Как найти смысл жизни? Ответ на вопрос.

Цитаты из книги: Жить осмысленно. Логотерапия: поддержка для жизни. Альфрид Лэнгле
Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Психотерапия детских травм.

Психологические причины болезней

Получить консультацию психолога

Самые популярные статьи на сайте

Только человеку свойственно переживать свое существование как спорное, ставить под сомнение ценность собственного бытия. Виктор Франкл.

* Человек не хочет прозябать во мраке неведения. Ему нужно знать и чувствовать, для чего он здесь, для чего ему вообще нужно что-то делать. Он хочет участвовать в формировании своей жизни, своего пространства и окружения; ему важно быть там, где жизнь ценна для него, соприкасаться с тем интересным, прекрасным, значительным, что есть в мире. Условия жизни приобретают второстепенное значение, когда мы близки к ее сути. Франкл следом за Ницше резюмировал эту мысль знаменитой максимой "тот, у кого есть зачем жить, вынесет почти любое как"

* Жизнь человека оказывается осмысленной, когда в каждом ее миге он присутствует целиком - всеми своими навыками и задатками, чувствами и волей; когда творчески взаимодействует с обстоятельствами, воспринимая их такими, каковы они есть. Смысл - это такой вид отношений с жизнью, когда мы очень близки с ней.

* Нет такого периода в нашей жизни, когда тема смысла не была бы важна, потому что мы всегда либо опираемся на смысл, чтобы выдержать тяготы, либо ориентируемся на него при совершении выбора. Ведь будущее неоднозначно, и путей к нему - множество.

* Любой, кто не оставил намерения прожить полную жизнь, кто стремится вырваться за рамки повседневности, выстоять в кризисе и страдании, кто строит планы на будущее; каждый, кто собирается отметить какую-либо веху или реализовать новые идеи, в процессе выполнения своих непосредственных задач постоянно внутренне соприкасается с ценностью своих действий. Ориентир, "ради чего?" - независимо от того, знаем мы о нем или же действуем импульсивно, бессознательно, - определяет любой наш поступок подобно программе: в каждом взаимодействии с жизнью мы так или иначе задаемся вопросами осмысленности.

* Вопрос о смысле - сам по себе очень человеческий вопрос. Поэтому мы по-прежнему встречаем - на лекциях, в дискуссиях и в печати - сильный, живой интерес со стороны людей самых разных возрастов и профессий. Этот вопрос естественен, если вспомнить о том, что вкладывают в это понятие. Чаще всего под смыслом понимают нечто решающее. Смысл определяет жизненные успехи и поражения. Известно, что его утрата оборачивается отчаянием. Пока человек жив, он бьется над этим жизненно важным вопросом; сознательно или нет, называются ли его поиски поисками смысла или как-то иначе, неизменно одно: то, что подразумевается под смыслом, - главное в жизни человека.

* Человек живет во внешнем и внутреннем пространствах. Все мы в какой-то момент осознаем себя, свои способности и склонности, физические и социальные условия своего существования, которых не выбирали. И с этого момента все зависит от того, как мы сами сформируем свою жизнь в этом мире. Каждый может что-то сотворить из своей жизни и из себя самого.

* Мы вполне свободны, но эта свобода сугубо человеческая, не сверхъестественная, и потому относительная; это свобода в определенных границах.

* С экзистенциальной точки зрения, полная жизнь человека отмечена тремя признаками, а именно:
- он настроен на переживание ценного самого по себе, на восприятие доброго, красивого, обогащающего видение мира;
- изменяет действительность и обращается к лучшему, когда только можно (к лучшему - самому по себе, не только к лучшему "для меня");
- когда это невозможно, когда необходимо вынести обстоятельства, не просто пассивно мирится с ними, а вопреки всем страданиям растет и развивается в них до полного расцвета своих человеческих возможностей, меняется к лучшему.

* Свободны ли мы в нашей жизни? Ответ на этот вопрос зависит от (изменяемой!) точки зрения на то, что есть жизнь. Если жизнь - это исполнение желаний и требований, то она зависит от обстоятельств и в этом отношении несвободна. Если же смотреть на жизнь сущностно и воспринимать ее как собственное взаимодействие с выпавшими мне обстоятельствами, то она полна возможностей для формирования или выдерживания ее.

