Православное таинство. Музыка в храме.

Человек более склонен анализировать и членить реальность на составляющие, укладывать ее в схемы. Мы постепенно начали терять способность видеть жизнь целиком, воспринимать парадоксальность мироздания и его Творца. Мы мысленно препарируем бытие, раскладываем по полочкам нашего мозга. Но, поскольку вместить в себя необъятность жизни мы просто не в состоянии, эти знания обязательно что-то теряют — свою многогранность, красоту, цвет, объемность. И в нас остается только то, что мы в состоянии усвоить, в конечном итоге — то, что сами выбираем…
А потом мы начинаем возмущаться, когда реальность переливается через поставленные ей границы. В частности, когда Бог оказывается не только таким, как мы Его себе представляем. Мы можем думать, что раз Он нас любит, то ни в чем нам не откажет и должен отвечать на наши просьбы, а когда оказывается, что Творец ничего нам не должен, то нам это не нравится. Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!

Несколько цитат из книги: Александр Мень. Православное богослужение. Таинство, слово и образ.

Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Психотерапия детских травм.

Психологические причины болезней

Получить консультацию психолога

Самые популярные статьи на сайте


* В отличие от всех других учений христианство зиждется не просто на системе взглядов или заветах своего Основателя, а на опыте постоянного живого общения с Ним Самим.

* Христос сказал: "Я с вами во все дни до скончания века". Его приход в мир был высшей точкой диалога между Богом и людьми, встречей, которая стала непреходящей реальностью, ибо путь к ней открыт для каждого.

* Господь обращается к душе человека как ее божественный Учитель, ее Друг и Возлюбленный. Его призыв и наш ответ есть тайна, зарождающаяся в сокровенных глубинах сердца.

* Наша жизнь - от рождения до смерти - малый отрезок. Человек, который попытался бы отвергнуть опыт предшествующих поколений, вряд ли смог бы продвинуться в труде или знании. Это касается и веры. Пренебрегая многовековым наследием Церкви, опытом ее святых, учителей и мудрецов, христианин легко оказывается в плену субъективного мистицизма, смутных "религиозных переживаний", представляющих собой немалую опасность для души.

* В церковном культе необходимо отличать форму, образ от сакраментального ядра. Как уже было сказано, "обряд" облекает таинства в ризы "священного искусства", он есть воплощение вечного в земном творчестве.

* Это отнюдь не может быть аргументом в пользу обрядоверия, для которого культ - застывшая реликвия. Богослужение живет и развивается вместе с жизнью самой Церкви. Создаются новые обычаи и обряды, некоторые навсегда уходят в прошлое, другие неузнаваемо меняются. Забегая вперед, укажем хотя бы на то, что чин Литургии в его современной форме сложился не в апостольскую эпоху, а несколько веков спустя; еще позднее возникли праздники, посты, песнопения, богослужебные одежды и т. д.

* Блаженный Августин говорил, что в музыке и пении человек может излить восторг и полет души. Мелодия дает простор тому, что не умещается в границах слов. Вот почему религиозная жизнь во все века искала музыкального выражения. Ветхозаветные пророки пели под звуки струнных инструментов; оркестры и хоры Храма были неотъемлемой частью богослужения. Указания на них можно найти почти на каждой странице Псалтири.

* Синагогальное пение состояло в "кантиляции": ведущий произносил текст псалмодически, нараспев, украшая речитатив музыкальными узорами. Эти восточные мелодии легли в основу церковных песнопений классической эпохи.

* Влияние Востока закрепилось тем, что выдающиеся композиторы IV-VIII веков - святые Ефрем, Роман Сладкопевец и Иоанн Дамаскин - были родом из Сирии и широко пользовались народной музыкой своей родины.

* Григорианские хоралы латинян, как и расшифрованные недавно византийские напевы, отличаются ярко выраженным "восточным" характером. Это протяжное, унисонное пение мало похоже на то, что звучит сегодня в русских храмах.

* На Западе св. Амвросий (IV век) ввел антинфонное пение (на два хора) по образцу Иерусалимского Храма и положил начало системе восьми "гласов". Унификацию латинского пения провел папа св. Григорий Великий (VI век), по имени которого названы католические хоралы.

* Немалый вклад в музыкальную культуру Церкви внесли монастыри Византии, Руси и Болгарии. Особенно велика была роль знаменитого подвижника Феодора Студита (XI век), оставившего богатое наследие "распевов".

* Большинство гимнотворцев Востока и Запада опирались на традицию Иерусалима, а также на народную песенную культуру своих стран: Греции, Италии, Сирии, Армении, Эфиопии. Индивидуальное творчество в церковной музыке расцвело лишь на исходе Средних веков. Крупнейшим католическим композитором XVI века был Палестрина (Джиованни Пьерлуиджи), написавший сопровождение для Литургии (несколько десятков вариантов). Среди протестантов той эпохи особенно выделялся Гендрих Шютц. Впоследствии многие композиторы - от Баха, Моцарта, Бетховена и Листа до Бриттена и Пендерецкого - создавали богослужебную музыку.

* В России индивидуальное музыкальное творчество получило широкое распространение, начиная с XVII века. В XIX и XX веках для храма писали Глинка, Чайковский, Рахманинов, Стравинский, но существовала плеяда композиторов, целиком посвятивших себя литургической музыке (Ведель, Бортнянский, Гречанинов и др.).

* В настоящее время старинные распевы, которые были записаны крюковыми нотами, привлекают все большее внимание. Расшифровка их привела к подлинному возрождению музыки, сложившейся в монастырях Афона и Древней Руси.

* Первый орган был привезен на Запад из Византии (в VIII веке), но в самой Восточной церкви инструментальное сопровождение храмового пения не привилось. Тем не менее в принципе употребление музыкальных инструментов в церкви не противоречит Православию. Ведь именно Библия призывает нас: "Хвалите Его на струнах и органах". Перед революцией была сделана попытка пропагандировать введение инструментальной музыки в богослужение, но отклика она не имела.
© Поздняков Василий Александрович, 19 июня 2010 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

обсуждение в Живом Журнале
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Если Вам понравилась статья…

Реклама на сайте


Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz