Духовность секса. Любовь, духовность и секс.

Статьи о психологии любви на сайте о любви с точки зрения психологии, философии, религии и искусства

Если отношение истинной любви представляет собой направленность сути одного человека к другому, оно также является и единственной гарантией верности.

Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


Как получить консультацию психолога

православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

Психологические причины болезней

Самые популярные статьи на сайте

Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих. Протоиерей Фома Хлопко.

Человеческая сексуальность - больше чем просто сексуальность, и большим она является в той степени, в какой она на человеческом уровне выступает носителем внесексуальных, личностных отношений. Чем сильнее человек стремится к наслаждению, тем сильнее оно от него ускользает. Если жизнь имеет осознанный смысл, то счастье - это побочный эффект, столь же верно это и по отношению к сексуальности. Нормальное сексуальное развитие и созревание человека заключается в возрастающей интеграции сексуальности в целостную структуру его личности.
* Для того, кто любит по настоящему, физическая, сексуальная связь остается формой выражения духовной связи, которой на самом деле является его любовь. Поэтому как тело для того, кто любит, является выражением духовной сути партнера, так и сексуальный акт является для него выражением духовного единения.
* Физические черты и черты характера приобретают свое эротическое, чувственное значение благодаря самой любви, именно любовь и делает эти характерные черты "привлекательными".
* Если отношение истинной любви представляет собой направленность сути одного человека к другому, оно также является и единственной гарантией верности. Любовь порождает уверенность в продолжительности и из нее выходит нечто большее: ее вечность. Любовь может быть пережита как нечто непреходящее. Истинно любящий в момент любви не может представить себе, что его чувство когда-нибудь исчезнет.
* Шелер определяет любовь, как духовное движение к наивысшей ценности любимого человека, как духовный акт, в котором постигается эта высочайшая ценность (он называет ее "спасанием" человека).
* Любовь раскрывает перед нами ценностный образ человека, совершает метафизический акт, поскольку ценностный образ, открывающийся перед нами в результате духовного подъема, вызванного любовью, является, по существу, "образом" чего-то невидимого, нереального, точнее сказать нереализованного. В духовном акте любви мы постигаем человека не только таким, какой он "есть" во всей своей неповторимости и своеобразии, но также и таким, каким он может стать и станет. Любовь - это возможность реализации ценности, реализации самого себя. Это внутреннее обогащение частично составляет смысл жизни человека. Любовь позволяет нам ощутить личность другого человека как целый уникальный мир и тем самым приводит к расширению нашего собственного мира.

Секс

Секс оказывает огромное влияние на нашу жизнь, однако мы очень плохо понимаем эту силу с точки зрения знания о человеке. Нам достаточно много известно о химии и физиологии секса, но нам остается практически нечего сказать, когда мы переходим к вопросу о его воздействии на наше собственное бытие. И если мы стремимся к трансформации собственной природы, или, по крайней мере, ищем выхода из тюрьмы искусственного мира наших личностей, то мы обычно мало знаем о том, какую роль может сыграть в этом секс. Отбросив «старую мораль», мы в значительной степени оказались в вакууме; свободные от правил и запретов, мужчины и женщины стремятся достичь ставшую еще более иллюзорной удовлетворенность жизнью в сексе. Результатом становится презрительное отношение к сексу, или бездумная распущенность.
* Мы можем исправить свое положение в сфере личной жизни, но только в том случае, если поставим перед собой цель проникнуть глубже в самих себя, и развивать в себе более глубокие стороны нашей натуры. Это движение вглубь собственного бытия и есть истинная работа над собой. Для человека спящего, - не работающего над собой, половой акт есть не более чем естественный способ выброса продуктов половой энергии, образующихся в его организме. Это не может изменить его ни на йоту. Для человека, работающего над собой, роль секса в его функционировании имеет огромное значение, и секс может либо ускорять, либо тормозить его продвижение в работе.
* Сексуальные мотивы исходят из глубинной природы человека, где коренятся наиболее серьезные из присущих ему проблем. Стремясь к духовности, все мы надеемся, что эти проблемы будут когда-нибудь разрешены, однако их разрешение таится в нашей абсолютной природе, действие которой простирается за пределы всего того, что нам известно.

Секс и человек.

Впервые жизнь появилась на нашей планете не половым путем. Примерно тысячу миллионов лет назад на ней возникла форма существования, способная к самообновлению. Механизмом этого обновления был митоз, при котором исходная клетка делилась на две точно таких же. Клетки эти были вряд ли сложнее, чем элементарные фрагменты протоплазмы, содержащие внутри себя хлоропласты, способные осуществлять процессы фотосинтеза и обновления. Клетки также были практически бесформенными. В этом мире не было рождения и смерти, в нашем понимании, ибо не существовало индивидуальных клеток, все они были идентичны, и появлялись от общего источника по одной и той же схеме: рост - деление - рост.
* Такая удобная организация могла бы сохраняться и по сей день, но от жизни на земле требовалось нечто большее, чем самообновление. А именно - требовалось прийти к возникновению независимых центров инициативы - то есть, существ творящих, способных противостоять воздействию времени за счет самого своего существования. Дезорганизующая, энтропийная природа времени ведет к сужению спектра возможностей и постепенному исчезновению свободы во вселенной. Поэтому должны были появиться существа, способные не просто на сотворение, но на самосотворение. Потребность в таких независимых индивидах включает и требование, что они должны функционировать в уже существующем мире. Другими словами, они, будучи зависимы от окружающей среды, по самой своей природе вынуждены действовать благодаря этому факту. Это тройное требование независимости, вовлеченности, и самосотворения и было изначально заложено в первых клетках, способных к половому размножению. И тогда потребовалось слияние двух различных составляющих для создания единого целого. Сама жизнь, хотя и не все живые организмы, произвела деление в себе, и новая сила вошла в мир. Деление целого на две части породило две различные природы, так что воспроизведение требовало их слияния. Клетки такого рода оказались независимыми, но смертными, они были обречены умирать. В союзе двух составляющих различной природы целостность была лишь сиюминутной, результат их слияния был также обречен на смерть, ибо целостностью он тоже не обладал. Данный вид воспроизводства и привнес в мир те беспокойство и риск, которые лежат в основе природы человека.
* Разделение на две природы, произошедшее, наверное, тысячу миллионов лет назад завершилось также внутренним делением природы человека. Это внутреннее деление может быть названо делением на духовную и материальную составляющие, ведущее к неудовлетворенности и поиску, и сделало возможной трансформацию человека. Одна часть нуждается в другой, но для их соединения требуется еще нечто, отличное от обеих. Этим третьим является сила любви, которая также превосходит творческий акт секса, насколько сам этот акт выше энергий, участвующих в самообновлении. Между возникновением полов и появлением человека в полном смысле слова произошел ряд эволюционных изменений, связанных с организацией энергий восприятия, движения, и чувств, которые известны нам у животных. Сначала это было эволюцией на уровне автоматических энергий, на которых построены стереотипы нашего поведения, и что было связано с развитием нервной системы позвоночных и образованием инстинктивного и двигательного «мозга», столь важного для появления независимых телодвижений. С организацией автоматической энергии стало возможным появление существ, способных передвигаться в поисках пищи и партнеров.
* Следующей развилась энергия чувствительности. И когда она приобрела высокую степень организации, появилось тонкое сенсорное восприятие и возможность испытывать ощущения, которые, как мы полагаем, испытывают все животные, включая человека. Организация этой чувствительной энергии позволила им иметь «субъективный опыт». Эта энергия и делает нас подверженными влиянию наших собственных состояний, что у человека можно назвать «умственным экраном», на котором разыгрываются все присущие нам переживания.
* Она есть высшая из энергий, которые могут быть названы энергиями жизни. С одной стороны, она может участвовать в автоматической деятельности, то есть в привычках и стереотипах поведения, с другой - она может быть открыта для влияний, превосходящих саму жизнь.
* Впервые такие влияния возникают, когда человек становится сознательным: и сознательность - есть первая из космических энергий, то есть находящихся за пределами самой жизни. Начав получать эти космические энергии, человек обрел и разум. Сознательная энергия позволяет нам видеть дальше ограничений настоящего момента, мы можем ощущать нечто за пределами того, что обусловлено содержанием наших непосредственных впечатлений. Эти энергии дают нам возможность быть свободными от субъективных состояний и реакций, появляется энергия творчества.
* Чтобы быть способной воздействовать на нас, сексуальная энергия нуждается в разделении полов. Это подобно магнетизму, который присутствует только когда два полюса магнита оказываются разделенными. Чем ближе они друг к другу, тем сильнее их притяжение, но стоит им войти в соприкосновение, как эта сила исчезает. С энергией любви происходит прямо противоположное: союз увеличивает силу любви, и любовь может существовать только в этом союзе и за счет него. Мы должны ясно помнить об этом, ибо наш ум не отличает сексуальное притяжение, от силы любви. Если приход в жизнь творчества, сначала - в виде появления на земле секса, а затем и проникновения в саму человеческую природу, является событием, несомненно, великим, и происшедшим благодаря творческому акту самого солнца, то приход любви - есть событие, превосходящее даже границы всей солнечной системы.

Половой акт.

Обычно полагают, что у человека, как и у животных, секс служит прежде всего продолжению рода путем воспроизведения, и его использование в любых иных целях в каком-то смысле незаконно, или является просто средством получения удовольствия. Такая точка зрения ничем не оправдана. Человеку доступна творческая энергия, чего животные лишены, и как раз через секс у человека в основном регулируется работа этой энергии. Эту регулирующую роль выполняет при этом нормальный половой акт, и никакая другая сексуальная активность; не важно - приводит она к оргазму или нет. Мы знаем, насколько сильно воздействие мужчины и женщины друг на друга, однако, как правило, не признаем, что секс работает буквально «вне ума», хотя способен полностью завладеть и умом и телом. В психике человека сексуальные мотивы способны преодолевать любое сопротивление, и вытеснять собой любые другие объекты внимания, а химия нашей крови в значительной степени подчинена действию половых гормонов.
* Общие указания и разъяснения в области секса не имеют почти никакого эффекта, и все попытки регулировать нашу половую активность в соответствии с навязанными извне кодексами поведения не приводят к желаемому результату. Сексуальной активностью управляет творческая энергия человека, которая выше жизни и даже выше сознания. В самой природе творческой энергии, а следовательно, и секса заложены спонтанность и непредсказуемость.
* Достаточно нетрудно заметить, что секс способен вызывать важные изменения в функционировании ума и тела, но не так легко увидеть, каким образом можно сознательно контролировать действие секса на нас. Более низкая энергия не может направлять работу высшей.
* Однако именно благодаря присутствию в нас сознания мы можем как-то изменить те условия, в которых проявится наша творческая энергия. Например, в процессе мышления очень важно одновременно и практиковать «успокоение ума» и оставаться бдительным, так чтобы мы могли отреагировать на появление чего-то действительно нового и значимого.
* Сама эта работа сознания не является творческой, но оказывает сильное воздействие на работу творчества в нас.
* Благодаря ей мы получаем возможность видеть, что с одной стороны мы сами производим творческий акт, с другой же - он нам дается, ощущение, которое многие замечают на собственном опыте. Не в результате нашего творческого «делания», а скорее нашего «не делания» открываются двери к творческому акту.
* У человека половая энергия несет очень важную природную функцию, то есть функцию, поддерживающую существование его Я. Она способна гармонизировать различные аспекты его ума, и очищать человека от испорченных энергий, - энергий, выродившихся, и превратившихся в «яды» в его психике. Секс установился в природе, как нормальный способ такой гармонизации и очистки. Секс оказывает общее регулирующее и очистительное действие, но только при условии, если у него есть возможность функционировать естественно и нормально.
* Сексуальные отношения оказывают на мужчину и женщину очищающее и нормализующее действие, если только они не влекут новых осложнений. Мы должны найти средства, избавляющие нас от психических ядов; у всех нас бывают состояния депрессии, беспокойства, периоды тяжелых ощущений, и приливы гнева, причины которых мы не можем найти. В человеке различают личность и сущность, понимая под первой все, что «прививается» человеку извне, а под второй то, что присутствует у него изначально, и является принадлежащим собственно ему. Власть над нами секса, а также сексуальные силы, заложенные в нас самих, говорят в нас от имени сущности, - того, с чем мы рождены. Наши личности - репертуар наших мыслей, настроений, и манер поведения, никогда не играет в сексе решающей роли, но всегда остаются на втором плане, в противном случае они вторглись бы в чуждую им среду. Например, в любом эмоциональном переживании, связанном с другими людьми, - приятном или болезненном, - присутствует доля эгоизма, мешающая свободному потоку творчества в половом акте. Ваши переживания создают искусственный барьер между вами и другим человеком, который секс собственно и призван преодолевать. Точно также, любые попытки манипулировать сексуальными отношениями и анализировать их с помощью мысли только тормозят свободное течение половой энергии, и направляют ее к «менее светлым силам».
* Секс доставляет истинное наслаждение благодаря не ментальной стимуляции, и не эмоциональному возбуждению, а возрастанием ясности, силы, и воздействия на нас наших переживании на всех уровнях. Например, чувство искренней радости, удивления, надежды и любви не тревожат и не возбуждают нас, ибо проникают глубже, чем наше эго. Эти истинные чувства спонтанны, они есть дар, который может быть принят, только когда мы забываем и теряем себя. Мы знаем по собственному опыту, что когда секс бывает особенно приятен, и приносит особое чувство удовлетворения, в нем присутствует парадоксальное чувство одновременной вовлеченности и отстраненности, как будто это происходит с нами, и в то же время мы сами где-то в стороне от этого. Этот парадокс, сходный с уже упоминавшимся в отношении творческой мысли, отражает истину, состоящую в том, что секс одновременно и случается с нами, и, что заметно и в работе творческой энергии, - исходит от нас. В свободном слиянии половых энергий мужчины и женщины, что происходит практически всегда, по крайней мере, в момент оргазма, между ними формируется контакт действительно на уровне сущности.
* Именно благодаря сущностному контакту секс перестает быть занятием обыденным. Если мужчина и женщина спали друг с другом, у них появляется связь на уровне сущности, даже при отсутствии связи на уровне личности, и в сущности остается след или отпечаток, благодаря моменту оргазма, когда происходит взаимодействие их сущностных структур, которого ничто предотвратить не может.
* Когда мы говорим, наша сущность в этом почти не участвует, говорит при этом наша личность. Большинство наших действий исходят из личности. Важным событием в нашей жизни становится момент, когда мы вступаем в половые отношения не по закону случая, то есть в силу импульсов, идущих от нашей личности, а потому что они соответствуют нашей сущности. В этих поистине естественных отношениях сексуальность не может причинить нам вреда, в них сексуальные импульсы мужчины и женщины примиряются и гармонизуются, без искусственности и напряженности. От нас требуется лишь, чтобы мы научились чувствовать, что является правильным для нас, и действовать в соответствии с нуждами нашей сущности, а не желаниями личности. Нужно развить в себе своего рода вкус, близкий к эстетическому, свободный от условностей и неподверженный внешним влияниям. В половом акте мы становимся самими собой, и это заставляет нас быть осторожными; когда дело касается секса. Для сущности каждого из нас характерен свой стиль сексуального поведения, и нам следует научиться чувствовать те моменты, когда мы отклоняемся от него. Это не значит, что для нас существует неизменный и всегда уместный образ действий. Например, по мере нашего развития у нас не раз появляется необходимость изменений в личной жизни, но предсказать эти моменты ни для мужчин, ни для женщин невозможно; иногда нам нужны существенные изменения, иногда незначительные. Когда в половую сферу вторгается воображение или внешние влияния, естественный ход событий нарушается как для нашего организма, так и для психики, тем самым нанося вред не только нашей повседневной жизни, но и задерживая развитие нашего внутреннего потенциала.
* Для каждого есть род сексуального поведения, являющийся естественным для нас, но мы также, вольно или невольно, приобретаем и другой опыт, который, как мы считаем, делает нас более искушенными, - так личность вторгается в область секса. Сущности могут быть совместимы, или несовместимы. Секс тогда действительно сближает нас, когда мужчина помогает женщине стать настоящей женщиной, а женщина - помогает мужчине стать настоящим мужчиной. Только в этом случае мы можем говорить о браке в полном смысле слова. Брак возможен, когда сущности мужчины и женщины дополняют друг друга. Тогда брак становится важным шагом к избавлению от эгоизма, и оказывает огромное влияние на развитие души. За счет одной личности брака не получается.

