Беседы о любви (часть 1). Александр Мень. |
НА ГЛАВНУЮ | как я работаю | СТАТЬИ | статьи о взаимоотношениях православия и психологии | Мысли известных людей о любви |
http://www.krotov.org/library/m/menn/04/00127.html
Александр Мень Беседы с юношами -------------------------------------------------------------------------------- Расшифровка магнитофонной записи. На правах рабочего материала. Пунктуация приспособлена к разговорной речи. Текст не редактирован! Встреча первая. Есть, конечно, как вы сами понимаете, различные стороны жизни, которые вас волнуют, - и нас также волнуют. Всех людей. Но мне хотелось бы, чтобы иногда мы могли, так сказать, с вами встретиться не в качестве какого-то урока (вы знаете, что я не люблю уроки), я вас всех знаю с малых лет, и вы знаете, что я не люблю уроков. Вот. Я просто расскажу вам немножко о некоторых важных жизненных вещах, как мы по-христиански должны на них смотреть. Вот. Сегодня я хотел затронуть проблемы любви, секса, пола. И семьи. Но понял, когда ехал, что мы не сможем, конечно, за один раз этого всего коснуться, поэтому придется нам сегодня только это затронуть. А потом, когда у вас будет время, опять соберемся - ответить на ваши вопросы. Потому что это БЕСКОНЕЧНАЯ проблема. Достаточно вам сказать о том, - вы все это знаете, - что вся мировая литература всегда волновалась любовью, и многие из вас уже влюблялись раз, а то и два, а то и три. Знаете, насколько это чудесное, волнующее чувство. И, значит, оно нас касается очень всех непосредственно. И разумный человек, христианин тем более, должен себе задать вопрос: собственно говоря, ЧТО это такое? Пол, любовь, секс. Потом уже семья. С семьей более понятно, хотя не проще. Вот. Но об этом мы будем говорить потом, потому что для вас проблемы семьи стоят несколько особо, потому что вы уже из своей семьи упорхнули, вы - слетки (у нас в биологии это называется слетки - это птенцы, которые оперились и вот-вот вылетят из гнезда.) Называется слетки. У нас часто путают любовь и секс. Я бы сказал даже, что это вещи в чем-то друг другу противоположные, чуждые и враждебные. Как ни странно. Как ни странно. В чем-то они могут быть КРАЙНЕ гармоничными, а в чем-то - нет. Причина этого проста; если вы подумаете, вы легко догадаетесь. Любовь невероятно избирательна. Если ты влюблен в одного человека, то именно на нем все и остановилось. Вот эта ЛИЧНОСТЬ является для тебя крайне притягательной, драгоценной; ее просто присутствие, - просто присутствие - доставляет тебе радость. Секс, как чувственность - безличен. Безличен. Отсюда ясно, что эти две вещи могут совпадать, а могут и совершенно не совпадать. Значит, секс - это есть пол, и мы должны посмотреть, откуда это взялось. И с точки зрения христианской - для чего это существует. С точки зрения биологической чисто пол служит высшим целям эволюции. Таинственным целям, потому что если брать цель простую - приспособления видов к окружающей среде, как это - по Дарвину, - то эволюция остановилась бы на корненожках - на простейших. Потому что из всех видов живых существ простейшие - самые приспособленные и самые, так сказать, укорененные в жизни существа. Сине-зеленые водоросли, мельчайшие существа - самые простые (почти близки к вирусам) - они способны переносить необычайно сильную радиацию, способны почти в кипятке жить, и почти во льду. Казалось бы, ну, идеальный вариант... Оставалось только размножаться и населить Землю. И вся бы Земля состояла из колоний многочисленных простейших. Но очевидно, что для воспринятия такой реальности, как духовность, как Дух, простейшие были непригодны. И мне вспоминаются слова Владимира Соловьева, который говорил, что «смешно думать, что губка или гриб может рассуждать о свободе воли или стремиться к нравственному совершенству». Чем сложнее аппарат слуховой, тем более тонко он слышит звуки. Чем сложнее зрительный аппарат, тем более объемно мы