Главная » 2014 » Август » 24 » Дети с аутизмом - особенности терапии и абилитации
20:10
Дети с аутизмом - особенности терапии и абилитации

В комментариях к данной статье будем выкладывать краткие отрывки из обучающих материалов, которые помогут заинтересованным специалистам - педагогам, психологам и терапевтам различных направлений в абилитации детей с аутизмом. Абилитация (лат. abilitatio; от лат. habilis — удобный, приспособительный) — лечебные и/или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим людям, направленные на адаптацию их к жизни.

В качестве примера приводим пересказ инструкции, составленной Игорем Ионовым, старшим инструктором по иппотерапии ДЭЦ "Живая Нить": 

Общие рекомендации по работе с аутичными детьми

У детей с РАС отмечается снижение психического тонуса; ребенок не выдерживает малейшего напряжения, быстро истощается. Многие дети проявляют стойкий негативизм к обучению, само слово заниматься вызывает у них страх. Дети отвлекаемы, расторможены, пассивны, пугливы. С большим трудом привыкают к новой обстановке, новой игрушке, новому человеку, учебному пособию.

На лошади мы делаем определенный комплекс физических упражнений и играем в игры. Эти упражнения и игры снимают сначала мышечное, а затем и общее психическое напряжение, скованность, делают таких детей более ловкими и контактными, общительными, активными. В конце занятия чаще всего мы можем уже перейти к отработке элементов управления лошадью, используя вербальные команды или учебный повод.

Играя с ребенком в любую игру, необходимо учитывать моторную неловкость ребенка и незаметно для него помогать ему. Например, если ребенок не может накинуть обруч на конус, стоящий на полу манежа, инструктор берет руками ребенка обруч и немного помогает ему (делает действие его руками), успех рождает интерес к действию (или игре) и желание пробовать свои силы.

Во время занятия необходимо постоянно поощрять, одобрять ребенка: “Вот уже научился!”, “Молодец!” и т. д.

Бывает так, что сначала все упражнения приходится делать совместно с ребенком, беря его руки в свои, управляя его движениями. Но потом он будет стараться повторить показанные движения, начнет выполнять упражнения по подражанию, а затем и по инструкции.

Занятия должны проходить в атмосфере благожелательности, дети должны испытывать только положительные эмоции. Этому может способствовать использование стихов, считалок, песенок.

Занимаясь с ребенком, надо быть очень внимательным к нему. Заметив нарастающее утомление, инструктор переключает внимание ребенка (можно проехать, например, прибавленным шагом) или временно прекращает взаимодействие.

Основные этапы работы

На I этапе обучение идет по подражанию.

На II этапе продолжается работа по подражанию, но теперь ребенок начинает действовать более активно. Действия могут выполняться совместно со взрослым.

На III этапе идет работа по образцу. Для того чтобы привлечь к нему внимание аутичного ребенка, необходимо подобрать объект, интересующий его, сделать так, чтобы он увидел его, обратил внимание, захотел рассмотреть. Инструктор побуждает его к этому, задавая вопросы, отмечая особенности объекта — его величину, форму, цвет, материал, конструкцию, рассказывая о его назначении. Инструктор учит ребенка соблюдать последовательность при выполнении задания.

На IV этапе возможно выполнение по инструкции. Однако осознать и запомнить целиком речевую инструкцию для аутичных детей сложно. Многие не понимают отношений, выраженных предлогами на, над, под, не знают значения многих слов, в процессе работы они, как правило, истощаются и теряют план действий. Поэтому вначале инструкция дается частями.

Подробно о методе иппотерапии можно узнать в обучающих комментариях к статье.

Просмотров: 3748 | Добавил: heatpsy | Теги: рда, абилитация, аутизм, иппотерапия | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 281 2 3 »
avatar
0
28 heatpsy • 16:00, 02.06.2019
avatar
0
27 heatpsy • 18:15, 24.02.2019
Фильм про аутизм:


Около 80% детей с аутизмом не смогут жить самостоятельной жизнью до конца дней
avatar
0
26 heatpsy • 20:02, 21.01.2018
АВА-терапия. Распространённые ошибки:
1. Подбор нестимулирующего стимула. Это происходит тогда, когда стимул подбирается из опроса родителей, или из кратковременного
наблюдения за ребёнком. Даже длительное наблюдение может вас ввести в
заблуждение.
2. Много слов. На первых порах, когда ребёнок только начинает получать терапию, специалист должен работать практически молча.
3. Непонимание с отработки какого навыка следует начать. Можно начать с отработки любого из навыков, но главным является отсутствие навыка «просьба», с него и нужно начинать.
4. Отсутствие быстрой реакции специалиста. Когда отрабатываем с ребёнком определенное действие скорость выдачи поощрения (побуждающего стимула) крайне важна.Ребёнок сделал задание и пока специалист тянется за конфеткой, малыш стукнулся
об стол, то закрепится то действие, которое было последним, за него он и
получил награду.
5. Нет структуры и последовательности. Здесь не допускается импровизация. Необходимо вести подробный дневник занятий. Не
рассчитывайте на свою память. Она, к сожалению, часто подводит. В случае с аутизмом, это очень важно. Вы должны на следующем занятии начать в точности с того, на чем закончили.
6. Специалист учит игнорировать. Считайте отсутствие реакции ребёнка неудачей и делайте все возможное, чтобы этого избежать. Очень часто наблюдала, как педагог задав вопрос и не получив ответа,
прекращал попытки, особенно, если вопрос не касается темы занятия. Например, здравствуй, Сережа (никакой реакции). Чему мы учим ребёнка в этот момент? Тому, что нас можно игнорировать.Это исключено по протоколу ава-терапии.
avatar
0
25 heatpsy • 10:21, 15.12.2017
Ребенок с аутистическим спектром. У него есть поведенческие проблемы (и это предлагает решить АВА – прикладной анализ поведения. У него проблемы с сенсорной сферой – и этим занимается метод сенсорной интеграции. У него часто есть проблемы с речью – и это уже область логопедии. Зачем ему нужна еще и психотерапия? И что вообще включает в себя это понятие?
Психотерапия занимается не знаниями и умениями маленького клиента, не его сенсорной сферой, а его самооценкой, его чувством доверия миру и окружающим, его способностью опираться на свои собственные силы.
avatar
0
24 heatpsy • 09:37, 21.08.2016
Полезная статья: 4 вредных мифа об аутизме:
История аутизма - это отчасти история мифов: постулируемых под видом научных фактов медицинскими экспертами, формирующих отношение общества к этому чрезвычайно сложному заболеванию и, в конечном счете, развенчиваемых последующими исследованиями. По этому порочному кругу мифотворчества мы ходим десятилетиями - зачастую с разрушительными последствиями для жизни аутистов и членов их семей.

