Беседы о любви (часть2) А.Мень
НА ГЛАВНУЮ как я работаю СТАТЬИ статьи о взаимоотношениях православия и психологии Мысли известных людей о любви
http://www.krotov.org/library/m/menn/04/00128.html
Александр Мень



Расшифровка магнитофонной записи. На правах рабочего материала.
Пунктуация приспособлена к разговорной речи.
Текст не редактирован!
Встреча вторая
Ну, мы с вами в прошлый раз говорили о любви и обо всем, что с ней связано. Конечно, мы еще сегодня поговорим и об этом, но надо ясно отдать себе отчет в том, что вся жизнь должна стоять на твердом основании. Вы все хорошо понимаете, как бывает, когда все начинает колебаться. Так сказать, землетрясение души. Это и неприятно, это - и стыдно, потому что ты оказываешься под роковым влиянием каких-то чувств, смутных. То есть на самом деле - полная неуверенность. Завтра одно ударит в голову, послезавтра - другое. И сами, в общем, не знаете будущего, и вообще все кажется туманным. Поэтому есть три хорошо вам известные основания. Это - молитва, милостыня и пост. Мы на них стоим.
Ну, милостыня значит милосердие. Это значит вообще отношения между людьми. Это, в общем, на самом деле то, с чего мы начали. Любовь, брак, секс, пол, прочее, - все это относится к сфере человеческих отношений. Но вы все очень скоро узнаете, - да и сейчас уже знаете достаточно хорошо, что эти отношения тоже подвергнуты обстрелу. Странных, бурных, противоречивых чувств. Они оказываются такими непрочными, неглубокими; неглубокими, поэтому не удовлетворяющими. Дружба, настоящая, верная и прочная, любовь - настоящая, - оказываются редкими гостями в нашей жизни. Вот почему она такая тусклая. Но начать надо с веры. Отношение к Богу человека, отношение его к ближним. Тогда уже пост. Пост - это отношение к себе, воздержание. Но не просто, там, что - не есть мясо, а шлифовка собственного «Я». Значит, что я здесь хотел сказать самого важного? Понимаете, вера - это дверь, основа здесь. Первая основа. Это верность Богу и его пути. Один человек говорил о себе (это у Достоевского приводится), что по утрам он встает неверующим, а к вечеру он становится верующим. Что это значит? Это значит, что утром, когда человек просыпается, часто у него работают только какие-то поверхностные, рациональные механизмы, - и только к вечеру душа раскрывается. Вы знаете, что так бывает, поэтому он так и говорил, этот человек.
Так вот. Истинная вера и преданность нашему Творцу и Спасителю Иисусу заключается в том, чтобы оставаться ему верным, даже тогда, когда у вас нет какого-то мистического, духовного, какого-то религиозного настроения. Когда вы не зависите от него роковым образом. Один американский проповедник, когда рассматривал эту тему, он вспоминал стихотворение одного француза про Наполеона. Снег идет там, я помню, ночью, и едет император в своей треуголке на коне, и идут за ним солдаты, они ворчат, ворчат, ворчат, но все-таки идут за ним... Это как бы такой классический образец преданности и долга. А этот проповедник говорит: если люди могли быть так преданны Наполеону, то почему же они не могут сохранить такую верность своему Спасителю, Христу, который нас ведет совсем иначе.