* Увеличение свободы переживается как освобождение, только если освобожденный знает, чего он хочет. Быть свободным без знания, "для чего" эту свободу использовать, приводит к непереносимому чувству пустоты, которое быстро становится мучением. Это чувство пустоты, сочетающееся с глубинным чувством бессмысленности, Виктор Франкл называл "экзистенциальным вакуумом".

* Да, свобода может быть обременительной. Человеку, выбирающему ее, приходится снова и снова искать ориентиры - чтобы не растеряться, не оказаться беспомощным перед необходимостью принимать решение. Для этого нужно совершенствовать, оттачивать свой навык ориентироваться. Поэтому постоянно возникает соблазн отказаться от свободы, присоединяясь к решениям других или кидаясь куда попало, чтобы с помощью алкоголя или актов произвола как можно скорее покончить с ней. Любой произвол, любое решение, принятое "просто так" и ни к чему не обязывающее, ничего не стоит и ведет только к удовлетворению сиюминутной потребности. Существование человека, живущего по принципу "не все ли равно, что делать", однообразно и хаотично; оглядываясь назад, он и не вспомнит о том, что это время было полно возможностей…

* Человечество, по-видимому, обречено вечно колебаться между двумя крайностями - нуждой и скукой. Действительно, скука в наше время ставит перед психотерапевтом гораздо больше проблем, нежели нужда. И эти проблемы растут с угрожающей быстротой, так как процесс автоматизации, по-видимому, приведет к значительному увеличению свободного времени. Беда состоит в том, что большинство не знает, что же делать со вновь образовавшимся свободным временем.

* "Франкл различает две стадии синдрома бессмысленности - экзистенциальный вакуум и экзистенциальный невроз. Экзистенциальный вакуум, или, как он иногда говорит, "экзистенциальная фрустрация" - распространенный феномен, характеризующийся субъективными переживаниями скуки, апатии и пустоты. Человек настроен цинично, лишен чувства направленности жизни и ставит под сомнение большинство жизненных занятий. Некоторые жалуются на пустоту и смутное недовольство, наступающие с окончанием рабочей недели ("воскресный невроз"). Свободное время заставляет человека осознать, что нет ничего, что он хочет делать. Франкл утверждает, что экзистенциальная фрустрация встречается все чаще и наблюдается во всех уголках мира.

* Особая заслуга Виктора Франкла состоит в том, что он первым систематизировал все ценности, которые несут в себе зародыш осмысленности. Франкл в своих книгах называет их "основными путям к смыслу". Поскольку эти ценности могут оказать большую помощь в осмысленном формировании жизни - особенно тем, кто уже отчаялся, разыскивая смысл, - остановимся на них подробнее.

1. Ценности переживания. Один из признаков осмысленности жизни - ощущение прекрасного. Если что-то переживается нами как красивое, гармоничное, неповторимое, это мгновение исполнено смысла. Когда человек вверяет себя красоте, у него нет нужды думать о смысле. Цветок, например, может сказать нам так много - о рождении и увядании, о красе цветения и неповторимости ароматов, о многообразии форм и оттенков! И как по-разному мы воспринимаем красоту цветов, созерцая их на лоне природы, собирая или ухаживая за ними.
Или взять наблюдения за животным - как пластично оно двигается, как естественно в своей среде, как радует нас его грация! Если Вы достаточно внимательны, то наверняка и у вас найдется множество примеров подобных переживаний.
Видеть красоту можно не только в явлениях природы. Человеческое творчество тоже предоставляет нам богатые возможности: искусство, спорт, техника, наука - выбор на любой вкус. Развлечение, радость, удовольствие, которые мы испытываем при этом - разве все это так привлекательно не потому, что наши переживания ценны для нас?
Наконец, к глубочайшим ценностям переживания относится встреча с другим человеком. Она может произойти в разговоре, в совместной работе, на празднике, в танце, и особенно - в любви, когда мы воспринимаем другого человека в его неповторимости. Каждому знакомы такие переживания. Но почему они несут в себе смысл? Переживания наполнены смыслом, во-первых, когда встреченное нами красиво само по себе, и во-вторых - когда человек, переживающий встречу, одновременно с переживанием деятельно участвует в формировании того, с чем встретился, внутренне воссоздавая таким образом его сущность. Так он впитывает в себя ценное из мира и "обогащается" им. С другой стороны, как и все, связанное со смыслом, ценность переживания зависит не только от ценности предмета, явления или создания, но и от человека, который вступает с ними в отношения, имеет с ними дело, им предается. Однако готовности предаваться, увлеченности, не бывает без пассивной созерцательности: в ней происходит принятие внешней формы, внутреннее воспроизведение того оттенка вещи, который делает ее такой привлекательной. Осмысленные переживания получают свои окончательные очертания благодаря их личному формированию человеком, во внутреннем их принятии, в про-живании.
Ценности переживания важны во многих отношениях. Благодаря им мы узнаем о самобытной красоте жизни, благодаря им поддерживаем свои духовные силы; с их помощью обретаем способность осмысленно формировать жизнь и в других областях.

