христианство - проповедь любви
НА ГЛАВНУЮ Статьи о психологии любви как я работаю статьи о взаимоотношениях православия и психологии Мысли известных людей о любви
СЛОВО ПАСТЫРЯ. Из рассылки Никольский Благовест. № 24 (180) 12 октября 2003 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, братья и сестры, все мы с вами имели возможность слышать слова Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который, обращаясь ко всем Своим последователям, то есть и к нам с вами, говорит: «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих любят… И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники взаймы дают грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего» (Лк. 6,32-35). Но перед этими словами мы с вами слышали также и другие слова Христа Спасителя: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (ст.31). Как все просто, братья и сестры, как все ясно и понятно. Если мы хотим, чтобы к нам относились с добром, с любовью, с пониманием, с чуткостью, то точно так же и мы должны относиться к окружающим нас людям. Да, действительно, все очень просто, все очень понятно. Но как трудно исполнять все это в нашей земной жизни. Мы все, без исключения, хотим, чтобы нас любили, нам не делали больно, не наносили нам никаких обид. Но почему-то забываем, что точно так же мы должны относиться к окружающим нас людям. Мне нравится, когда мне делают добро. Но почему я забываю, что именно я, а не кто-то другой, призван к совершению этого добра? Господь говорит сегодня каждому из нас: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (ст. 36). Вот та заповедь, которую каждый должен неуклонно выполнять в своей жизни: быть милосердным по отношению ко всем людям. И не случайно поэтому Господь и говорит всем нам сегодня: «Какая вам благодарность будет за то, если вы любите тех, кто любит вас? Какая вам благодарность будет за то, если вы совершаете добрые дела лишь только тем, кто вам благотворит? Какая вам благодарность за то, если вы взаймы даете лишь тем, от кого надеетесь получить обратно? Так поступают и язычники, а вы — Мои ученики, вы не язычники, вы получили Закон Всевышнего, вы научены этому Закону, так поступайте же иначе: любите, и благотворите, и милосердствуйте, даже по отношению к врагам вашим».
Почему, братья и сестры, в нашей с вами жизни наблюдается неисполнение этой заповеди? Да потому, что, к сожалению, у нас нет настоящей любви, потому что милосердным, сострадательным может быть только тот, кто любит. И любит не на словах, а на деле. Милосердным может быть только тот, в ком живет жертвенность, а жертвенность — это плод любви. Потому что только тогда человек готов жертвовать собою, когда он по-настоящему любит. О том, как мы с вами должны любить, очень хорошо говорит апостол Павел в своем первом послании к коринфянам. Он объясняет, что такое настоящая любовь, не та ложная, поддельная любовь, которая у многих из нас действительно присутствует. Сегодня мне бы хотелось напомнить всем вам эти слова апостола, чтобы каждый понял, что такое любовь настоящая — любовь, которая должна быть в нашей душе, в нашем сердце и в нашей жизни. Апостол учит: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, … не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла — все покрывает, всему верит, все переносит» (1 Кор. 13,4-7). Если бы в нашей христианской жизни была бы такая любовь, которая была бы долготерпеливой, не давала бы нам возможность завидовать, превозноситься, гордиться, не давала бы нам возможности раздражаться, мыслить злое по отношению к окружающим и все терпеть! Тогда, действительно, нам было бы легко выполнить ту заповедь, с которой к каждому из нас обращается Господь и Спаситель наш Иисус Христос: «Будьте милосердны, как Отец ваш милосерд».
Братья и сестры, когда мы слышим эти слова, задумываемся ли мы над их смыслом? О чем здесь говорит Господь? Казалось бы, на первый взгляд, все снова очень просто и ясно. Господь говорит нам, что необходимо быть такими же милосердными, Каким Милосердным по отношению к нам является наш Бог. Я хочу привести слова из Священного Писания, где Господь говорит о той величайшей любви и о том милосердии по отношению к каждому человеку и ко всему роду человеческому в целом, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Хотя мы слышим эти слова, однако совершенно не вдумываемся в их смысл, в их значение, в их глубину, и не хотим осознать этой любви, этого милосердия Божия по отношению к каждому из нас. Мы привыкли к тому, чтобы Господь был к нам Милосерден, мы привыкли к тому, что Господь нас любит! И если вдруг что-то с нами случается, как нам кажется, неладное, мы начинаем задавать вопросы Богу: «А отчего это произошло со мной?» Давайте представим, если бы Господь хотя бы на мгновение, действительно, как нам иногда кажется, отвернулся бы от нас, точно так же, как мы отворачиваемся от человека, который находится рядом с нами, что бы было с нами в это мгновение?! Без любви Божией, без Его милости, без Его благодати никто из живущих на земле не смог бы существовать даже одного мгновения. Мы существуем и движемся, как об этом говорит апостол Павел, только благодаря Богу (Деян. 17,28), потому что Он Милосерден к нам, потому что Он любит нас, потому что Он одаривает нас Своими богатыми и щедрыми милостями.
Вы хорошо знаете беседу Христа, которую пересказывает в своем Евангелии апостол Матфей. Эта беседа именуется Нагорной проповедью. Господь, указывая на безграничную любовь Божию к роду человеческому, говорит: «Ибо Он (Бог) повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5,45). Если так любит нас Господь, если Он так Милосерден, то почему мы с вами не любим и не милосердствуем? Почему в нашей с вами жизни нет того, что должно действительно быть, если мы называем себя христианами? Вот какие непростые вопросы задает нам сегодня Святая Христова Православная Церковь. Братья и сестры, это вопросы непростые, и никто из нас не сможет дать достойного отчета Богу за свою прожитую жизнь, если он не будет милосердным, сострадательным и любвеобильным по отношению к окружающим нас людям. Не сможет дать отчет по одной простой причине. По причине, которую указывает Сам Господь. Мы с вами знаем об этом из Священного Писания. Христос, обращаясь к каждому из нас, там, на Страшном Суде, скажет: «Алкал Я,… жаждал,… был странником,… был наг,… болен и в темнице…» (см. Мф. 25,35-36). И тогда, естественно, каждый из нас скажет: «Господи! Когда мы видели Тебя и алчущим, или жаждущим, или странником, или больным, или нагим, или в темнице?» (см. Мф. 25,44), и что на это ответит Господь? Он скажет: «Так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне» (ст. 45). Вот какой будет суд!
