О депрессии ещё раз. Игумен Евмений.

Игумен Евмений. Депрессия. (глава, не вошедшая в основной текст книги "Пастырская помощь душевнобольным")
Статьи о психологии любви на сайте о любви с точки зрения психологии, философии, религии и искусства


Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


Как получить консультацию психолога

православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

Психологические причины болезней

Самые популярные статьи на сайте

Депрессия — это очень трудное и полное боли время, это кризис, который может принести человеку освобождение, если только он научится его пережить, найдет пути к выздоровлению.

Очень часто священнику приходится сталкиваться с ситуациями, когда человек ввиду сильной зависимости от отношений с окружающими, приходит в состояние крайнего упадка душевных сил, невыносимой душевной боли и тоски. Ему начинает казаться, что его никто не любит, никто им не интересуется, он приходит в полное уныние, чувствует себя бесплодным, отвергнутым, покинутым, на сердце его нет ничего, кроме ощущения огромной пустоты и осознания бесплодности собственной жизни. Прежде всего следует упомянуть, что депрессия — это не болезнь, а синдром множества болезней.
* “Эндогенная (наследственно-конституциональная) депрессия характеризуется чувством глубокого страдания, витальной тоски с душевной болью — “камень на сердце”, — с безрадостностью и чувством потускнения окружающего мира, потерей интереса к жизни, невозможностью получать удовольствие от того, что прежде его доставляло, ощущением собственной никчемности и малоценности, а бывает — даже вредности собственной персоны для окружающих. Это чувство иногда сопровождается бредовыми идеями самообвинения. Депрессия может протекать с ощущением опустошения, падения душевных и физических сил, с понижением скорости течения мыслей или даже с чувством их остановки, для нее характерно впечатление о замедленности всех явлений в окружающем мире, включая само время. Может иметь место также замедленность движений больного, вплоть до полного застывания в однообразной характерной страдальческой позе — депрессивный ступор.
* В других случаях депрессия протекает со страхом, тревогой, ажитацией — двигательное беспокойство, ощущением надвигающейся катастрофы или угрозы, в первую очередь, близким людям, гибели семьи или даже всего мира — “мегаломаническая депрессивная идея мировой катастрофы”. Беспокойство может нарастать вплоть до депрессивного — меланхолического — раптуса (взрыв отчаяния с неистовством) с необоримым желанием покончить с собой любым способом, а иногда и уничтожить семью, чтобы предотвратить, по болезненному представлению больного, предстоящие ей страдания. У больного возникает отвращение ко всем проявлениям жизни. Депрессия является самой частой причиной самоубийств у душевнобольных”.
* Основания для депрессивного отношения к миру и своему месту в нем возникают у человека с психологических травм первых моментов жизни. Например, “если роды были тяжелыми, ребенка забирали у матери в больничную палату для младенцев, чтобы дать матери отдохнуть и нормально выспаться. Младенец исходит плачем, и это неудивительно после трудных родов. К тому же, будучи крошечным созданием сравнительно с матерью, он гораздо более уязвим, более чувствителен, и все происходящее является для него полной неожиданностью и, вероятно, недоступно его пониманию. Беззащитному маленькому существу теперь остается полагаться на собственные силы, у него нет выбора, и он может избавиться от страха и боли только с помощью крика и плача. Поступая таким образом, малыш закрепляет депрессивное состояние, приобретенное во время родов, усиливается также возникшее тогда же чувство катастрофы и ощущение, что "мне не место здесь", что в конце концов приводит к постоянному чувству вины, связанному с пребыванием его "здесь". Ребенок утратил чувство, что он стремился попасть сюда. Теперь он винит свою мать за то, что произошло. Начинается игра в поиск виновного и, таким образом, усваивается определенный способ вести себя. Впоследствии, когда обстоятельства могут оказаться достаточно суровыми, он снова начнет эту игру с тем же рефреном: "мое место не здесь". На самом деле это означает: "пусть кто-то или что-то меняется, только не я". И поскольку маловероятно, что это что-то изменится, реальность не дает личности никакого выбора и оставляет его с возросшим чувством вины и неудовлетворенности. Такое поведение побуждает нередко отвергать собственные потребности, например потребность быть любимым, поэтому происходит отторжение от матери или же, наоборот, возникает состояние полной зависимости от нее. Таким образом, ребенок не может повзрослеть, поскольку не в состоянии отказаться от этой зависимости (зависимости от матери или кого-то, кто замещает ее в той или иной ситуации)”.
* Депрессивные состояния в наше время особенно характерны для подросткового возраста. Подросток пьет, дружит с такими же, как он, неприкаянными мальчиками и девочками, которые не знают, куда деть себя длинными, скучными вечерами и днями. В глубине сердца он чувствует, что все его поведение — это вызов родным и любящим папе с мамой, которые в какую-то минуту, как ему показалось (а может и не показалось), перестали любить его, как прежде. Когда-то он был самым любимым в семье, самым нужным, самым неповторимым... Его любящее сердце не может вынести такого удара, такого открытия, оно ищет способа, чтобы родители опять обратили на него внимание, полюбили его. И эти способы часто бывают пагубными как для ребенка, так и для самих родителей, которые потонули в житейских заботах, семейных дрязгах, телевизионных страстях.
* И благо, если у него проснется любопытство: а что там, за дверью церковной, что скажет, что посоветует мне человек в рясе, которого все почтительно называют “батюшка”. И если батюшка окажется чутким, внимательным, способным принять пришедшего таким, каков он есть, но с желанием сделать его лучше, то может получиться доверительный разговор, а возможно и частичное решение проблемы.
* Депрессия — это очень трудное и полное боли время, это кризис, который может принести человеку освобождение, если только он научится его пережить, найдет пути к выздоровлению.
* При депрессии на поверхность сознания поднимаются сокрытые от человека страдания, которые он переживал в раннем детстве, и которые управляли многими его поступками на протяжении сознательной жизни. Они лежали тяжким бременем на его сердце и мешали быть человеку свободным. Она заставляет остановиться и по новому переоценить существующие жизненные ценности.
* “Реактивная депрессия возникает как реакция на катастрофическое событие — семейную трагедию или на то или иное негативное событие в жизни личности — и которая обычно продолжается долгое время спустя после того, как событие произошло. Причинами такого состояния могут быть неудачный роман, крушение честолюбивых замыслов, уход из дома любимого ребенка или кончина близкого человека. Вообще говоря, когда вы теряете кого-то, кого вы любите, то, естественно, вы чувствуете глубокую печаль и скорбь и оплакиваете близкого человека, но если время скорби растягивается на многие годы, появляется момент патологии.
* Существуют три распространенных причины проявления такого рода депрессии. Первая — чрезмерная захваченность собственным страданием, часто связанная со сверхзависимостью от потерянного человека. Вторая причина состоит в том, что происшедшее порождает вспышку чувства вины, когда вам кажется, что вы были недостаточно внимательные к тому, кого потеряли.
* Третья причина, с которой в последнее время приходится особенно часто сталкиваться, заключается в том, что человек оказывается не в состоянии пережить горе от утраты близкого человека. Часто это бывает следствием большой дозы транквилизаторов, которые вам предписывают принимать в такой ситуации, немедленно после имевшего место трагического события.
* Пациенты, страдающие от травматических переживаний третьего порядка, имеют тенденцию чрезмерно интеллектуализировать происходящее. Они часто не слишком свободно распоряжаются своим телом и не очень хорошо координированы. Уровень их сексуальной энергии часто бывает несколько снижен или же их сексуальная активность носит символический характер. Они взаимодействуют с идеями и числами с большей легкостью, нежели с другими людьми. Люди этого сорта часто выбирают профессии финансиста, врача, становятся учителями или инженерами.
* Нередко травматические переживания различных видов накладываются друг на друга и соответственно подкрепляют друг друга. "Носители" подобных переживаний, в свою очередь, нередко причиняют боль собственным детям и снова оказывается, что "сын вынужден отвечать за грехи отца вплоть до семнадцатого колена".
* Если вам известно, какие симптомы соответствуют тому или иному травматическому переживанию, вы можете сэкономить время и установить причину того или иного поведенческого нарушения, просто определив момент, в который это первичное травматическое переживание имело место. Запечатленное некогда в вас переживание может долгие годы жить в вас и никак не заявлять о себе, пока какое-то событие не приведет его в движение, таким образом обнажая и подкрепляя его”. Ввиду вышесказанного, священнику необходимо знать о причинах возникновения депрессии и практических механизмах выхода из депрессивного состояния.
* Состояние депрессии бывает вызвано унынием, печалью, а также неосознанным страхом и тревожностью, причины которых коренятся в раннем детстве. Депрессия является довольно болезненным толчком для глубокого и настоящего внутреннего освобождения человека от груза этих неосознанных переживаний.
* Эти старые страдания, страхи были вытеснены и старательно, глубоко спрятаны самим ребенком в “темные” области подсознания, где жили многие годы. Их выходу на поверхность сознания способствует какая-нибудь стрессовая ситуация — конфликт на работе, в семье, с родителями, с самыми близкими и дорогими людьми, когда рушатся стены, построенные человеком вокруг своего сердца в течение всей своей сознательной жизни, когда напряжение и противоречия становятся невыносимыми. Ребенок изначально настроен на родительскую любовь. В ней он видит свою защищенность от окружающего, огромного мира. Но когда он видит, что мать поглощена своими заботами, подавлена, встревожена, редко им интересуется, не ценит его, в нем развивается невротическое чувство вины. Ему кажется, что он — источник всякого зла, обуза для родителей, и в нем развивается негативное представление о себе. Сердце ребенка чрезвычайно уязвимо. Он чувствует все двусмысленности, противоречия и неправды, которыми живут окружающие его взрослые люди, он не может выносить неискренности, несправедливости и лжи. Ребенок очень страдает, если его жажда общения, а еще страшнее — его любовь, остаются без ответа. Разрушенные общение и любовь с родителями вызывают у него полную потерю доверия к себе и к людям. Он нуждается в родительской любви и нежности. Внутренним своим чутьем, детским сердцем он понимает, что любить — это не просто что-то делать для другого, кормить, одевать его, давать деньги. Он понимает, что это намного выше, что любить — это значит радоваться тому, что ребенок рядом, общаться с ним, открывать ему его красоту, его ценность, быть сопричастным тому, кто рядом, отдавать ему и получать от него.
* Когда ребенок теряет или вообще не находит эту любовь, у него развивается чувство раздвоенности, он начинает страшиться развивающихся в нем противоречий. Он боится зарождающейся в его сердце какой-то неосознанной агрессии, нелюбви, ненависти к родителям, он ужасается этих агрессивных сил разрушения. Для ребенка это непосильный груз. Он старается подавить, спрятать свои чувства в мир бессознательного, построить между ними и сознанием стену. Чтобы облегчить свою жизнь, уйти от своих страхов и своего “чудовищного Я” (как ему кажется), он старается заполнить это пространство мечтами, играми, развлечениями. Долгое время это удается скрывать, это не беспокоит его. Но оно остается в глубинах его существа, в памяти его плоти и сердца. Эти задушенные чувства создают скрытую область мрака, вины, ненависти, тоски, всего того, в чем каждому из нас трудно себе признаться. Со временем эта сокрытая тьма начинает управлять подрастающим человеком. Она определяет некоторые черты характера, объясняет страхи, приступы гнева, стремление властвовать и другие иррациональные желания и поступки. Одновременно с этим она же принимает участие и в стремлении к свету, идеалу, совершенству, потому что человек чувствует необходимость искоренить, избежать, искупить зло, вину и ложь, которые глубоко живут в нем по непонятным ему причинам.
* К сожалению, обиды и раны, наносимые в сердце человека — это обычное и нормальное явление. Каждый человек подвержен риску наделать ошибок в отношениях, сделать кому-то больно или же самому пострадать от чьей-то невнимательности, жестокости, черствости. В жизни очень много разрывов и разделений, порожденных разными формами неверности, равнодушия. Все это приводит к развитию пустоты, болезни. В результате одиночества в человеке поселяется глубокая тоска или ощущение смерти, которые поднимаются из подсознательных глубин. Наступает настоящая болезнь, от которой невозможно вылечиться в одиночку. Чтобы выбраться из нее, необходима пастырская помощь, а иногда и психотерапевтическая.
* Итак, депрессия является результатом этой скрытой тоски, тьмы, вины, которые поднимаются на поверхность сознания и захватывают человека полностью. Все темные, непонятные чувства, которые когда-то испытывал ребенок, боялся их и старательно прятал, которые он потом забыл, возвращаются при депрессии. Бывший ребенок, а теперь уже взрослый, не в состоянии их объяснить и понять, откуда они, где их источник. Он ведь ничего уже не помнит. Эта неспособность осложняет ситуацию и депрессия становится болезнью, которую человек считает постыдной. Он начинает чувствовать себя сумасшедшим, ненормальным, не таким, как все, обузой для остальных, и уходит в себя, погружается в свою тьму...
* Жизненный опыт показывает, что некоторые взрослые люди до глубокой старости идеализируют своих родителей. Это способствует тому, что им порой очень трудно бывает указать как на собственные, так и на недостатки родителей. Они ни за что не хотят признать, что человек состоит из света и тьмы, доверия и страха, ненависти и любви, добродетелей и греха. А рост его как личности и заключается в том, чтобы научиться управлять своим светом, побеждать тьму, побеждать любовью ненависть, побеждать свои страсти, находить силы жить и принимать свою настоящую жизнь со всеми ранами, скорбями, а не убегать в мир иллюзий и мечты.
* Пастырю необходимо объяснить человеку, что его болезнь не является каким-то исключением, что он не один такой, что многие люди подвержены этому и что ее не надо скрывать от себя и людей. Пасомый должен понять, что человеческая боль является неотъемлемой частью человеческого существования, она присуща абсолютно всем. Но нельзя позволить себе утонуть в этой боли и тоске, стать их рабом, уходить от жизни. Нужно искать силы, чтобы выстоять, ведь эти силы сокрыты в самом человеке, а наипаче научиться из глубины души своей обращаться за помощью к Источнику сил Богу. Пастырь или врач обязательно должны указать на эти резервы.
* Что посоветовать человеку, который охвачен глубокой тоской и мрачными, тяжелыми мыслями? Самое первое — не оставаться наедине со своей болезнью, найти достаточно мудрого человека, которому можно обратиться в трудную минуту. Слово само по себе несет целительную силу, потому что с его помощью можно общаться с людьми, довериться другим людям, открыть им свое сердце. Таким человеком может быть священник, врач или достаточно мудрый православный человек, который бы со вниманием, участием выслушал, дал совет, идущий не от т.н. “житейской мудрости”, а от благодатного опыта внутреннего движения к Богу.
* Безусловно, при этом необходимо выяснить: не нуждается ли человек в данном случае в медицинской помощи. Нужно отличать тоску и депрессию, которые можно пережить при некоторой поддержке и внутренней борьбе, от депрессии, которая не может обойтись без особой психотерапевтической помощи. Существует такая форма депрессии-болезни, которая, прогрессируя, делает человека полностью закрытым, он уже не может общаться, он становится пленником ужасных мыслей и отчаяния. Человеку, все-таки отважившемуся прийти к пастырю нужно объяснить, что он не одинок. Но он является не центром мироздания, а лишь маленькой частью огромной вселенной. Каждая часть имеет свое собственное место и каждая важна. Больной должен понять, что сегодня им овладела тоска и ощущение смерти, а завтра Господь может послать утешение. Нужно только научиться в беспросветной тьме увидеть свет, который впереди, и верить, что Господь ценит каждое Свое создание, только нужно не закрываться от Него и не убегать в одиночество, а просить у Него помощи.
* Человек очень сложно устроен. Та часть его сердца, которая создана для общения и радости, в большинстве людей глубоко сокрыта. Более поверхностная “оболочка” чувств и воображений позволяет самому человеку сокрыться в мире своих мечтаний и иллюзий. Однако помочь открыть глубину своего сердца для полноценной жизни может вера в то, что каждый человек необходим, ценен, что он сотворен Богом, как неповторимая личность, и каждый имеет свое предназначение, свое место в жизни. Пастырь, к которому человек придет поделиться своими депрессивными переживаниями, должен с особым вниманием, полным участия и любви, помочь открыть больному эту глубину человеческого “Я”, научить любить и ценить свою душу.
* В результате такого теплого участия человеку откроется, что его сердце является полем сражения, на котором происходит битва между двумя силами. Светлая поначалу может показаться ему маленькой и слабой, а сила смерти и уныния — огромной и неодолимой. Но нужно объяснить ему, что даже слабая, едва только зарождающаяся вера, способна возродить человека. Вера посеет в сердце человека надежду, что жизнь сильнее смерти, а любовь сильнее ненависти. И по мере того, как человек перестанет отождествлять себя со своей депрессией, свою настоящую, глубокую личность от невротического чувства вины и тоски, которые появляются неизвестно откуда, он вступит на путь выздоровления и возрождения.
* Священнику важно объяснить, что порой эта борьба бывает тяжела и ужасна. В схватке за человека вступают, с одной стороны — человеческая глубина, жаждущая распознания, подлинного общения, внутренней свободы, а с другой — сила тоски, разрушения и смерти, которые твердят человеку, что он плохой и он должен исчезнуть.
* Победа свершится лишь при одном условии, когда человек захочет сам бороться против сил тьмы, когда он сам захочет выбрать жизнь.
* Когда человеком овладевают чувства тоски и внутренней пустоты, появляется серьезная опасность, что он бросится в лихорадочную активность, работу или развлечения. К сожалению, многие поступают именно так, крутятся, как белка в колесе, связанные по рукам и ногам семейными, родительскими обязанностями, работают на трех работах, в семье их почти не видно или же, что еще хуже, предаются порочным страстям — вине, блуду, наркотикам, разным развлечениям, лишь бы только не остаться наедине с самим собой.
* Человеку нужно помочь, объяснить, что для настоящего решения проблемы ему необходимо набраться мужества и прекратить эту гонку. Нужно остановиться, отдохнуть. В этот момент мрак захлестнет все его сознание, появится внутренняя пустота, но в то же время появится и возможность по-новому обрести покой, взглянуть на некоторые вещи по-другому. Очень важно во это время обрести дорогу в храм.
* Так, мало-помалу человек сможет сам уразуметь, что для него является путями мира, а что — дорогой смерти. Может быть, ему придется избегать некоторых вещей, перестать встречаться с людьми, которые из-за собственных сложностей и своего уныния выводят его из душевного равновесия; придется избегать телевизионных программ, газет, журналов. Человек должен понять, что его психика, как и тело, нуждается в определенной пище, что некоторые вещи — это яд для души. Человек должен понять, что для выхода из депрессии нельзя делать все, что захочется. Во время болезни нужно беречь себя, заботиться о себе, искать моменты мира и молитвы, такие виды отдыха и встреч, которые помогут сохранить душевный мир. Нужно научиться вовремя останавливаться и осматриваться вокруг, обрести в своем сердце покой и мир.
* Важно объяснить человеку, что намного лучше встретиться с реальными трудностями, чем позволять себе погружаться в неясные и неопределенные ощущения, в воображаемый, внушающий необъяснимый страх, мир.
* Пастырь должен объяснить человеку, что биология и психология в каком-то смысле едины, потому что человеческое существо едино. Встречаются люди, которые биологически предрасположены к депрессии: их унаследованная генетическая структура хрупкая, возможно, из-за биохимических отклонений. У других же наоборот — генетическая структура более прочная, и им легче переносить психологические страдания, даже несмотря на то, что часто их социальные условия намного тяжелее, чем у первых.
* Чтобы оказать помощь больному, пастырь должен быть достаточно компетентным в области имеющихся механизмов психотерапевтической помощи при депрессиях. Иначе он не сможет ни разглядеть, ни понять болезнь. Если пастырь найдет это целесообразным, он может благословить больного принимать антидепрессанты, потому что они могут восстановить химические вещества, которые депрессия поглощает в человеческом организме.
* Пастырь может показать больному его болезнь вблизи, помочь ему как можно ближе подойти к своей проблеме, потому что если ее бояться, то она может принять в его воображении огромные, реально не существующие размеры. И когда человек перестанет бояться своей болезни, то сразу начнет вспоминать все свои детские страхи, конфликты, все ужасные переживания, которые тяжелым грузом лежали на дне души. Так постепенно, день за днем человек начнет восстанавливаться и поймет, что не виновен в том зле, которое жило с ним всю жизнь в глубине сердца, что он страдал без вины виноватый. Нужно заставить человека посмотреть объективно на всю ситуацию, чтобы помочь освободиться от власти болезни, страха.
* Так, постепенно открываясь свету и правде, человек обнаружит тайну, сокрытую в нашем бытии, которую можно назвать тайной человеческих страданий. Человек ощутит своим сердцем любовь и заботу Того, Кто является источником этой вселенной. Он почувствует, что только Господь умеет так любить и так прощать. Ощутит, что нужен Богу, что он Его творение, Его дитя. Он возжаждет общения с Богом, которое называется молитвой. И наконец поймет, что через страдания, человек нравственно очищается и обретает большую глубину жизни с Богом и с другими людьми.
© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Если Вам понравилась статья…

Реклама на сайте

Яндекс.Метрика