сексуальные культуры (начало).
НА ГЛАВНУЮ как я работаю СТАТЬИ статьи о взаимоотношениях православия и психологии Мысли известных людей о любви
Сексуальные культуры.
В обзоре сексуальных культур использованы материалы книги
Збигнева Лев-Старовича "Секс в культурах мира".

СОДЕРЖАНИЕ.
1. Начало.
"Аполлоновский" тип сексуальной культуры
Либеральные культуры
Секс в "культурах бедности"
Оргиастические культуры
2. Продолжение.
Культуры любовников
Мистические культуры
Репрессивные культуры
Пуританская культура
3. Окончание.
Невротические культуры
Сексуальное поведение в мире (вместо итогов)
Аскетизм. Сексуальная аскеза
Cексуальная патология и культуры народов.
----------------------------------------------------------------

------Сексуальные культуры (начало)--------
"Аполлоновский" тип сексуальной культуры.
Этот тип культуры отличается легкостью в отношении к обнаженному телу, обнаженной натуре, в отношении к сексу. Аполлоновскому типу культуры характерно радостное отношение к жизни, гармония между телом и духом. Если человек прекрасен душой, то и тело его должно быть прекрасно.
У представителей Аполлоновской культуры полностью отсутствуют комплексы. Раз тело человека прекрасно - его нужно показывать в разных ракурсах, и в этом не может быть запретных тем.
Название этого типа культуры появилось из античного мира. Наиболее характерными свойствами считаются оптимизм и жизнелюбие.
Вот что пишет по поводу Аполлоновского типа культуры Збигнев Лев-Старович:
"Существует тип культуры, где подчеркивается гармония между телом и душой, воспевается естественная радость жизни. Она отличается "психической легкостью", умением радоваться сексу. У ее почитателей отсутствуют комплексы. Психический мир таких людей тесно связан с миром природы и общества. Хотя этот несколько идиллический образ культуры не свободен от искажений и недостатков, но стремление к гармонии и способность радоваться жизни делают такую культуру оптимистичной. Не случайно ее называют аполлоновской. Название этой культуре дал античный греческий мир.
Элементы аполлоновской культуры мы находим во многих культурных традициях, в частности, в так называемых культурах примитивных, которые распространены по всему миру. Через определенные промежутки времени в полную противоречий культуру Запада проникают элементы такой культуры, как выражение тоски по утраченному раю, светлому началу. Одним из последних выражений тоски можно считать движение натуристов, в идеях которых воплощаются установки аполлоновской культуры.
Другим выражением является миф об эротическом рае, поиски его на экзотических островах, например на Таити. Этот тип культуры проявляется даже в сентиментальной, романтической литературе. Может быть, в этой культуре отразилось стремление к раскованности, а может быть, она является архетипом сексуального поведения первобытного человека, жизнь которого была теснейшим образом связана с природой, с циклом изменений в ней, подражанием миру животных и идентификацией с ним. В европейской литературе дано прекрасное описание аполлоновского начала бытия в популярном романе "Дафнис и Хлоя", в библейской "Песнь Песней", в поэзии Яна Кохановского, в старопольских идиллиях. Данный тип культуры можно назвать универсальным."
Романтический образ Аполлоновской культуры воспет в стихах и во множестве произведений писателей разных веков. Жизнь в современном обществе накладывает на каждого из нас многочисленные табу, и разговор о любви и сексе зачастую считается просто неприличным. Поэтому многие люди подвергаются многочисленным стрессам, и даже заболевают от того, что не находят возможности жить так, как им бы хотелось.
Мечта о таинственном острове, на котором все возможно, на котором живут прекрасные, обнаженные девушки, не стесняющиеся своей красоты, будоражит голову тысячам подростков. В реальном мире человек не может пойти на многие вещи либо из боязни осуждения, либо из-за неспособности взять на себя ответственность за другого человека. В мечтах же, попадая в придуманный рай, человек находит в нем все то, чего ему так не хватало в жизни.
Многие художники изображали на своих картинах прекрасные обнаженные тела, в то время как, общество, в котором они жили, не позволяло увидеть даже оголенного плеча дамы.
В инквизиторской Испании изображение обнаженной натуры строго и жестоко каралось. Более того, даже А.С. Пушкин, написавший строки "и ногу ножкой называл...", и нередко описывавший красоту дамских ног, никогда не имел ввиду ничего кроме… той части ноги, которую видно было из под платья - то есть часть щиколотки и туфельку. Все, что выше, считалось верхом неприличия. И об этом речи и быть не могло.
Поэтому так популярна была во все века Аполлоновская культура, которая просто и жизнерадостно относилась ко всему, что связано с обнаженным телом и сексом.
Примером аполлоновской сексуальной культуры являются обычаи жителей Триобриандских островов - архипелага коралловых островов, расположенных вблизи Новой Гвинеи.
Одним из первых такое исследование провел польский ученый Бр. Малиновский. Его труд "Сексуальная жизнь диких в Северо-Западной Меланезии" приобрел огромную популярность, хотя и не лишен привкуса сенсации. В довоенный период этой книгой зачитывались наши родители. Она была переиздана в 1980 г. скромным тиражом в 5000 экземпляров.
Общество Триобриандских островов принадлежит к матрилинейным. Женщина занимает здесь высокое положение, что отражено в правовой системе. Люди живут в деревнях, расположенных среди буйной зелени. Дома строят вокруг открытого пространства. До полудня семья трудится, мужчины охотятся, ловят рыбу, заготавливают строительный материал. Женщины собирают плоды, занимаются хозяйством. Домашние дела распределяются равномерно. Повседневная жизнь проходит вне дома, в доме лишь питаются и спят. Свобода детей ничем не ограничена. С раннего детства они являются свидетелями сексуальной жизни родителей. У них рано заканчивается половое созревание. Их сексуальное образование состоит в эротических забавах, связанных с созерцанием половых органов, их касанием, возбуждением. Взрослые трактуют это как естественное явление, половой акт у детей служит предметом развлечения. У девочек первые сексуальные контакты имеют место на 6-8-м году жизни, а у мальчиков-на 10-12-м году. В период 12-14 лет мальчик становится мужчиной и переселяется в дом холостяков, называемый букуматула. Девочки же остаются жить в семье. В этом возрасте секс приобретает особое значение, возникают сексуальные связи, предшествующие браку, хотя они не связывают какими-либо обязательствами партнеров. Партнеры принадлежат друг другу, соблюдают интимность сожительства. Брак является союзом партнеров, они вместе проводят время, обязанности делят, соблюдая уважение друг к другу. Известна церемония помолвки, предшествующая браку и имеющая правовой характер. В браке придерживаются определенных норм поведения, интимности. Многие браки помимо экономического значения имеют сексуальную ценность.
Общественную жизнь жителей островов характеризуют многочисленные праздники, танцы, развлечения, имеющие сексуальный характер, они вплетены в сложную систему племенной жизни со стабильными правилами. Идеалом физической красоты у мужчин является определенный овал лица,. большие губы, низкий лоб, волосы, спускающиеся на лоб, стройная и высокая фигура. У женщины ценится подтянутая фигура, нежная кожа с темно-бронзовым отливом. Красивая женщина должна иметь крепкую, развитую грудь.
Ухаживание простое - демонстрация своих сексуальных намерений по отношению друг к другу. Согласие женщины на сожительство трактуется как дар с ее стороны, оно вознаграждается подарками со стороны мужчины. Образовавшиеся пары любят искать удаленные, излюбленные места и там целыми часами наслаждаются красивым пейзажем.
Любовная прелюдия состоит в снятии набедренной повязки молодым мужчиной и юбочки женщиной, они сначала сидят рядом, ласкают друг друга, долго беседуют. Поцелуи не известны им, они трутся носами. Постепенно температура чувства накаляется, растет возбуждение, они сосут друг другу губы до крови, резко гладят волосы, травмы часто являются сексуальным стимулом, например отгрызание ресниц.
Типичная позиция сожительства такова - женщина лежит на спине с поднятыми ногами, а партнер стоит на коленях возле ее ягодиц либо сидит возле партнерши, придвигая ее ноги к себе. Женщина обнимает ногами партнера, поднимаясь на локтях. Известна также и боковая позиция, но применяется она в доме холостяков, чтобы не нарушать тишины. В момент сожительства партнеры поощряют друг друга словами, относящимися к сексуальной физиологии. Классическая позиция считается утомительной и непривлекательной. Сексуальный контакт длится долго, требует физических сил, партнер заботится о том, чтобы партнерша достигла оргазма. Частота сексуальных контактов зависит от взаимных потребностей партнеров и весьма дифференцирована. В сексуальной связи партнеры стремятся к взаимному удовольствию.
Туземцы трактуют гомосексуальные, зоофильные контакты, эксгибиционизм, и даже обычные поцелуи как отклонение от правил. Они высмеиваются, и этим создается определенный психологический барьер. Сексуальная жизнь носит частный характер, негативно оценивается в ней поспешность, демонстрация возбуждения, несоблюдение гигиены, отсутствие красоты. Супружеская неверность, сожительство с партнерами, принадлежащими к низшим общественным слоям, избыток сексуальных приключений, узурпация привилегий вождя трактуются как частное дело, на которое можно не реагировать. Нарушителя супружеской верности могут казнить, могут и помиловать. При этом ему следует сохранять свое лицо, поэтому случаются мнимые наказания, например демонстрация попытки самоубийства. Этого достаточно, чтобы у наказуемого сохранилось чувство достоинства. Мастурбация презирается, как недостойная мужчины, но допускаются поблажки.
В культуре триобрианцев сексуальная жизнь связана с богатым сексуальным фольклором. В ней существуют многочисленные мифы, забавы, мимические и словесные образы, имеющие сексуальное содержание. Сексуальные обычаи протекают в определенных правилах и границах. Они не являются ригористическими, но лишены оргиастической свободы, которую часто приписывают "дикарям". Раннее сексуальное воспитание, привыкание к наготе и сексуальной жизни старших, сексуальный опыт в ранней юности, естественный подход к сексу, богатый ритуал ласк и сексуального словаря, снятие с сексуальных отношений камуфляжа ведут к тому, что сексуальная жизнь проходит без психического напряжения, страха перед другим лицом, она доставляет удовольствие и радость. Это сказывается на семейной и общественной жизни.
Обычаи, магия, религия, партнерские узы образуют гармонию, целостность, что способствует психической гармонии. Конечно, мы описываем не земной рай. Этим людям не чужды чувства ревности, измены, извращения, духовные страдания, безответные чувства, разводы, комплексы и т. п.
----------
Либеральные культуры
Культуры, в которых система норм и обычаев терпимо относится к сексу, к сексуальным связям, не являются редкостью. Мы находим их как в Африке, так и в Америке, на Востоке, а сейчас они все активнее проникают в культуру Запада. К сожалению, еще мало антропологических и социосексологических исследований, посвященных этим культурам. Как пример такого исследования мы выбрали работу Д. Маршалла, посвященную сексуальной культуре жителей одного из архипелагов островов Кука.
Мангайя - один из этих островов, максимальная ширина которого восемь километров. Его можно обойти за один день. В центре острова расположена гора Рангимотиа, где берут начало многочисленные ручейки, питающие возделываемые террасы. На острове находятся селения, где живет несколько десятков человек. Остров сохранил много традиций, обычаев, которые говорят о культуре этого архипелага в прошлом. На примере этого острова можно судить о сексуальных обычаях Центральной Полинезии.
Жители острова живут в кругу многочисленных родственников. Дети играют вместе до 3-4 лет. Позже они разделяются на группы по половому признаку, который будет обусловливать их поведение вплоть до глубокой старости. Нагота детей прикрывается, лишь когда они идут в храм и во время праздников. Дети получают сведения об интимной жизни, когда им исполняется 8-10 лет. Взрослые одеты, но без излишеств, ханжества.
Многочисленные басни, народные предания содержат сексуальные сюжеты. Повсеместно среди молодежи распространена мастурбация. У мальчиков она состоит в раздражении члена руками, у девочек - в сильном сжатии бедер или качании на пятках. Период созревания у мальчиков определяется по двум признакам: появление волосяного покрова в области гениталий и способность головки полового органа к обнажению. Это преддверие приближающегося обрезания, которое трактуется как переход из мира мальчика в мир мужчины. Посвящение во взрослые не ограничивается только физической операцией, оно заключается и в специальном обучении.
Глава церемонии сообщает мальчику конкретные сведения из области сексуальной жизни, техники сожительства, тактики завоевания партнерши, доведения ее до многократного оргазма. Через две недели после посвящения начинаются практические сексуальные упражнения. Распорядитель церемонии облегчает новоиспеченному мужчине вступление в сексуальный контакт со зрелой женщиной. С этого времени юноша прекращает мастурбацию и вступает в сексуальные отношения, которые часто практикуются с ровесницами.