2. Ценности созидания. Человек воспринимает свою жизнь как осмысленную и тогда, когда действует творчески-созидательно. Если ценности переживания помогают вобрать в себя что-то ценное из мира и таким образом обогатиться, то "ценности созидания" дают возможность внести в мир нечто ценное взамен, и тем самым обогатить "мир", в котором в этот самый миг находишься. Любые рост и развитие происходят в смене "беру" и "даю" - в круговороте восприятия, трансформации и воспроизведения. Это основной принцип на всех ступенях жизни - и биологической (например, дыхание, кровообращение, питание), и психологической (в области чувств и эмоций) и, конечно, в сфере ответственности и принятия решений.
Говоря о ценностях созидания, мы имеем в виду создание произведения или совершение поступка. Но что за произведение это должно быть? Без сомнения, это произведения искусства, новаторские достижения в науке и технике. Но если иметь в виду, что возможности и способности разных людей отличаются друг от друга, не меньшим достижением оказывается, если кто-то растит ребенка, если посильно и добросовестно трудится в своей профессии, кормит семью, ведет хозяйство, ухаживает за больным, справляется с жизнью. Дело жизни - не какое-то сенсационное достижение, оно складывается шажок за шажком из маленьких успехов. Именно наша вовлеченность в сочетании с ответственностью и преданностью делу поддерживают нас в любом, в том числе, самом маленьком начинании, дают нам чувство оправданности перед собой и устойчивости перед сознанием собственной бренности.
Франкл написал об этом так: "Нет мысли более великой, даже если бы никто не узнал бы о ней, даже будь она унесена в могилу. Внутренняя жизнь человека, при всей ее драматичности и даже трагизме, никогда не может быть прожита "зря", пусть она останется никем не замеченной, пусть о ней не напишут роман. "Роман", проживаемый каждым, несравнимо большее достижение созидания, нежели тот, что опубликован".
Говоря о человеческом созидании, мы ведем речь не столько о грандиозности творения, сколько - что гораздо более важно - о целостности творца. Мы все создаем свои "произведения" день за днем - и на работе, и на отдыхе. Самое значимое из них - то, над которым мы трудимся постоянно, - преодоление жизни. Не говорим ли мы - с полным на то основанием - о "деле жизни", когда думаем о человеке, который с юности трудился в какой-нибудь профессии и теперь уходит на пенсию? И разве не о деле жизни родителей идет речь, когда их дети покидают дом и начинают свой самостоятельный путь?
Ценности созидания охватывают не только профессиональную деятельность, творчество, изобретения и создание нового; они распространяются дальше сугубо материального, в область испытания человека на прочность. Это относится к тем случаям, когда человек, его действия, его решимость, его мужество помогают отстоять какую-то ценность или идею. Для человека может быть в высшей степени осмысленным вступление в группу ради поддержки или, соответственно, выход из группы из протеста. Большое человеческое достижение - встать на защиту другого, рисковать рабочим местом ради справедливости, оказать помощь, когда у кого-то неприятности. Принимая чью-то сторону, человек берет добро под свое покровительство, - и тем самым проникается им.
Врожденная человеческая способность к формированию осмысленной жизни опирается на ценности переживания и ценности созидания, как на две ноги. Переживая и созидая, мы прокладываем свою борозду на жизненном поле, возделываем нашу жизнь.
Но что, если жизнь находится в плену болезни или рока, если она заперта в пространстве настолько тесном, что обе эти возможности недоступны? Где тогда искать смысл?