воспринимаем мир. У ланцетника - такое маленькое существо с эту ложку величиной, меньше даже, - у него пятнышко есть, оно воспринимает свет и темноту , - все. Вот это предок глаза - больше ничего. У человека бинокулярное зрение, дающее ему возможность видеть стереоскопически. Так вот, чтобы воспринимать Дух, необходимо иметь очень тонкую машину, которую называют центральная нервная система. И миллиарды нейронов в голове, которые в коре головного мозга работают, как тончайшие микроскопические антенны, воспринимающие дух. Как радары воспринимают информацию, идущую из космоса или из неба просто, так эти тончайшие образования делают физическое существо (биологическое, животное),- делают его способным быть ДУХОНОСИТЕЛЕМ. Каковыми мы и являемся сейчас. При этом сохраняя полную связь с животным миром - с природой. Но для того, чтобы достигнуть такой стадии, необходима была эволюция. Необходимо было УСЛОЖНЕНИЕ. Столь неблагоприятное для простейших. Потому что, усложняясь, они стали более уязвимы. Усложняясь, они стали смертны. Кто из вас читал Апдайка «Кентавр»? Помните, в начале учитель рассказывает про эволюцию: «Смерть - это та цена, которую мы заплатили за многоклеточность». В самом деле: простейшие никогда не умирают. Делятся себе и делятся, делятся и делятся. Удобно, экономично, технично, хорошо. И бессмертно. Вопрос: - Вообще-то непонятно, почему многоклеточные умирают. Потому что все то, что состоит из чего-то, оно распадается. А здесь, так сказать, законченное в себе. А это - незаконченное, это уже колониальное существо. Вот. К тому же оно более уязвимо. И чем более усложнялась структура существа, тем более оно становилось, конечно, уязвимей. Так вот, для развития и усложнения организма нужно было много условий, о которых я сейчас говорить не буду. Но одно из этих условий – это многообразие вариаций наборов наследственного вещества. ДНК, хромосом. И это стало более благоприятным и более возможным при наличии образования организма из двух единиц. Не деления его пополам, а из двух единиц; каждая из которых несла бы СВОЙ набор наследственного вещества. Свой набор генов. Так возникает пол - исключительно в целях эволюции. В целях усовершенствования существа, природного. Но - эта цель, все более и более усложняя душевную жизнь живых существ, усложняет и все их поведение. И сам процесс передачи наследственного вещества все более и более становится окружен рядом ОБРЯДОВ, церемоний - у животных. Половое ухаживание - это обряд, родившийся в животном мире. Не надо вам подробности рассказывать – вы все знаете. Вспомните - на току; как ведут себя там тетерева, глухари, - и вообще все животные. А, может быть, это инстинкт? Дело в том, что это, конечно, инстинкт, но – обрядовый инстинкт, в том смысле, что он бессознательный. На самом деле для размножения не нужно петь, танцевать и прочие проделывать штуки. Для самого этого факта. Более того, мы уже встречаем элемент некоторой душевной контактности между половыми партнерами, между самцом и самкой. Самец относится к ней так, примерно, как самка относится к птенцам или к детенышам. Он ее, там, вылизывает, за ней ухаживает, он как-то оберегает ее. И очень часто защищает, если есть какая-то опасность. Это что такое? Это - побочный результат усложнения организма. Приближаясь к званию человеческому, живое существо настолько истончается, что его душевная жизнь как бы создает некие прелюдии к человеческому бытию. Но здесь мы должны остановиться. И задать свой главный вопрос: собственно, а для чего было нужно развитие Творцу? Потому, что мир - это собеседник Творца. Это его второе «Я». Бог создает себе дитя - мир. Один французский философ говорил, что Бог - великий Одинокий. Может быть, это слишком человекоподобно сказано, но все мистики, все мудрецы говорят нам о том, что Бог создает себе собеседника, то есть того, с кем он вступает в диалог. Это - мир. А мы, люди - душа мира. Глаза