И второе. Второе - вере надо учиться, надо ее развивать. Вроде странная вещь: человек - либо верующий, либо нет. Нет, я сейчас имею в виду веру не как ВЕРНОСТЬ Богу, не как убеждения, а как чувство присутствия его в твоей жизни, и в любой. Понимаете, это чувство очень важно, - оно дает нам силу на самом деле. Оно нас оживотворяет. И оно не всегда приходит. Иногда бывает так, что мы вдруг становимся психологически материалистами. Все глухо для нас, и только то, что можно щупать, то еще нас как-то задевает. Это время надо переждать, перетерпеть, но все-таки учить свою душу открывать в Вечности здесь и теперь. Формально такой школой богоприсутствия является молитва. Но когда человек глух, у него душа очень суха, у него и с молитвой плохо. Душа человеческая здесь как инструмент. Если инструмент не настроен, он не может правильно играть. В этом весь ответ: вы запомните. Когда вы чувствуете, что Бог далеко, что мы живем в материальном мире, - помните, что инструмент вашего духа расстроился. Поэтому он фальшивит, и гундосит, и ничего не может играть. Существует здесь некоторая настройка души. С чем связана ее сила? Как со всяким упражнением, - с систематичностью. Если человек раз в месяц вдруг почувствовал такой прилив духовной силы и молился, а потом месяц ходит так, как будто Вечность от него за тысячу верст, он, конечно, не продвинется. А надо, чтобы в сутках, которые имеют 24 часа, мы отводили себе хотя бы пять-десять минут для внутренней духовной практики. На самом деле это все очень просто. Определив такое время, каждый из вас должен быть готов услышать Бога непосредственно. Для этого надо, ну, идеально, конечно, иметь свободный уголок, где никто вас не будет дергать. Каждый из вас должен продумать, как это технически возможно. И придя в этот уголок, на пять-семь минут, не больше, не больше, постараться заставить замолчать шум, который у нас происходит в душе. У нас там мелькают мысли какие-то, образы какие-то, воспоминания, какая-то мура, она бежит - бежит вся эта каша… Остановите. Дайте им улечься. Как будто все взболтано, как в стакане; все это начинает оседать - и надо вслушаться в Бога, в тишину, которая здесь наступила. Всегда помните, что Бог говорит свое слово в молчании. И почувствуйте, что Он может тебе что-то сказать; ты только Его не слышишь из-за внутреннего шума. ... Пять- семь минут сосредоточенности через месяц - другой дают результат. Человек становится способным на внутреннюю жизнь. Ну, вы все знаете: мы живем внешней жизнью, болтаем, общаемся, учимся, ходим туда-сюда, вроде один на один с собой почти не бываем. Себя не чувствуем и не видим. Все время бежим. Остановиться на минутку у нас нет возможности.
Так вот, поскольку наша жизнь внешняя, и учеба, и домашние дела, и общение с людьми, с друзьями, с товарищами нас все время тащат по жизни быстро, - мы должны, чтобы это скомпенсировать, уравновесить, все-таки всегда помнить, что есть такой миг, короткий в сутки, когда все пусть лопнет, но Это - останется.
Мне рассказывал один человек, он был на Западе где-то, не помню, во Франции, кажется. ...В обеденный час люди едут в транспорте, вдруг все вынимают бутерброды, начинают жевать... и даже водитель останавливается. ...В этом что-то есть: люди находят время для того, чтобы традиционно позавтракать. Тем более мы можем найти время, чтобы слегка подпитать свою душу. И то, что делается от случая к случаю, то, что делается вот так - без системы, действует плохо. А действовать должно. Потому что вот этими способами: самоуглубленностью, размышлениями, умением собрать свою душу как бы в один кулак - мы ее готовим для того, чтобы благодать ее господствовала... вплоть до такой степени, что вы, испытывая какие-то затруднения в решении проблем, спокойно можете обращаться к Богу, и он ответит. Он отвечает всегда. Только надо слушать Его. Мы не слышим. Понимаете, это особая реальность, надо на нее настроиться. Мы же вот не слышим сейчас радиоволн, которые проносятся через эту комнату; если бы тут был радиоприемник, то мы бы расслышали. Он бы нам дал это. Так мы и есть этот приемник - наша душа. Если приемник испорчен, то что мы можем поймать? - Ничего. Конечно, очень серьезное внутреннее. Но, если кто-то из вас хочет быть сильным, как мальчик, если хочет быть изящными, как девушки, кто-то хочет быть, так сказать, спортивным, - вы для этого знаете средства и не пожалеете времени, чтобы какие-то делать упражнения. Правда? Но для того, чтобы подготовить свою душу к самому главному, чтобы она была открыта к Божьим лучам, чтобы его слышать, то для этого тем более надо те или иные элементарные упражнения, которые есть. А подготовиться - очень важно, потому что мы рас-кон-цен-три-рованы.
Вы все равно не запомните, - я сделаю выписку и напишу вам схему маленьких упражнений для концентрации сознания. Раздам карту, написанную; и вы просто для себя сами можете каждый день в течение нескольких минут это делать. Вот так мы договоримся. Это будет... Не то, чтобы Бога можно вызвать таким образом. Он тут есть, всюду... А себя настроить на его присутствие.
