О православии, любви, современности, и не только...

Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, который работает без любви, только ради заработка, никогда не получит хороших результатов. Можно работать в течение многих часов с любовью к своему делу и не почувствовать усталости. И можно обессилеть после нескольких минут работы, если вы делаете ее с холодным сердцем, без любви. Два отрывка из разных статей. Просто понравились. И всё-таки есть в них нечто общее.


Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


Как получить консультацию психолога

православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

Психологические причины болезней

Самые популярные статьи на сайте

Бесплатная консультация психолога

Отрывок из статьи Православным пора почувствовать вкус к карьере. Диакон Андрей Кураев.


* Таково необходимое требование к любому патриоту России, к любому православному человеку: хочешь помочь России и Церкви - стань профессионалом. Не в смысле «профессиональным патриотом», а в смысле профессионалом в своей светской работе.
* Если православный ребенок учится на тройки - он дает повод хулить свою веру - мол, он потому и верит, что ничего не знает! Православный учитель должен быть лучшим в школе (ну хотя бы - самым добрым и улыбчивым!), а православное перо - лучшим в газете.
* В политике тем более надо уметь быть предельно аргументированным, корректным, трезвым. Демонстрация богословской эрудиции не должна подменять собою серьезных знаний по экономике, праву и социологии.
* Когда-то Макс Вебер показал наличие психологической связи между определенными богословскими теориями в протестантизме и рождением духа мирской активности, который и привел к становлению раннекапиталистического общества. Протестантское богословие в 18-19 веках смогло в своих прихожанах пробудить религиозно, аскетически мотивированное стремление к мирскому успеху.
* А может ли у православного человека быть мотивация к тому, чтобы добиваться мирского успеха?
* Как национальную беду я расцениваю то, что в нашей массовой церковной проповеди, психологии, нет вкуса к жизни. Постоянно проповедь конца, ужаса, поражения, бегства. Нет призыва активного вхождения в современную жизнь и преобразования ее.
* В общем, пора сказать страшное слово: в молодых православных людях надо воспитывать вкус к карьере, к жизненному успеху. «Да, это беда наша русская, что одни создают свои общественные христианские идеалы не на аскетической сущности, а другие, служа лично по совести аскетическому идеалу, знать не хотят общественной жизни. Знаете что? Я знал одну великую игуменью. Она говорила: «нам нужны новые монашеские ордена, которые могли бы больше влиять в мире»» (Константин Леонтьев).
* «Убежден, что как раз от слабости Православия проистекают многие проблемы юного российского рынка. Православие поощряет всякий труд, в том числе и предпринимательский. Наша вера отнюдь не призывает каждого к добровольной нищете, как некоторые восточные секты. Напротив, «как может существовать общение между людьми и милосердие, когда никого не будет с достатком? - восклицал еще древний авторитетнейший церковный писатель Климент Александрийский. - Каким образом тот, кто сам ничего не имеет, насытит алчущего, напоит жаждущего, примет странника? Богатство есть орудие… Если орудие употребляют с умением и как следует, оно будет полезно». Да, в Православии существует особый вид подвига - монашество. Но изучите историю русского монашества. Именно монахи становились первопроходцами и обживали дикие леса северо-востока Руси, где потом вокруг обителей созидались города, возникали ярмарки, строились промышленные предприятия. «Духовная энергия подвижников перековывалась в материальное богатство края», - заметил по этому поводу протоиерей Сергий Булгаков. Но православный предприниматель не раболепствует перед тленными сокровищами, не смотрит на них как на цель своей жизни, не покупает себе замков на далеких теплых островах, он прежде всего стремится принести благо родной стране» (Доклад архиепископа Костромского и Галичского Александра, председателя Синодального отдела по делам молодежи на открытии съезда православной молодежи (май 2001)).