и уста мира. Мы - природа, созданная Богом, которая осознала саму себя и которая является представителем правомочным от лица всего мироздания перед Богом. Но для того, чтобы природа во главе с человеком стала двигаться к Богу, она должна получить свободу, что в ней там ни есть, заключено, прежде всего в человеке заключено. И, во-вторых, она должна вырастать в Духовное Единство. В природе есть разрушающий момент. Идущий против замысла Божия. Но есть духовное единство как великий идеал. Великий идеал. Это - Песнь Творения, всего, которое соединилось с Богом. Поэтому нам говорит Священное Писание, что Бог есть Любовь. Любовь - это то, что объемлет, соединяет, то, что радуется присутствию другого, то, что открыто для другого. Что прозрачно для другого. Проницает. Мир распадается, когда он становится непроницаемым. Когда возникает эгоизм, эгоцентризм, отчужденность. Это - явления сатанинские. Сатана есть знак распада. Распад есть конец всего. Это энтропийное состояние. Энергия умирает. Все умирает. А Бог соединяет все. Христос молится: «Да все едины будут. Как Ты, Отче, во мне - и Я в Тебе». Вот это единство – это есть великий христианский идеал. Космический идеал. В Апокалипсисе сказано, что «не будет у них храма, потому что сам Агнец будет их Храмом». И что удивительно здесь, что это вовсе не футурология, а это то, что мы можем переживать мгновениями уже сейчас, здесь, в этой жизни. Поэтому для осуществления воли Божьей так важно Творцу создать нам условия для школы Любви. И школой любви становится любовь половая. Любовь полов и любовь родительская, детей и так далее и так далее. То есть та, которая начиналась с инстинкта. Начиналась она с инстинкта. Эта школа любви - она, знаете, удивительна. Я вам сейчас напомню банальную вещь. У Горького «На Дне», помните, Барон там - совершенно опустившийся, разложившийся тип. И потом, когда он выходит в одном месте, (он потерял свою эту девчонку), он говорит: «Ах, да она же для меня - все.» Вот в этих словах вдруг видишь, что, оказывается, немощный человек не умер. Он держится только на этом - на любви, которая в нем живет – по отношению к этой женщине. Я советую вам прочесть драму Ибсена «Пер Гюнт». Это - великая вещь. Достойнейшая. Очень глубокая. Советую прочесть ее всем. Она в юности на меня производила очень большое впечатление. Так вот, главный герой там в конце концов оказывается на исходе жизни перед тем, что он вообще никто, он - ничто. Он не осуществился. И там является некто Пуговичник, такая мистическая фигура, с ложкой, которой перемешивает олово, и говорит: «Давай, полезай. - Как это? - А мы, говорит, мы души вот таких вот аморфных, мертвых, - ложкой перемешиваем и - делаем из них пуговицы». Его это страшно пугает, и он просит отсрочки. И он бежит к девушке, которую он бросил очень давно. В конце концов, она его спасает от этого Пуговичника. Потому что единственное, что в нем осталось после всех потерь его личности, - это любовь к Сольвейг. Таким образом, половая любовь есть преддверие любви христианской. Христианская любовь - она шире, она духовна, она обнимает всех, независимо от пола, возраста. Но она может таких людей, как Барон или Пер Гюнт, которые все потеряли, она может их удержать еще на поверхности. Вот какова ее сила. Но уж для того, чтобы противостоять разрушениям мира сего, она должна быть огромной - соединяющая Божья Сила. Подумайте. Вот был такой фильм очень давно «Хиросима - любовь моя», где происходит романтическая история на фоне событий Хиросимы. Как ядерная энергия, для того, чтобы держать в единстве мироздание, должна быть колоссальна, (вот когда ее высвобождают, она может разрушать все вокруг, - такая сильная энергия), так энергия любви - она должна быть огромной. Вот почему живопись, поэзия, музыка и вообще человеческая жизнь – она так густо замешана на любви. Я беседовал в разных частях света, с разными людьми. И вот у