Ну, о любви мы с вами говорили уже; не только о любви сексуальной, мужчины и женщины, но и вообще о всякой человеческой любви, христианском добром отношении к людям. Мы сейчас к этому вернемся, это уже по вашему желанию.
...И третье - это пост. Еще раз скажу. Речь идет не о том, как соблюдать пост, - вы все это знаете. А речь идет о том, как ковать самих себя. Вы все хорошо помните известное изречение французского скульптора, Родена. Его спросили: «Как вы делаете скульптуру?», - он сказал: «Я беру камень и убираю все лишнее. Там же, внутри его, заключена скульптура». Так вот, это мы такие камни. Наносное, инфантильное, негативное - все такое убирается, убирается, убирается. Вот так вырисовывается фигура. Это не значит, что таким путем можно вообще довести себя до состояния идеала, но шлифовать необходимо.
Сколько прошло через меня людей, которые, потому что они не умели удерживать свой язык, они разрушали свою семью, они ломали отношения на работе, они рвали со своими друзьями. Приходит ко мне недавно человек: «Где же мои друзья?» - говорит эта женщина. «У меня было столько их, здесь у нас в приходе». У нее отваливался один за другим... контакт. В конце концов, она осталась как пень - одна. И мужа потеряла, и всех. Полное одиночество. И очень горько и трудно мне было намекнуть ей, - прямо я сказать не хотел, потому что она бы опять начала (роптать - ?, неразборчиво очень),- не то чтобы она сама … Но, она же все разрушила своими руками. Она трудилась над этим. Чтобы испортить здесь отношения. Помните, была басня Крылова, когда волк забежал в деревню, - за ним собаки гнались, - и он к коту обратился: куда мне спрятаться? - Он говорит: вон, иди к Ивану. - Я у него съел овцу. - Иди к тому. - Я у него зарезал теленка. В общем, оказалось, что он перед всеми виноват. Так что тут у тебя - такая-то и такой-то. - А я с ними поругался. А с этим мне сложно. - И получается, что все кругом обломано. Но самое глупое, нелепое и обидное, что мы об этом узнаем, лишь когда достаточно поздно. И мое желание и задача здесь, чтоб вы не повторяли тех глупостей, которые делают люди. Чтоб вы своевременно останавливались и контролировали себя. И замечали, и... не повторялигорького опыта. Он и так у вас будет - горький опыт. Жизнь есть жизнь. Но то, что можно не повторять, - это замечательно. Лучше избежать того, что лучше не делать. Вот три основных вещи.
.....
.........
На самом деле вы должны понять, что у родителей ЕСТЬ своя жизнь. Есть. Если бы вы не родились, они жили бы прекрасно, и у них были бы свои проблемы, свои цели. Они - не приложение к вашему существованию. И вы - не приложение к ним. Вы - самостоятельные единицы. Как можно преодолеть все комплексы? Ну, общеизвестно, что любовью, но это - слово. А первое - повзрослением. Только повзрослением. Только. Потому что, когда у нас работают детские капризы, детские комплексы, мы же невыносимые существа. Я понимаю, что вы сдерживаетесь среди друзей, среди сверстников, и вы выглядите вполне взрослыми. А домой приходит сопливое, капризное существо, которое, оказывается, еще не созрело, и всю свою сопливость предъявляет, как билет, папе-маме. И тут действительно очень, кажется, так сказать, странный контраст: иногда, - когда друзья или сотрудники приходят домой и вдруг видят вас в совсем другой ипостаси. И иногда не в лучшей, чаще всего.
