Антропологический исток любви
пишите мне НА ГЛАВНУЮ СТАТЬИ статьи о взаимоотношениях православия и психологии Мысли известных людей о любви
Библиотека портала Auditorium
Р.Г. Апресян, доктор философских наук, профессор
Институт философии РАН
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОК ЛЮБВИ.
МАТЕРНАЛИЗМ И ПАТЕРНАЛИЗМ
Э.Фромм рассматривал любовь
как один из путей, причем наиболее эффективный и адекватный,
преодоления одиночества.
Человек избирает этот путь, реализуя экзистенциальные
потребности своего существования - потребности, вытекающие из
антропологических особенностей существования человека. Фромм
выделяет несколько таких особенностей, но главным является то,
что человек (как родовое существо) - это существо, выпавшее из
природы и находящееся в ней. В этом - суть эволюции: человек
утрачивает первоначальную родину - природу. Так же
человеческий плод выбирается из лона матери и становится
младенцем. Этот переход из животной формы бытия в человеческую
- первое условие свободы. Но природность, внутриутробность -
это безопасность, предсказуемость существования. "Самые
сильные страсти и потребности человека коренятся не в его
теле, а в специфике его существования... Все страсти и
стремления человека - это попытки разрешить проблему его
существования.
Одна из важнейших экзистенциальных потребностей человека -
потребность в единении. Как обладающий разумом, человек
осознает свою обособленность и одиночество. "Необходимость
единения с другими живыми существами, приобщенности к ним
является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой
зависит психическое здоровье человека".
Любовь есть выражение этой потребности. "Любовь - это
объединение с другим человеком или предметом вне самого себя
при условии сохранения обособленности и целостности самого
себя". Вспомним в связи с этим слова
В.С.Соловьева: "Познавая в любви истину другого не отвлеченно,
а существенно, перенося на деле центр своей жизни за пределы
своей эмпирической особности, мы тем самым проявляем и
осуществляем свою собственную истину, свое безусловное
значение, которое именно и состоит в способности переходить за
границы своего фактического феноменального бытия, в
способности жить не только в себе, но и в другом.
Человек, по Фромму, испытывает также острую потребность в
системе ориентации и привязанности. Простейшая и наиболее
часто встречающаяся форма человеческой соотнесенности -
"первичные узы" (по крови, по общей земле, по роду, по матери
и отцу, связь с народом, религией, классом.
Становление человека - освобождение от естественных связей
(напр., матери и ребенка). Как говорит Фромм, не стоит
удивляться, "что мы находим в человеке глубокое и сильное
стремление не разрывать природные узы, бороться против
отторжения от природы, от матери, от уз крови и земли".
Матернализм
В третьей главе "Искусства любить" (но это есть и в других
произведениях) Фромм предлагает типологизацию видов любви в
соответствии с объектом любви. Видов любви, по Фромму, четыре:
братская любовь, материнская, эротическая, любовь к себе.
Остановимся на материнской любви; в частности, в ее
соотнесении с любовью эротической.
Когда Фромм говорит, что любовь - это не только душевная сила,
но и деятельность, то эта характеристика в особенности
относится к материнской любви. Вниманию к материнству и роли
общения ребенка с матерью Фромм, конечно, обязан З.Фрейду.
Однако это было влияние научной школы, к которой принадлежал
Фромм, и ключевой для этой школы методологии. На понимание
Фроммом социокультурной роли матери и вообще первичного
коммуникативного опыта индивида большое влияние оказал
И.Я.Бахофен [Бахофен Иоганн Якоб (Bachofen Johanne Jacobe,
1815-1887) - швейцарский историк права и религии, один из
первых исследователей матриархата. Осн. соч. "Материнское
право" ("Das Mutterrecht", 1881). Уместно заметить, что работы
Бахофена оказали и большое влияние на Ф.Энгельса, в частности,
при написании им труда "Происхождение семьи, частной
собственности и государства" (1884).]. Фромм непосредственно
опирался на его исследования матриархата и матриархальной
культуры.
Современная американская исследовательница Сара Радэк
предлагает специальный термин для обозначения этого типа
человеческих отношений, по всей видимости, по аналогии с
понятием "патернализм" - матернализм. Это понятие позволяет
абстрагироваться от фактов "уклоняющегося материнства",
материнской депривации, "отказного детства" и т.д. С помощью
понятия "матернализм" фиксируется позиция бескорыстной,
возвышенной заботы - в отличие от патернализма как
угнетающего, пользующего, деперсонализирующего
покровительства. Посредством
этого понятия акцентируются социокультурные характеристики
материнства. Отталкиваясь от Фромма и Радэк, выделим следующие
характеристики матернализма:
Во-первых, материнство в своем существенном значении есть
отношение бескорыстия и самоотверженной заботы. В названной
книге "Матерналистское мышление: О политике миролюбия" C.Радек
определяет мать как личность, берущую на себя заботу о других.
При этом словом "забота" охватываются разные виды деятельности
по сохранению и обеспечению безопасности жилища, поддержки
круга родственных и дружеских связей, приготовлению пищи,
обслуживанию семьи, обеспечению потребностей слабых,
воспитанию и обучению. Дети являются предметом этой
деятельности, может быть, в первую очередь, но наряду с другими.
Мать выполняет "матернальную работу" (maternal work).