* О том же могу сказать словами св. Феофана Затворника: «Есть у нас поверье, и чуть ли не всеобщее, что коль скоро займешься чем-либо по дому или вне него, то уже выступаешь из области дел Божеских и Богу угодных. Оттого, когда породится желание - жить Богоугодно, то обыкновенно с этим сопрягают мысль, что уж коли так, то беги из общества, беги из дома, - в пустыню, в лес. Между тем и то и другое не так. Дела житейские и общественные, от которых зависит стояние домов и обществ, и исполнение их не есть отбегание в область небогоугодную, а есть хождение в делах Божеских… Своим поверьем точно делаете их неугодными Богу, потому что исполняете их не с тем расположением, с каким хочет Бог, чтобы они были исполняемы. Божьи дела не по Божьему у вас творятся… Дейте обязанности - но без человекоугодия… Всякое дело, сознанное достодолжным, надо делать со всем усердием, это есть долг, огражденный страшным прещением: «проклят всяк, творяй дело Божие с небрежением»».
* Многие люди, когда приходят в Церковь, за годы своего неофитства теряют вкус к своей мирской профессии, порываются ее бросить. Человек, если он искренне переживает свою веру, должен пережить обретение веры как кризис. Это признак здорового, нормального развития, если прежняя работа кажется ему безвкусной. Живописцы начинают сушить свои кисти, поэты забрасывают поэзию, музыканты - музыку. Все становится пресно, безвкусно по сравнению со вновь обретенным смыслом.
* Вообще, если православный юноша не мечтал об уходе в монастырь - значит, с его церковной жизнью что-то не так. Мечта о монастыре - признак нормального духовного развития молодого человека. Хотя бы полгода церковный человек должен походить с этой мечтою в сердце (иначе он никогда не будет понимать монашество; а без понимания монашества невозможно понимание Православия). Но не всегда мечта должна переходить в реальность. Господь и намерения лобзает. Кто-то должен остаться с людьми. Поэтому свои радикальные стремления надо уравновешивать словом апостола Павла: оставайтесь в том звании, в котором каждый призван к вере.
* И тут многое зависит от того, на какого духовника напорется этот неофит. Если все идет нормально, то через два-три года человек возвращается к своему светскому ремеслу. Разве что мотивация его служения и творчества может измениться.
* Монахов у нас хватает (в России их около 8 000). Церкви, может быть, более всего не хватает сегодня людей, способных профессионально работать в светских структурах, но с православной мотивацией.
* Будущее православной России зависит от того, сможем ли мы обосновать и воспитать в наших молодых прихожанах «вкус к карьере» - к такой карьере, которая совершалась бы не в ущерб воцерковленности человека.
* Огорчает же то, что в нашей церковной атмосфере не чувствуется желания воспитать таких людей. Всем заметно, что приходская атмосфера в наших храмах «старушечья». Само по себе это не ново и не плохо. Всегда в храмах было больше стариков, чем молодых. И всегда Церковь этому скорее радовалась, нежели скорбела. В отличие от светских организаций, Церковь больше дорожит стариками, а не молодежью. Ведь задача Церкви - готовить людей к последнему переходу. Финиш важнее старта. «В чем застану - в том и сужу». И если бы в наших храмах было много молодежи и не было бы бабуль - вот это было бы для религиозного сознания катастрофой.
* Малое присутствие молодежи в православных храмах не было бедой для Церкви в прошлые века. Наш «дом престарелых» охраняло сильное православное государство.