некоторых ничего не было светлого в жизни. Серая, однообразная, нудная жизнь, только любовь светила им как огонек. Это то, что Бог дал нам, жестоковыйным и жестокосердным как школу любви: УМЕНИЕ нежно относиться к человеку. Умение восхищаться человеком, умение радоваться и давать радость, дарить радость, умение отдавать себя человеку и так далее Любой медик, физиолог, психолог может разложить по полочкам все элементы любви, и, казалось бы, загубить ее таким анализом. Но ничего не получается. Все разбомбили, все разобрали, все проанализировали. А она себе живет. Конечно, она несет от такого нападения большие уроны, но она выправляется каждый раз, потому что любовь - от Бога, а все эти вещи - от человека. Но тут мы вступаем на такую скользкую дорогу: любви полов помогает секс. Секс является как бы механизмом природы, который побуждает, очень сильно притягивает существа к размножению и, естественно, инстинктивно. Но ведь никто из живых существ не может понимать, что его долг - это отложить, там, яички, хотя таковое долгом является, - с точки зрения вида. И устраивается таким образом, что непреодолимое сильнейшее влечение побуждает живых существ это совершать. Но, кстати, вы знаете, у осьминогов есть такая железа, которая убивает потом самку. После того, что она свой долг выполняет, она совершает как бы самоубийство, потому что ее функция выполнена. Я поэтому подчеркнул с самого начала, что секс безличен, он - стихиен. Это ощущение чувственного удовольствия, очень сильного, правда, короткого, которое живое существо может испытывать, в сущности, вне зависимости от того, кто является его поощрителем. Кстати, проституция бы не существовала как институт, если бы это было не так. Понимаете? Люди же приходили в эти дома, где жили блудницы испокон века. Не потому что они их любили, - тут любовью и не пахнет – какая там была любовь! А там был секс. И также эти девицы, когда они принимали своих этих посетителей, они их тоже не любили. Не лю-би-ли. А иногда и ненавидели. Секс жил сам по себе. И вот в этом расколе между любовью и сексом для человека есть ужасное роковое последствие, потому что человек уже не должен так существовать. У него должно соединиться все вместе, понимаете? Человек должен быть организмом, цельным, в котором любовь, секс и долг, чувство нравственной ответственности, - они неотделимы. Я не случайно сказал: долг и нравственная ответственность. Потому что если ты любишь человека и тебе приятно в его присутствии, тебе приятны какие-то его знаки нежности, ласки и так далее, - и это все, и ты хочешь получать от этого только приятность, - я не говорю там: чувство удовольствия - просто приятность, и только, - то любви еще нет. А есть ее какая-то прелюдия. Любовь - настолько бывает сильна, что я знал людей, которые лишали себя любимого человека, потому что ему будет так лучше, на основании того, что они слишком любили этого человека, чтобы как-то рискнуть испортить его жизнь и прочее... То есть она стоит выше эгоизма, выше эгоцентризма; она обязательно должна быть чем-то отдающим и чем-то таким жертвующим даже. Поэтому здесь чувство ответственности. На этом основании она культивируется. Влюбленность культивировать не надо. Влюбленность приходит: посмотрел, понравилось, пш-ш-ш – все, вот ты и влюбился, вот у тебя температура поднялась, завтра ты бродишь сам не свой, вот, стихи пишешь, - все прекрасно. Вот. Но это как пришло, так и уйдет. Как грипп. А вот любовь так не уходит. Ее вытравить очень тяжело. Она, понимаете, необычайным сильнейшим магнитом манит человека к человеку. И вот тут—то... Вот, Костя как музыкант, должен меня понять. Здесь должен вступить целый оркестр, здесь все идет: ответственность, быт, труд, радость, совместное горе. Для любви, как и для дружбы, надо съесть пуд соли. Поэтому отец Александр Ельчанинов покойный говорил, что настоящая любовь может возникнуть только в браке. Я думаю, что