Антропологический исток любви |
пишите мне | НА ГЛАВНУЮ | СТАТЬИ | статьи о взаимоотношениях православия и психологии | Мысли известных людей о любви |
Библиотека портала Auditorium
Р.Г. Апресян, доктор философских наук, профессор Институт философии РАН АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ИСТОК ЛЮБВИ. МАТЕРНАЛИЗМ И ПАТЕРНАЛИЗМ Э.Фромм рассматривал любовь как один из путей, причем наиболее эффективный и адекватный, преодоления одиночества. Человек избирает этот путь, реализуя экзистенциальные потребности своего существования - потребности, вытекающие из антропологических особенностей существования человека. Фромм выделяет несколько таких особенностей, но главным является то, что человек (как родовое существо) - это существо, выпавшее из природы и находящееся в ней. В этом - суть эволюции: человек утрачивает первоначальную родину - природу. Так же человеческий плод выбирается из лона матери и становится младенцем. Этот переход из животной формы бытия в человеческую - первое условие свободы. Но природность, внутриутробность - это безопасность, предсказуемость существования. "Самые сильные страсти и потребности человека коренятся не в его теле, а в специфике его существования... Все страсти и стремления человека - это попытки разрешить проблему его существования. Одна из важнейших экзистенциальных потребностей человека - потребность в единении. Как обладающий разумом, человек осознает свою обособленность и одиночество. "Необходимость единения с другими живыми существами, приобщенности к ним является настоятельной потребностью, от удовлетворения которой зависит психическое здоровье человека". Любовь есть выражение этой потребности. "Любовь - это объединение с другим человеком или предметом вне самого себя при условии сохранения обособленности и целостности самого себя". Вспомним в связи с этим слова В.С.Соловьева: "Познавая в любви истину другого не отвлеченно, а существенно, перенося на деле центр своей жизни за пределы своей эмпирической особности, мы тем самым проявляем и осуществляем свою собственную истину, свое безусловное значение, которое именно и состоит в способности переходить за границы своего фактического феноменального бытия, в способности жить не только в себе, но и в другом. Человек, по Фромму, испытывает также острую потребность в системе ориентации и привязанности. Простейшая и наиболее часто встречающаяся форма человеческой соотнесенности - "первичные узы" (по крови, по общей земле, по роду, по матери и отцу, связь с народом, религией, классом. Становление человека - освобождение от естественных связей (напр., матери и ребенка). Как говорит Фромм, не стоит удивляться, "что мы находим в человеке глубокое и сильное стремление не разрывать природные узы, бороться против отторжения от природы, от матери, от уз крови и земли". Матернализм В третьей главе "Искусства любить" (но это есть и в других произведениях) Фромм предлагает типологизацию видов любви в соответствии с объектом любви. Видов любви, по Фромму, четыре: братская любовь, материнская, эротическая, любовь к себе. Остановимся на материнской любви; в частности, в ее соотнесении с любовью эротической. Когда Фромм говорит, что любовь - это не только душевная сила, но и деятельность, то эта характеристика в особенности относится к материнской любви. Вниманию к материнству и роли общения ребенка с матерью Фромм, конечно, обязан З.Фрейду. Однако это было влияние научной школы, к которой принадлежал Фромм, и ключевой для этой школы методологии. На понимание Фроммом социокультурной роли матери и вообще первичного коммуникативного опыта индивида большое влияние оказал И.Я.Бахофен [Бахофен Иоганн Якоб (Bachofen Johanne Jacobe, 1815-1887) - швейцарский историк права и религии, один из первых исследователей матриархата. Осн. соч. "Материнское право" ("Das Mutterrecht", 1881). Уместно заметить, что работы Бахофена оказали и большое влияние на Ф.Энгельса, в частности, при написании им труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (1884).]. Фромм непосредственно опирался на его исследования матриархата и матриархальной культуры. Современная американская исследовательница Сара Радэк предлагает специальный термин для обозначения этого типа человеческих отношений, по всей видимости, по аналогии с понятием "патернализм" - матернализм. Это понятие позволяет абстрагироваться от фактов "уклоняющегося материнства", материнской депривации, "отказного детства" и т.д. С помощью понятия "матернализм" фиксируется позиция бескорыстной, возвышенной заботы - в отличие от патернализма как угнетающего, пользующего, деперсонализирующего покровительства. Посредством этого понятия акцентируются социокультурные характеристики материнства. Отталкиваясь от Фромма и Радэк, выделим следующие характеристики матернализма: Во-первых, материнство в своем существенном значении есть отношение бескорыстия и самоотверженной заботы. В названной книге "Матерналистское мышление: О политике миролюбия" C.Радек определяет мать как личность, берущую на себя заботу о других. При этом словом "забота" охватываются разные виды деятельности по сохранению и обеспечению безопасности жилища, поддержки круга родственных и дружеских связей, приготовлению пищи, обслуживанию семьи, обеспечению потребностей слабых, воспитанию и обучению. Дети являются предметом этой деятельности, может быть, в первую очередь, но наряду с другими. Мать выполняет "матернальную работу" (maternal work). Характерно, что, говоря об этом, Радэк подчеркивает, что эта работа - по обеспечению заботы главным образом о ребенке - "представляет значительную часть ее или его рабочего времени. Именно "ее или его"". Хотя большинство матерей - женщины, и в большинстве культур понятия "женское" и "материнское" логически и политически связаны, говорит Радэк, материнство - это потенциальная работа для мужчин в не меньшей степени, чем для женщин. С.Радэк готова принять возражения многих женщин-матерей, согласно которым при таком расширительном понимании материнства, или матерналистском подходе к материнству как главным образом заботы, в последнем упускается главное – деторождение. В социологическом плане материнство может принимать самые различные формы. Социология этно- и субкультур показывает, что матерью могут быть (т.е. матерналистскую работу могут осуществлять) самые разные по своим социальным, родовым и сексуальным статусам индивиды. Смысл материнства не меняется от того, кто выполняет функцию матери. С.Радэк допускает здесь всевозможные вариации. Только с точки зрения сексуального статуса она выделяет с десяток различных видов матерей: гетеросексуальные и гомосексуальные (причем как в "голубых", так и в "розовых" тонах), одиночки, пары или живущие групповым браком, матери не являющиеся биологическим родителем или родительницей ребенка, холостые, моногамные или имеющие много сексуальных партнеров. Такое соотнесение материнства и сексуальности позволяет подчеркнуть, что функция материнства социологически и субкультурно вариативна в своих конкретных проявлениях, но его социокультурный статус от этого не меняется. Во-вторых, матерналистская заботливость не просто бескорыстна - она безусловна и не ждет каких-либо обязательств со стороны другого. К примеру, забота беременной о плоде - о своем будущем ребенке антропологична и по содержанию, и по характеру. Но вместе с тем, это отношение представляет собой специфический прецедент для морали; в нем корректируется мотивация себялюбивого действия: женщина заботится о плоде в заботе о себе самой, забота о себе становится обязанностью, которая предопределена обязанностью по отношению к другому. Одновременно здесь не предполагаются обязательства со стороны другого, т.е. со стороны ребенка. По Э.Фромму, незрелая любовь как бы говорит: "Я люблю тебя, потому что ты мне нужен", а зрелая любовь как бы говорит: "Ты мне нужен, потому что я тебя люблю. И далее Фромм замечает: "Мать любит своего новорожденного младенца потому, что это ее дитя, а не потому, что ребенок выполняет какие-то условия или оправдывает какие-то ее надежды". Сопоставим и это с тем, что говорит В.С.Соловьев, в данном случае, о материнской любви: "В материнской любви нет, собственно, признания безусловного значения за любимым. Признания его истинной индивидуальности, ибо для матери хотя ее детище дороже всего, но именно только как ее детище, не иначе, чем у прочих животных, т.е. здесь мнимое признание безусловного значения за другим в действительности обусловлено внешнею физиологическою связью". Другое - заслуженная любовь: горькое чувство, что тебя любят за что-то, а не за тебя самого. Как говорит Фромм, взрослому удовлетворить потребность в безусловной любви (в безусловном отношении) трудно. "При наиболее благоприятных условиях развития это становится частью нормальной эротической любви; часто это проявляется в религиозной форме, и еще чаще - в форме неврозов". Как особый тип отношений, материнство является спонтанным, естественным. С матерналистской точки зрения, "уклоняющееся материнство" может быть отнесено к материнству весьма условно, и как жизненный факт имеет отношение к общественным нравам, является предметом социологии и психологии семьи, но не философии морали. Точно также с социокультурной точки зрения, быть ребенком, значит быть объектом заботы, ухода, воспитания, обучения, защиты и т.д. Ребенок, вынужденный сам зарабатывать себе на жизнь, пусть даже находящийся под чьим-либо покровительством (но не заботливой опеки), уже не является ребенком в этом непривычном социокультурном смысле слова. Несомненно, что отклоняющееся материнство и материнские депривации представляют острую проблему современных семейных и общественных нравов, нравственного здоровья общества в целом. Как показывают социально-психологические исследования, снижение материнской заботы, равнодушие, холодность в отношении матери к ребенку или формальное, "функциональное" выполнение материнских обязанностей, не говоря уже об отказе от таковых, ведет к появлению у ребенка ощущения отторгнутости, заброшенности, к снижению интеллекта, провоцирует напряженность, а то и "превентивную" враждебность в отношениях с другими людьми. У детей, воспитывающихся в условиях материнской депривации или вне семьи формируется "безэмоциональный характер", проявляющийся не только в незаинтересованности в общении, в установке на недружелюбие, но и в определенных аномалиях в социальном поведении. И, наоборот, нежная забота, снисходительность, доброжелательная требовательность создают непосредственные условия для развития таких качеств у ребенка, как открытость, общительность, благожелательность, готовность к сотрудничеству, поддержке, милосердию в отношениях к другим. Реальное разнообразие материнского (родительского) опыта стимулирует выработку специальных социальных, правовых, нравственных норм, регулирующих отношение матери (родителей) к ребенку. Однако в своих подлинных воплощениях материнство именно непосредственно. Более того, материнство тем адекватнее своему предназначению, чем мене |