* Не может быть православной России без православной элиты. Делегировать в государственные и общественные элиты наших бабушек уже несколько поздно. Туда можно стартовать только молодых. А чтобы они согласились идти этим путем карьерного роста (а как еще попасть в элиту?), их духовники должны привить им соответствующую мотивацию. Значит, в молодого прихожанина надо уметь заронять не только мечту о монашестве, но и нечто другое. Хотя бы часть из наших молодых прихожан и неофитов надо уговаривать оставаться в том звании, в котором они призваны. Ты хочешь служить Христу? Но это можно делать не только в рясе. Стань добротным профессионалом, добейся успеха ради Христа, а не ради номенклатурных благ. И то влияние, которое ты со временем сможешь приобрести, обрати на пользу своего народа и Церкви. Таким мне видится православный вариант «веберовской» модели.
* Но чтобы были в Церкви такие молодые прихожане, умеющие ориентироваться в современной мирской жизни (семинаристы из наших полумонастырских инкубаторов явно не входят в их число), в Церкви должна быть терпимость к таким прихожанам, к кругу их интересов и к их стилю жизни.
* От того, сможем ли мы в наших храмах создать атмосферу дружелюбия по отношению к молодым, зависит будущее и Церкви, и России. Нужна церковная молодежная политика. А для этого нужно понимание, что политика и навязывание - отнюдь не одно и тоже. Политика включает в себя и умение слушать, слышать, уступать… Сможем ли мы хоть на десятую долю стать столь же терпимыми к увлечениям и глупостям наших детей, сколь мы терпимы по отношению к суеверным глупостям наших бабушек?
* В старых книгах легко читать советы о том, что с эллинами надлежит быть похожим на эллинов, а с иудеями надо говорить на языке иудеев. Легко восхищаться мудростью древних миссионеров и благоговеть перед иконописными ликами древних юродивых. Ну а с сегодняшними людьми можно ли быть сегодняшним, с русскими можно ли быть русским, а с молодыми - молодым?
* Почему подстраиваться под вкусы и мнения стариков - не зазорно, а вот говорить на языке, интересном молодежи, предосудительно?
* Христос пришел в мир, о котором заранее знал, что большинство в нем будет радоваться его распятию, и лишь численно ничтожное меньшинство расслышит Его слова. А апостолов Христос посылает во враждебный мир «как овец посреди волков». Все притчи о Царстве Небесном связаны с тем, что что-то светлое входит во тьму, чтобы ее преодолеть. «Свет во тьме светит». Слово Божие пришло к проституткам и гаишникам (так на языке сегодняшних реалий будет звучать церковнославянская и оттого слишком торжественная формула «блудники и мытари»).
* А вот в историческом развитии Православия возобладала противоположная тенденция: изымать святыню из мирского контекста, выковыривать свет из тьмы и класть на сохранение в позолоченный ларец. Чем дальше - тем более нарастала потребность спрятать святыню от «нечистых рук». Все выше становятся иконостасы.
* Усложняется путь к церковному таинству (чтобы оно было редким, чтобы обязательно соблюсти какую-то технологию, прежде, чем к нему прикоснуться). Наиболее ярко эта перемена видна на многих иконах, где святитель держит Евангелие не рукою, а подложив платочек. Оказывается, что нельзя прямо прикоснуться к Евангелию, обязательно нужно какое-то посредство. Значит, человек (даже рукоположенный и даже святой) воспринимается как источник профанации, искажения. Ты не тот, кто нуждается, чтобы святыня пришла к тебе такому, какой ты есть - грязненькому и черненькому. Нет, напротив: ты тот, кто угрожает святыне. Человек воспринимается как источник скверны. Он угрожает святыне, и святыню надо спасать от него.
* Это, конечно, радикальная антимиссионерская установка, ведь евангельский пафос совсем другой - святыня приходит, чтобы спасти меня. Так будем ли мы видеть в святыне лекарство для больных, или в больной будем усматривать угрозу для лекарства? Увы, именно последняя психология господствует в наших приходах, где миссионерский дух давно сменился охранительским. Хорошо, что этот дух появился. Его появление означало, что есть - что охранять и беречь. Несуществующее сокровище не берегут. Плохо, что этот дух стал почти единственным, нормативно-православным. Плохо, что миссионерское поведение стало расцениваться (не в официальных документах, а на уровне приходских и монастырских пересудов) как «девиантное поведение», как нечто дающее повод к подозрениям и возмущениям.
* Православной России не будет, если из наших детей мы не сможем воспитать православных людей, которые могли бы, владея всей сложностью современной культуры и техники, сделать ради веры своей, ради народа своего успешную социальную карьеру. Если мы хотим видеть Россию православной, ей нужны православные элиты. Православные депутаты, экономисты, министры, бизнесмены, учителя, журналисты и так далее. Значит, православным людям надо прививать вкус к успеху, к жизни, к творчеству, к карьере.
* Характерно, что со стороны нам подсказывают - «Ваше дело - работать среди инвалидов. Вот берите детей с болезнью Дауна - это идеальное место для христианской педагогики. Ну, еще тюрьмы. А в университеты мы вас не пустим. В дома престарелых - пожалуйста, а школы и дети отделены от вас».
* К сожалению, и недостаточный образовательный уровень нестоличного духовенства искривляет направление церковной миссии в ту же сторону. Порой кажется, что на сегодняшний день наиболее успешным направлением церковной миссии стало тюремное служение. В какую епархию ни приедешь, всюду узнаешь, что два-три священника работают с зоной (и низкий поклон им за это). Но на вопрос - «А есть ли у вас священники, работающие с университетами?» - положительный ответ слышишь гораздо реже…
* Ну представьте себе, что было бы с ростом Церкви, если бы апостолы разошлись по домам престарелых! Апостолы - то есть заведомое меньшинство в языческом море - не шли к бомжам. Апостолы не работали с пьяницами.
* Когда сил мало, надо делать то, что можно. Есть три поля. Одно все забито асфальтом, другое черноземное, а третье непредсказуемо - то даст урожай, а то возьмет отпуск. Да, согласно Евангелию, сеять надо на все поля. Пройти с сеющей рукой можно и нужно вдоль любого поля. Но согласно тем же притчам Христа, задержаться для более постоянной и настойчивой работы надо сначала у самого плодоносящего поля.
* Если Церковь действительно многочисленна, здрава, многоталантлива, то она должна быть со всеми и, конечно же, и с социальными «неудачниками». Но наша Церковь еще инвалид. Русская Церковь сегодня в таком состоянии, что сама маргинализирована.
* Если бы мы были в таком состоянии, как католическая церковь, у которой всего достаточно, начиная с земель и банков и кончая университетами, тогда, конечно, можно было бы заняться маргиналами. Но если деятельных священников у нас мало, а мирян подвигнуть к социальной диаконии мы еще не умеем, то свои немногие миссионерские ресурсы надо все же прежде всего направлять в точки возможного роста будущего церковного влияния. Надо идти в лучшие школы и лучшие университеты.
* Есть священники, у которых талант - общаться именно с заключенными и обездоленными. Но повернуть всю Церковь к работе с маргинальными слоями - это самое страшное, что может сейчас произойти с Церковью. А именно в эту сторону нас тщательно подталкивают: идите к маргиналам и маргинализируйтесь вместе с ними.
* И многие собственно церковные люди чувствуют себя уютнее вдали от современной культуры и жизни. Но неужели не понятно, что со своими нынешними гипертрофированными страхами, с мечтой о православном гетто, с чаянием ухода «в келью под елью» мы гробим будущее православной России?
* Вот чтобы не слишком решительным было наше добровольное зарывание в подполье, в прошлое, я и пробую сказать: В Православии достаточно силы, чтобы дерзить современности, чтобы отстаивать древнюю, средневековую систему ценностей. Но при этом в Православии достаточно любви, чтобы видеть доброе и в мире современных людей.

источник http://www.reshma.com.ru/ "АПН", 4 августа 2004 года.

Мать Тереза советует. Отрывки.


* Люди часто тратят свою жизнь на то, чтобы приобрести вещи, которые на самом деле им не особенно нужны. Многие люди говорят: «Я должен пользоваться жизнью. Пока я жив, я должен достичь всего, чего желаю: знаний, удовольствий, денег, славы». Они черпают жизнь, насыщаются ею, пока их жизненные силы не истощаются. Измотанные и пресыщенные, они остаются в пустоте, и тогда понимают, что потеряли в жизни больше, чем приобрели.
* Цените саму жизнь, а не те плоды и достижения, которые она вам приносит. Тот, кто предается только удовольствиям, рабски следует эмоциям, страстям, транжирит свою жизнь. За все, что он приобретает таким образом, должно платить. И он платит своей жизнью.
* Если же человек посвящает свою жизнь возвышенной цели, то чем больше он работает, тем сильнее становится. Самое главное — это жизнь, и вы должны ее защищать, очищать, укреплять, осветлять. Работайте, чтобы украсить вашу жизнь, укрепить и освятить ее.
* Чем больше любви, мудрости, красоты, доброты вы откроете в самом себе, тем больше вы заметите их в окружающем мире. Вам кажется, что если вы чего-то не видите, этого не существует. Нет, просто вы не замечаете в мире того, чего нет внутри вас. Злой человек не видит добра. Жадному все кажутся жадными, для любящего мир кажется наполненным любовью, а для ненавидящего — ненавистью. Поэтому не заблуждайтесь: вы никогда не достигните богатства, спокойствия и счастья вне вас, если вы не сделали усилий, чтобы найти их в самом себе.
* Все восхищаются людьми, обладающими выдающимися способностями в области науки, искусства или спорта. В мире много талантливых и одаренных людей. И это прекрасно, если Господь одарил человека талантом поэта, музыканта, математика.Но не таланты и дарования спасут мир: его спасет любовь и доброта. Мир нуждается прежде всего в тех, кто способен проявить высокие моральные качества. Стремитесь стать более добрыми, мудрыми, любящими, честными. Любите себя и все вокруг вас.
* Слишком часто из-за дел и хлопот человек забывает, для чего он пришел в этот мир. Люди забывают, что им недолго оставаться на этой земле. Материальные приобретения, звания, чины — все, чего им так трудно было достичь, придется оставить здесь. Почему же люди направляют все свои способности только на то, чтобы заработать побольше денег, удовлетворить свои страсти, вкусно поесть?
* К несчастью, человеческая натура такова, что люди не любят долго слушать о чужих заботах, несчастьях, болезнях. У каждого в этом мире своя боль. Наш мир наполнен болью, и поэтому лишен любви. Большинство людей настолько поглощено своими несчастьями, что они не могут отойти от самих себя, чтобы любить кого-либо другого.
* Во всех странах принято ходить в гости с подарками. Мы идем на встречу с другими с желанием принести им что-то хорошее. Не приходите к людям с пустыми руками и с пустым сердцем. Не ходите к друзьям, если вы не можете подарить им хотя бы добрый взгляд, добрую улыбку или несколько теплых слов. Надо приучиться отдавать людям все самое лучшее.
* Используйте свой язык на благо себе и окружающим. Говорите тогда, когда ваше сердце наполнено любовью. Если в душе кипит злоба и обида, лучше промолчите.
* Будьте бдительны; не заходите в своей критике или обвинениях слишком далеко. Никогда не кончайте разговор словами, способными причинить обиду.
* Даже если вы обязаны сделать кому-то заслуженные критические замечания, постарайтесь сгладить их резкость положительным отзывом об этом человеке. Ведь в каждом живом существе есть что-то хорошее. Старайтесь найти это хорошее, поддержать его.
* Прежде, чем сказать что-то человеку, спросите себя, для чего вы хотите высказаться. Вы хотите выразить свою любовь, объяснить что-то важное, освободить его, излечить, или же ввести в заблуждение, свести счеты, унизить, обидеть? В последнем случае лучше промолчать.
* Слово дано людям не для того, чтобы ослаблять или уничтожать им других. Его роль — поддержать падающего и поднять упавшего, дать свет тому, кто бродит в темноте, указать дорогу потерявшимся и пути. Слово дано людям только для того, чтобы благословлять, благодарить, объединяться в справедливости, мудрости и любви.
* В своих словах надо быть осмотрительными. Но произносите пышных слов и фраз, не давайте обещаний, которых вы не в силах исполнить.
* Следите за своими словами не только, когда вы на людях, но и дома, в семье. Наша беда в том, что мы привыкаем к своим ближним и постепенно начинаем считать, что уж им то мы можем сказать все, что о них думаем. Вот и получается, что самые родные люди слышат друг от друга столько грубостей и гадостей, сколько им не сказали за всю жизнь все их злейшие враги, вместе взятые. Остановитесь! Неужели вам нравится причинять боль вашим близким?
* Научитесь говорить с любовью и добротой не только с людьми, но и с природой: деревьями, птицами, цветами, водой. Как зерна разносятся ветром и прорастают где-то в поле, так и наши добрые слова улетают и, уже вдали от нас, оборачиваются добрыми делами.
* Старайтесь всегда работать с любовью. Любовь придает силы, оживляет, возрождает. Человек, который работает без любви, только ради заработка, никогда не получит хороших результатов. Можно работать в течение многих часов с любовью к своему делу и не почувствовать усталости. И можно обессилеть после нескольких минут работы, если вы делаете ее с холодным сердцем, без любви.
* Все, что вы делаете, делайте с любовью или не делайте вовсе. Люди спрашивают себя, как стать неутомимым. Секрет прост: любите то, что вы делаете, и тех, для кого вы это делаете.
* Вкладывайте в работу душу, любовь и веру. Иначе ваша работа будет безрадостной, как труд раба, который работает на своего хозяина.
* Важно не то, сколько вы сделаете, а то, сколько любви вы вложите в свой труд.
* Не жалуйтесь на трудности и препятствия, которые вы встречаете на жизненном пути. Именно они позволяют нам идти вперед. Почему корабли могут продвигаться в воде, а самолеты в воздухе? Потому, что вода и воздух оказывают сопротивление движению. Невозможно продвигаться, если нет сопротивления материи движению. Препятствия, затруднения в жизни — неотъемлемая часть порядка вещей, и мы должны научиться использовать это, чтобы идти вперед.
* Мы вольны что-то изменять в своей жизни. Но нельзя улучшать свою жизнь за счет несчастья других людей. Подумайте, исполнили ли вы все свои обязанности по отношению к тем, с кем расстаетесь. Если вы выбираете легкий путь, отказываясь от ответственности, не думайте, что вам предстоят только радости и удовольствия. В один прекрасный день вам придется вернуться, чтобы принять на себя всю ответственность, от которой вы пытались убежать.
* Если вы решите не поддаваться чувству обиды и разочарования, то сможете сделать все, что призваны совершить. Избегайте разочарования, спешите прочь от него и будьте скоры на прощение.
* Не теряйте надежду на Бога, даже если вы потерпели неудачу. Бог прощает нам ошибки, но не прощает разочарования.
* Разочарование — это удел горделивых людей, которые переоценили свои силы. Смиренный никогда не разочаровывается. Не поддавайтесь отчаянию, даже если вы чувствуете себя никому не нужными, больными и всеми забытыми. Помните, что Бог любит вас. Он сказал: «Даже если мать забудет свое дитя, я не забуду тебя». Не отчаивайтесь, и Бог поможет вам найти новую причину, чтобы жить, или даст вам умереть с умиротворенной улыбкой на устах.
* Страдание посылается нам, чтобы предупредить, что мы сбились с правильного пути. Страдание необходимо нам, чтобы спасти нас. И не надо бороться со своим спасителем. Страдание не приходит случайно, это не месть и не наказание. Это предупреждение. Страдания, изменяющие нас, это особый дар Божией любви. Поскольку страдания избежать нельзя, лучше терпеть его и продвигаться вперед, вместо того, чтобы мучиться и оставаться на месте! Сколько людей, встречаясь с испытанием, начинают восставать против Неба: «Как? За что? Почему именно мне такие испытания?» Смиритесь и примите посланные вам испытания, но постарайтесь извлечь из них полезные для вашего духовного развития элементы.
* Человек не может не страдать. Страдание неизбежно. Принимая страдание, вы приводите в действие скрытые силы, которые производят в вас громадную работу.
* Человек — Божье творение, и он обладает силами, чтобы преодолеть испытания, которые ему посылает Бог.
* Когда мы пресыщены, богаты, довольны собой, мы скользим по поверхности вещей. Тогда как одиночество, печаль заставляют нас обратиться внутрь себя, чтобы найти там истинное богатство, истинную силу, настоящую поддержку. Жизнь великих людей полна испытаний. Каждый, кто сделал в своей жизни что-то значительное, много страдал.
* Когда у человека трудности, он сосредоточивается на них, подолгу размышляет о своих неудачах, о всех заботах, волнениях, печалях. Устремлять свой взгляд вниз — это неблагодарное занятие, надо стараться смотреть ввысь — туда, где свет, мудрость, красота, — все то, что может побудить вашу душу найти средства для преодоления трудностей.
* Когда вы чувствуете себя несчастным и покинутым, постарайтесь дать отпор этому настроению. Вместо того, чтобы грызть себя и мучить окружающих, постарайтесь сделать что-нибудь с любовью. Произнесите хотя бы одно слово с любовью, просто подумайте с любовью о ком-нибудь. Любить человека — значит желать ему добра. Не бойтесь любить. Открывайте сердце и старайтесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно перестать видеть в других и себе только недостатки и ошибки. Ищите и находите в людях прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих и других людей на проявление их лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны выражать любовь ко всем людям и даже любить своих врагов.
* Иисус пришел к нам и умер на кресте только ради того, чтобы мы научились любить. Бог хочет, чтобы мы любили, так любите же! Учитесь любить. Любовь требует усилий. Она не приходит сама по себе.
* Любовь — это искусство, и она требует тренировки, так же, как приобретение любого навыка. Хорошие врачи, музыканты, художники, спортсмены часами упражняются, чтобы усовершенствовать свои умения и способности. Так же и с любовью. Если мы перестанем любить кого-то при первом же осложнении отношений, мы не разовьем в себе умения любить. Если мы не будем прикладывать усилий, чтобы любить, мы будем одиноки и несчастны.
* Бывают дни, когда у вас все прекрасно: вы чувствуете себя богатым, счастливым, здоровым. Думаете ли вы в этот момент о тех, кто беден, болен и несчастен. Надо уметь отдать что-то из того, что есть у вас, ибо лишь отдавил, мы приобретаем. Чтобы сохранить счастье, им надо делиться.
* В своих отношениях с другими люди часто действуют с позиции силы. Этим они только усложняют и обостряют проблему, потому что такое поведение вызывает у других желание противодействовать, ваять верх и даже уничтожить их. Люди не решат ничего, пока будут действовать грубой силой, а не силой любви и света. Единственный путь решения проблем — проявить любовь, красоту, смирение. Конечно, не все уладится сразу, поскольку другие могут принять вашу любовь и смирение за слабость и глупость и воспользуются этим. Но потерпите... Через некоторое время они поймут, что ваше поведение продиктовано не слабостью, а наоборот, большой нравственной, духовной силой. Другие начнут относиться к вам доброжелательно и с уважением, и все уладится.
* Постарайтесь решать ваши проблемы с родными и сослуживцами, друзьями и недругами, проявляя любовь. Действуя таким образом, вы заставите их отвечать вам тем же.
* Противопоставляя злобе злобу, ненависти — ненависть, насилию — насилие, вы идете очень нахоженным путем, который никого не приводил к хорошему. Злобе нужно противостоять добротой, ненависти — любовью, нежностью и терпением следует побеждать гнев.
* Только добро может бороться со злом. Добро сильно, а зло слабо. Зло можно сравнить с камнем, брошенным вверх: подъемная сила ослабевает со временем. Добро же можно сравнить с камнем, брошенным с вершины башни: его движение убыстряется со временем. В этом секрет добра: вначале оно слабо, но всемогуще в конце. Зло, напротив, всемогуще вначале, но ослабевает со временем.
* Вас кто-то обидел? Это не дает вам права мстить. Месть не восстанавливает справедливость. Многие думают, что во имя справедливости они могут дать урок одним, наказать других. Нет, такое понимания справедливости — источник многих несчастий. Прибегайте к принципу, который выше правосудия — принципу любви и доброты.
* Огромный вред наносит людям привычка видеть во всем и во всех только отрицательные стороны. Много дружеских отношений разрушается из-за стремления искать недостатки в других, видеть только плохое и даже получать удовольствие, копаясь в личной жизни других и открывать в ней компрометирующие детали. Будьте добры к другим людям, не судите их строго. Иногда вам кажется, что кто-то не справляется со своей работой, что у вас это получилось бы гораздо лучше. Но Бог не делит дары и таланты поровну. Если вам дано больше, чем другим, Он и спросит с вас строже. Каждый сам будет держать ответ перед Богом за свои дела и поступки. Бог не спросит с вас за плохую работу вашей сотрудницы. И вполне вероятно, что ее работа не покажется Ему плохой: возможно, это лучшее, на что она способна. Идите путем, который Господь выбрал для вас, а другим предоставьте идти их путем. Мудрый старается все увидеть с двух сторон сразу: и хорошее и плохое. Он не слеп, но считает, что главное в людях — всегда хорошее. Фиксируя свое внимание на хорошем, он пробуждает в людях любовь и доброту.
* Будьте искренни в отношениях с другими людьми и имейте смелость принимать каждого таким, каков он есть. Не заостряйте внимание на недостатках других людей, закрывайте глаза на их неудачи.
* Люди редко имеют обыкновение входить в положение других. Из-за этого возникает множество ошибочных суждений, жестокости и несправедливости. Люди на все смотрят со своей колокольни: они ко всему примериваются, все взвешивают и высказываются обо всем в соответствии со своими собственными представлениями, вкусами и наклонностями, не учитывая мнения других. Нам нужно выходить за рамки своих собственных суждений, иначе все то, что могло бы служить людям для сближения, послужит вражде и взаимной ненависти.
* Прежде, чем обвинять людей, попробуйте поставить себя на их место. Во многих случаях вы сумеете понять, что, оказавшись в аналогичной ситуации, вы, может быть, учинили бы нечто, в десять раз худшее, чем они. Уделите всего несколько минут размышлению об этом, и вы станете более терпимо, великодушно и милосердно относиться к людям. Упражняйтесь в этом: в течение нескольких минут входите в положение людей, неприятных вам, с трудом переносимых, и вы увидите, что сможете их понять и полюбить.
* Никакого значения не имеет, любит ли вас тот, кого вы любите. Ибо любовь — это движение, которое переходит от одного человека к другому, ее получают и ее отдают. Все, что вы дарите тем, которых любите, они отдают тем, кого любят. Таким образом создается замкнутый круг, и ваша любовь, пройдя через тысячи сердец, вернется к вам.
* Тот, кто действительно любит, ничего не ждет взамен. Он отдает бескорыстно. Дарение само по себе становится радостью. Всеми поступками такого человека руководит лишь веление сердца и желание жить ради других.
* В нашем мире многие чувствуют себя одинокими. Вокруг нас всегда есть люди, но мы все равно одни. В чем причина? На самом деле нас изолирует от других людей наше собственное поведение. Мы не умеем открыться другим, не умеем любить, мы не можем сказать другим пару ободряющих или утешающих слов. Мы не можем давать, но всегда ждем, что другие дадут нам. А те, другие, часто бывают заняты, у них свои дела и заботы...
* Часто приходится слышать жалобы: «Никто не приходит со мной повидаться, никто меня не любит, никто мной не интересуется». Но почему именно всегда другие должны интересоваться вами, любить вас, в то время, как вы не предпринимаете никаких действий? Если вы страдаете от одиночества, не оставайтесь пассивными. Вместо того, чтобы сидеть в углу, занимаясь самоедством и ожидая внимания от других, сделайте первый шаг сами, пойдите к людям. Нет никаких причин чувствовать себя одиноким, когда в мире есть любовь и свет.

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"


© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Если Вам понравилась статья…

Реклама на сайте

Яндекс.Метрика