Только, на самом деле, жизнь духовная может нас над всем этим поднять. ...Как с этим справиться? Как следовать совету Евгения Онегина, когда он сказал Татьяне: «Учитесь ВЛАСТВОВАТЬ собой». Правильно сказал. Это нам всем урок. Она и училась. Между прочим, она и училась, Татьяна. Она и властвовала до конца, потому и его прогнала впоследствии. Если бы она не умела властвовать…
...Вот. А есть другой момент. Это вот повзросление - это один способ. Как, так сказать, изменить взаимоотношения. А другой момент связан просто со стилем нашего поведения общим. К сожалению, я должен вам признаться, что вот девушки молоденькие, которые хамят матери и отцу, убежденные, что они не будут хамить своему другу, жениху, приятелю, мужу, - принесут ему весь этот мусор. Переносят на него и потом закладывают динамит в здание собственной жизни. Это касается и юношей тоже. Молодой человек, который ни во что ставит свою мать, потом ни во что ставит свою подругу, жену. Понимаете? Ars vivendi - «искусство жизни» начинается в этих домашних условиях. И напрасно вы думаете, что вот: ну ладно вот, здесь-то я пофырчу, а там я буду..., здесь я маленький дьявол, а там буду большим ангелом. Нет, это не выходит. Не выходит. Все начинается здесь, «не отходя от кассы». Вот почему так много детства у нас среди близких людей, потому что «каким в колыбельке, такой и в могилке». Вот научились дома чудить, капризничать, хамить, и прочее – cтиль уже возникает, стиль отношений, стиль слов, стиль интонаций. И вы с этим стилем, как бы вы ни ломали комедию перед тем, кто вам дорог, точно - это все равно все вылезет. Все равно будет видно, что вы неискренни, а только раздуваетесь как лягушка перед волом. И вылезут ушки, и вылезут рожки.
...Кроме того, важная вещь - мистическая. Вл. Лихачев объясняет, что для ребят это пока не совсем ясно и понятно, что поверить в то, что говорит о.Александр, очень трудно. Да, конечно…Конечно, это может показаться далеко. Вот... Но... я должен постараться войти в эту психологию. Потому что для меня все едино, потому что ваши родители у меня появились, будучи такими же молодыми, как и вы. Я и не успел заметить, понимаешь, кто когда повзрослел, постарел, вырос. На самом деле, поверьте - все одно! Что вы чудили, - вот они так же чудили! Что вы с родителями - фыр-фыр-фыр, - так и они - фыр-фыр. (Смех). Все это, как Екклезиаст говорит: вот, вот это новое что-то! - нет ничего нового под солнцем! Ничего, ничего нового под солнцем. Если вы хотите нового, это значит, надо взять жизнь в руки. А так!.. ничего не устаревает. Вот то, что сейчас вас волнует, - и их волновало совсем недавно и, может быть, до сих пор волнует. У вас совершенно одинаковая жизнь. Ну, чуть-чуть музыку не ту слушаете, - но ведь от этого, как говорится, ни один лишний волосок на черепе не прибавится. Они слушали другую музыку - и все. Они балдели тоже, по-другому только. Какая разница. Я хотел сказать о другом, что это касается наших отношений не с родителями, а с Богом. Надо избавиться от инфантилизма в этой области. Потому что психология нас учит, что очень часто в сознании подрастающего поколения Божественное отождествляется с матерью и отцом. Ну, так - бессознательно. Тем более, что мы Господа называем: Отец. Раз отождествляется, это и хорошо, потому что это объект любви, это и плохо, потому что, не налаживая отношений с родителями, у нас с Богом такие отношения сложные получаются - мы переносим, это перенос. Но вы должны запомнить одну ясную, четкую вещь. Когда вы получили ОСНОВЫ веры от родителей, вы еще с Богом не вступили в личные отношения. Вот это называется традиция, когда отец и мать открыли вам божий путь, исходный. А вот когда вы сами откроете его, - он к каждому приходит совсем по-особому, - когда у Вас возникнет вот это чувство присутствия и собственный ключ, собственное ощущение и понимание, вот тогда все главное решится.
У каждого человека вера своя. Но вы поймите правильно: я ведь не имею в виду, что у каждого человека какая-то своя религия. Но, вот скажем, сидит в зале консерватории и слушает музыку пятьсот человек. Уверяю вас, что каждый слышит по-разному. Объективно: если б вот тут стояла записывающая аппаратура, - она записала бы музыку в прямом смысле. А субъективно: каждый человек воспринимает ее по-своему. Так и Благодать Божья: она должна по-своему осветить душу каждого из вас. Вот встретиться с Ним надо самому лично. Пока этого не произойдет, - вы еще живете в ТРАДИЦИИ. В Предании христианской церкви. Это не плохо, но это еще не все. Вот вам сравнение. Когда великий художник учился у своего учителя - мастера, он подражал ему, мастерски подражал. Но в тот день, когда у него явился свой стиль, он... стал Мастером сам. И вот, надо искать свой путь к Богу, и тогда можно будет найти путь, общий с родителями.
Наверное, вам кто-нибудь говорил о схеме преподобного аввы Дорофея, на которой так и начертано, что Бог есть центр круга, а люди - радиусы. И по мере их приближения к центру они сближаются: радиусы сближаются, от периферии к центру именно, они сближаются между собой. И чем ближе мы к Нему, тем ближе мы, в конечном счете, друг к другу. Когда мы далеки от близких, от семьи, от родителей, от друзей; чем дальше мы уходим, тем дальше мы от Бога тоже. Что касается там ваших друзей и пр. и пр., то это не то, что надо противопоставлять, понимаете, когда говорят: одно дело - семья, другое дело друзья, - нельзя противопоставлять вдох и выдох. Это - твой дом, а это - то... Они живут во взаимодействии друг с другом. Как вдох и выдох. Нельзя же вдохнуть и не выдохнуть, и наоборот. Так вот: искать собственного внутреннего стиля. И в отношениях, и во всем. И «Учитесь властвовать собой». Даже если мать что-то говорит не то, не забывайте, что и у вас, может быть, в сорок лет будет усталость большая, и обремененность проблемами большая, и раздраженность большая. Зачем же быть рабами? Не терять голову. Потеряешь голову - все потеряешь. Невозмутимость. Вот Ира у нас невозмутима, это у нее от природы. А кое-кто из вас - нет, вам труднее придется.
Но все равно, все равно. Я знаю людей не спортсменов и не спортивного типа, которые стали мастерами спорта. Выходные данные человека еще ничего не значат. Их можно не употребить в дело.
Совсем...
.....
.....
Господи, Боже мой! Все умеем! Читать, писать, считать, лепить, рисовать. Жить - нет. Жить - нет. Дефицит. Дефицит... (Большая пауза). Но этому всему можно научится. Можно, можно вполне. Даже если это и трудно иногда бывает. Главное, помните вы, и ребята, и девушки, что, решая эти проблемы сейчас, вы готовитесь к тому, что будет завтра. То, что будет уже вашим кругом, вашей семьей. Не научитесь сейчас, тогда уже будет поздно. Будете похожи на ту девицу, которая сказала: «Зачем мне готовить? Вот выйду замуж, тогда научусь». Не научилась. Не научилась. И была беспомощна. И ее близкие стыдились немножко. Что она такая безрукая. И ей было тяжело. «Лошадей на переправе не меняют». Надо заранее все делать. Учиться надо сейчас, пока есть возможность.
Дело в том, что теперь, когда пойдешь в институт, то, в общем-то, там берут под ручки под белые и потихонечку тащат. Чем это нравится, почему? Вот это я объясняю, почему это не так кажется привлекательным. Потому что наступает сессия, идут зачеты, - НАДО делать, тебя, как... : знаете, вот на ВДНХ, когда этих …приводили быков больших, я помню, - ну, у них протыкали нос и тут кольцо было; быки животные такие - агрессивные, и чтоб они не бегали, не швыряли советских граждан, с ними ходили рядом быководы, и если бык что-нибудь не так.., - дергали, а это болезненно. И ему сразу как-то.. И так его можно было вести прямо, его так ведешь, - он так и идет. Значит, институт: тут зачетная сессия, потом экзамены, потом надо что-то написать... И ведут. Ведут, за это держишься.
В духовной жизни действует закон свободы. «В нос кольцо тебе проденут, платье новое наденут» - этого нет. Этого (со смехом) нет. ЭТОГО НЕТ. Здесь просто такое невозможно. Нам нужен стимул, понимаете, а это - не стимул. Кто из вас знает, что такое «стимул» в первоначальном значении этого слова? (Длительное молчание). Это мало кто знает, - я вас спрашиваю на всякий случай. Ну, кто? Вы не стесняйтесь: этого почти никто не знает действительно. Первоначальное значение этого слова утрачено в нашем языке. И оно означает «побуждение». Сильное побуждение. Но в латинском языке это была: палка - «стимул». Палка, которой погоняли ослов. Небольшая такая штука. (Смех).

Hosted by uCoz