Сексуальное сожительство туземцы рассматривают как важное занятие. Большинство сексуальных контактов происходит ночью, чаще всего в пустых домах, а также на лоне природы, но всегда с соблюдением интимности. Ценятся длительные формы сношений. Они редко предваряются долгими ласками. Поцелуи распространены среди молодых партнеров. Перед сношением взаимно касаются грудей и половых органов. Целью этих ласк является эрекция сосков грудей, любрикация у женщины. Особой формой ласки является орализм.
Туземцы невысоко ценят предшествующие половому контакту ласки, ибо трактуют их как ограничение приятного, вытекающего из близости. Молодые или только вступившие в брак пары используют в сожительстве различные позиции, стремятся к созерцанию наготы, но интерес к этому быстро проходит, и уже опытные партнеры не любят применять различные позиции. Больше всего ценится долгое время контакта в одной позиции. Партнеры стремятся к взаимному достижению оргазма. Оргазм трактуется как важный элемент сожительства, но не является его единственной целью. Акцент делается не на количестве оргазмов в течение одной встречи, а на количестве ночей в неделю, в течение которых мужчина способен к сожительству. Длительный период сношений способствует проявлению у женщин многократных или длительных оргазмов.
Партнерские узы.
Невзирая на особенности конкретного человека, его происхождение, внешний вид, уровень умственного и физического развития, никто не лишается партнера. Добрачный период связан с соперничеством. Девушки вступают в сексуальные контакты с ровесниками, но быстро начинают ценить контакты с более старшими партнерами. Юноши также предпочитают более старших по возрасту партнерш.
Число сексуальных партнеров различно.
Среди туземцев известен тип ухаживания, называемый "моторо" (подкрадывание ночью). Когда семья девушки уснет (а спят все в одном помещении), юноша тайком выходит из собственного дома, проходит через деревню, избегая быть пойманным стражей, следящей, чтобы никто не прогуливался ночью, проникает в дом девушки, опережая других конкурентов. Если это ему удается, то он может остаться у девушки до трех часов утра. В случае если она его не отвергнет или он станет постоянным ее партнером, эта задача ему облегчается, в противном случае ему остается выбор - или убедить ее пойти на сексуальный контакт, или силой принудить к сожительству. В последнем случае она может звать на помощь членов семьи.
Если половой орган введен во влагалище, сопротивление со стороны девушки прекращается. Родители ценят сексуальный опыт дочери с несколькими партнерами, полагая, что благодаря этому она найдет себе наиболее подходящего. Стимул к перемене партнеров исходит также и из убеждения, что частое сожительство с одним мужчиной ведет к беременности. Беременность не означает, однако, что родители дают согласие на брак их дочери с данным партнером, хотя часто это обстоятельство ускоряет заключение брака. Прежде высоко ценилось умение будущей жены вести домашнее хозяйство, сейчас же больше ценится внешняя привлекательность. Секс не является проблемой, так как сексуальная адаптация партнеров уже была решена в ходе добрачных контактов. Препятствия при заключении брака касаются материальной и правовой стороны (например, степень родства), поэтому многие молодые мужчины ищут жен в других селениях или на других островах.
Брак является важным в правовом и социальном отношении состоянием. Мужчина, женившись, меняет образ сексуальной жизни. Теперь он стремится не к частоте контактов в течение одной ночи, а к равномерному сожительству в течение ночей недели. Супруги имеют мало времени друг для друга, редко беседуют дома, объединяет же их постель, секс. Женщины отцветают уже в 45 лет, однако в этот период их самочувствие не ухудшается. Старость приходит постепенно, и к ней жители островов психически подготовлены. Смерть супруга сильно переживается. Из внебрачных контактов не делают проблем. Они, впрочем, не распространены. Чаще всего к ним прибегают женщины, которые ищут контакта с первым сексуальным партнером. Туземцы считают, что в сексуальной жизни нормальный человек должен обладать определенной степенью свободы. Если измена задевает общественные интересы, то общество определяет наказание.
На обычаи жителей острова Мангайя оказывают влияние христианские миссионеры, но их подходы и позиции заметно различаются: миссионеры из Европы более ригористичны, местные - более терпимы. Влияние миссионеров направлено на поощрение секса исключительно в браке.