Когда мы говорим о любви, о милосердии, многие думают, что любить можно и даже нужно, но только не врагов. А вот что касается врагов, тут уж, пожалуйста, извините. Ни в коем случае! Любить врага и милосердствовать ему — ни что иное, как потворствовать его греху. Он поступает плохо, а я должен делать ему хорошо?! Никогда в жизни! Но при этом мы забываем одну простую истину: зло невозможно победить злом. Зло побеждается только добром. Это непреложная истина, это непреложная аксиома, которую каждый из нас должен отчетливо запомнить и знать: только добром, только любовью мы можем победить зло. И здесь, братья и сестры, мне хотелось бы всем вам напомнить слова святителя Димитрия, архиепископа Херсонского. Наши постоянные прихожане уже, наверно, обратили внимание, что я очень часто предлагаю наставления этого святителя, которые помогают нам быть достойными христианами. Мне хотелось бы, для того, чтобы мы глубже смогли проникнуть в эту проблему: как мы должны относиться к нашим врагам, — прочитать это небольшое наставление святителя Димитрия. Он задает тот же самый вопрос, который мы с вами постоянно, может быть, даже ежедневно, задаем самим себе: «Но как, скажешь, делать людям добро, когда за это самое добро часто воздают нам злом?» Задаем ведь мы этот вопрос самим себе? И святитель Димитрий, отвечая на него, учит всех нас: «Что же, возлюбленные, тем лучше для нас — в таком случае мы получим сугубую награду и за сделанное добро, и за претерпенное зло. Тогда только мы и будем сколько-нибудь уподобляться своему Господу и Спасителю, Который вместо подобающей Ему благодарности претерпел оплевание и заушение, крест и смерть от облагодетельствованных Им тварей и рабов Своих, Который плакал об участи народа, осудившего Его на смерть, молился за распинавших Его на кресте. Чем же мы могли бы сколько-нибудь возблагодарить своего Господа и Спасителя за все, что Он сделал нам, как не благотворением, во имя Его и по примеру Его, самым недоброжелателям и врагам своим? Чем доказали бы любовь свою к Нему, как не подражанием Его всеобъемлющей любви к самым ожесточенным зложелателям и врагам Его? »Обаче любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте, ничесоже чающе, и будет мзда ваша многа», — говорит Господь. Чем же могли бы мы засвидетельствовать, что дорожим небесным званием сынов Божиих, как не подражанием благости и милосердию Отца Небесного, Который «Благ есть на безблагодатныя и злыя. Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть».
Да, братья и сестры, если мы хотим быть христианами, и христианами достойными, то мы должны в подражание своему Господу равно относиться ко всем окружающим нас людям. Этому учит нас Святая Христова Православная Церковь. Какой вывод все мы можем сделать из сегодняшнего урока? А вывод простой: мы должны просить Бога, чтобы Он, Всемилостивый и Всещедрый, даровал нам любовь и по отношению к Нему, и по отношению ко всем людям. И когда перед каждым из нас встает вопрос, как поступить в данный момент: ответить ли плохим словом, совершить ли плохое дело, — давайте вспомним о кресте и о распятом на нем Господе нашем Иисусе Христе. Господь пришел спасти человека, а человек за эту Божественную любовь распинает Его, и Господь не проклинает этих людей, не проклинает и нас с вами, которые своими грехами также распинаем Его, а Он продолжает любить каждого из нас. А поэтому, во образ Христа Спасителя, и мы с вами должны быть любвеобильными и милосердными по отношению ко всем окружающим нас людям. И не только на словах, а самое главное — в делах своих, братья и сестры, постарайтесь проявлять любовь, сострадание и милосердие. Аминь.

Проповедь дана с учетом евангельской приступки (евангельское чтение 19-ой недели)
Протоиерей Валерий Захаров, 13 октября 2002 г.
--------
Беззаветный порыв одного храбреца может увлечь все войско. Этот мощный поток духа храбрости и отваги, излившийся из одного пламенного сердца, воспламеняет сотни других сердец, воспринявших его. Чем, если не могучей духовной энергией, назвать эту всепобеждающую силу, порождавшую в средние века целые психические эпидемии, безрассудно и неудержимо увлекавшие сотни тысяч людей в крестовые походы? Разве не ясно, что поток злой энергии, злого духа изливается в наше сердце и мозг, когда видим мы искаженное ненавистью лицо врага нашего, мечущие искры глаза его, и сжимается в страхе сердце наше?
Тихим сладостным потоком изливается любовь матери на прильнувшего к ее груди ребенка, страстное чувство супруга — на горячо любимую жену. Тихим и радостным светом озаряется душа человека, всегда творящего дела любви и милосердия, когда коснется ее благодать Божия. Что же это, как не духовная энергия любви?
Бог есть дух. Бог есть любовь, и излияние Духа Его есть излияние любви на все живущее. Любовь творит. Всесозидающим и всепоглощающим, бесконечным потоком духовной энергии Божественной любви создана Вселенная.
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

Hosted by uCoz