, в то время как срединный канал женщины заканчивается в самой глубине влагалища, и во время сексуального соединения эти две точки соприкасаются. Благодаря соприкосновению каналов происходит смешивание красной и белой сущностей, а это в свою очередь обеспечивает тонкий, но ощутимый обмен энергией между партнерами, а также ее циркуляцию в них. Йогин и йогини особыми способами направляют свою объединенную энергию, чтобы получить тонкие состояния блаженства и прозрения.

* В заключение женщина «вдыхает» ветер, или энергию, в срединный канал и поднимает его к макушке, а затем «выдыхает», или позволяет энергии снова опуститься, представляя, как капли нектара устремляются вверх и вниз по срединному каналу.

* Йогини наслаждается чувством опьянения, которое разливается по ее телу. Она упивается разнообразными оттенками чувств блаженства и радости, вкушая возвышенные переживания, когда ощущает, что парит в небе, или, говоря на языке Тантры, «наслаждается небесами».

* Однако, как бы ни были восхитительны эти неземные услады, они всего лишь, основа для более высоких последующих состояний ума. Их достижение свидетельствует, что настало время созерцать пустоту. Таким образом, тайное подношение, или «союз пахтанья», делает возможным заключительный этап йоги соединения, «истинное подношение» союза блаженства и пустоты. На этом этапе йогини (и йогин) должны расстаться с привязанностью к удовольствию и медитировать о том, что всё, в том числе и блаженство, пусты, то есть лишены собственного бытия. В разгар горячей страсти необходимо отринуть желание, видя в нем порожденную двойственностью привычку дер-жаться за то, что, в конечном счете, не существует. Здесь может быть полезным представить себя томящимся жаждой человеком, который гоняется за миражом в небе. Обычное блаженство никогда не может принести высшую реализацию, как мираж не может утолить жажды. Если размышлять о том, что объект блаженства не более реален, чем мираж в небе, это может помочь растворить привязанности в пространстве осознан-ности, подобной небу.

* В «Жемчужных четках», раннем комментарии школы сакья, перечисляются шаги, благодаря которым женщина использует почитание со стороны мужчины как основу для своей внутренней йоги. Она последовательно принимает ряд доставляющих ей удовольствие подношений мужчины и использует наслаждение каждой стадией для того, чтобы войти в более глубокое состояние медитативного сосредоточения, обращая свое внимание внутрь по мере того, как мужчина делает всё более интимные подношения. Первая стадия — это подношение того, что радует чувства: благовония, яства, напитки, любовные слова, прекрасные ткани, а также мясо и вино. Говоря языком йоги, эти подношения делаются у «девяти врат» тела (глаз, ушей, ноздрей, рта, нижних отверстий), то есть врат, через которые входят чувственные удовольствия. Когда внешние чувства женщины удовлетворены, она естественным образом отвращает от них свое внимание, чтобы получить подношение следующего уровня — сексуальное наслаждение. Мужчина разжигает и возбуждает страсть, которая служит топливом для медитации, а затем предлагает особое подношение ее тайной чакре. Он пробуждает каналы, или нервы, полового органа, чтобы породить блаженство и капли нектара.

* Теперь, когда внимание женщины полностью отключено от внешних чувств и мирских проявлений, наступает время для высшего подношения. Высшее подношение происходит в ее срединном канале, авадхути. Женщина использует подношение, чтобы ввести свои ветры и капли в срединный канал и там их закрепить. Это подношение заключается в излиянии самой тонкой энергии йогина, соединяющейся с ее энергией, благодаря чему вспыхивает и усиливается переживание радости, прозрения и ясности, которые рождаются в срединном канале. Поскольку это подношение позволяет женщине пройти последний перевал на пути к просветлению, «это самое сущностное почитание женщины».

* Женщина должна обладать большими способностями к сосредоточению и медитации, чтобы суметь воспользоваться подношением такого рода. Такое почитание очень легко может стать причиной утраты внимания и возрастания желания и привязанности. Важно, чтобы женщина понимала пустоту, и желательно, чтобы у нее уже было переживание пустоты, дабы теперь она сумела сочетать его с блаженством. Если она применяет свое понимание пустоты к этому переживанию, ее внутренний ветер в срединном канале становится «ветром мудрости» — колесницей недвойственного восприятия, свойственного будде. Ум, наполненный блаженством, но одновременно осознающий пустоту, будет обладать чувственным восприятием, в корне отличающимся от обычного. Свободные от мыслей и двойственных представлений, желания и привязанности, йогин и йогини пребывают в созерцании, храня полную ясность ума. На этом уровне женщина переживает изначальную природу собственного ума как бескрайнюю, беспрепятственную осознанность. Она постигает, что всё, в том числе и собственный ум, ясно, чисто и необъятно как небо. Таково «истинное подношение».

