Главная » Статьи » Психология |
Все, что нужно знать об иппотерапии.Знаменитый представитель французского Просвещения, философ и учёный Дени Дидро, писал еще в 1751 г: …в каждую эпоху считалось признанным, что физические упражнения являются наиболее надёжным и эффективным способом поддержания пошатнувшегося здоровья. И среди физических упражнений, обладающих столь прекрасными качествами, первое место принадлежит верховой езде, с помощью которой можно лечить множество болезней, а также предупреждать их, при первых же проявлениях…Ответы на часто задаваемые вопросы об иппотераппи и Лечебной Верховой Езде (ЛВЕ) * Начиная с 60-х годов XX века, верховую езду стали целенаправленно использовать в качестве средства реабилитации скандинавские страны, Германия, Великобритания, Франция, Польша, Испания, Италия, США, Канада, Австралия, Япония, страны Латинской Америки. * Как отмечают данные статистики, количество людей с ограниченными возможностями в обществе увеличивается. Интересный взгляд на то, почему в более благополучном обществе будет больше инвалидов, представлен в статье Почему в мире становится все больше инвалидов. * Одним из самых эффективных способов реабилитации и абилитации признается иппотерапия. Занимаются дети с диагнозами ДЦП, аутизм, задержки развития, генетические заболевания, нарушения осанки. За счет чего же происходит столь эффективное воздействие «лечения с помощью лошади»? Краткая памятка для презентации иппотерапии:1. Двигательные механизмы воздействия лошади (Биомеханический фактор)- Тренировка моторно-двигательного аппарата. Поиск равновесия на двигающейся лошади и в изменяющихся условиях, а так же в специально подобранных различных положения тела всадника. Колебания лошади в 3 плоскостях, передаваемые всаднику вызывают рефлекторную работу мускулатуры для сохранения равновесия, в том числе задействуются и поражённые болезнью мышцы. 2. Нейропсихологические механизмы– Поток стимулов в головной мозг. Соматосенсорная интеграция. Речь идет о воздействии на высшие психические функции через движение. Мы как бы раскачиваем застывшие участки мозга и заставляем их работать. Другие названия: Сенсомоторная псикоррекция и Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция. Программа представляет собой специально подобранные двигательные упражнения и игры, которые способствуют гармонизации, стимуляции деятельности мозга, формированию психических функций у детей.* Развитие головного мозга происходит не одномоментно. Есть вполне определённая последовательность развития функций, а затем более сложные «надстраиваются» на функции, которые уже сформировались. Другими словами, если сбой произошёл в самом начале формирования мозга, то пострадают и все последующие «надстройки». * Не только мозг управляет движениями, но и через движения можно развивать мозг. К примеру, известен факт, что у пианистов зоны мозга, отвечающие за моторику пальцев развиты гораздо сильнее, чем у людей других профессий. * Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи: - Ребенок учится чувствовать своё тело. Схема тела и схема ближайшего пространства вокруг. Становление адекватной схемы тела и образа физического Я. У пациентов формируется, расширяется и уточняется образ собственного тела, представление о своём теле и его возможностях (известно, что у детей с ограниченными возможностями здоровья субъективный образ тела формируется крайне сложно, недостаточно отчетливо и полно). - Ребенок учится взаимодействовать с пространством манежа – уже более далеко распространяющееся пространство, чем рядом со своим телом. - Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение — важно при письме, и не только). - Развитие мелкой моторики. Для управления лошадью необходимо поводом улавливать и сопровождать ее малейшие движения. - Формируется правильное взаимодействие рук и ног. - Развивается слуховое и зрительное внимание. - Межполушарное взаимодействие. Многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. - Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи. - Непосредственное воздействие на пораженные двигательные участки мозга. Шаг лошади по ритмическим характеристикам почти идентичен шагу человека и дети с ДЦП получают двигательные сигналы в мозг, как при собственной ходьбе. Многократное повторение вызывает выстраивание связей в двигательных отделах головного мозга. * Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. * Наибольший эффект для выработки новых связей в головном мозге дают новые движения или новые сочетания привычных движений, выполняемые пациентом самостоятельно. 