сексуальные культуры. окончание.
НА ГЛАВНУЮ как я работаю СТАТЬИ статьи о взаимоотношениях православия и психологии Мысли известных людей о любви
Невротические культуры
Чувство угрозы, страха перед противоположным полом, состояние психического напряжения в ухаживании, при сексуальных контактах, дистанция по отношению к людям - признаки невроза. Наши знания об этих явлениях позволяют сделать вывод, что невроз характерен для многих людей независимо от культуры, возраста, среды, но в данном разделе мы трактуем невроз как определяющую черту данной культуры, отсюда понятие - невротическая культура. Многие исследователи психики человека утверждают, что невротизация культуры Запада возрастает, опосредованным выражением этого процесса является увеличение сексуальной патологии невротического типа. Однако это совершенно другая проблема. В каждой культуре, на каждом историческом этапе жизни данного общества возникают волны напряжений, связанные с ростом числа больных неврозом. Этим вопросом занимается социальная психиатрия. Говоря о невротической культуре, мы имеем в виду закрепленные обычаи, контакты между полами, общественные установки, имеющие невротический характер и передающиеся из поколения в поколение. Примером культуры данного типа является народ кайапа.
М. Альтшулер провел много антропологических наблюдений в среде этого народа.
Кайапа является племенем индейцев, населяющих низменность в провинции Эсмеральда в Эквадоре. Социальная жизнь этого народа связана с рекой Кайапа и ее притоками. Тропический лес является естественным фоном. Главными занятиями индейцев кайапа являются земледелие, охота, рыболовство. Население формально принадлежит к католическому вероисповеданию. Брак заключается в церкви. Однако многие устойчивые обычаи восходят к отдаленному прошлому и накладываются на католицизм. Желание иметь детей является мотивом для вступления в брак, большое значение имеет церемония в честь памяти умерших - беда, благодаря которой много лет после смерти сохраняется ритуальная память об умершем. Дети рассматриваются как продолжение умершего, и влияют на судьбу его в другой жизни.
Существует несколько способов обретения жены. Первым, наиболее популярным, является так называемое ночное волочение, когда после нескольких визитов и ночей, проведенных сообща под сеткой от москитов, обретается право на заключение брака. Но родители невесты могут отказать обожателю, что его никак не компрометирует. Другой способ обретения жены более прост: надо подойти к избранной женщине и предложить ей вступить в брак. Если предложение принято, то брак считается действительным сразу же. Эта форма называется "супутангаима". Если мужчина робок, а таких, кстати, довольно много, вопросом брака занимаются родственники или "комиссия", состоящая из двух индейцев и двух негров. Члены "комиссии" за свою работу получают ром и деньги, за это они похищают будущую жену. Браки здесь устойчивы, но развод получить легко. Достаточно, чтобы жена ушла сама или муж приказал ей уйти. Овдовевшие могут вновь заключить брак, но только с лицом, бывшим женатым или замужней. Внебрачные связи оцениваются весьма критически и караются вождем селения. Наказание состоит в бичевании, для женщины существует наказание более суровое.
Наблюдение за повседневной жизнью народа кайапа показывает, что женщины здесь более решительны, сексуально агрессивны, а мужчины страдают чувством неполноценности. Особое место в их жизни занимает постоянное потребление алкоголя. Алкоголизм - неотъемлемая черта образа жизни мужчин начиная с молодых лет.
Кайапы с раннего детства подвергаются суровым воспитательным мерам в период тренинга чистоты. В каждом доме есть дорожка в виде помоста, возвышающегося над землей. Мальчики и мужчины мочатся на конце помоста, а девочки и женщины - в начале. Когда родители считают, что ребенок должен опростаться, они сажают его над дырой в этом помосте и оставляют одного вплоть до того, как он опростается. Позже ребенок вознаграждается за это кормлением. Исследователи в соответствии с теорией раннего психосексуального развития утверждают, что тренинг чистоты такого типа способствует развитию определенных психических черт: отсутствие ощущения безопасности, страх перед людьми, заторможенность в сфере секса. Подтверждают это и наблюдения за воспитанием ребенка. Детей держат в строгости в течение всего детства. Когда на втором-третьем году жизни они проявляют естественную потребность в движении, их запирают в доме. Можно предположить, что тренинг чистоты, затруднения передвижения в детском возрасте, неправильное питание формируют позднее сексуальное и партнерское поведение.
Кайапа избегают людей, особенно чужих. Они живут как бы в трех мирах (собственное племя, негры, белые), и в каждом из них они ведут себя иначе. Их отличает одна общая черта - страх перед людьми, преодолеть его помогает алкоголь. Алкоголь уменьшает этот страх, а также и страх перед сексом. Сексуальный темперамент мужчин кайапа низок, многих из них принуждают к браку. Сожительство начинается поздно, в браке. Хвастовство о том, что он способен к 2-3 сношениям в неделю, вызвано желанием выдать это за подвиг. Сексуальная активность низкая, существует даже популярное определение сексуального сношения - медио трабаха - "почти как работа". Следует допустить, что низкий темперамент мужчин связан с последствиями алкоголизма, недоедания в раннем возрасте. Сексуальная жизнь убога, ласки бедны, время контакта короткое, мало разнообразия, быстрая физическая усталость мужчин, - вот типичный образ.
Определенное представление о сексуальных связях супругов дает танец женщин в период праздников Рождества и Нового года. В течение этих праздников женщина имеет право войти в мужскую половину дома. Одетая в лучшие наряды, она входит в помещение, к ней подходит муж, склоняется перед ней, взлохмаченный и, как правило, пьяный. Женщина выполняет ряд резких круговых движений, напоминающих движение птицы, он отходит, чтобы не попасть под удар. Эта серия движений повторяется несколько раз до тех пор, пока женщина вдруг не прервет танец, а затем уходит. Этот танец выражает типичную взаимную установку - женщина доминирует, инициирует, она контролирует ход танца, она его завершает. Танец символизирует слабость мужского начала и силу женского, агрессивность последнего.
Страх мужчин перед женщинами внушают также легенды и мифы, в которых говорится, какую угрозу для мужчины (ущемление члена) представляет женщина. Даже сексуальное сношение определяется как "влагалище съедает пенис". Сексуализм у мужчин автономен, как бы выводится из-под контроля. Существует пословица, что пенис думает сам о себе.
Говоря о культуре кайапа, можно отметить, что в ней нет партнерства, социальной адаптации, доминируют чувство неуверенности, страх, дистанция относительно секса. Положение мужчины слабое, женщины - более сильное и вызывающее. Все это отражается в мифах, легендах. Невротизм культуры кайапа тесно связан с системой воспитания в раннем детстве, позже с алкоголем. Бедность, низкая сексуальная активность, слабый темперамент связаны с последствиями алкоголизма и невротическими установками в контактах с противоположным полом.
----------
Сексуальное поведение в мире
(вместо итогов)
Секс принадлежит к числу основных биологических потребностей, обусловливающих существование рода. Это также основная психическая потребность, тесно связанная с потребностями любви, уз, безопасности, чувства собственной ценности. Он является одним из важнейших механизмов общественной жизни. Казалось бы, такая важная сфера существования человека и общества должна находиться в центре внимания науки, смежных дисциплин.
Однако, при ближайшем рассмотрении оказывается, что исследований в области секса практически не ведется, и публикаций и доступной популярной информации очень мало.
Збигнев Лев-Старович считает, что из всех направлений сексологии (климатической, судебной, социальной, психофизиологической) именно сексология культур является наиболее убогой и обделенной исследованиями. Работ по ней настолько мало, что их можно пересчитать по пальцам. Причем в большинстве работ основной темой являются вопросы семьи и брака, анализ культур, но самого главного - анализа сексуального поведения, там нет вообще.
Как уже было сказано выше, во всех работах доминирует тема семьи, брака, анализ культур, а конкретного анализа сексуального поведения почти нет. На пути подобных исследований стоит и религиозный барьер - для многих противоречие между результатами научных исследований и их вероисповеданием, страх перед негативной оценкой их исследований приводят к тому, что сексуальные темы являются скорее хобби, чем исследовательской страстью. Анализ известных нам работ, посвященных сравнительной сексологии, транскультурной сексологии, позволяет утверждать, что их мало по сравнению с другими областями науки, они разбросаны по различным монографиям, но во многом сходны, что позволяет выделять общие черты сексуального поведения людей всего мира.
Детский секс.
Интерес к другому полу, анатомическому строению, стремление к играм, имеющим сексуальный характер, с ровесниками противоположного пола распространены повсеместно. Во многих культурах дети получают богатую информацию о сексе от старших, родственников, путем наблюдения поведения взрослых, несколько в меньшем объеме в форме практического опыта. Они чувствуют сексуальное возбуждение, а часть из них способна переживать оргазм. Мастурбация у детей встречается редко. Она охватывает небольшую популяцию детей и вытекает из психических, ситуативных мотивов, но в культуре не получает одобрения. Трудно сказать, как дети находят сексуальные контакты с представителями мира взрослых. Кровосмешение, педофилия отвергаются в большинстве культур. В так называемых примитивных обществах контакты взрослых мужчин с девочками встречаются чаще, они, как правило, предшествуют половой зрелости.
Мастурбация.
Результаты исследований показывают, что в обществах, где существует либеральное отношение к добрачным и внебрачным контактам, мастурбация не получает широкого распространения. Мастурбация отвергается во многих примитивных культурах, трактуется как поведение, ставящее человека в смешное положение. Это можно объяснить тем, что период биологического созревания и сексуальной инициации очень короткий, мастурбация здесь исключается, так как нет проблемы в установлении контактов с партнером. В культурах, где между периодами биологической, психической и социальной зрелости существует большой разрыв, независимо от верований и типа культуры мастурбация распространена более широко. В большинстве культур мастурбация состоит в возбуждении половых органов с помощью рук.
Сексуальные сновидения.
Сновидения, имеющие сексуальное содержание, связанные с переживанием оргазма, общеизвестны. Частота их сравнительно мала, но растет в случае принудительного прекращения сожительства. Анализ сексуальных символов свидетельствует о существовании общекультурного содержания (например, трости, кусты, вода, различные животные), а также, символов, принадлежащих только данной культуре и понятных только для ее членов, - различных тотемов, табу, запретов, и тд.
Сексуальные ласки.
Наиболее часто встречается возбуждение мужчины руками женской груди и генитальных областей. Возбуждение члена руками - это повсеместное явление среди сексуально опытных женщин. Раздражение половых органов женщины устами мужчины часто встречается в культурах Океании, богато развитых культурах Азии, а сейчас и в культурах Запада. Возбуждение половых органов мужчины женщиной с помощью уст встречается реже. Во многих неевропейских культурах не признаются поцелуи в губы. Помещение полового члена между ног женщины является частой формой ласки в Северной Африке.
От 20 до 50% лиц переживает оргазм, применяя различные формы ласки в добрачный период. У лиц, живущих в браке, оргазм в результате применения ласки переживает около 75-85% женщин. В большинстве культур время осуществления различных форм ласки сокращается по мере адаптации и времени совместного проживания данной пары. Существуют культуры, в которых фаза ласки очень широка и многообразна (даосизм, тантризм), и культуры, которые сводят ласки к минимуму (некоторые культуры народов Океании).
Добрачное сожительство.
В принципе большинство культур одобряет сексуальные контакты в добрачный период, но часто это сопровождается определенными оговорками. Как правило, во многих культурах снисходительно относятся к добрачному сожительству мужчин, это касается также и тех культур, которые из религиозных соображений не одобряют сожительства до брака. Существуют культуры, в частности в Азии, где женщине вообще запрещено было сожительствовать до брака. Отсутствие доказательств девственности после брачной ночи было основанием объявить брак недействительным. В культурах Индии, где браки заключались на основе родительского соглашения и часто вступающие в брак молодые люди вообще не знали друг друга, женщины не имели добрачных сексуальных контактов. В культурах, требующих девственности у жены, добрачное сожительство не являлось большой проблемой, ибо между достижением биологической зрелости и возрастом вступления в брак не было большого перерыва.
В христианской культуре существует определенная дистанция между теорией и практикой. Существующий запрет контактов до брака не соблюдается большинством мужчин, а также и многими женщинами. Следует отметить, что сожительство до брака с партнером, который станет супругом или супругой, воспринимается терпимо, а сексуальные контакты в рамках свободных связей осуждаются. Сегодня в обществах Запада не существует запрета на добрачные контакты. Исследования, проведенные в 1975-1983 годах во Франции, США, ФРГ, показали, что 75-92% одобряют добрачное сожительство. Оно рассматривается как частное дело, находящееся вне компетенции церкви. Это касается как женщин, так и мужчин.
Сексуальное сожительство в браке.
В подавляющем большинстве культур сожительство супругов является доминирующей формой сексуальной активности взрослых. Типичная частота сожительства колеблется от 2 до 5 раз в неделю в большинстве обществ. Сожительство чаще всего происходит дома, вечером, перед сном. Частота сношений и время, посвящаемое ласкам, предваряющим сношение, по мере продолжительности брака постепенно уменьшаются.
Внебрачное сожительство.
В большинстве культур существуют ограничения для внебрачных контактов женщин и в то же время терпимое отношение к внебрачным сексуальным контактам мужчин.
Сожительство в пожилом возрасте.
Большинство обществ одобряет сексуальное сожительство в позднем возрасте. Если отсутствует постоянный партнер (вдовство, развод и т. д.), большинство культур одобряет поиски контактов с другим партнером. Исследования Винна и Ньютона показали, что 28 культур одобряют сексуальное сожительство пожилых мужчин (Китай, Тибет, Индия, бедуины, навахо, Окинава), а в нескольких из них одобряется сожительство пожилых мужчин с молодыми женщинами (Самоа). В 26 культурах одобряются сексуальные контакты пожилых женщин (культуры Полинезии, Индии, Новой Гвинеи), а в 7 из нихпожилых женщин с молодыми мужчинами.
Исследования, проведенные в странах Запада, показывают, что сексуальная активность в пожилом возрасте по сравнению с прошлыми годами растет. Она к тому же одобряется и оценивается как позитивный факт, необходимый для здоровья, психического удовлетворения. Она продлевает время жизни, в течение которого сохраняется сексуальная активность.
Позиции сожительства.
Позиции, применяемые в сожительстве, менее дифференцированы, чем казалось бы. Наиболее типичной для большинства культур является классическая позиция. В Меланезии, Австралии часто практикуется позиция, когда женщина лежит на спине, а мужчина сидит на корточках между ее бедрами. Орализм чаще всего встречается в Азии, Океании, Северной Африке и в обществах Запада. Негры в Северной Африке часто применяют позицию между бедер (как метод, позволяющий контролировать рождаемость?). Анальные контакты встречались у инков, сегодня чаще всего они характерны для молодых пар в США. В обществах Запада часто изменяют позиции во внебрачных контактах, в публичных домах. Боковые позиции характерны для культур Африки, Азии, а позиции сзади - для древних аграрных культур. Древнего Рима.
Оргазм.
Для мужчин оргазм является синонимом сношения, у женщин заметна его обусловленность культурой. В репрессивных, пуританских культурах он встречается редко, в культурах мистических, аполлоновских, либеральных - у большинства женщин.
В культурах Полинезии оргазм у женщин так же част, как и у их партнеров. Многократный оргазм встречается вообще крайне редко. Чаще всего он характерен для женщин и почти отсутствует у мужчин. В культурах Запада длительное время оргазм, возникавший при стимуляций клитора, считался незрелым, оргазм же, возникавший в ходе сношения, являлся нормой. Сегодня этот стереотип преодолен, и большинство молодых супругов применяют различные способы достижения оргазма. В некоторых культурах Полинезии и Африки в результате клиторидектомии у женщин оргазм достигается только в ходе сношения, а предварительные ласки состоят в массировании генитальных областей.
Сексуальные девиации.
Мифология многих культур содержит примеры девиации, в частности зоофилии у женщин, хотя на практике девиации довольно редки. Чем выше уровень урбанизации, развития общества, тем чаще встречаются девиации.
За пределами Запада почти не распространены фетишизм, эксгибиционизм, вуаеризм.
Анализ сексуального поведения в культурах мира позволяет утверждать, что явно доминирует гетеросексуальная активность в рамках супружеского союза. Секс в браке (частота контактов, стиль ласки, позиции, интимность) проявляет большое сходство. Сексуальное поведение в обществах определяется конкретным содержанием нравственных норм, обычаями, религиозным давлением, которые подчиняют секс принципам общественной жизни.