Негативный секс.

Мыслительная функция человека может оказаться самой низшей и наименее полезной из его функций. С другой стороны, как раз сила разума делает человека существом, на которое Бог возлагает осуществление Космической Задачи. Между этими крайними точками и лежит весь спектр различных степеней, которые занимает у каждого человека развитие этой функции. Именно через мышление человека, творческие созидательные силы входят в него и проявляют себя.
* Видя такую широту в степени развития мыслительной функции человека, мы можем предположить, что тоже самое касается и его половой функции. С одной стороны, она есть всего лишь необходимый физиологический процесс, с другой - вместилище творческой силы человека. И в сфере пола возможны извращения и продажность, точно также как может быть извращено и мышление. Разница состоит в том, что сексуальная энергия намного более интенсивна, это энергия, наделенная великой силой оживления, связанной с обычным сексом, который людям необходим, ибо служит для продолжения рода.
* Творческая энергия человека не может найти удовлетворения, не получив свободы творить. Она может быть удовлетворена в сотворении рода человеческого, как и найти свое воплощение в любом другом акте творчества. Однако любая творческая деятельность подвержена опасностям, возникающим отчасти благодаря ограниченности нашей личности, отчасти же - со стороны ограничений, налагаемых на нас ситуациями, в которых мы оказываемся. Отклонения, обусловленные особенностями нашей личности, или появившиеся в результате попадания в чуждую нам среду могут вести человека к насилию и разрушительности, моральному разложению, или просто бесполезной растрате энергии. Энергия творчества, не найдя для себя задачей, соразмерной ее собственной мощи, расходуется бесцельно. Сексуальная энергия самодостаточна и не нуждается в стимуляции чувств; и наша неспособность согласовать собственные чувства с остальной частью нашего естества не только искажает эмоциональную жизнь, но и отражается на нашей сексуальности. Вырождение половой энергии начинается тогда, когда она становится пищей для эгоизма. Пример тому мы находим в борьбе полов за власть: если мужчина или женщина стремится доминировать над представителями другого пола, это приводит к вырождению половой энергии, и она перестает быть творческой во всех смыслах этого слова, и кормит только самолюбие. Собственно, эгоизм и не может овладеть человеком, пока не склонит силу секса на свою сторону.
* Жажда достижений во имя исключительно собственной гордости и тщеславия является для людей мощной движущей силой, и мы должны поставить перед собой цель научиться отличать истинно творческие устремления от потребности в успехе.
* Сексуальная энергия может стать и разрушительной. От жажды доминировать легко перейти к страсти разрушать. Это касается не только отношений между мужчиной и женщиной, но отношения к миру в целом; война и секс оказываются здесь во многом схожи. Солдат являлся сексуальным символом во все времена. Причина этого далеко не очевидна, но мы можем ее понять, видя, как секс вырождается в разрушительную силу. Вырождение секса в разрушительность заметна также во многих патологических проявлениях, и может приводить людей к самоуничтожению. Растрата и вырождение секса в основном обязаны нашей силе воображения.
* Воображение надлежит использовать правильным образом, - для целенаправленного создания ментальных образов, а не для потворства сексуальным или иным фантазиям. В случае же фантазирования, энергия вырождается в эмоциональное возбуждение, гнев, а также в субъективное «внутреннее позирование» и напыщенность. В конечном итоге такие фантазии могут привести и к бессмысленному насилию. Если у человека уже есть опыт истинного контакта с сущностью, то ему уже легче начать работу по избавлению от эгоизма и воображения в сексе. Но просто пытаться избегать страсти для этого недостаточно. Очень часто, особенно у мужчин, возникает бесчувственное отношение к сексу, что происходит, когда в работу сексуального центра вторгается сила мысли. Это может привести к извращениям, злоупотреблению сексом, и такому чрезвычайно опасному явлению, как самомнение. Положение человека становится серьезным, когда мысль захватывает чувствующий центр, вырабатывая отношение холода и безразличия, или когда эмоции вторгаются в мыслительный центр, делая нас неспособными к рассудительности и объективности. Точно так же, если мысль вторгается в работу двигательного центра, то мы теряем сноровку, а когда его охватывают чувства, мы теряем контроль над своим поведением. Но все это еще пустяки по сравнению с тем, что происходит, когда дело касается полового центра. Если половая энергия вторгается в другие центры, они становятся сверхактивными, что приводит к различным формам «галлюцинаций». Мы можем дойти до состояния, когда начинаем думать, что способны соединиться с Богом через мысль, или впадаем в истерию, оказываясь полностью подвластными сиюминутным аффектам, или же наша сверхактивность выплескивается наружу, и нам приходится находить для нее всевозможные нелепые и бесцельные занятия. Явления эти весьма распространены, поэтому каждое стоит отнестись к ним серьезно.
* Пожалуй, центральным положением и наиболее практическим критерием правильной работы над сексом для всех нас является следующее: никогда не должно возникать чувства, что мы особенные, или - что половой акт, в силу каких-то наших особых качеств и способностей, дается нам, и является тем, что он есть. Секс - это космический акт, в котором вы участвуем. Не мы зачинатели его, и все что в наших силах «сделать» - это к нему приобщиться. И что важнее всего - чувство того, что мы особенные, или иные подобные чувства отдаляет нас от другого человека, и мы не можем извлечь пользы из сексуального опыта, он становится всего-навсего пищей для эгоизма, пустой тратой энергии и болезнью. Поэтому многие находят, что секс ведет не к единству, а к разобщению. Удивительно, но хотя мы, кажется, делаем все для того, чтобы испортить свою жизнь своим сексуальньм поведением, мы каким-то образом защищены, и лишь немногие люди наносят себе непоправимый вред благодаря своей распущенности.

Секс, творчество и восприятие.

Творческой энергией человек наделен именно благодаря силе секса. Присутствие этой энергии заставляет его тоньше воспринимать мир, работу своего тела, и ощущение себя, и целенаправленно выражать себя в деятельности, которую мы по праву называем творческой. Открытие в себе более тонкого восприятия становится решающим шагом на пути к трансформации человека, ибо, не обладая им, он не видит того, что необходимо для трансформации. Человек доходит до точки, где то, что он знает и практикует, хотя и продолжает способствовать его развитию, оказывается недостаточным для продвижения по пути. То, что ему необходимо, можно было бы назвать «интеллигентностью», если бы не тот пренебрежительный оттенок, который закрепился в последнее время за этим словом. Интеллигентность в данном случае означает соединение творческой и сознательной энергий, и нетрудно видеть, что отклонения в сфере секса мешают проявиться в нас этому качеству.
* Это соединение ведет к слиянию воли и объективного знания.
* Роль секса в художественном творчестве общепризнана, хота проявляться она может в таком огромном разнообразии отношений к сексу, от воздержания до вседозволенности, что это приводит нас в замешательство. Тем не менее, очевидно, что не существует никакой «сублимации» секса в творчестве. Этот наивный взгляд предполагает, что существует определенное количество творческой энергии, которая может пойти по одному из этих двух путей, в реальности же все гораздо сложнее.
* Безусловно верно, что половое воздержание может вести к переживанию мистического опыта, то есть к осознанию сверхчувственной реальности. То же относится ко всякому обузданию наших желаний, и своего рода сдерживание или контроль над природными инстинктами предполагается в любой работе, направленной на осознание в нас более тонких ощущений. При этом необходима концентрации свободной энергии восприятия, которую мы обычно тратим или теряем. В некоторых духовных союзах вводятся жесткие ограничения, связанные с принятием пищи, разговорами, сном, и сексом.
* Однако также верно, что к мистическим переживаниям может вести и изощрённый сексуальный опыт. Рассмотрев практики различных традиций, мы видим, что и воздержание и культивирование секса играет важную роль в духовной жизни. В свете такого взгляда, подход Тантрического буддизма и аскетического Христианства, представляются, как две стороны одной медали, и внутри самого Христианства мы можем также обнаружить оба подхода. Эта двойственность роли секса обязана его способности освобождать от условностей ум, который является результатом соединения трех энергий: автоматической, энергии чувств, и сознания. Автоматическая энергия питает инстинкты и стереотипы поведения, иными словами - все то, что входит в привычки. Энергия чувств дает нам возможность контактировать с настоящим моментом, именно благодаря ей мы связаны с окружающей действительностью. Обе эти энергии присутствуют во всем животном мире, включая человека, энергия же сознания выше самой жизни. Она позволяет нам осознавать целое, что невозможно благодаря только реагированию на окружающий мир и ощущению себя его центром, - опыту, который обеспечивают жизненные энергии. Такое осознание делает возможным суждение и выбор, и лежит в основе способности к размышлению, памяти, и использования языка, являющимися основными функциями разума. Автоматическая энергия с одной стороны, и сознательная - с другой определяют границы нашего осознания. Действие энергии нашей жизнедеятельности, участвующей в функционировании организма, происходит в основном на подсознательной уровне, и ощущается только через внешние проявления. Высшие космические энергии творчества и любви находятся на сверхсознательном уровне, и вызывают внутреннее ощущение непредсказуемости жизни и собственного ничтожества. При этом для нас важно понимать, до какой степени наше состояние энергии чувств управляет нашим восприятием. Эта энергия формирует «умственный экран», на который проецируются восприятия внешнего и внутреннего мира, включая образы, произвольно возникающие из источника, лежащего вне нашего ума. В обычном состоянии наша чувствительность обусловлена зависимостью от стереотипных автоматических действий. В каких-то областях эта чувствительность может быть очень развита, благодаря профессиональной подготовке и опыту, но она, как правило, ограничивается реагированием на внешние стимулы, как хорошо настроенный приемник. Для того, чтобы наша восприимчивость распространялась и на совершенно новые впечатления, мы должны освободить ее от обусловленности. Половой акт играет в этом важную роль; если он становится переживанием на уровне сущности, наша чувствительность вырывается на свободу. Если переживания сущности не происходит, вся польза теряется в наигранных эмоциях и тщеславии.
* Половой акт вызывает активное взаимодействие творческой и автоматической энергий, которое мы иногда непосредственно испытываем, как нервное потрясение. Такое взаимодействие происходит не только в половом акте, однако именно он становится источником этого переживания для большинства людей. Соединение первых двух энергий приводит и к изменению взаимодействия между энергиями чувств и сознания. Иногда это выражается в обостренной степени осознанности, иногда же в особой отключённости от мира, - это зависит от психической организации человека, или силы его ума. Власть секса над человеком проявляется не только в половом акте; между мужчинами и женщинами постоянно присутствует нечто вроде силового поля, поиск или притяжение которого обуславливает всю динамику человеческих отношений. Половой центр имеет собственные способности к восприятию, главной из которых является способность непосредственно видеть реальность сознания других.
* Поэтому половая энергия играет решающую роль в формировании группового сознания, и понятно, почему столь удивительные вещи случаются при скоплении людей в атмосфере повышенной сексуальности и особого музыкального воздействия. Случаи, когда люди осознают присутствие половой энергии не ограничены их личными переживаниями во время полового акта; человек может быть открытым к целому миру внутренних ощущений, в котором возможен истинный личный контакт и чувство неразрывной связи с другими.
* Существует также связь между сексом, объединяющем творчество и автоматизм, и сознательной работой, объединяющей чувствительность и сознание. Действие их независимо, но они оказывают сильное влияние друг на друга. Именно в этом случае представление о возможности пользоваться сексуальной энергией для творческих целей может иметь смысл, однако нужно помнить, что творческое начало в своих проявлениях непредсказуемо. Ключевым моментом становится развитие более тонкого восприятия, способного улавливать космические энергии сознания и творчества.
* Энергии воображения требует любая творческая работа, - если же она не используется для творческих целей, то она вырождается и входит в низшие центры. В конце концов, она спускается до уровня энергий жизнедеятельности, где становится источником всевозможных болезней, и других беспокоящих нас факторов. Чтобы нейтрализовать эти эффекты, необходима нормальная половая жизнь, так что человек, не склонный к творчеству, постоянно зависим от круговращения сексуальной энергии. Он поддерживает свое психическое равновесие, но возможности, связанные с половой энергией им упускаются и растрачиваются впустую. Так как у большинства людей нет достаточно сильного стремления к самосовершенствованию, чтобы заниматься соответствующей внутренней работой, нормальный секс для них необходим.
* Для трансформации же энергии нашего сознания и творчества требуется объединяющая энергия любви. Будучи объединяющей, она окружает нас повсюду, но у нас нет специального механизма ее получения, подобного тому, как наша сексуальная природа настроена на принятие творческой энергии, поэтому, когда она все же входит в нас, это поистине благодать Божья. С этой точки зрения секс является почвой для нашей трансформации и делает ее возможной, но сам он еще не есть путь. Творческая энергия, проникающая в нашу сексуальную природу, порождает в нас восприимчивость к вещам, играющим важнейшую роль в жизни человека.
* Человечество выходит из длительного периода, когда грубых ощущений, обеспечивающих восприятие лишь событий физических фактов, было достаточно для удовлетворения всех человеческих нужд. Сейчас в нашем распоряжении слишком много фактов, мы переполнены ими, но не понимаем почти ничего. Мы называем это «информационным взрывом». Мир входит сейчас в переходный период, когда нам, вполне вероятно, потребуются новые виды восприятия, совершенно отличные от тех, которыми мы привыкли пользоваться. Эти новые формы будут связаны с развитием способности человека включать проявления творческой энергии в свою жизнь.

Брак.

Вместе с сексом, как его неразлучный попутчик, на землю пришла смерть. Эта могущественная пара правит нами до сих пор, но только пока мы живы. Той части нас, над которой не властна смерть, уготована иная участь. Благодаря половой энергии мы можем изменить свое бытие. Событие, за счет которого «мы становимся большим, чем мы являемся», называется трансформацией, и влияние секса для нее необходимо, даже если человек никогда не вступал в половые отношения. Секс дает выход к творчеству, как ничто другое в мире, и сотворение самого себя есть наивысший акт творчества. Таким образом, секс является ключом к бессмертию.
* Половая энергия играет важную роль в формировании - благодаря нашим переживаниям, поступкам, и страданиям - физического более тонкого тела, или «тела духов», свободного от ограничений тела физического. Это означает бессмертие в определенных отношениях, но при этом мы остаемся несовершенными существами.
* Благодаря половым отношениям может наступить соединение более тонких внутренних тел мужчины и женщины. Когда в Библии говорится «И станут они одна плоть», то имеется в виду плоть тела духов. Истинные христиане рассматривают физическую близость как дар Бога, предназначенный для укрепления отношений между супругами.
* Слово «плоть» при этом вполне уместно, так как можно сказать, что тело духов в своем образе подобно физическому телу. Это соединение на уровне бытия позволяет мужчине и женщине понимать друг друга и сходиться в своем восприятии вещей. Но при этом мужчина и женщина остаются разделены духовно, то есть в своей воле, ибо каждый продолжает принимать решения самостоятельно. Только при соединении воли природа мужчины и женщины становятся едины. Происходит слияние, в котором различие остается, но преодолевается, так что каждый обладает природой друг друга, помимо собственной. Слияние природы приводит к появлению нового существа. Это истинная душа человека, которая позволяет ему выполнить свое предназначение, и избежать неминуемой гибели во времени и пространстве. Ряд великих учителей, например Мухьиддин Ибн Араби, говорил, что через соединение мужчины и женщины душа приготовляется ко вселенской любви, и что любовь Бога начинается с любви мужчины и женщины. Однако, говоря это, он ясно дает понять, что имеет в виду соединение на уровне воли. Именно это соединение и называется браком и, как это ни прискорбно, но справедливо будет сказать, что настоящий брак в жизни людей событие чрезвычайно редкое, и он дается людям только, если они подают надежду, что способны на служение определенному делу. Лишь тогда человеку дозволено вступить в союз, в котором он может в полной мере испытать и постичь смысл секса. Тогда секс представляется явлением всеобъемлющим, создающим целостность всего, начиная с физического, телесного слияния мужчины и женщины, и включая все аспекты их союза. В том и состоит тайна секса, что он наделяет энергией, идущей за пределы самой природы, и являющейся средством войти в духовный мир. Истинный союз, является событием, относящимся не только к физическому миру - этот брак в полном смысле слова - есть акт воли, решение, состоящее во взаимном принятии мужчиной и женщиной друг друга.
* Только при безусловном принятии другого мы можем достичь целостности, которая и есть брак. Если же существуют какие-либо оговорки и соглашения; если человек говорит, «Я уступаю тебе во всем кроме одного, потому что в этом я лучше, или больше разбираюсь», то принятие становится невозможным. Полное принятие не означает подчинения, не заставляет стать слепым к слабостям и недостаткам другого. Если бы это было так, то не было бы принятием; принимать нужно с открытыми глазами.
* Такое принятие - истинная дисциплина, и, как и воля, проявлением которой она является, приобретается только постепенно. И если люди хотят, чтобы их брак стал действительно духовным союзом, они должны быть согласны всегда поставить на первое место другого, и лишь потом думать о себе.
* Поразительно, что в соответствии с экономным устройством человеческой природы и процесса эволюции людей этот духовный союз возможен благодаря тем же отношениям мужчины и женщины, которых требует и продолжение рода, тем более, что сам этот духовный союз значительно выходит за рамки той связи, которая нужна для воспроизведения. Это соединение возможно даже и без полового акта, хотя оно как правило все же достигается за счет него. Несмотря на отличие духовного союза от родительского, он может возникнуть в результате второго, если человек при этом осознает, что его партнер подходит ему для этого более глубокого союза. В целом происходит так, что это признание исходит чаще от женщины, чем от мужчины. Причина этого связана с тем, что именно женщина признает мужчину в качестве походящего отца ее детей.
* Однако, если это признание ведет к более глубокой форме союза, то такое признание должно быть взаимным, оно становится как основой для обещания прийти к взаимному принятию, так и условием для совместного пути к нему. И тогда, если все стороны близких отношений, в большом и в малом, рассматриваются с точки зрения необходимости помогать друг другу достичь принятия, то начинает вырабатываться и проявляться единая воля двоих, несмотря на все их различия на уровне обычного мышления, чувств и восприятия.
* Чтобы это стало возможным, нужно укротить свой эгоизм. Прийти к состоянию, в котором возможно принятие другого можно, только если присутствует соответствующая третья сила. Третья сила, которая необходима для высшего союза - это «Работа». Понять это непросто, потому что так очевидны различия супругов, и те конфликты, которые возникают во внешней жизни. Когда наша работа над собой уже набрала определенную силу, мы даже становимся способны видеть различия на психическом плане, о которых я говорил, когда мы касались внутреннего восприятия. Но еще глубже, гораздо глубже, чем все, что мы способны испытывать, в общепринятом смысле слова - лежат противоположные силы между мужчиной и женщиной в работе, и примирить их можно только достигнув единой воли. Я убежден, что истинный брак без Работы невозможен, ибо только она призвана примирить конфликтующие силы. Но эти силы не исчезают, напротив, они примиряются таким образом, что три становится одним, и работа поистине воплощается в них.
* Если полное принятие друг друга стало таким образом реальностью, то наступает момент в эволюции совместной половой жизни, когда внутреннее единство уже несомненно, когда ясно видно, что нет доминирования одного супруга над другим, и все решения принимаются единодушно. Супруги, например, могут заметить, что их мысли очень часто совпадают, или их восприимчивость развивается настолько, что, посмотрев на какой-либо предмет, они понимают, что видят в этом одно и то же. Но самое главное в том, что они способны принять свои отношения целиком, и действительно делают это, что дается им очень просто, ибо каждый абсолютно свободен, при этом они вдвоем образуют единое целое.
* Превзойдя собственную природу, мужчина и женщина способны на принятие всего рода человеческого, на «беспристрастную любовь», в которой все люди внутренне принимаются, как двое принимают друг друга.
* Через все стадии союза мужчины и женщины проходит единая нить, это принятие. Но не надо стесняться секса, считая, что единственной реальностью, имеющей ценность, является высший союз, в котором только и присутствует священное назначение полового акта. Даже без того, что я называю полным принятием возможно принятие сиюминутное, момент, когда мужчина и женщина сознательно не ставят никаких условий и ничего не утаивают друг от друга. А так как это всего лишь миг, он остается только как память, заставляя людей пытаться пережить его снова, чего им не удается, ибо творческая энергия не в нашей власти.
* Между мужчиной и женщиной может быть очень сильное притяжение, - даже любовь, но внутри, в их сознании присутствует ощущение, что у них нет полного и безоговорочного принятия. А ничто меньшее не позволяет реализовать удивительный потенциал человеческой натуры. Это требует жертв, не просто жертв своими интересами и склонностями, но жертвой себя, и готовностью из своего я превратиться в мы.
* Большое несчастье для людей, которые способны на настоящий брак, если они упускают такую возможность, так как не знают, что для этого требуется, - в чем состоит секрет. Брак это очень важная ступень на пути к трансформации, но если мужчина и женщина готовы полностью принять друг друга, то они близки и к принятию всех остальных людей. Поэтому и говорят, что не существует такой вещи, как избирательная любовь; когда человек поистине любит, он любит всех без исключения. Само вступление в брак уже является службой на благо всему человечеству.
* Сиюминутное принятие дает нам почувствовать огромные возможности, которые откроет нам полное принятие другого. Любовь в эти минуты не знает границ; мы любим все, на что падает наш взгляд, и пусть только на миг, - эгоизм замолкает в нас. Но к тому, чтобы это чувство поселилось в нас навсегда, лежит долгий и нелегкий путь. Мы должны признать собственное ничтожество, чтобы допустить существование высшей любви, которая и делает возможным это удивительное переживание.
* Условием такого союза является духовность, но чтобы это понять, нужно пересмотреть все свое мировоззрение. Принято считать, что объективной реальностью является наше тело, внутри которого мы можем чувствовать «внутренний мир» энергий. И где-то, как полагают, вне нашего тела существует еще мир духовный - мир воли и принципов. На самом же деле все как раз наоборот; наша реальность состоит не в том, что мы обладаем телом, даже не в том, что мы - живые существа, а в том, что мы есть воплощение принципов третьего - духовного мира.
* Человек сотворен «по образу и подобию Божьему», ибо он выражает собой духовный принцип. Вся вселенная движется в сторону единства и целостности; из рассеянного состояния к высшей стадии порядка, в которой творится и выходит на свободу новая реальность. Это акт одухотворения материи и овеществление духа.
* Человек - это эволюционирующий вид, - развитие заложено в самой его природе. При этом каждый индивидуум может влиться в поток одухотворения, реализации, и быть преображенным. Пока же он не достиг трансформации, он остается всего лишь животным, и как всякое животное имеет свой ограниченный срок существования. Трансформация человека не есть его личное дело, как и трансформация всего человеческого рода не есть результат достижения совершенства несколькими отдельными и не связанными между собою людьми. Человек в целом движется к единству, и если мы говорим, что существует цель человеческой эволюции, то все человечество должно организоваться в индивидуум, имеющий целостный опыт. Сколько миллионов лет этот процесс может занять - никому не известно.

Секс и общество.

Если принять во внимание все, что было сказано о различных уровнях проявлений секса, легко понять, что способы, с помощью которых общество пытается регулировать сферу половой жизни, совершенно нереалистичны и неверны по своей направленности. При этом нужно отчетливо представлять два факта. Во-первых, для большинства людей секс служит прежде всего не средством продолжения рода и получения сексуального удовлетворения, а необходим для регулирования психических энергий. Во-вторых, настоящий союз двоих, или брак, доступен лишь немногим, способным и готовым на необходимое для этого жертвование собой. Оба эти факта организацией нашего общества совершенно не учитываются.
* Основной функцией секса является половой акт между мужчиной и женщиной, который сам по себе регулирует их потоки творческой энергии, а также обеспечивает очистку организма от вырабатывающихся в ходе его функционирования продуктов. Те, у кого в период половой зрелости, половая функция не используется нормально, страдают от недомоганий, вызванных присутствием этих энергий, поэтому человек должен вступать в половые отношения хотя бы с одной лишь целью регулирования работы собственного организма.
* Мы не представляем, насколько болен современный мир в результате напряженности, вызванной незнанием различных типов отношений и их благоприятного или же разрушительного влияния на судьбы людей. Однако каждому из нас возможно развить в себе некоторую внутреннюю чувствительность, пробуждение которой позволит нам направить свою сексуальность в нужное русло, так чтобы наши энергии были уравновешены, избегая при этом неблагоприятных для сущности связей.
* Нужно понять, что союз мужчины и женщины на уровне сущности означает заботу не только о соответствии образу жизни своего поколения, а значит и взглядам на воспитание ребенка, но и взглядам общества на сами их отношения, живя полноценной совместной жизнью, которая так много может дать обоим. Условия такого союза мужчины и женщины те же, что требуются для полноценного участия в продолжении рода, - а именно искреннее и твердое намерение достичь вдвоем общей трансформации. Среди многих браков крайне редко встречаются по-настоящему крепкие, если нет этой общей высшей цели для отца и матери. К такому союзу на уровне сущности приходят немногие, хотя сам он еще никоим образом не может считаться духовным браком.
* Человеческие отношения показывают, что им на очень глубоком уровне присуще непостоянство и непродолжительность, и мы неспособны на верность друг другу, необходимую для нормального продолжения рода. Что еще хуже, мы, как правило, не чувствительны к тем силам, которые могут направлять нас в создании таких отношений, и которые возникают и проявляются через потребности ребенка. Точнее - мы, можно сказать, чувствительны, но не в том смысле, ибо видим не то в чем ребенок объективно нуждается, а подходим к его воспитанию исключительно с точки зрения наших предвзятых взглядов на то, каким он должен стать, или каким мы хотим его видеть. Это очень хорошо видно на примере грудных младенцев; люди наделяют их воображаемой личностью, и приписывают им мысли, а их движениям мотивы, которые в этом возрасте для них самих, скорее всего, совершенно непостижимы. В нормальном обществе людям не позволили бы вступать в семейные отношения, пока не станет ясно, что они способны на преданность и понимание необходимости работы над собой с целью достижения необходимой прочности отношений и чувствительности друг к другу.
* Что касается третьей функции секса, мы видим, что в современном мире она остается практически не реализованной. Мы перенимаем древние традиции, не задаваясь вопросом, насколько они соответствуют образу жизни современного общества.
* Моногамные отношения, в которых один и тот же мужчина постоянно находится в отношениях с одной и той же женщиной в наших условиях не работают, ибо то зерно истины, которое содержится во взгляде на брак, как на одну из святынь в жизни человека, мы понимаем превратно. В результате эта точка зрения приводит к унизительным для человека условиям, когда его заставляют вести образ жизни, не соответствующий его природным склонностям. Брак в истинном смысле слова, то есть нерасторжимый союз женского и мужского, или пассивного и активного принципов, есть высшая точка в жизни человека, и его нельзя требовать от тех, кто на такие отношения неспособен. Называть же отношения людей именем, которое они не в состоянии оправдать, является не только ложью, но и бесчестием, и нелепость нашего социального уклада, проявляется как в непонимании природы человеческой, так и в еще более опасном непонимании духовной природы.
* Если бы регулирующая и родительская функции секса были правильно поняты и приняты обществом, брак мог бы стать тем, чем он является по своей сути. Тогда бы люди поняли, что брак это благословение для человечества. Благословение есть акт объективный, при котором духовные силы сходят на земной мир для обновления веры, надежды и любви, без этого жизнь людей была бы невыносимой. Истинный брак - зерно человеческого единства.
* Мужчина и женщина вступают в союз, чтобы исполнить свое общее предназначение. В особом тайном месте они всегда едины, пусть даже их разделяет время и пространство. В любви это место открыто для всех, и каждый, кто готов отдать себя любви, может войти туда. Это сообщество святых - внутренняя община, несущая в наш мир влияние из далекого будущего человечества, когда в это сообщество войдут все люди.

Христианство, духовность и секс.

Соединение двух людей (супругов) осуществляется, в первую очередь, на духовно-энергетическом уровне. И, может быть, в единственной из религий, в Христианстве, брак является Таинством, то есть несет в себе мистический смысл, когда “двое становятся одним”. Причем это единое духовное целое не перестает быть единым даже тогда, когда супруги временно разлучены обстоятельствами их жизни и пространственно отделены друг от друга большим расстоянием. И именно в этой, сугубо интимной сфере человеческих отношений, люди могут наносить друг другу наиболее болезненные удары, способные разрушать их жизнь и души. Болезненность удара обусловлена тем, что только в этой сфере жизни людей может происходить самая чудовищная, поистине дьявольская подмена высшего из всех понятий о счастье - понятия любви. Именно эта подмена рождает самые тяжелые душевные переживания, чувства невыносимой боли от обмана, предательства, крушения надежд, и проч.
* Нужно отчетливо понимать, что любовь и половое влечение (инстинкт) имеют совершенно разные корни, разное происхождение и могут быть совершенно не связаны друг с другом. Именно здесь и обманывают нас, стараясь заглушить в человеке истинное понятие любви, к которой интуитивно стремится каждый.
* Прекрасное образное доказательство Божьего одобрения интимных наслаждений можно найти в книге Библии под названием «Песни Песней Соломона». Эта древняя поэма любви пронизана страстью и чувственностью. И действительно, она является даже более откровенным произведением, чем это может показаться современному читателю на первый взгляд, поскольку большая часть интимных моментов выражена в ней непривычными для нас речевыми образами. Эта книга удивительно поэтично описывает любовь двоих, и именно поэтому в древности раввинский закон запрещал ее чтение людям моложе 30 лет. Раввины хотели быть уверенными, что читатели уже обладают достаточной зрелостью для правильного восприятия столь пылкого повествования.
* Поскольку Библия является Божьим Словом, присутствие «поэмы любви» на ее страницах говорит о том, что Бог никоим образом не запрещает чувственные наслаждения.
* Каковы же библейские указания относительно отношений между полами? Интересный совет, касающийся супружеской близости, мы найдем в 1-м Послании к Коринфянам 7:2-5 (современный перевод):
* «Так как существует безнравственность, то каждый мужчина должен иметь свою жену, и у каждой женщины должен быть собственный муж. Муж должен выполнять свои супружеские обязанности по отношению к жене, и взаимно жена - по отношению к мужу. Тело жены принадлежит не только ей одной, но также и ее мужу. И тело мужа принадлежит не только ему, но и его жене. Не покидайте друг друга, разве только по обоюдному согласию и на время для того, чтобы вы могли посвятить себя молитве. Затем опять будьте вместе, чтобы сатана не искушал вас из-за того, что вы потеряли самоконтроль».
* Для супругов не устанавливается никаких ограничений в проявлении интимных чувств по отношению друг к другу. Есть только одно строгое требование: безусловная верность. Говоря простым языком: если ты состоишь в браке, твое тело принадлежит твоему супругу так же, как и тебе. И на тебе лежит обязанность удовлетворить твоего супруга или супругу в интимном плане. Отказаться от половой близости можно лишь в случае обоюдного согласия, но этот период воздержания должен быть относительно коротким, чтобы ни один из супругов не поддался соблазну найти удовлетворение где-нибудь еще.
* В основанном на любви браке интимные отношения могут стать радостью, длящейся всю жизнь. Однако половые связи часто превращаются просто в совокупление. Секс, как краткий акт или мимолетная, неожиданная встреча, - это лишь минутное удовольствие, после которого чувствуют лишь душевный холод и пустоту.
* К. С. Льюис писал о сексе вне брака: Христианство не считает, что удовольствие, получаемое от половых отношений, более греховно, чем, скажем, удовольствие от еды. Но оно считает, что нельзя прибегать к ним лишь как к источнику удовольствия: это так же противоестественно, как, например, наслаждаться вкусом пищи, избегая глотания и пищеварения, то есть жуя пищу и выплевывая».
* Секс вне обязательств, основанных на любви, можно сравнить с болезнью, когда человек не ощущает вкуса пищи, поглощая ее в огромных количествах. Внебрачный секс истощает духовную и эмоциональную жизнеспособность человека. Случайные половые связи, случайные компании не вылечивают одиночество, а только усугубляют его.
* Любить кого-то безусловно - это тяжелый труд, но он приносит хорошие дивиденды. К сожалению, безоговорочная любовь невозможна в ситуации сожительства. Безоговорочная любовь означает безоговорочное обязательство выдержать все.
* Обязательство - это то, чего нет в «пробном» браке. Из-за этого нет гарантии верности и столь часты обманы. У пары, живущей вместе, но не вступающей в брак, идет постоянный, подсознательный процесс оценки. Достаточно ли она хороша, чтобы провести с ней оставшуюся жизнь? Действительно ли мы совместимы? Является ли человек, с которым я живу, более интересным, более подходящим, чем кто-то еще, с кем я могла бы быть?
* Влюбленные, чувствующие ответственность друг за друга, сделают все возможное, чтобы достичь наиболее глубоких и наполненных радостью отношений. Христианский брак - это глубокий и всесторонний союз двух личностей, это обязательство всецело посвятить себя друг другу на всю жизнь.
* Когда человек имеет нескольких половых партнеров, случается худшее: он вообще теряет способность к исключительно близким и проникновенным отношениям. Для распутного человека интимная близость на задуманном Богом эмоциональном, духовном и физическом уровне просто невозможна. Люди, имеющие многочисленные любовные связи, не только утрачивают способность к истинной близости, но, что не менее страшно, они теряют самоуважение. Они относятся к другим людям, как к сексуальным объектам, впрочем, и к себе точно так же. Они ощущают пустоту и свою собственную бесполезность. К сожалению, подобный духовный упадок не из тех, что лечатся легко и быстро.
* Человеческое стемление к интимной близости вовсе не идентично инстинкту размножения у животных. Стремление к близости, в том числе на физическом уровне, есть нечто неизмеримо большее и качественно иное. Это дар Бога нам, остается понять, в чем же смысл этого дара…
* На первом уровне понимания нам может открыться, что бережно вложенное в нас стремление к интимности есть приглашение выйти за пределы себя самого. Представим, каким механистичным, скучным, холодным был бы наш мир, если бы люди не хотели друг друга. Скольких красивых вещей, подвигов, открытий не случилось бы. Стремление открываться навстречу другим в своей привлекательности отражает нашу основную потребность в других людях. Ленивых это подгоняет действовать, богатых - делиться, талантливых - дарить удовольствия, тщеславных - все равно делать что-то хорошее. Из-за нашей нужды во внимании друг друга мир становится уютнее, разнообразнее, прекраснее.
* Стремление к красоте во всех ее проявлениях есть второй уровень понимания смысла интимности в перспективе духовности. Французкий король Людовик, канонизированный Католической церковью как-то произнес своим подданным: “О жены, одевайтесь красивее, чтобы вашим мужьям было легче вас любить. Странно слышать это от святого, не так ли? Но в этом и есть смысл красоты - как преддверия любви.
* Во влюбленности можно уловить несколько аспектов, имеющих действительно духовный смысл. Первое - мы выделяем человека из остального мира. Наверное, будь мы хорошими христианами, мы был бы влюблены в каждого человека в том смысле, что видели бы его прекрасным и неповторим, таким как он выглядит в глазах своего Творца. Второе - человек здесь нелицемерно готов к самопожертвованию. В христианстве самым большим грехом считается гордость, то есть непомерно раздутое “Я”, вытесняющее весь остальной мир. Так что замечательно, когда в пылу влюбленности, человек больше думает о другой личности.
* Подобное жертвование своим удобством, состоянием, здоровьем, временем, а подчас и самосохранением может напоминать христианский принцип: “Нет большей любви, если кто положит душу свою”. Это действительно очень подкупающий момент. Но здесь важно не ошибиться. За другого ли человек действительно готов отдать жизнь или за другого относительно себя? Иными словами, не за свое ли чувство? А если так то получается что не другого, а за себя самого, любимого, искаженно проецируемого на другого. Эта большая ловушка непросветленной влюбленности.
* Но кардинальное отличие влюбленности от настоящей любви в том, что влюбленность всегда частична. Она не охватывает образ другого человека целиком, а наделяет его несуществующими признаками. В то время как истинная любовь принимает другого человека целиком, в его силе и немощи, красоте и страдании. И часто быт, совместность по повседневной жизни является тем реактивом, который безошибочно выявляет подлинный характер чувств: влюбленность проходит, а любовь становится богаче, чувственнее, интенсивнее, хотя может проявится в иных формах.
* И здесь нам открылся третий уровень понимания духовного смысла в любви - преображения человека в его приближении к Богу через другого человека. В этом мистика любви. Прорыв к своему Творцу через всецелое принятие другой личности - физически, эмоционально, разумно, духовно. Секс можно использовать, чтобы расширить любовь или же чтобы ее не впустить. Когда секс исполнен любви, вы испытываете Божественное через своего партнера.

Материал подготовлен: Д. Высочанская, с использованием отрывков из книг Дж. Беннета и некоторых других книг и статей.



* Смотрите так же на тему духовности и секса другие статьи в разделе Статьи о теме "Духовность и секс"

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"


© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Если Вам понравилась статья…

Реклама на сайте

Яндекс.Метрика