3. Социальные механизмы (Психогенный фактор).Как способ научиться общению и взаимодействию с окружающими. Влияние психогенного фактора складывается из эмоционального взаимодействия всадника с лошадью, которое дарит всаднику радостное чувство, положительные эмоции, ощущение победы, уверенности в своих возможностях. К этому добавляется опыт социального взаимодействия с другими детьми и командой инструкторов, новый опыт ориентации в большом пространстве манежа.* У многих детей есть серьезная проблема в отсутствии мотивации заниматься реабилитацией, которая воспринимается как тяжелый труд. Эта проблема находит свое решение в занятиях на лошади. Редко что может сравниться по степени интересности для детей, они с восторгом относятся к лошадям и занятиям на них, испытывают эмоциональный подъем, радость от общения с прекрасным животным, ощущение эмоциональной вовлеченности. Это часто проявляется в продуктах творчества детей и интересе к изучению этой сферы жизни человечества. * Лошади гораздо более легкие и понятные партнеры для общения, чем (сложные и непонятные даже взрослым) люди. Поэтому с ними дети чувствуют себя в предсказуемых и безопасных условиях, готовы раскрыться и довериться их воздействию. * Процесс выполнения физических упражнений и психологических заданий на лошади очень легко представить ребенку в виде увлекательной игры. Игра, а не урок. Овладение новыми навыками на лошади затем используется и в обычной жизни. Иппотерапия в Москве. Где заниматься иппотерапией в Москве.В Москве есть десятки мест, где проходят занятия иппотерапией. Полностью соответствующими всем возможным критериям в плане профессионализма и безопасности, в Москве можно назвать 4-5 организаций, включая и первопроходца, родоначальника в области иппотерапии ДЭЦ «Живая Нить». С появлением иппотерапии в 1991 году создавалась довольно широкая инфраструктура связанных между собой центров иппотерапии.
Подготовка специалистов по иппотерапии.Есть места, где этому обучают и выдают сертификаты. Есть кафедра адаптивной физкультуры во РГАФКе. Есть 2-3 недельные курсы в Солнечном мире, выдается свидетельство РУДН международного образца. С 2003 Национальная Федерация совместно с Кафедрой Профилактической Медицины ФПК МР РУДН проводит обучающие циклы «Актуальные проблемы комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями здоровья на базе ЛВЕ с ИКС». Чтобы стать специалистом нужно иметь, в первую очередь, практический опыт. Поэтому первым шагом на пути к профессии иппотерапевта является практическое участие в занятиях в качестве коновода и помощника инструктора. В процессе стажировки происходит передача практических навыков, чтение литературы, обучающие семинары и т.д.* Обязательно базовое высшее медицинское, психологическое, педагогическое, или физкультурное образование. Разные подходы в иппотерапииСуществуют разные подходы в иппотерапии. Как обычно, каждый специалист уверен, что именно он делает то, что нужно и правильно. Бывает, что родители приходят со своими взглядами на то, как все должно происходить. Бывает, что сторонние специалисты дают свои рекомендации по развитию ребенка. Профессионал должен быть чутким к мнению других специалистов, занимающихся с ребенком.* Некорректно говорить о полном излечении неизлечимых болезней. Результат есть всегда, он более заметен при легких формах заболеваний. Чем тяжелее диагноз и начальное состояние, тем тяжелее идут изменения. Чем раньше начали процесс реабилитации, тем ощутимей эффект. (Это касается реабилитации и абилитации вообще, не только иппотерапии) * Помимо тех изменений, которые видим мы и родители в процессе реабилитации, косвенным свидетельством эффективности метода является и примеры семей. Есть очень влиятельные и богатые семьи, которые могут позволить себе любую программу реабилитации, в любом уголке мира. Так вот, они обязательно включают в программу курсов реабилитации своего ребенка иппотерапию. * Желательно заниматься не только раз в неделю, но иногда устраивать интенсивный курс из 12-15 занятий, плюс летний лагерь, плюс спортивные соревнования. Какими путями приходят на иппотерапию клиенты?