-------------
Аскетизм. Сексуальная аскеза
Большинство древних религиозных культур прославляло и восхваляло аскетизм, как наиболее достойный образ для подражания. Человек, который ограничивал себя во всех радостях жизни, который подолгу постился, и "умерщвлял" плоть, считался идеалом и образом для подражания.
Сексуальная аскеза
Аскеза - это установка, включающая упражнения, которые должны помочь овладеть страстями, чувствами. Сексуальная аскеза - это одно из направлений аскетизма. В буддизме провозглашалась идея умеренной аскезы, отказ от приятного должен был служить умножению познания, овладению своими страстями, этическому совершенствованию. Это достигалось с помощью медитации, освобождающей мысли от всего земного, а затем нирваны.
В джинизме аскеза освобождала от очередных перевоплощений, которые ждут человека в других жизнях. Она включала посты, умеренное потребление пищи, отказ от любимых кушаний, самообладание и овладение своим телом путем пребывания длительное время в определенных позах, в изолированных местах. Внутренняя аскеза состояла в критической оценке своего "я" (скромности, стремлении к знаниям, заучиванию текстов, ежедневным медитациям в течение определенного времени, вытеснению из сознания недостойных, неправильных мыслей). Сексуальная аскеза в конфуцианстве ограничивалась периодическими паузами в сожительстве, связанными с важными торжествами и событиями. Аскеза не трактовалась здесь как ценность сама по себе, ибо конфуцианство высоко ценило семейную и супружескую жизнь. В других культурах Востока (например, даосизме, синтоизме, аюрведизме) аскеза связывалась с диетой. Здесь аскеза была далека от умерщвления плоти или сексуальной воздержанности. Подобное отношение к аскезе мы встречаем и в культуре ислама.
Сексуальная аскеза наиболее распространена в католицизме. Идеал ее состоит в таком овладении сексуальными потребностями, чтобы они не давали о себе знать вообще. В эпоху средневековья период сексуальных контактов ограничивался даже для супругов, причем ограничения эти были весьма длительными.
Долгое время модель асексуального человека ценилась высоко. Ориентация аскезы на подавление секса была связана с сильными сексуальными побуждениями, эротико-демоническими видениями (так называемый второй этап внутренней жизни). Известен комплекс "демона ночи", состоящий в том, что вечером, перед сном, человек ощущал физическую близость другого, его ласки, испытывал сексуальное возбуждение, хотя в действительности рядом никого не было. Это были типичные сексуальные иллюзии.
В более поздний период в светской жизни идея сексуальной аскезы свелась к овладению чувственностью, сексуальной возбудимостью в добрачный период, а также к ограничениям сожительства рамками брака, причем в неизощренных, полных умеренности формах, к способности владеть собой. К сексуальной аскезе духовенство приходило в результате различных упражнений. Это помогало соблюдать обет безбрачия. В протестантской культуре идея аскезы была воспринята не сразу. Только начиная с XVII в. получают распространение идеи сексуальной аскезы. Наиболее крайние ее проявления характерны для пуританства, пиетизма.
Сексуальная аскеза кроме ограничения частоты сексуальной жизни, сексуальных переживаний касалась всего того, что могло вызывать сексуальное возбуждение (алкоголь, некоторая пища, визуальные предметы, тексты, беседы и т. п.).
Ригористическая сексуальная аскеза проникла в мещанскую культуру, стала в ней популярной независимо от вероисповедания. Сексуальная революция в 60-х годах XX в. отбросила идеи сексуальной аскезы. В современных обычаях мало кто придерживается этого правила, увеличивается дистанция между практикой и призывами к аскезе, основанными на религиозных мотивах.
Сексуальная аскеза кроме религиозного обоснования имела и другую мотивацию. Например, многие были убеждены, что семяизвержение ослабляет мужчину, лишает его энергии, чрезмерная же сексуальная активность способна вызывать различные болезни. Греческие атлеты, чтобы избежать эрекции и самопроизвольной эякуляции, пользовались металлическими кольцами. В даосизме были разработаны способы достижения оргазма без извержения семени.