В обычаях самих туземцев негативно оцениваются кровосмешение, сексуальные контакты партнеров, состоящих в близком родстве, сожительство на виду у всех, групповой секс, оргии, девиации, допинговые средства, сексуальные шутки. В сексуальной культуре жителей острова важным является вопрос оргазма, достижение его одновременно обоими партнерами. Существует мнение, что у мужчин он наступает быстрее, а женщины нуждаются в более длительном стимулировании. Однако у женщин оргазм может появляться уже на этапе ранних сексуальных опытов. Мужчин обычно беспокоит отсутствие оргазма у партнерши, они опасаются дурного о себе впечатления, поэтому стараются чаще провоцировать сожительство, чтобы партнерша достигла оргазма. Следует отметить, что оргазм у женщин данной культуры - явление, распространенное повсеместно. Импотенция у мужчин рассматривается как несчастье, как болезнь. Ее причину усматривают в непомерной сексуальной активности.
Чувственные узы.
Любовь в нашем представлении незнакома туземцам. В то же время им известно состояние вожделения, чувственного влечения. Туземцы, владеющие английским языком, трактуют слово "любовь" как синоним сношения. У туземцев нет связи между сексуальным сожительством и чувством к партнеру. Интенсивность страсти и вожделения вытекает из степени сексуальной адаптации партнеров (знание друг друга, сексуальная техника, умение хорошо вести сожительство) и не связана с чувственной ангажированностью. Хорошая сексуальная связь содействует развитию чувственных уз, дружбы, привязанности, жертвенности, что типично для партнеров с длительным супружеским стажем. Можно сказать, что здесь идут от сексуального комфорта или качественного секса к любви, а не наоборот.
Анализ обычаев жителей острова Мангайя позволяет утверждать, что обычный мужчина имеет здесь больше сексуальных контактов, чаще прибегает к сожительству по сравнению с обычным мужчиной в Европе. Но частота половых сношений ведет к бесплодию и импотенции. Общество здесь либерально в отношении к сексу. Необходимо отметить, что здесь не встречаются ни девиация, ни гомосексуализм. Последнее наблюдение опровергает представление о том, что гомосексуализм распространен повсеместно и отчасти обусловлен биологически. Если бы это было так, то трудно допустить, что только жителей данного острова не коснулось это явление.
Либеральная культура жителей острова Мангайя ориентирована на хорошую сексуальную адаптацию, которая является важным условием формирования чувства собственной ценности у мужчин и женщин. Однако либеральный характер этой культуры не ведет к разнузданности в браке, к оргиастическому сексу или девиациям. Не является ли это следствием отсутствия запретного плода, что уменьшает напряжение, связанное с сексом?
На примере этой культуры видно, что сексуальная любовь может вызывать духовную близость, чувство дружбы. Однако обращает на себя внимание то, что здесь не нашла распространения модель любви, так ценимая на Западе, - любви партнерской, с доминацией чувства жертвенности, посвященности. Возможно, что модель любви, которая предъявляет много требований к человеку, обусловлена ограничениями в сфере секса.
----------
Секс в "культурах бедности"
Представление о том, что сексуальное поведение обусловлено уровнем жизни, известно давно. Обыденное сознание приписывало богатым людям оргиастический образ жизни, а бедным - скромность, сдержанность. Исследования Кинси показали, что это не так. Сексуальные обычаи основываются на других принципах. Это видно на примере сексуального поведения в четырех культурах, которые можно отнести к "культуре бедных". Исследования этих культур провел американский антрополог Ли Рейнуотер.
В рамках рассматриваемых "культур бедности" изучались браки, заключенные в социальных группах, имеющих низкий материальный уровень. Брались такие страны, как Пуэрто-Рико, Англия, Мексика и США. Выбор этих стран обусловлен стремлением исследователя сравнить различные традиции, национальные особенности. Для примера изучались брачные церемонии индейцев Тепоцтлан, сельскохозяйственных рабочих плантаций сахарного тростника в Пуэрто-Рико, фабричных рабочих Англии, браки представителей низших слоев США.
Хотя исследования проводились в различных странах, их результаты во многом совпали. В этих культурах главная цель сексуального сожительства - доставить удовольствие мужчине. Что касается женщины, то к ее желанию относятся либо терпимо, либо оно оценивается негативно. Распространено мнение, что мужская натура требует сексуального опыта, а сожительство необходимо для ощущения счастья, удовлетворенности жизнью. Если этого нет дома, то его можно искать вне дома, у других женщин. К женщинам относятся недоверчиво, подозрительно, всех их наделяют такой чертой, как стремление изменять мужьям. Заниматься сексуальным воспитанием детей в школе считается ненужным занятием, в семейной среде оно также рассматривается как неуместное. Родители уверены, что лучшим источником сексуального образования сына является практический опыт. Девушкам внушают другие правила поведения: для них сексуальное образование не является необходимым. Матери никогда не говорят с дочками на сексуальные темы, даже о менструации и беременности. Все случаи интереса детей к сексу, мастурбация и т.д. строго преследуются.