* Когда духовные супруги практикуют сексуальную йогу — например, на тантрическом пиршестве, — они совершают «тайное подношение», поднося блаженство и наслаждение своим союзом божествам мандалы и всем существам вселенной. В соответствии с системой Чакрасамвары, в это время может быть совершено внутреннее огненное подношение.

* Внутреннее огненное подношение — это особая визуализация для объединения блаженства, рожденного страстным союзом, с созерцанием пустоты. В ходе этой практики, в первую очередь обычная, общепризнанная реальность приносится в жертву, или отрицается тем, что всех существ во вселенной представляют пребывающими во дворце просветленной осознанности (мандале) и наслаждающимися, как божества, своим блаженством и мудростью. Затем йогин и йогини подносят саму мандалу, начиная растворять ее с внешних кругов и переходя к внутренним, в завершение доходя до четы будд в центре, которые отождествляются с созерцающими мужчиной и женщиной.

* Точное местоположение внутреннего очага в разных йогах может отличаться, хотя обычно его указывают у пупка, где его воображают в виде пылающего краткого «А». Независимо от того, где представляют внутренний очаг, его истинный огонь — это высшая форма сознания, поглощающая все более низкие формы, которые служат для него топливом, или приносятся ему в жертву.

* В буддийском понимании огненное жертвоприношение означает подчинение всех явлений и переживаний постижению пустоты. В йогическом измерении философский принцип пустоты связан со срединным каналом тела и внутренним огнем. Они взаимосвязаны, потому что одновременно совершают переход к свободе от понятий, или к прекращению двойственного мышления. «Огонь», устраняющий все загрязнения мышления, можно приравнять к срединному каналу, потому что прекращение двойственного мышления и сосредоточение внутреннего ветра в срединном канале происходят одновременно.

* По мере того как блаженство усиливается, а все следы привязанности исчезают, пламя игры спонтанной осознанности (сахаджа) разгорается всё ярче. Цель заключается в полном сжигании всего двойственного мышления и привычных склонностей, накопленных за столетия последовательных жизней. Поскольку этот процесс не мгновенный, но требует длительных и постепенных усилий, необходимы долгие занятия практикой. Поначалу огню нужно предать более грубые аспекты личности и заблуждения, а затем подносят все более тонкие разновидности рассудочного мышления и привязанности.

* Как в индуистских Упанишадах высшим огненным жертвоприношением является мистическое созерцание, так в Чакра-самвара-тантре недвойственные состояния мудрости становятся истинным огненным подношением, вершина которого — полное просветление благодаря пламени мудрости. Как говорит Цонгкапа, «истинный смысл огненного подношения — это сжигание рассудочного мышления, иными словами, растворение в Ясном Свете».

* Так, после того как всё обычное было предано жертвенному огню блаженства, внутреннего жара и мудрости, мир обычных видимостей замещается изысканностью просветленных образов и создаются невесомые, подобные радуге божественные тела, которые и составляют цель тантрической практики.

* Как разъясняется в описаниях внутреннего огненного подношения, и йогин и йогини выполняют одну и ту же визуализацию и вместе проходят все ее стадии, приводя в согласие свои умы и объединяя свои энергии для совместного путешествия. Вследствие гармонии их умов и тел, а также происходящего между ними обмена мыслями, дыханием и жидкостями, достижение на определенном этапе успеха одним партнером благодаря их взаимному созвучию может ускорить этот процесс в другом. Тесная связь духовных супругов делает для них возможным обмениваться состояниями тела и ума и завершить этот процесс в полном согласии и единстве.

* Близость в тантрическом союзе достигается благодаря воссозданию вселенной совместной силой творческого воображения и эстетически осмысленного видения. Во время йогического соединения каждый аспект этой практики служит преображению обычного восприятия в просветленное видение. Например, мужчина развивает в себе чистое видение, воспринимая женщину как божество, ее половой орган как престол просветления, а ее сексуальную жидкость как божественный нектар. Поэтические и символические термины, обозначающие сексуальную анатомию и стадии соединения, характеризуют отношения, медитации и переживания как мужчины, так и женщины, участвующих в этих практиках. Использование особого эзотерического словаря служит одновременно и для того, чтобы сокрыть, что имеется в виду, от непосвященного, и для того, чтобы создать близость между партнерами по йоге.

* Чтобы отправиться в это интимное путешествие, партнеры создают отдельный, герметически запечатанный мир, который незрим для людей и богов.

* Поскольку тантрический союз подразумевает страсть и интимность без невротической привязанности, ее высшую октаву иногда называют «великой страстью» (махарага: maharaga). Такая страсть свободна от желания, обычного вожделения и примеси гипертрофированного эго. Здесь присутствует некий уровень непривязанности, поскольку эти взаимоотношения призваны уничтожить эго, но при этом есть и неизбежный элемент интимности, потому что тонкое единение восприятия и взаимопроникновение жидкостей и дыханий — неотъемлемая часть этой практики. Это «я» (или, так сказать, «не-я»), предающееся такой практике, является безграничным, лишенным фиксированного самобытия (не эгоцентрированным, согласно буддийской метафизике), подвижным и текучим; оно может быть пронизано энергией, дыханием и сознанием другого человека. Йога союза строится именно на этой способности наполняться энергией и состояниями ума другого человека.

* Задача йоги союза — обрести качество взаимоотношений, в которые полностью погружается каждый из партнеров, чтобы оба могли одновременно достичь освобождения. Перейти на такой уровень близости нелегко. Поэтому зачастую мужчина и женщина должны упорно развивать духовное партнерство всю свою жизнь. В других случаях они должны удалиться в уединение, чтобы вместе практиковать в течение года или двух лет, стремясь вместе достичь особых духовных целей. Когда йоги-ческие партнеры взаимно обмениваются дыханием, жидкостями и тонкими энергиями, которые циркулируют в них обоих, у них появляются такие переживания, которые было бы очень трудно обрести медитируя в одиночку. В текстах описывается сложная духовная взаимозависимость, причем подчеркивается, что мужчина должен опираться на женщину и прилагать усилия к тому, чтобы делать ей подношения, ублаготворять и почитать ее. Их взаимозависимость достигает своей цели, когда они сочетают свои энергии, чтобы создать дворец мандалы, сотканный из блаженства и пустоты. Таким образом, пребывающие в союзе мужчина и женщина в прямом и переносном смысле укрываются в мандале, порожденной их блаженством и мудростью, которыми они пропитаны и которые излучаются из самой интимной точки их физического союза. Они используют энергии и жидкости, циркулирующие в их телах и перетекающих из одного тела в другое, дабы стать просветленными существами, пребывающими в центре этой мандалы.

* Качество и сила переживаний зависят от йогической опытности обоих партнеров и их способности достигать тонкой взаимной гармонии и совместно подниматься на последовательные уровни медитативных состояний. Поэтому совершенно необходимо, чтобы кроме приверженности к Тантре и опыта практики каждый партнер обладал глубокой совместимостью с другим. Партнеры соединяют свои энергии на самых глубинных уровнях бытия. Они сознательно вбирают энергию друг друга, а затем намеренно направляют эту энергию по каналам своей йогической структуры в центры тонкой энергии (чакры), расположенные вдоль срединного канала (авадхути). Эта энергия несет качество эмоций партнера, его сознания и кармических следов. Следовательно, на этом уровне партнеры проникают в существо друг друга и буквально сливают воедино свою карму и духовную судьбу.

* Тантрический союз несет явное интеллектуальное, эмоциональное, медитативное и визуализационное содержание, которое невозможно подделать. Если нет предписываемого отношения, то всё опускается на уровень обычной сексуальности, только лишь маскирующейся под религию разновидностью лицемерия, которое может быть гибельным для духовности. Действия, предпринимаемые с неверными намерениями, никогда не принесут духовного плода. Чтобы эта практика несла с собой преображение, она должна быть не только облечена в надлежащую ритуальную форму, но и наполнена должным содержанием. Содержание же предполагает взаимность, интимность и общее стремление обрести просветление на благо всех живых существ. Если Вы дочитали статью до конца, то Вам будут интересны так же и другие тсатьи о возможной и достижимой связи между сексом и духовным развитием.
© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а
Просмотров: 3831 | Добавил: heatpsy | Теги: духовность, сексуальность | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
0
1 Choi-P • 02:37, 31.07.2015
Духовная беллетристика. Понадёрганные предписания из разных тантр и систем.
ComForm">
avatar