Люди, стоявшие на крайних позициях относительно сексуальной аскезы, нередко прибегали к добровольной кастрации, например в 250 г. секта велезиев, существовавшая в Аравии, наводила ужас на странствующих, так как ее члены "насильно осчастливливали" людей путем кастрации. В XIII в. на Руси секта раскольников совершала групповые самоубийства, а секта скопцов начиная с XVIII в. прибегала к различным формам кастрации, включая и самокастрацию. Еще в 1875 г. в этой секте насчитывалось 30 тыс. человек, а в 1930 г. в Ленинграде проходили судебные процессы над ее членами. Другой крайней позицией был ангелизм, как культ бестелесных и асексуальных, бесполых существ. Катары в XIII в. отрицали ценность всех, в том числе и прокреативных, функций секса. В XIX в. борьба с мастурбацией также была связана с идеей сексуальной аскезы.
Критика аскетического образа жизни не верна. Во многих древних восточных религиях перед важным боем или в ответственные моменты принятия решений не разрешалось заниматься сексом. В таких случаях аскетизм приносил реальную пользу, и его важность трудно переоценить.
----------
Cексуальная патология и культуры народов.
Что такое сексуальная патология? На этот вопрос уже многие годы пытаются ответить врачи-психиатры, невропатологи и сексопатологи. Со времен Крафта-Эбинга, который одним из первых попытался заговорить на эту тему, люди до сих пор не могут прийти к однозначному мнению о нормах и патологиях в сексе.
Если еще совсем недавно оральный секс считался чуть ли не страшным извращением, то сейчас уже мало кого этим можно удивить. Известно, что в большинстве европейских стран сотни лет практиковалась система сексуальных взаимоотношений исключительно для рождения детей. Считалось, что женщина должна лежать неподвижно, при этом ей предписывалось не проявлять никаких эмоций, так любые проявления чувств в постели расценивались как разврат и большой грех. Любые ее действия в любовных играх расценивались исключительно как сексуальная патология.
Но времена меняются, меняются люди и их мировоззрения. Если еще в начале века геев и лесбиянок сажали в тюрьмы или заключали в психиатрические лечебницы, то в современном мире однополые отношения стали практически нормой. В некоторых странах официально разрешены однополые браки, и это никого не смущает. Международные врачебные организации исключили гомосексуализм из списка заболеваний, полагая, что каждый взрослый человек волен заниматься тем, чем ему хочется, и жить с тем, кто ему нравится.
Модный в 80-90 годы садомазохизм хоть и подвергается большой критике, но тоже в скором времени станет вполне заурядным и обычным делом. Потому что со временем понятия людей о нормах и патологиях сильно меняются.
Однако, вряд ли кто-нибудь скажет в ближайшее время, что, к примеру, педофилия или некрофилия являются нормальными естественными процессами. Подобные вещи можно однозначно считать патологией. Но где граница между нормой и патологией? Кто сможет уверенно утверждать, что такой-то человек нормален, а такой то - психически болен?
В XX в. исследователи стали проявлять интерес к сексуальным и психическим нарушениям, наиболее распространенным в рамках тех или иных культур. Появились первые работы на эту тему, выходят книги, в которых анализируются социально-культурные причины этих нарушений. Однако по-прежнему отсутствует широкий взгляд на эти проблемы, позволяющий создать диагностические и терапевтические службы, которые могли бы всерьез заниматься этими проблемами.
Всем хорошо известно, что в различных странах, в различных обществах одна и та же вещь может вызывать удивление, гнев, отвращение или радость. К примеру, вполне естественное для африканской женщины появление на улице с голой грудью шокирует добропорядочных англичан или американцев, если такая женщина пройдется по улицам Лондона. У некоторых народов самыми "неприличными" частями тела считаются не половые органы и женская грудь, а, к примеру, пятки, спина или ягодицы, которые у некоторых африканских народов мужчина не должен показывать никому и никогда даже во сне (из-за чего мужчинам этих племен приходится постоянно спать на спине).
Условности, которые придумывает общество, конечно же ограничивают свободу человека, свободу личности. Через сотни и даже тысячи лет мы уже не помним и даже не подозреваем, почему женщине неприлично появляться на улице с голой грудью, и почему обнаженное человеческое тело считается непристойным, а за изображение такой естественной и обычной вещи, как половой акт, можно попасть в тюрьму и заработать кучу неприятностей. Но наше общество построено на подобных догмах и правилах, и человек вынужден либо играть по правилам, либо бороться за их отмену, либо нарушать их, и ставить себя тем самым вне общества и вне закона.