Так называемый медовый месяц является источником многих проблем и для женщин связан с трудностями сексуальной адаптации. Для мужчины сексуальное сожительство является важным и укрепляет в нем представление о своем мужестве, вводит его в мир взрослых, но жена не является для него единственной сексуальной партнершей. Муж не ждет от нее страсти и проявлений сексуальных потребностей. Впрочем, они могут быть дурно истолкованы и стать причиной ссоры. Мужей обычно не беспокоит отсутствие у жен сексуального удовлетворения и оргазма, потребности в сексуальных контактах. Сожительство бедно как по форме, так и по способам возбуждения, чаще всего применяется классическая позиция. Часто отношению не предшествуют ласки. Мужчины знают различную сексуальную технику, но предпочитают ее использовать при внебрачных сексуальных контактах.
Женщины - представительницы этих четырех культур - единодушно утверждают, что секс не является для них источником какого-либо удовольствия. Сексуальная близость для них скорее отягощающая обязанность. Они отвергают секс и трактуют его как некое принуждение, нередко прибегают к различным уловкам, чтобы избежать сожительства, стараются его ограничить. Для этих женщин оргазм не является источником позитивных переживаний, к нему они относятся отрицательно, ибо убеждены, что с ним связана возможность беременности. Переживание оргазма подавляется, так как экспрессивно реагирующая на него женщина оценивается мужем негативно. Неудивительно, что у женщин часто встречается отрицательное отношение к оргазму.
Внебрачные контакты мужей одобряются, если они не расшатывают стабильность семьи, не снижают ее жизненный уровень. Чаще всего их партнершами являются проститутки, одинокие, разведенные женщины, а иногда и замужние. В последнем случае эта связь скрывается, если о ней становится известно, то такая связь осуждается. Конечно, в первую очередь осуждают поведение не мужчины, а женщины.
Сегрегация браков не ограничивается только сексуальной сферой, а распространяется на социальные контакты и образ жизни. Каждая семья имеет свой круг знакомств, общения, члены ее заняты конкретными видами деятельности. Женщины живут в кругу семьи и родственников, в них воспитывается чувство принадлежности к окружающим их людям, они видят в них опору и смысл своего существования. Мужчины также замыкаются в кругу семьи и друзей. Тесные семейные связи создают некую форму социального контроля. В случае ослабления таких связей (например, в результате переселения) отмечается тенденция к укреплению брачных уз, жены становятся более требовательными к мужьям.
Можно сказать, что определенные образцы семейных связей удовлетворяют важнейшие чувственные потребности, способствуют установлению определенных контактов между супругами. Если влияние устоявшихся семейных связей ослабевает, то возрастают потребности в партнерских связях, повышается интерес к сексу и у женщин. Именно тогда мужчина начинает интересоваться сексуальными желаниями партнерши и перестает быть только потребителем, женщина же начинает осознавать прелесть тепла и ласки.
Возникает вопрос: почему жизнь в большой семье отрицательно влияет на супружеские и сексуальные узы, разделяет партнеров, ограничивает их? Существует гипотеза, объясняющая этот механизм. Рейнуотер считает, что в рассматриваемых культурах, ориентированных на мужчину и его престиж, организованные семейные связи навязывают ему потребность иметь авторитет. Мужчина не заинтересован в ситуации, когда он должен удовлетворять ожидания, потребности и желания жены. Он стремится избегать стресса, каким является соревнование с другими мужчинами за чувства женщины. Супружеская обособленность, сексуальное табу и модель асексуальной, сдержанной женщины создают для мужчины безопасный и мало чего от него требующий мир. Семья не посвящается в дела секса и не может при такой ситуации оказывать какое-либо давление на мужчину.
Таким образом, мы имеем дело с определенным типом культуры, где бедность людей требует взаимопомощи семейного клана и укрепления взаимных контактов. Мужчина и женщина с детства живут в кругу большой семьи, а после вступления в брак и дальше поддерживают контакты с большинством ее членов. Семья образует своеобразную систему социального контроля, чувственных связей, которые являются источником безопасности и опоры. Потребности удовлетворять эти чувства в браке нет. Кроме того, тесные семейные связи должны создавать так называемые предохранительные клапаны для мужского престижа. Подавление секса у женщин, навязывание им определенного образца женственности рождают у мужчин чувство безопасности, позволяют избегать нажима семьи в сфере сексуального поведения.