3. Ценности отношения. Природа плохо оснастила человека для встречи с безнадежными, фатальными обстоятельствами. Неудивительно поэтому, что в них нам особенно тяжело. Представим только, как это трудно - пережить смерть близкого! Какими беспомощными мы можем внезапно стать, если вынуждены справляться с неизлечимой болезнью!
У нас нет ничего, чтобы противостоять бессмысленности такого страдания. Ничего готового, чем можно было бы такое страдание устранить. Не помогают никакие усилия, никакой здравый смысл.
Но, с другой стороны, мы снова и снова встречаем людей, которые выдерживают удары судьбы, тяжелое страдание или даже собственное умирание со впечатляющим величием.
Наверное, кто-то скажет, что этим людям помогла их вера, дала им силы, позволила выдержать. Те, к кому это относится, достигли, вероятно, вершины мастерства в умении жить. Вряд ли они найдут что-то новое для себя в этой книге. Каждый верующий может надеяться, что его вера и ему будет опорой в тяжелые часы его жизни.
Но как быть, если такой поддержки нет? Если одолевают сомнения или отчаяние? - Как быть тем, кто не верит в Бога, не принадлежит ни к одной конфессии? Как им выдержать страдание?
Жизнь дает множество примеров, показывающих, что мы никогда не подвластны року полностью. При всей его неизбежности и неотвратимости, всегда отыщется возможность действовать в обход его - при условии, что человек не цепляется за требование поправить непоправимое. Потому что иначе все прочие возможности постепенно закрываются, неисполнимые ожидания заслоняют их. Пожалуй, самая большая опасность, связанная с ударами судьбы, заключается в том, что человек снова и снова погружается в пучину тоски; у него перед глазами постоянно стоят картины того, как все могло бы быть иначе - прекраснее и счастливее, - если бы только судьба не… Как будто жизнь состоит в том, что мы можем выбирать себе обстоятельства по своему разумению!
Главным здесь становится решение, хочу ли я вообще взять страдание на себя, или буду стремиться к невозможному - пытаться избежать своей судьбы (внешне это может выражаться как отрицание; обморок; зависимости; суицидальная попытка). Мне и исключительно мне принадлежит выбор, как страдать, и ответственность за отношения или ценности, ради которых я выбираю держаться за свою жизнь, даже выдерживать ее вопреки страданию. Ради чего я страдаю - самое интимное в моей жизни. Что же при таком видении проявляется как моя собственная сущность? Поскольку страдание принадлежит интимной сфере человека, его не следует использовать для игры в героизм. Главное в страдании - остаться собой.

* При всей своей непредвиденности и непредсказуемости, в одном отношении жизнь неизменно последовательна: в какие бы обстоятельства, в какие бы условия мы ни были поставлены, у нее всегда припасен для нас смысл.

* Эти три "магистрали смысла" открывают шанс на осмысленность в любых условиях - до последнего вздоха! В жизни невозможно найти такие обстоятельства, смысл которых не раскрывался бы по крайней мере на одном из этих путей. Все многообразие жизни, вплоть до самых крайних и прекрасных соцветий личных судеб, заключено в пространстве этих трех векторов. Я сам неоднократно убеждался в том, что это понимание приносит надежду, уверенность и силы многим людям в самых тяжелых обстоятельствах. Мне часто доводилось встречаться с людьми, которые устали от жизни и думают о самоубийстве. Их желание лишить себя жизни вполне обосновано. Кто из нас хотя бы изредка не задумывался о возможности уйти - после череды разочарований, когда что-то, к чему мы особенно привязаны, рухнуло, когда жизненное пространство стало чересчур тесным в результате физической или душевной болезни? Многие жизненные обстоятельства могут вызвать мысль о самоубийстве. Эта мысль - ответ на чувство безысходности, охватывающее человека, когда он перестает видеть то, что мы назвали выше потенциальной осмысленностью жизни. В те минуты, когда человек всерьез размышляет о самоубийстве, ему нечего противопоставить этим мыслям: он потому и чувствует себя "в тупике", что больше не видит для себя возможности жить. Он стоит над зияющей пропастью бессмысленности жизни, и именно в этом - подлинная причина опасности самоубийства в тяжелой ситуации. Пребывая в суженном состоянии сознания, в отчаянии человек не находит ничего, за что мог бы держаться. В своем нетерпении он больше не видит возможности развиваться. Но возможности есть - всегда и для каждого.

* Жить осмысленно - значит воспринять главную ценность мгновения и наилучшим образом реализовать ее. Не какую-то произвольную, наугад выбранную ценность, а ту, что по совести видится сейчас как наилучшая. Иными словами, смысл - это дело, которым надлежит заниматься в данный момент времени. Слово "смысл" можно заменить выражением "в каждом случае должное". Минуту назад этого "должного" еще не было, оно появляется только теперь - благодаря мне. Обнаружение смысла - всегда ответ на сиюминутное предложение или требование часа ради отрезка будущего. Так что смысл включает в себя "программу действий", наилучшим образом учитывающую обстоятельства часа.

* Смысл нельзя предписать. Родители не могут указать ребенку, что должно быть его смыслом. Равно как и начальник - служащему или врач - пациенту. Смысл нельзя ни вручить, ни назначить, - каждый сам должен узнать, обнаружить его. Все, что становится смыслом, сначала неизбежно продевается сквозь "игольное ушко" личного опыта, осознается или ощущается как неизбежное или пленительное - каждым - самостоятельно.

* Смысл - это в конечном итоге защищенность бытия, в которую мы снова и снова можем укутывать свою жизнь. Ибо открывая смысл, мы выходим за узкие рамки видения ситуации, мы как бы приподнимаемся над обыденностью и получаем ответ на вопрос "ради чего" в более широком контексте. С точки зрения наших рассуждений, вообще говоря, не играет роли, в чем человек видит этот более широкий контекст, в котором находит себя - в Боге ли, в отношениях или, может быть, в идее. Для осмысленности важно лишь, что включить себя в какой-либо контекст мы можем только находясь во взаимосвязи с кем-то или с чем-то.

* Смысл навсегда, общий смысл нашей жизни нам недоступен: его не ухватишь. То, что мы понимаем под смыслом, - всегда конкретная, доступная нашему пониманию, не вызывающая возражений возможность. Смысл предстает перед нами в обличье конкретных жизненных обстоятельств. Иными словами, он меняется с изменением ситуации. Сейчас он один, а уже в следующую минуту может стать другим. Осмысленная жизнь подразумевает гибкость в восприятии ценного.

* Находя в каждом случае верный ориентир, мы воплощаем наилучшую из имеющихся возможностей и создаем наилучшие условия для будущего - т.о. наша жизнь обретает смысловую целостность. Камень за камнем строится дом, шаг за шагом проходится путь. Мы определяем верное направление с помощью внутреннего чутья подобно тому, как определяют с помощью отвеса вертикаль при кладке стен. Чувство "правильного" - глубинное знание, весть, приходящая изнутри ("со-весть") - дает нам понять (помимо всякой логики, здравого смысла, любого усвоенного представления), как поступить именно в этих обстоятельствах, чтобы прожить, умножить или сохранить то хорошее, что в них присутствует. Это персональное чутье открывает путь неразвитому прежде чувству полноты жизни.

* Смысл содержится не в нас. Его необходимо искать. Смысл - это то, что должно делать в существующих обстоятельствах. Но все это мы уже слышали. Дальше мы спрашиваем: "А как я узнаю, что мне должно делать?" И находим, что должное ощущается как "требование" - нечто, к нам взывающее, захватывающее нас или прочувствованное как необходимость. "Но ведь то, что уловлено чутьем, недоказуемо!" - возразят некоторые. - Верно. Но что дало бы нам доказательство? Оно мало того что невозможно, так еще и не нужно. Потому что истинно распознанный смысл - "самое несомненное". Однако если мы не до конца искренни с собой или нерешительны, затруднения все же остаются. Все-таки многое принципиально зависит от ценности, о которой идет речь. В конечном счете, на вопрос, было ли "самое несомненное" правильным, ответит жизнь.

* Франкл пишет, что вопрос о смысле человеку следует развернуть на 180 градусов, повернуть к себе: "Жизнь сама задает человеку вопросы… Человек - адресат вопросов жизни и, отвечая ей, он несет перед нею ответственность. Но его ответы могут быть только конкретными ответами на конкретные "вопросы жизни". Ответ бытия - ответственность человека, самим своим бытием он "исполняет" ответ на свои вопросы".