Один из первых таких мифов распространил детский психиатр Лео Каннер - человек, приписывающий себе заслугу первого описания детского аутизма. Каннер ошибался в нескольких важных моментах. В статье, опубликованной в журнале Time в 1948 г., он обвинял родителей своих пациентов в том, что отсутствие должной любви и заботы с их стороны привело к развитию аутизма у их детей...
avatar
0
23 nastyaalekeeva002 • 16:50, 06.05.2016
Кстати говоря, сейчас по всей России создаются театры, школы, отдельные классы, адаптированные для детей с аутизмом. Аутизм - не порок, а иное восприятие мира ребёнком. Помните это.
avatar
0
22 heatpsy • 18:59, 25.04.2016
avatar
0
21 heatpsy • 18:59, 25.04.2016
avatar
0
20 heatpsy • 09:36, 10.04.2016
За рубежом наибольших успехов в области социально-бытовой реабилитации детей с РДА достигли сторонники поведенческой терапии, усилия которых направлены на формирование независимости и самостоятельности ребенка в его повседневном поведении. Можно выделить два крупных направления в рамках поведенческой терапии.
1) Оперантное обучение, в основе которого лежат исследования бихевиористов, направлено на тренинг социально-бытового поведения через отработку отдельных операций с их последующим объединением. Специалисты, работающие в рамках данного подхода, столкнулись с проблемой переноса сформированного навыка в другую ситуацию и в настоящее время ищут пути ее решения. Навыки отрабатывают в различных ситуациях, с разными людьми. В последние годы все чаще стараются использовать для обучения естественные ситуации.
2) Обучение по программе TEACCH (лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения) направлено на облегчение социально-бытовой адаптации аутичного человека с помощью зрительной организации внешней среды, задающей структуру выполняемого действия и удерживающей ребенка в ситуации задачи. Первичный акцент также делается на формировании способности ребенка оставаться на своем месте и сосредоточиваться на задании. Подобное поведение называется рабочим, так как является необходимой предпосылкой для самостоятельной, независимой от взрослого деятельности аутичного ребенка.
Трудности контакта с другими людьми, в первую очередь с ровесниками, составляют одну из сложных и наиболее дезадаптирующих проблем аутичных детей. Как известно, наибольшей развернутости проявления аутистического синдрома достигают в возрасте 4-7 лет. В дальнейшем, если ведется психокоррекционная работа, зачастую ослабевает аутизм как таковой, нередко смягчается стереотипность. На первый план в поведении выступают трудности произвольной организации, специфические речевые особенности и, конечно, проблемы в сфере общения. Причем стремление к равноправному общению в школьном возрасте только возрастает, однако возможности аутичного ребенка (подростка) в общении остаются крайне ограниченными.
Для продвижения и развития аутичному ребенку школьного возраста обязательно нужен определенный опыт пребывания в формальной детской группе (классе, кружке и т.п.). Несмотря на всю сложность выполнения групповой роли для такого ребенка, только находясь в реальной группе, он получает толчок в развитии произвольности, самообладания, гибкости, усложнении форм общения.
В работе с такими детьми очень важно терпение и последовательность. Рёбенок может долго не вступать в контакт, и его нельзя торопить.
Очень важна психотерапевтическая работа с родителями. Родители детей-аутистов ежедневно испытывают огромные трудности в быту, общении с сыном или дочерью, с окружением, финансовые затруднения, психологические проблемы, чувство одиночества… Часто матери воспитывают таких детей без участия отцов. Им просто необходима поддержка, и в большинстве случаев - помощь психолога. Это может быть индивидуальная психотерапия, группы поддержки, тренинги, семейная терапия, адресная помощь в рамках клуба, иногда просто общение с другими людьми – родителями таких же детей, специалистами (педагогами, психологами), волонтерами. Это может быть совместный досуг, праздники и т.п.
avatar
0
19 heatpsy • 09:35, 10.04.2016
Типология РДА:
Дети с РДА очень сильно отличаются друг от друга – по уровню интеллекта, степени нарушения, способностям, возможностью адаптироваться в обществе…
О.С. Никольской (1985-1987) выделены четыре основные группы РДА. Основным критерием деления избраны характер и степень нарушений взаимодействия с внешней средой и тип самого аутизма. У детей первой группы речь будет идти об отрешенности от внешней среды, второй – ее отвержении, третьей – ее замещении и четвертой – сверхтормозимости ребенка окружающей средой.
Дети первой группы отличаются и характеризуются наиболее глубокой агрессивной патологией, наиболее тяжелыми нарушениями психического тонуса и произвольной деятельности. Их поведение носит полевой характер и проявляется в постоянной миграции от одного предмета к другому. Эти дети мутичны. Нередко имеется стремление к нечленораздельным, аффективно акцентуированным словосочетаниям. Дети не имеют потребности в контактах, не осуществляют даже самого элементарного общения с окружающими, не овладевают навыками социального поведения. Нет и активных форм аффективной защиты от окружающего, стереотипных действий, заглушающих неприятные впечатления извне. Они не только бездеятельны, но и абсолютно беспомощны.
Дети второй группы с аутистическим отвержением окружающего характеризуются определенной возможностью активной борьбы с тревогой и многочисленными страхами за счет вышеописанной аутостимуляции положительных ощущений пр помощи многочисленных стереотипий: двигательных, сенсорных. Эти действия заглушают неприятные воздействия извне. Внешний рисунок их поведения – манерность, стереотипность, импульсивность многочисленных движений, причудливые гримасы и позы, походка, особые интонации речи.
Дети третьей группы с аутистическим замещением окружающего мира характеризуются большей произвольностью в противостоянии своей аффективной патологии, прежде всего страхам. Эти дети имеют более сложные формы аффективной защиты, проявляющиеся в формировании патологических влечений, компенсаторных фантазиях, часто с агрессивной фабулой. Внешний рисунок их поведения ближе к психопатоподобному.
Дети четвертой группы характеризуются сверхтормозимостью. У них не менее глубок аутистический барьер, меньше патологии аффективной и сенсорной сфер. В их статусе на первом плане – неврозоподобные расстройства: чрезвычайная тормозимость, робость, пугливость, чувство собственной несостоятельности, усиливающее социальную дезадаптацию. Значительная часть защитных образований носит не гиперкомпенсаторный, а адекватный, компенсаторный характер, при плохом контакте со сверстниками они активно ищут защиты у близких.
1-10 11-20 21-28
ComForm">
avatar