Исследователи отмечают, что понятия нормы и патологии в интимных отношениях однозначно связаны с определенным культурным контекстом и не могут носить общий характер. В течение многих столетий патология, как и норма у представителей разных культур, оценивалась с точки зрения жителя Запада. Оказалось, вполне естественно, что такая система оценок ограничена спецификой мышления и не является универсальной. Один типичный пример: на Западе сексуальные нарушения делились на органические и поведенческие, для других культур такая классификация неприемлема, ибо в рамках этих культур не признается дуализм "тело - психика" и, кроме того, существующие нарушения вообще трудно объяснить с точки зрения сознания человека Запада.
Сексуальные нарушения у людей существуют во всех культурах. Но есть такие нарушения, которые наиболее характерны для определенного вида культуры.
В различных культурах существуют сексуальные нарушения, обусловленные одними и теми же причинами. Например, влияние хронического алкоголизма, наркомании на сексуальную жизнь независимо от расы и культуры везде одинаково. Мы остановимся здесь на тех причинах сексуальных нарушений, которые возникают на определенном культурном фоне. К ним относятся:
Нарушение табу.
Если в данной культуре существует строгий запрет на интимные отношения в период религиозных праздников, в определенные дни, то нарушение этого табу порождает страх перед наказанием. Во многих культурах существует убеждение, что с помощью магии можно причинить вред тому или иному человеку. Страх перед подобным действием способен снижать любые потенциальные возможности человека, в том числе и сексуальные. Об этих фактах свидетельствуют антропологические исследования ученых и наблюдения врачей.
Идеология, философия данной культуры.
В культурах, трактующих семя как источник жизни, энергии и рекомендующих его сохранять, невольные поллюции, истечения переживаются более драматично, в то время как, скажем, на Западе к подобного рода явлениям относятся спокойно.
Психосоциальные стрессы.
В сексуальной жизни столкновение различных культурных моделей, например в межнациональных браках у эмигрантов, часто ведет к невротическим реакциям. Алекситимия (директорская болезнь) проявляется у бизнесменов, ведущих крупные дела, не умеющих отдыхать. При этой болезни наблюдаются атрофия переживаний, ослабление полового влечения, нарушение эрекции. Однако среди крупных бизнесменов-индусов, китайцев подобные нарушения не встречаются. Они способны сочетать профессиональную активность с высокой половой активностью. Нередко это равновесие жизнедеятельности формируется под религиозным влиянием.
Экологические ниши.
Климатические условия, состав почвы в данном регионе, способ питания, образ жизни, эпидемии, болезни являются специфическими для некоторых культур и влияют на сексуальную жизнь. Например, для племени дани характерен исключительно низкий уровень сексуальной возбудимости, малая частота сожительства, что явно свидетельствует об эндемической гиполибидемии (патологически низком уровне сексуального влечения). Это связано с условиями жизни людей этого племени, естественной средой. Вегетарианство, структура питания в Индии опосредованно влияют на сексуальную активность, делают ее низкой по сравнению с другими культурами. В период угасания деятельности половых желез уменьшается сексуальная активность. В то же время высококачественное питание, высокий уровень жизни обеспечивают более высокую сексуальную активность. У арабов чрезмерное употребление кофе ведет к развитию импотенции у многих мужчин, у индейцев Южной Америки потребление кокаина и других аналогичных средств сначала активизирует сексуальную активность, а затем снижает ее, нарушает эрекцию.
Комплекс причин, снижающих сексуальную активность, очень многообразен и требует знания не только мировоззрения, свойственного данной культуре, но и условий жизни, характера пищи, влияния климата и т.д.
Как видно из выше приведенных фактов, многие проблемы и патологии на самом деле вовсе не являются большими проблемами или заболеваниями, а превращаются в таковые под действием определенных культурных и социальных моментов.
Действие общества на человека, давление определенных общих правил, заставляющих его подстраиваться под общую массу, быть как все, нередко делает по-настоящему больными людей со слабой психикой, нервных, ранимых.
Поэтому - будьте более уверены в себе.

Hosted by uCoz