* Ключ к смыслу - наша открытость; он лежит в обращенности человека к жизни. Пусть мир, в котором мы родились, далек от здоровья. Тем не менее, в нем никогда нет недостатка в возможностях смысла. Поворачиваться к ним спиной - означает отвергать мир, который породил нас. Но от этого проиграл бы не только мир; мы и сами оказались бы обманутыми - ведь мы нуждаемся по меньшей мере в развитии нашей экзистенции. Нацеливаясь на смысл - принимая его, - мы приводим нашу жизнь к исполненности.

Ссылка: Стремление к успеху против стремления к смыслу жизни

* Смерть так ужасна из-за чувства, что жизнь еще не осуществлена, не принадлежит нам во всей своей полноте. Кончина преждевременна, когда мы чувствуем, что до сих пор не очень-то и жили. Человек будет противиться приближению смерти до тех пор, пока жаждет настоящей, цельной, наполненной жизни; пока не утолена его глубинная тоска по ней.

* Тяжелее всего - когда мы чувствуем, что жизнь упущена при нашем участии. Есть много способов жить деятельно и одновременно упускать жизнь. Зачастую в таком поведении есть и достоинство, и правота, и чистота, и подлинность. Однако войдя в привычку, оно становится значимым уже само по себе, и тогда его жесткие рамки ограничивают нас и стесняют в движении. Когда много тревоги, суеты, когда нам уже не до смеха, - течение жизни нарушается.

* Пренебрежение к логике жизни может привести к страхам и другим психическим расстройствам. Чаще всего в их основе лежат события, которые не были нами вполне прожиты. За ними, а скорее и, по всей видимости, в связи с ними всегда обнаруживаются жизненные установки, которые уводят нас от поддержки, от ценностей, от подлинной встречи или шансов на развитие.

* Жить полной жизнью - значит не щадя сил участвовать в каждом событии. И совершать при этом не какие-то произвольные действия, а только те, которые мы находим осмысленными. Чем больше в нашей жизни таким образом прожитых событий, тем полнее она в конце. Тем больше почвы под ногами.

* Удивительное дело: придя в мир, мы чувствуем, что наше присутствие здесь должно иметь какое-то значение. В этот "онтологический смысл" нашего бытия мы можем заглянуть лишь частично. Потому что смысл вещи, если он есть, известен, вообще говоря, только ее создателю. Я не могу знать ответа на вопрос, почему все это есть - этот мир, я, болезни, горе и беды. "Онтологический вопрос о смысле" нам недоступен. Ответ на него можно пытаться найти в философии, - но по сути он находится в ведении религий. Их ответ выходит за пределы человеческого опыта.

* Так что мы не можем с достоверностью утверждать, каков смысл у нашего собственного существования, - разве что через посредничество веры, если она у нас есть. Но мы несем в себе чувство, что мы здесь не просто так. Мы ощущаем, что в этом что-то есть. Поэтому очень тяжело чувствовать, что жизнь прожита "ни для чего". Это такое вполне ясное ощущение: я прошел мимо смысла жизни. Неразрешенное противоречие между этими переживаниями - изначальной значимости своего бытия и бестолково прожитой жизни - приводит человека к отчаянию.

* Смутно чувствуя, что ведешь почти или полностью бессмысленное существование, обнаруживаешь посреди своей самой деятельной жизни бездну экзистенциального вакуума. Можно иметь все, что наполняет жизнь, - и при этом ничего из того, ради чего ее стоило бы вести. Это типичное переживание экзистенциальной фрустрации. Если ты день за днем развлекаешься и используешь бесчисленные средства ради избавления от пустоты и скуки, и тем не менее страдаешь от них, то приходишь к мыслям о том, насколько же ужасной должна оказаться смерть! Она ведь еще хуже непрожитой жизни, она - Ничто?!

* Однако именно будучи вытесненной из сознания, смерть по-настоящему лишает жизнь даже шанса на осмысленность. Избежать чувства ничтожности своего существования, уничтожения нашей экзистенциальной сущности мы можем, только если у нас будет, для чего жить.