Характерно, что, говоря об этом, Радэк подчеркивает, что эта
работа - по обеспечению заботы главным образом о ребенке -
"представляет значительную часть ее или его рабочего времени.
Именно "ее или его"". Хотя большинство
матерей - женщины, и в большинстве культур понятия "женское" и
"материнское" логически и политически связаны, говорит Радэк,
материнство - это потенциальная работа для мужчин в не меньшей
степени, чем для женщин. С.Радэк готова принять
возражения многих женщин-матерей, согласно которым при таком
расширительном понимании материнства, или матерналистском
подходе к материнству как главным образом заботы, в последнем
упускается главное – деторождение.
В социологическом плане материнство может принимать самые
различные формы. Социология этно- и субкультур показывает, что
матерью могут быть (т.е. матерналистскую работу могут
осуществлять) самые разные по своим социальным, родовым и
сексуальным статусам индивиды. Смысл материнства не меняется
от того, кто выполняет функцию матери. С.Радэк допускает здесь
всевозможные вариации. Только с точки зрения сексуального
статуса она выделяет с десяток различных видов матерей:
гетеросексуальные и гомосексуальные (причем как в "голубых",
так и в "розовых" тонах), одиночки, пары или живущие групповым
браком, матери не являющиеся биологическим родителем или
родительницей ребенка, холостые, моногамные или имеющие много
сексуальных партнеров.
Такое соотнесение материнства и сексуальности
позволяет подчеркнуть, что функция материнства социологически
и субкультурно вариативна в своих конкретных проявлениях, но
его социокультурный статус от этого не меняется.
Во-вторых, матерналистская заботливость не просто бескорыстна
- она безусловна и не ждет каких-либо обязательств со стороны
другого. К примеру, забота беременной о плоде - о своем
будущем ребенке антропологична и по содержанию, и по
характеру. Но вместе с тем, это отношение представляет собой
специфический прецедент для морали; в нем корректируется
мотивация себялюбивого действия: женщина заботится о плоде в
заботе о себе самой, забота о себе становится обязанностью,
которая предопределена обязанностью по отношению к другому.
Одновременно здесь не предполагаются обязательства со стороны
другого, т.е. со стороны ребенка.
По Э.Фромму, незрелая любовь как бы говорит: "Я люблю тебя,
потому что ты мне нужен", а зрелая любовь как бы говорит: "Ты
мне нужен, потому что я тебя люблю.
И далее Фромм замечает: "Мать любит своего
новорожденного младенца потому, что это ее дитя, а не потому,
что ребенок выполняет какие-то условия или оправдывает
какие-то ее надежды".
Сопоставим и это с тем, что говорит В.С.Соловьев, в данном
случае, о материнской любви: "В материнской любви нет,
собственно, признания безусловного значения за любимым.
Признания его истинной индивидуальности, ибо для матери хотя
ее детище дороже всего, но именно только как ее детище, не
иначе, чем у прочих животных, т.е. здесь мнимое признание
безусловного значения за другим в действительности обусловлено
внешнею физиологическою связью".
Другое - заслуженная любовь: горькое чувство, что тебя любят
за что-то, а не за тебя самого. Как говорит Фромм, взрослому
удовлетворить потребность в безусловной любви (в безусловном
отношении) трудно. "При наиболее благоприятных условиях
развития это становится частью нормальной эротической любви;
часто это проявляется в религиозной форме, и еще чаще - в
форме неврозов".
Как особый тип отношений, материнство является спонтанным,
естественным. С матерналистской точки зрения, "уклоняющееся
материнство" может быть отнесено к материнству весьма условно,
и как жизненный факт имеет отношение к общественным нравам,
является предметом
социологии и психологии семьи, но не философии морали. Точно
также с социокультурной точки зрения, быть ребенком, значит
быть объектом заботы, ухода, воспитания, обучения, защиты и
т.д. Ребенок, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь,
пусть даже находящийся под чьим-либо покровительством (но не
заботливой опеки), уже не является ребенком в этом непривычном
социокультурном смысле слова. Несомненно, что отклоняющееся
материнство и материнские депривации представляют острую
проблему современных семейных и общественных нравов,
нравственного здоровья общества в целом. Как показывают
социально-психологические исследования, снижение материнской
заботы, равнодушие, холодность в отношении матери к ребенку
или формальное, "функциональное" выполнение материнских
обязанностей, не говоря уже об отказе от таковых, ведет к
появлению у ребенка ощущения отторгнутости, заброшенности, к
снижению интеллекта, провоцирует напряженность, а то и
"превентивную" враждебность в отношениях с другими людьми. У
детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации или
вне семьи формируется "безэмоциональный характер",
проявляющийся не только в незаинтересованности в общении, в
установке на недружелюбие, но и в определенных аномалиях в
социальном поведении. И, наоборот, нежная забота,
снисходительность, доброжелательная требовательность создают
непосредственные условия для развития таких качеств у ребенка,
как открытость, общительность, благожелательность, готовность
к сотрудничеству, поддержке, милосердию в отношениях к другим.
Реальное разнообразие
материнского (родительского) опыта стимулирует выработку
специальных социальных, правовых, нравственных норм,
регулирующих отношение матери (родителей) к ребенку. Однако в
своих подлинных воплощениях материнство именно
непосредственно. Более того, материнство тем адекватнее своему
предназначению, чем мене

Hosted by uCoz