20:10 Дети с аутизмом - особенности терапии и абилитации |
В комментариях к данной статье будем выкладывать краткие отрывки из обучающих материалов, которые помогут заинтересованным специалистам - педагогам, психологам и терапевтам различных направлений в абилитации детей с аутизмом. Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим людям, направленные на адаптацию их к жизни. В качестве примера приводим пересказ инструкции, составленной Игорем Ионовым, старшим инструктором по иппотерапии ДЭЦ "Живая Нить": Общие рекомендации по работе с аутичными детьми У детей с РАС отмечается снижение психического тонуса; ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Многие дети проявляют стойкий негативизм к обучению, само слово заниматься вызывает у них страх. Дети отвлекаемы, расторможены, пассивны, пугливы. С большим трудом привыкают к новой обстановке, новой игрушке, новому человеку, учебному пособию. На лошади мы делаем определенный комплекс физических упражнений и играем в игры. Эти упражнения и игры снимают сначала мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают таких детей более ловкими и контактными, общительными, активными. В конце занятия чаще всего мы можем уже перейти к отработке элементов управления лошадью, используя вербальные команды или учебный повод. Играя с ребенком в любую игру, необходимо учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может накинуть обруч на конус, стоящий на полу манежа, инструктор берет руками ребенка обруч и немного помогает ему (делает действие его руками), успех рождает интерес к действию (или игре) и желание пробовать свои силы. Во время занятия необходимо постоянно поощрять, одобрять ребенка: “Вот уже научился!”, “Молодец!” и т. д. Бывает так, что сначала все упражнения приходится делать совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Но потом он будет стараться повторить показанные движения, начнет выполнять упражнения по подражанию, а затем и по инструкции. Занятия должны проходить в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции. Этому может способствовать использование стихов, считалок, песенок. Занимаясь с ребенком, надо быть очень внимательным к нему. Заметив нарастающее утомление, инструктор переключает внимание ребенка (можно проехать, например, прибавленным шагом) или временно прекращает взаимодействие. Основные этапы работы На I этапе обучение идет по подражанию. На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Действия могут выполняться совместно со взрослым. На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание аутичного ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Инструктор побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Инструктор учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания. На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для аутичных детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями. Подробно о методе иппотерапии можно узнать в обучающих комментариях к статье. |
|
Всего комментариев: 28 | 1 2 3 » |
| |
1-10 11-20 21-28 | |