Исследования, проведенные в этих культурах, показывают, что не факт бедности ограничивает сексуальное поведение, а существующая здесь определенная структура семьи. Зная это, можно лучше понять современные изменения в обычаях, ибо сексуальная революция, развитие различных форм сексуального поведения происходят во всех общностях, в которых семейные связи ослабевают. Считается, что имеет место и обратная связь - большая сексуальная свобода является вызовом для семьи, для укрепления связей между поколениями. Эта проблема очень сложна. С одной стороны, уменьшение влияния семьи сопровождается ростом приватизации жизни, потребностью в интимности, поисками опоры у партнера, развивает интерес к сексу. С другой стороны, растущая степень приватизации сексуальных потребностей при ограниченных семейных связях может ослаблять устойчивость партнерских уз - в случае, когда партнер не удовлетворяет ожиданий. Это явление характерно и для нас. Жизнь в кругу большой семьи служит определенным видом защиты, барьером на пути новых сексуальных контактов.
Многие сходные черты в структуре партнерских, сексуальных связей в рассмотренных культурах различных стран показывают, что сексуальное поведение в значительной степени определяется социальными факторами и уровнем жизни.
--------
Оргиастические культуры.
Понятие "оргиастическая культура" означает принятие всех форм сексуальной активности, гомосексуализма, девиации, смены партнеров, группового секса, трактовку секса как игры и источника удовольствий. Чаще всего она встречается на социальном Олимпе общества. Олимпом мы называем наиболее привилегированную часть общества, имеющую власть. Неудивительно, что оргиастическая культура встречается при дворах монархов, аристократии, в артистической богеме с того момента, когда ее причислили к Олимпу, в элитарных кругах. Возникает вопрос: почему не все на Олимпе придерживаются оргиастической культуры? Право "клевать" первым, высокое положение в обществе облегчают завоевание сексуальных партнеров, которых также провоцируют на вхождение в эту систему. Разумеется, не в каждом Олимпе распространен оргиастический культурный пласт, что связано со многими причинами.
Оргиастическая культура Олимпа богата письменными материалами, произведениями искусства, свидетельствующими о сексуальной свободе элиты императорского Рима, двора Людовиков, многих монархов в различных странах и в различные эпохи, аристократии, артистической богемы и других групп.
Различные формы оргиастической культуры охватывали и другие слои общества, чаще всего близко стоящие к Олимпу. В XX в. они стали повседневным в коммунах хиппи, в отдельных общностях. Интересно, что оргиастическая культура, как доминирующая в системе общества, встречается редко.
Это объясняется тем, что каждое общество создает свою систему норм, запретов и предписаний.
Наиболее известна оргиастическая система либертинской Франции, хотя она и была ограничена Олимпом, сосредоточенным вокруг королевского двора. Сохранились многочисленные памятники, повести, памфлеты и картины того периода, свидетельствующие о большой свободе нравов. Наличие любовников и любовниц трактовалось, как норма. Верность считалась патологией.
Королевские возлюбленные оказывали огромное влияние на политику, кадровую стратегию; стиль управления. Девушек, можно сказать, продавали богатым ловеласам, которые строили им уютные дома, брали их на содержание. Сексуальное поведение включало различные формы, позиции, способы стимуляции. Не без оснований до сих пор говорят о "французской любви". От этого периода во французском языке сохранилось много слов, касающихся сексуальной жизни.
Другим примером служит двор Карла II в Англии. В то время было разрешено все, за исключением явного гомосексуализма. Проституция была популярна, и публичные дома привлекали клиентов со всей Европы. Смелые сексуальные сцены показывались на подмостках театров. Распущенность трактовалась как выражение лояльности по отношению к монарху. Его куртизанки были известны повсеместно и имели огромное влияние на общественное мнение. Литература восхваляла гедонистический образ жизни и секс. Примеров тому множество, их можно почерпнуть из различных книг, описывающих жизнь королевских и аристократических дворов. Хотя это и не был обязательный стиль жизни, но он подтверждает значение Олимпа в развитии оргиастического поведения.
В определенные периоды оргиастические элементы существовали во многих других культурах. Встречаются они и в различных религиозных движениях, например среди почитателей семени в василианских сектах. Освященная распущенность характерна для некоторых гностических сект в первые века христианства. Можем совершить экскурс в наш век и вспомнить хотя бы секту, основанную Мансоном, а также целый ряд других сект. В сектантских движениях оргиастический слой иногда преподносился как социальная опора для религиозной идеологии, в принципе же он служил предводителю и его ближайшим доверенным лицам.
Подобным образом многие тайные общества усиливали оргиастический слой. Например, в сатанизме были известны "мессы", происходящие на лонах нагих женщин, кончающиеся всеобщей оргией их участников. Много документов было утрачено, содержание других не ясно, но можно предположить, что в ходе веков появлялись тайные общества, культивирующие групповой, оргиастический секс, сексуальную магию. Нередко на сексуальном фоне совершались преступления.
Оргиастические тенденции встречаются также в древних культурах Ближнего Востока, но здесь они имели сакральный характер и были связаны с определенными временными периодами - переходом от одного времени года к другому. Общество имело тогда право на полную сексуальную свободу, освященную обычаем и верой. Эта свобода означала преклонение перед божеством плодородия. Период общей сексуальной свободы был строго ограничен, и его нарушение сурово наказывалось. Подтверждение этому можно найти в Ветхом завете, где упоминается о том, как еврейские законодатели старались оградить свой народ от влияния обычаев соседей. Другим примером оргиастического поведения служат античные вакханалии, праздники Диониса. Помимо сакрального значения большое влияние на оргиастическое поведение оказывал алкоголь, который в некоторых странах сопутствовал оргиям. И сегодня алкоголь служит причиной различных оргиастических развлечений, хотя мотив здесь уже иной.
Оргиастические настроения проявляются также в период кризисов тех или иных культур, глубоких потрясений общественных структур, кризиса системы ценностей. Одним из таких примеров служит сексуальная революция в странах Запада.
Многие исследователи считают, что оргиастические желания существуют в подсознании большинства людей, но сильно подавляются. Эту точку зрения, на первый взгляд, подтверждает анализ снов и сновидений сексуального содержания, а также проявление этих потребностей под действием алкоголя. Оргиастические тенденции присущи далеко не всем, они проявляются лишь у части исследуемых и нередко носят компенсаторный характер.
Исследование влияния наркотических средств на психику показывает, что некоторые из них вызывают цветные видения с оргиастическим содержанием. Это явление используется в различных тайных группах при обряде посвящения, например у индейцев Центральной Америки. В этом состоянии сильное сексуальное возбуждение может привести к оргазму без воздействия реального физического стимула. Возможно, что оргиастическое поведение не столько выражает потребности подсознания, сколько возникает в результате сложных нейрогормональных действий, активизирующих соответствующие центры головного мозга.
У одних оргиастические явления могут развиваться и в результате потребности усилить сексуальные стимулы для нормального сексуального поведения. У других они появляются в результате сексуального поведения партнера.
Из вышесказанного следует, что можно говорить не об оргиастической культуре, а об оргиастических пластах в различных культурах, общностях, а также об оргиастических потребностях, вышедших из-под контроля под действием алкоголя, наркотиков и обусловленных сексуальной биографией данного лица.
До сих пор мы рассматривали оргиастическое поведение как бы извне, анализируя его причины, типологию. Остановимся кратко на его формах. Здесь вырисовываются большие различия, пример тому - поведение в либертинской среде и поведение сторонников современного движения свингеров.
В результате подобных культур контакты деперсонализуются, секс сводится к одному из многих коммерческих развлечений. Секс можно определить как сексуальную технологию, тренировку сексуальных движений. Многие участники оргиастического секса устанавливают между собой безличные контакты, где главными факторами становятся выносливость и техника.
В оргиастическом поведении либертинцев ценится другое качество. Здесь секс является формой игры, в ходе которой партнеры привязываются друг к другу, устанавливают личные отношения, по сути это дружеская жизнь с обнаженными телами. Поведение здесь свободное, вежливое, даже утонченное. Проявляется стремление к контакту, но без вульгарности. Секс любим, его многообразные формы тоже, но любим и партнер, с которым происходит сексуальный контакт. Различие между оргиастическим стилем свингеров и оргиастическим стилем либертинцев обусловлено также сознанием, принадлежащим к разным эпохам, разным отношениям к сексу.

Hosted by uCoz