Главная » Статьи » Психология |
Самый грешный человек в мире
Видеть свой ад – условие полноценной жизни.Современная глубинная психология уже подходит к тому уровню глубины, когда появляется возможность понять вечные ценности и объяснить их языком психологии, понятным современному человеку.Те, кто знаком с христианством, замечали такую особенность: святые ощущали себя самыми грешными людьми. Особенно те святые, которые специализировались на глубинном исследовании человеческой природы. И более того, они считали такое состояние и подобные чувства крайне желательными для человека.
Не логический вывод, а именно чувства. Это отражено в многочисленных молитвах, оставленных святыми. Самым ярким примером которых является молитва перед Причастием со словами «от них же первый есмь аз». Молитва – это как раз слова, передающие образец эмоционального состояния. Человек, который идет по пути честности с самим собой (и познания себя), сталкивается со слоем телесных зажимов, подавленных эмоций и последствий психологических травм. Этот слой есть в любом человеке. Отличие лишь в том, что кто-то берет на себя смелость видеть. А кто-то хочет укрыться от этого зрелища с помощью защитных механизмов, поддержания иллюзий и ухода в различные зависимости. Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками. Блез Паскаль. Открытость подвижника к беспристрастному изучению себя позволяет увидеть в себе и своей природе, наряду с необычайной красотой, так же и необычайную тьму. Поэтому временами он погружается в тяжелые и неприятные эмоциональные состояния, возникающие от соприкосновения со слоем своего внутреннего ада и несовершенства. Беспристрастное исследование человеческой природы неизбежно приводит к изучению тех глубинах ада, которые есть в каждом человеке. Во время земного существования эти глубины ада находятся под сдерживающими силами (их много). И существует много способов заглушить свою глубину. Просто дело в том, что заглушается любая глубина: и глубины ада в себе, и глубины рая. В глубинах кроется психологическая полнота человеческой жизни. И глубина будет пытаться напомнить о себе все громче и громче. Те, кто не стремятся познать себя, рискуют, что когда-нибудь глубины могут вырваться из-под контроля и снести все на своем пути. Это верно для нашего пребывания в этом мире. В любом случае, после перехода в мир иной, все тайное становится явным и защитные механизмы перестанут действовать. Человек оказывается наедине с тем, от чего он пытался убежать в самом себе. Но уже в этой жизни мы видим, что человек не изучающий свои глубины, не может полностью радоваться жизни, по-настоящему испытывать удовольствие и счастье. Боязнь и отсутствие ресурсов для соприкосновения с тяжелым слоем в себе, закрывают так же и возможность соприкоснуться с источником силы и неземного блаженства. Серое и тусклое существование, вечная тревожность и ощущение. Что жизнь проходит мимо. Ограничение своей энергии жизни, потому что, если энергия жизни потечет в полную силу, она принесет с собой соприкосновение с глубинами. А что же святые? Они, как люди, живущие максимальной полнотой жизни, приближаются к источнику Любви, который находится внутри каждого из нас. Приближаясь к Любви, человек лучше начинает видеть все то, что не есть в нас любовь. Это дает им не только возможность лучше видеть тьму в себе, но это дает им силы для того. Чтобы перестать защищаться от неприятного и тяжелого опыта соприкосновения с адом внутри каждого из нас. Об этом уже писал в психологическом объяснении заповеди блаженства: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» Нищие духом – те, которые видят свое несоответствие Любви, отсутствие ее в себе. А видение это возможно в той степени, в какой человек вообще видит Любовь. Чем более человек видит эту энергию и взаимодействует с ней, тем сильнее замечает в себе отсутствие Любви. Иг Никон (Воробьев): …мы все дурны. Одни несколько получше, другие, похуже, но эти различия слишком ничтожны перед тем, чем мы должны быть. Средний человек живет на 5-7% от возможной для себя полноты жизни. По сравнению с тем слоем, который в каждом из нас не ожил, мы все - почти одинаково неполноценны. Читая литературу подвижников, можно встретить и другой термин, обозначающий «нищету духом» - это смирение. Один из признаков смирения – прекращение осуждения других людей. От соприкосновения с собственным несовершенством возникают настолько сильные чувства. Что не остается ни сил, ни желания осуждать кого-либо. Кстати, слов «блаженны» обозначает состояние полнейшего удовлетворения и ощущения полноты человеческой жизни. Оказывается, по-настоящему «нищие духом» люди, видящие свою никчемность и несовершенство, являются людьми, испытывающими наибольшую полноту жизни и ощущение безмерной радости. Весь человеческий опыт говорит о том, что быть добрым человеком чрезвычайно трудно; зато чрезвычайно легко себя добрым человеком считать. Это с легкостью удается всем – даже явным злодеям. Злодеям даже особенно легко. Самая устойчивая из наших иллюзий – иллюзия собственной хорошести. Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете. Клайв С. Льюис Чем ближе к Свету, тем неуместнее становятся даже малейшие темные пятна. А в темной комнате ничего не видно. Грешники не видят своих грехов. И в этом их главная проблема. Святые видят свою глубокую грешность. Преп Петр Дамаскин: Первым признаком начинающегося здравия души является видение грехов своих бесчисленных, как песок морской Здесь же кроется и главное заблуждение людей, занимающихся своим совершенствованием в рамках психологии или в рамках каких-либо духовных традиций. Ошибочно полагать, что можно настолько проработать себя, чтобы стать лучше тех людей, непроработанных. Не идите к психологу, который утверждает, что преодолел свои проблемы. Идите к психологу, который разбирается в своих проблемах. Семен Олегович Высочанский. По-настоящему проработанный человек начинает видеть себя все более и более плохим. Это и есть критерий того, что вы идете правильным путем. Вы не сможете чувствовать себя лучше других. Вы очень часто будете чувствовать себя хуже других людей. Но вы сможете их любить. Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве. Августин Потому что реалистичное знание себя и мира показывает человеку, что источник любви, а значит и пища для души, находится вне его власти, хотя и в нем самом. Этой силой нельзя обладать, но можно научиться слышать ее и пустить в свою жизнь. По мнению мудрых отцов, те люди, кои требуют от ближних совершенного устранения недостатков, имеют об этом предмете ложное понятие. Св. Игнатий Брянчанинов. Мера нашего умения слушать эту силу (Любовь) и является нашей мерой полноты психологической жизни. И это единственный критерий, которым можно измерить качество человека. Все остальные критерии для оценки (измерения) качества человека и его жизни, которыми нам привычно пользоваться, являются заблуждениями: уровень материального достатка, состояние здоровья или внешняя красота. Наличие счастливой личной жизни отношений, количество детей, уровень образования и прочие внешние достижения. Больше всего мир страдает от высокомерия (гордыни). Не только от идей превосходства одних людей над другими по признакам расы и национальности. А более всего – превосходства вот по таким внешним признакам, по большей успешности в чем-либо. Человеческая душа очень подадтлива к гордыне. Есть много видов идей превосходства, которые питают нашу гордыню. Рано или поздно гордыня губит самого человека, который ее носит, принося несчастья и окружающим. Нам кажется невозможным не делить людей на тех, кто лучше или хуже. Но это возможно, и путь к этому начинается с признания гордыни в себе. С признания невозможности избавиться от своего несовершенства начинается путь к полноте психологической жизни и яркой радости. Я очень серьезно возражаю против стремления к совершенству, которого придерживаются некоторые врачи и психологи при работе с людьми. Я никогда не встречал совершенное человеческое существо и не рассчитываю когда-либо его встретить. Возможно, именно несовершенство, которое вы пытаетесь отнять у человека, как раз и придает ему очарование, дающее возможность выделить этого индивида и запомнить его. Милтон Эриксон. Как вы заметили, в этой статье есть много высказываний психологов и созвучных с ними христианских святых: Мы все боимся, что недостаточно хороши для отношений — недостаточно стройны, богаты, добры. Это глобальное чувство отсутствует только у тех людей, которые в принципе не способны строить отношения. И многие люди бояться что-либо делать из-за этого. Единственный выход из этого сковывающего страха - это смелость быть несовершенным. Для этого необходимо милосердие к себе, которое неразрывно связано с милосердием к другим. Он дает возможности вырастить в себе способность выглядеть в своих глазах слабым, уязвимым и несовершенным, способность находиться в ситуациях неопределенности и право на ошибку. Семен Олегович Высочанский. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви. | |
Просмотров: 2841 | Комментарии: 3 | | |
Всего комментариев: 3 | |
| |