он прав. Настоящая любовь. Владыка Антоний говорил мне, что вот любовь бывает, когда люди вдвоем могут молчать. Когда они сидят и только разговаривают, это значит, еще нет внутреннего общения. Без слов. Значит, это надо культивировать. Культивировать самыми разными путями. Об этом, я думаю, мы поговорим отдельно: как это. Но только помните: любовь не дается просто так. Просто так приходит только преходящая влюбленность. Первые вспышки влюбленности часто бывают настолько эгоцентричными, что человек абсолютно не видит своего объекта. Просто не видит. Он влюбляется в придорожный столб. То есть он влюбляется в отражение своей любви. Вот почему первая любовь часто бывает несчастной. Потому что она идет как вихрь, что-то там дует и ... Но это, как говорится, первые раскаты грома. Многие люди приходят ко мне и говорят: «А я ведь никогда не пережила настоящей любви». Мне ужасно жалко таких людей, потому что это действительно обворованные. Юноша, который уже приближается к тридцати годам и который не пережил этого чувства, кажется мне инвалидом. Но... это даже является каким-то грозным симптомом того, что в душевной жизни что-то неблагополучно, что человек либо слишком любит самого себя и поэтому он не может полюбить никого другого, - все-таки это ведь форма открытости и общения - эта переориентация на другого. Либо у него что-то не в порядке вообще в душе. Если говорить о глубинной, мистической духовной сущности настоящей любви, то я бы сформулировал, как Владимир Соловьев. Он говорил так (я не помню точно), что для каждого из нас инстинктивно наше «Я» является абсолютной точкой. Пуп земли. Но сознаем мы это или не сознаем, нам все равно: мы пляшем все время от этой печки. Любовь впервые выводит нас из этой изоляции и открывает нам второе «Я» - alter ego, которое для нас обладает такой же значимостью и такой же ценностью, как и наше собственное. Ну а – это я уже добавляю дальше – христианская любовь создает таких точек очень много. Можно создавать их бесконечное количество. Потому что потенциал христианской любви огромен - он больше, чем потенциал любви половой. Как поется в оперетте: «Можно много раз влюбляться, можно только раз любить». Но. Но любить можно несколько раз. Несколько. Я знаю много примеров, когда человек имел несколько в своей жизни таких серьезных «любвей»... Но, все равно, здесь набор ограничен. А христианская любовь может любить безгранично. Ее ресурс колоссален. Она включает в себя: радость от общения с людьми, которых ты любишь, очень похожую на ту, которая возникает при любви полов; стремление отдать и служить, такое же, как при настоящей любви; и многое другое. Это на самом деле огненный фактор нашей жизни, согревающий в холодной жизни отчужденных людей. Вот Запад, например, чем страдает? Мне очень многие западные люди говорят, что у них холодно очень жить. Все вроде там есть: в очередях не стоят, с кормом все в порядке, со шмотками тоже. А - неуютно. У них есть замкнутость у многих, равнодушие друг к другу. Есть люди очень и там открытые, любящие. Вот мать Тереза Калькутская, она говорила, что пора совершить революцию любви, научить людей относиться с любовью друг к другу. Только это и спасет мир и цивилизацию. Без этого мир будет все время агонизировать. Ну, и любовь полов к этому человека может подводить. Я все это вам рассказываю для того, чтобы вы поняли, что в ЭТОМ есть огромная внутренняя духовная красота, огромный смысл, огромное значение, в этом нет ничего низменного, пошлого. Если мы и опошляем это, то только по собственной вине. Если мы и делаем из этого какой-то фарс, то это мы отвечаем... И, наконец, если мы теряем это чувство, то тоже чаще всего виноваты мы. Просто от ветра любовь не улетучивается. Конечно, я говорю это вам, многие из которых пережили только влюбленность, потому что вы все еще не имеете семьи. Но ведь это все произойдет. В каком-то весьма обозримом будущем. И мне хотелось бы, чтобы вы с любовью подходили к любви. С благоговением. К проблеме единства любви и секса относится очень важная проблема интимных отношений. Не случайно, совсем не случайно, что они связаны с потенциальным деторождением, потому что для человека интимные отношения, ласка друг к другу - она должна уже открывать как бы самое заповедное его души и его тела; но открывать это можно только тому, кого ты действительно глубоко любишь и кто любит тебя. А уж если любит - значит, несет ответственность за твою жизнь и за возможных детей. И вообще, за все существование. Просто так половые отношения… Почему церковь всегда смотрит отрицательно на половые отношения вне брака? Потому что они безответственны. Они похожи на пользование друг другом, на постыдное, унизительное для человека использование друг друга. Для удовлетворения своей мимолетной чувственности. Поэтому, даже несмотря, так сказать, на накал внутренних страстей, который у мальчиков бывает больше, у девочек - меньше - по-разному, мы все-таки должны очень сильно здесь держать себя в руках. Это окупится. Окупится, потому что, вступая преждевременно в интимные отношения, вы обворовываете человека, которого будете любить потом; вы отдаете другим то, что принадлежит ему. Понимаете, в чем дело? У человека в половой любви ограничен запас. Не просто физически, а душевно тоже. И поэтому расходовать его надо крайне осторожно. ... И более глубокий эффект я наблюдал у людей, которые, встретившись рано, отдав друг другу все, не разбросав, не разбазарив, не имея целой цепи романов, - потом уже душевно обтрепанными, они приносят объедки своей возможности любви, приносят тому, кого хотят полюбить, но не могут. Сколько я таких людей знаю... Они живут под одной теперь крышей, коптят, им тяжело, бытовые условия не позволяют им разъехаться, дети, ну и так далее и так далее, - вы знаете, что я буду вам объяснять! Но, оказывается, они до того это все размотали. Размотали. И это становится с трудом восполнимо или невосполнимо совсем. Если вы видите у ваших родителей трудности, в семейной, личной жизни - вы их любите все - вы должны из этого извлекать уроки, потому что негативный опыт - это тоже опыт. Это тоже опыт. И, кроме того, вы должны понять, уже сейчас, что любовь и жизнь совместно - это и подвиг тоже. Это трудная штука, трудная. Очень трудная. И я бы сказал: к ней относятся прямо слова Христовы: «Кто хочет за мной идти, отвергнись себя, возьми свой крест, и тогда за мной иди». Это можно перефразировать так: кто хочет идти под венец, отвергнись себя, возьми свой крест и тогда иди. Но вы поймите это правильно; я вовсе не говорю, что надо идти как на каторгу. Отвергнись себя - в высшем смысле. Побеждай свой эгоцентризм. А «возьми свой крест» - это значит: с радостью служи, как Господь нам служил (на кресте на своем(?) И тогда это будет песнь. Есть тут еще одна дополнительная драма: возможность неразделенной любви. Это может быть и у ребят, и у девушек. Вы этого тоже не бойтесь. Это тяжелое, это мучительное состояние, драматичное. Но человек должен изъять и выжать из него все, что он может. Половина произведений искусства было создано на базе неразделенной любви. Надо понимать, что вот если ты любишь кого-то, даже если не получаешь ответа, это уже - праздник, это уже - накал жизни. Вот, дорогие мои, в двух словах я бы хотел вам сказать о главном. ... Я еще раз подчеркиваю: понимаете, поскольку у нас все терзают, карикатурят, опошляют, мы в это дело сами втягиваемся, прочее... Я хочу вам показать высшее, священное, божественное, прекрасное значение любви, как величайшего дара Творца. Но - всегда надо помнить, что это дар ОБЩЕНИЯ, общения двух, взаимопроникновение двух. Когда Бог создал женщину, по Библии, - для чего он ее создал? Не для размножения вовсе. А там сказано: «Нехорошо человеку быть одному. Сотворим ему помощника.» В этом смысл этой истории. |