Приходят из разных источников:- советуют знакомые, которые уже имели опыт иппотерапии. - узнают из СМИ. Регулярно снимаются передачи на данную тему. Затем в интернете находят центр и обращаются туда. - направляют специалисты из учреждений, занимающихся реабилитацией. Нейропсихологи, дефектологи и специалисты ЛФК давно знакомы с темой иппотерапии и имеют свое устоявшееся положительное мнение. Среда общения детей с проблемами – свой мир, в котором специалисты знают друг про друга, специализацию и условия работы. * При обращении в Центр, ребенка должен осмотреть врач на предмет противопоказаний. В нашем случае, врач проводит первичную беседу, отвечает на вопросы родителей, обсуждает с инструктором цели занятий. * Когда мы составляем программу занятий по иппотерапии для конкретного ребенка, то имеем в виду тот список задач, которые вообще достижимы при помощи иппотерапии и лечебной верховой езды: развитие равновесия, развитие координации движений и мелкой моторики, развитие способности к концентрации, переключению и распределению внимания и способности к сложной произвольной деятельности, создание ситуаций успеха и положительного опыта, преодоление страха перед новым, развитие навыка расслабления и напряжения, общее и специальное физическое развитие, коммуникативные навыки, взаимодействие с окружением и окружающей средой, развитие способности поддерживать правильную осанку, тренировка вестибулярного аппарата, увеличение самостоятельности и расширение кругозора, развитие умения ориентироваться в пространстве, расширение двигательных возможностей, налаживание контакта с ребенком, вовлечение в совместную деятельность, насыщение сенсорными стимулами, обучение их распознаванию и дифференциации, обучение выполнению произвольных действий, контролю и точности движений, развитие пространственных представлений, подготовка обучению верховой езде. * Для детей с двигательными расстройствами, особенно при ДЦП, могут быть добавлены следующие задачи: - Исключить либо свести к минимуму патологические проявления в движениях и создать базу для осуществления физиологически правильного двигательного акта. Создание условий для формирования правильного двигательного стереотипа в головном мозге. - Нормализовать патологический тонус мышц. Это значит, сделать его таким, при котором пассивные и активные движения достаточно свободны. - Увеличить силу и работоспособность ослабленных мышц и восстановить нормальные реципрокные отношения между группами мышц. - Погасить патологическую рефлекторную и непроизвольную двигательную активность. «Рефлексозапрещающие», «рефлексоразрушающие» упражнения. Эффект достигается, прежде всего, многократным повторением разрушающих рефлекс движений и поз. - Предупреждение формирования контрактур мышц бёдер, либо устранение уже имеющихся. Контрактуры приводящих мышц бёдер также являются ведущим звеном в цепи вторичных изменений. Аутопостизометрическая релаксация - один из эффективнейших приемов противодействия вторичным изменениям такого рода. Позиция правильно сидящего на лошади ребёнка, обеспечивает напряжение с последующим расслаблением именно приводящих мышц бёдер, как нельзя лучше актуализируя эффект аутопостизометрической релаксации. * Вот список возможных целей в иппотерапии. * Существуют другие названия иппотерапии в разных странах: терапевтическая верховая езда, адаптивная (реабилитационная) верховая езда, эквитерапия, верховая езда для инвалидов, райдтерапия, эквотерапия. Могут ли здоровые люди заниматься таким полезным делом, как иппотерапия?Очень хороший вопрос. Главное отличие иппотерапии и ЛВЕ от конного спорта в том, что при спортивной езде человек всегда должен находиться в тонусе, чтобы управлять лошадью и своими движениями добиваться определенных действий лошади. Даже если не брать в расчет то, что спортивные лошади, как правило, не самого спокойного нрава, у спортсмена нет особой возможности (и задачи) расслабиться и довериться движениям лошади. В иппотерапии же лошадь ведет коновод, плюс это лошадь, которая готова позволить особые положения всадника, например, лежа на спине. Отдаться движениям лошади - это бесценно и не у всех получится, тем более сразу. Терапевтический эффект верховой езды для здоровых людей значительно усиливается от чередования напряжения и расслабления, настроенности тела всадника на движения тела лошади.* Если брать шире, то более подробно тема полезного воздействия расслабления в движении изучена в телесно-ориентированной психологии. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви. | |
Просмотров: 3614 | | |
Всего комментариев: 0 | |