* Но это "для чего" не сделать, и оно не сконструируется само. "Для чего" уже есть, и должно быть воспринято человеком, обнаружено. Здесь нет произвольности; это каждый раз совершенно определенная и бесценная возможность, сокрытая в событиях прошлого. И она воплощается в мой смысл, только если окажется впору именно мне.

* Ни сила воображения, ни желание; ни любезный намек, ни компетентная ложь из сочувствия не помогут отчаявшемуся. Средство от "экзистенциального вакуума" - наш здравый смысл, практичность, которая не вытесняет факта человеческой смертности, а рассматривает кончину как фундаментальную часть жизни. Когда этого не происходит, мы не живем; мы словно спим.

* Будь человек бессмертен, он не нуждался бы в поисках смысла. Он был бы совершенным. Мог бы пребывать в покое и благости. Неограниченным оказалось бы и время для всего, что нужно сделать: оно было бы в нашем распоряжении сегодня, завтра, целую вечность. Однако поскольку это не так, поскольку человек несовершенен, а его жизнь имеет пределы, то любой миг - самое время для чего-то, причем каждую минуту уже давно пора. Потому что каждый миг - особый. Он никогда не повторится. В нем уже ничего не изменишь. Обстоятельства сложились, не спросив нас. Если мы действительно сознаем, что у нас не всегда будет время, и что нужно хватать каждый миг, пока не исчез он, а с ним - и частица нашего бытия, - тогда мы близки к сути, и это хороший старт для осмысленной жизни.

* Если мы сознаем, что любое обстоятельство единственно и неповторимо, и что каждый человек не имеет себе равных и незаменим, то речь может идти только о максимально личном отношении. Суть бытия может состоять только в том, чтобы преодолеть свою бренность, отдавая себя каждому уходящему мгновению.

* Если мы хотим жить осмысленно, то нуждаемся, во-первых, в своей открытости к жизни. А во-вторых, - в поступке: когда мы приветствуем каждый свой шанс, вопреки конечности и бренности, и отвечаем на него именно ради его невосполнимости.

* Эти мысли не слишком привычны на сегодняшний день. Считается, что жизнь заключается в удовлетворении как можно большего числа потребностей: "Если многое тебе доступно, то жизнь твоя удалась". Попав в ловушку собственных притязаний, мы легко можем и вовсе потерять смысл. Потому что наши житейские радости - только шанс его найти.

* И когда мы задаемся вопросом, что, с точки зрения психологии (а не религии, где используется отдельный подход к этой теме), является ключом к осмысленной жизни, а таким образом, - и к отсутствию страха перед смертностью, то исходной точкой и основной предпосылкой к ответу оказывается открытость перед запросами жизни.

* Ключ к поиску смысла - это, в первую очередь, отношение открытости ко всему тому, что есть; может быть, иногда - вплоть до любопытства ко всему сущему. Это также наша доступность ценностям, то есть нашему собственному отклику на этот мир и на самих себя: что в нас происходит и что наши чувства говорят нам о наших переживаниях и поступках.

* Это открытость и к собственным творческим, созидательным способностям. Они показывают себя в наших намерениях и решениях. Такой подход позволяет изо дня в день быть включенными в жизненно важные вопросы и решать их.

Читайте другие полезные Статьи о смысле жизни

* Речь идет также об искренних отношениях с грядущим, которое может прийти в этот мир через нас. К нашему общему будущему, которое нам предстоит еще создать или вкусить. К сотрудничеству и взаимному влиянию, которые так или иначе затрагивают, а тем самым - и с необходимостью вовлекают каждого.

* Это экзистенциальный смысл. Это смысл, присутствие которого в нашей жизни зависит от нас. Это отношение, при котором человек участвует в созидании и структурировании своего бытия. Если бы мы не вкладывали душу в его формирование, если бы не принимали свое существование близко к сердцу и не вносили в него наши мысли и чувства, нашу способность любить и страдать, наша жизнь не была бы исполненной смысла. Тогда мы бы, в сущности, и не жили; и тогда, действительно, вряд ли наша жизнь имела бы смысл.
© Поздняков Василий Александрович, число 2011 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

По ссылке: самая популярная статья сайта и обсуждение сайта в Живом Журнале
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Если Вам понравилась статья…

Реклама на сайте

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz