Принести свет в темноту: принцип позитивного намерения.

на главную: сайт психолога,
психология любви
консультации психолога статьи о психологии любви православие о любви
Принести свет в темноту: принцип позитивного намерения. Роберт Дилтс.
Одна из важных вещей и часто непонятных (и соответственно спорных) принципов практической психологии есть позитивное намерение. Принцип состоит из того, что на каком-то уровне любое поведение имеет (или когда-то имело) "позитивное намерение". Другими словами, любое поведение служит (или служило) "позитивной цели".

* Позитивное намерение "агрессивного" поведения, для примера, часто защита. Позитивное намерение или цель "страха" обычно - желание безопасности. Позитивной целью "гнева" может быть установка (сохранение) границ. "Ненависть" может иметь как позитивную цель мотивацию человека приступить к действию. Позитивные намерения чего-либо похожего на "сопротивление изменению" могло бы определить диапазон исходов, включая желание подтвердить, уважать и почитать прошлое, необходимость защитить самого себя, оставаясь с тем что знакомо, попытка оставить позитивные вещи, которые были когда-то в прошлом, и т.д.

* Даже физические симптомы могут служить позитивной целью. Практическая психология рассматривает симптомы, включая физические, как сообщение о том, что что-то не функционирует соответствующе. Физические симптомы часто сигнализируют людям о каком-то нарушении баланса. Случается, физические симптомы даже являются знаком того, что что-то исцеляется.

* Иногда соответствующее проблемное поведение или симптом может даже служить множественным позитивным намерениям. Я работал с людьми которые хотели, например, оставить курение, и кто-то обнаружил что это служило многим позитивным намерениям. Они курили утром для того, чтобы "встать". Они курили днем для того, чтобы "снизить стресс", "сконцентрироваться" и - парадоксально - "вспомнить как дышать". Они курили ночью для того, чтобы "расслабиться". Часто курение служило для того, чтобы "обернуть" или сделать туманными негативные эмоции. Возможно наиболее важно, что курение было той вещью, которую они делали "для себя", и оно было некоторым наслаждением в их жизни.

* Другой базовый принцип практической психологии, родственный чем-то позитивному намерению, - это полезность отделять "цель" от "образа поведения" - т.е. отделить позитивное намерение, функцию, убеждение, т.е. то что производит поведение от самого поведения. Другими словами, более почтительно, экологично и продуктивно реагировать на "глубинную структуру", чем на поверхностное выражение проблематичного поведения. Последствием комбинирования этого принципа с принципом позитивного намерения для того, чтобы изменить поведение или установить достижимые альтернативы, будет новый выбор, который должен каким-либо путем удовлетворить позитивную цель предыдущего поведения. Когда позитивные намерения, или цели, проблемного состояния или симптома не удовлетворены, то, иронически выражаясь, даже "нормальные" или "желаемые" поведения могут производить такие же проблемные или патологические результаты. Человек, который пытается остановить, для примера, агрессивность, но не имеет другого пути защитить себя, меняет одно множество проблем на другое. Оставляя курение без нахождения альтернатив для всех важных целей, которым оно служило, может привести человека к ужасным новым проблемам. Следуя другому базовому принципу практической психологии - присоединению и ведению - эффективное изменение будет сначала присоединятся, узнавая позитивное намерение за существующим поведением, а затем вести, помогая индивиду расширить его или ее карту мира, чтобы найти более соответствующие выборы для удачного достижения этих позитивных намерений. Эти выборы должны позволять человеку сохранять позитивное намерение или цель различными способами.

* Почему люди не любят принцип позитивного намерения? Можно сказать, принцип позитивного намерения - и подход к изменению, описанный выше - кажется природным и эффективным. Тем не менее, этот принцип породил много критики и насмешек даже среди некоторых членов сообщества практических психологов - от восприятия, что это более теоретически и философски, чем практично, до веры, что это откровенно опасно.

* Понятие "позитивное намерение" более философское чем научное. Это не может быть доказано. В действительности принцип позитивного намерения пришел не из религии или романтического идеализма, а скорее всего из научной дисциплины - теории систем. Фундаментальная предпосылка принципа позитивного намерения - это то, что системы (особенно самоорганизующиеся или "кибернетические" системы) перемещаются в направлении к адаптации. Т.е. существует встроенная тенденция оптимизировать некоторые важные элементы в системе или сохранять систему в балансе. Таким образом, конечная цель всех действий, ответов или поведений внутри системы есть"адаптация", или - конечная цель, которая была адаптивной, дала контекст, в котором эти поведения были изначально установлены.

* Это верно, что вы не можете объективно "испытывать", что действительно имеется позитивное намерение за конкретным поведением; поэтому это считается "предположением". Это нечто, что предполагается, а не доказывается. Это похоже на то, что кто-то не может "доказать", что "карта - не территория" и что "нет единой правильной карты мира". Это часть базовой "эпистимологии" практической психологии - базовые убеждения, на которых эта модель основывается.

* Принципы практической психологии и предположения похожи на фундаментальные концепции геометрии Евклида. Для примера, Евклид построил свою геометрию на концепции "точки". Точка определяет как "объект который имеет положение, но не другие свойства" - она не имеет размеров, массы, цвета, формы. Это, конечно, не возможно доказать - что точка действительно без размера, массы, цвета, и т.д. Однако, если вы примените это предположение вместе с некоторыми другими, вы сможете построить целую систему геометрии. Выводы этой системы может затем быть доказаны, исходя из ее фундаментальных, но недоказуемых концепций. Это важно понять, что кто-то не принимает предположения Евклида о точке для того, чтобы создать геометрию. Есть другие геометрии основанные на отличных предположениях [Для примера, MIT математик Seymour Pappert (1980) построил его очаровательную "черепашью геометрию" для детей заменяющих понятие "черепахи" вместо "точки"; "Черепаха" есть объект который имеет положение и направление.]

* Таким образом, принятие принципа "позитивного намерения" - это окончательно действие веры. И во многих случаях понятие позитивного намерения, возможно, есть само ядро практической психологии. Если мы примем, что есть позитивное намерение за каждым поведением, то мы найдем или создадим его как противопоставление ожиданию доказательства того, что такие намерения существуют.

* Если люди, возможно, имеют позитивные намерения, то почему они делают такие плохие вещи? Общая мудрость, что "дорога в ад вымощена благими намерениями" предполагает, что хорошее намерение не гарантирует хорошее поведение. Люди, которые имеют хорошие намерения, делают плохие вещи, потому что имеют ограниченную карту мира. Проблемы всплывают когда, человеческая карта мира с хорошими намерениями предоставляет только несколько выборов для удовлетворения этих намерений. Это то, почему так важно обсуждать принцип позитивного намерения в отношении к другим принципам практической психологии.

* Изолированный от других положений практической психологии, принцип позитивного намерения будет действительно наивным идеализмом. Без мастерства практического психолога, это будет неважно – имеет ли кто-то позитивное намерение или нет, потому что мы будем беспомощны направить их внимание на новое поведение. Эйнштейн указывал: "Вы не можете решить проблему тем же типом мышления, которое создало ее." Принцип позитивного намерения должен быть соединен с большой эффективной изобретательностью и навыками решения проблем.

* Также важно помнить, что люди могут иметь позитивное намерение только для конкретной части общей системы, о которой они знают или с которой идентифицируются. Таким образом, индивидуальность, которая осознанно и "целеустремленно" делает что-то вредное другим, будет часто иметь позитивное намерение для себя, которое не включает других. В действительности, концепция "негативного намерения", возможно, основывается на этом типе опыта.

* Позитивное намерение веры в негативное намерение и отказ от понятия "позитивного намерения" это, несомненно, "защита". Люди, которые отрицают понятие позитивного намерения, часто боятся или быть, или показаться "наивными". Они также часто чувствуют беспомощность в том, чтобы изменить что-либо. Без мастерства соответствующих умений люди просто остановились, чувствуя, что "Если они действительно были позитивно намеренны, они бы имели изменения сейчас."

* Важно, однако, не смешивать понятие, что люди мотивируются "позитивным намерением", с идеей, что люди всегда могут помнить "наилучшие интересы" других или оставшейся системы. Факт того, что другие позитивно намеренные не автоматически создают свою мудрость или способность на альтруистические поступки - это результат рассудка, умения и их карты мира. Адольф Гитлер имел очень позитивное намерение - для части системы, с которой он идентифицировался.

* Пьяница, который грабит и возможно даже убивает других для того, чтобы достать деньги, имеет позитивное намерение для себя, но не идентифицирует себя с жертвой. Европейцы, которые убили индейцев и их семьи для того, чтобы защитить свои собственные семьи, имели позитивное намерение, но ограниченный выбор. В их карте мира "красные дьяволы" были не люди. Индейцы, которые убили европейцев и их семьи для того, чтобы защитить свои охотничьи земли имели очень позитивное намерение, но ограниченный выбор. Они все испытывали недостаток мастерства эффективной коммуникации друг с другом, и их карты мира не позволяли им понять и управлять культуральными различиями между ними.

* Неприятие того, что поведение, исходящее из позитивного намерения, является нормальным. Факт, что некоторое действие или симптом может иметь за собой позитивное намерение, не оправдывает поведение и не делает его принятым или "OK". Предпочтительней думать, что принцип позитивного намерения формулирует необходимое для того, чтобы можно было постоянно изменять поведение или разрешать симптом или сопротивление. Принцип позитивного намерения обращается к предметам "изменения", "лечения" или "экологии", больше к "моральности" или "юридическому праву". Оно больше направлено на будущее, чем на прошлое. Принцип позитивного намерения только утверждает, что лечение или "ассоциативная коррекция" включает в себя добавление новых выборов в индивидуальную модель мира. Эти новые выборы должны удовлетворять позитивное намерение или цель, которую индивидуальность (сознательно или бессознательно) пытается осуществить, но не иметь негативных или патологических последствий проблемного поведения или симптома.

* Но я не могу найти позитивную цель в некотором поведении! Позитивные намерения не всегда сознательны или очевидны. Потому что мы не используем мышление в терминах позитивных намерений, это сложно иногда - найти их сразу, и поэтому мы находим это скорее, ошибаясь при другом толковании поведения или симптома. Но, если мы хорошо поищем достаточно глубоко, они будут там.

* Иногда намерение или "глубинная структура" давно стерта из поверхностного уровня поведения. В этих случаях отношение между намерением и поведением могут казаться парадоксальными. Для примера, я работал с суицидальными людьми, позитивное намерение которых было "достигнуть мира". Родители иногда физически наказывали или ругали своих детей, "показывая им, что они любят их". Тайна кажущегося парадоксального отношения между позитивным намерением и конечным поведением лежит в прошлых событиях и модели мира, в которой эти отношения были сформированы.

* Еще один вывод комбинирования принципа позитивного намерения с другими положениями практической психологии - это то, что любое поведение - все равно какое - "злое", "дурное", каким оно кажется, есть или было лучшим выбором, доступным человеку в тот момент времени в его или ее модели мира. Т.е. любое поведение есть или было воспринято как необходимое или подходящее (с точки зрения действующего лица), в контексте, в котором оно установилось. Часто случается, однако, что позитивное намерение, для которого поведение было установлено в действительности более не сохраняется поведением. Как пример - позитивное намерение "мести" часто изначально "правильный шаг" для того, чтобы попытаться исцелить других. Взамен это создает нескончаемую и увеличивающуюся вражду (как Hatfields и MacCoys). Для того, чтобы действительно исцелить ситуацию, необходимо разорвать круг нахождения способов, понять, что это поведение должно отличаться от того, которое и создает проблему.

* Важно помнить, что хотя ситуация, в которой проблемный ответ был установлен, сейчас ушла, его позитивное намерение, или цель, которую он преследовал, сохранилась, и может все еще быть имеющей силу и достаточно важной, чтобы ее узнать или обратиться к ней.

* Что, если я не могу найти какое-либо позитивное намерение в прошлом? В некоторых ситуациях позитивная функция симптома или поведения - это не часть начального обстоятельства, но она была установлена позднее как вторичная выгода. Например, человек не имеет намерения стать физически больным, но получает много внимания и помощи от других, когда он или она становятся больными. Это внимание или помощь как позитив, который дает болезнь, может стать вторичной выгодой - показывать области дисбаланса в "нормальной" жизни человека, на которые необходимо обратить внимание. Если с ними поступают неадекватно, то человеку может понравиться повторять рецидивы.

* Но когда я даю людям знать о действительно хороших альтернативах, они не всегда принимают их. Важно помнить в этой точке, что есть тонкие, но значительные различия между "альтернативой" и "выбором". "Альтернатива" находится вне человека. "Выбор" - это альтернатива, которая становиться частью человеческой карты. Личности может быть дано много параметров или альтернатив, которые не имеют выбора. Выбор включает в себя возможность иметь способность и контекстуальные намеки, которые помогут внутренне выбрать наиболее соответствующие параметры.

* Это также считается важным в практической психологии, что человек имеет более, чем одну альтернативу, помимо симптома или проблемного ответа. Практические психологи говорят что "Один выбор это не выбор. Два выбора это дилема. Но и она не является выбором, пока человек не будет иметь три возможности, которые он или она действительно смогут законно выбрать."

* Что можно сказать о том, когда кто-то допускает, что он или она имеют другие выборы, но все еще делают те же вещи? Что часто смущает людей в принципе позитивного намерения, это то, что им кажется, что человеку "следует знать лучше". Они будут иметь разум или зрелость, чтобы употребить другие альтернативы для достижения их желаемых намерений. Это не является необычным для людей - говорить опять и опять, что они осознают, что нечто не хорошо для них или достижения того, что они действительно хотят или намереваются сделать, но все еще упорствуют в поведении.

* Воздействие прошлых событий часто больше, чем просто воспоминание об этих конкретных ситуациях. В конкретных условиях события могут производить измененные состояния сознания, которые ведут к "неприятному сознанию", так как часть процесса мышления человека становится диссоциированной от оставшегося процесса. Эта диссоциированная часть сознания, которую Фрейд назвал "вторичное сознание", может производить идеи, которые были "очень сильно отрезаны от ассоциативной коммуникации с оставшейся частью содержимого сознания".

* В работе с практическим психологом люди могут перемещаться между различными состояниями сознания. Есть широкое множество состояний, которые нервная система может достигать. В обстоятельствах, которые требуют высокого уровня исполнения, для примера, люди часто помещают себя ментально и физически в состояния, отличные от их "нормального состояния" сознания. Конкретные задачи требуют, чтобы люди использовали их тела и нервную систему особыми способами. Для примера, выполнение атлетических упражнений, опыт труда и рождения, даже задачи, требующие высокого уровня концентрации, как, например, хирургия, часто сопровождаются специальными состояниями. Идеи, восприятие и мысли, которые появляются в этих состояниях, часто могут быть "связаны между собой" более легко, чем опыты, которые появляются в других состояниях или обстоятельствах. Такого рода процесс - один из способов, которым мы охраняем себя от того, чтобы быть раздавленными огромным содержимым нашего опыта.

* Степень воздействия конкретной "части" зависит от "уровня", на котором она была сформирована. Некоторые части находятся скорее на уровне возможностей: "творческая" часть, "логическая" часть, "интуитивная" часть. Другие части -более на уровне убеждений или ценностей: такие, как часть, которая "ценит здоровье более чем благополучие" или часть, которая "верит, что семья более важна чем карьера". Другие могут быть на уровне идентичности: такие как часть, которая "взрослая" в противоположность части, которая "ребенок".

* Различные части могут иметь различные намерения, цели или способности, которые могут или не могут быть связаны с целями других частей человека и ее или его нормальным состоянием сознания. Таким образом, в то время как одна часть человека может понимать что-то, другая может не понимать. Одна часть человека может верить, что что-то важно в то время как другая может верить, что это несущественно. Как результат индивидуальность может иметь различные части с различными намерениями. Эти намерения могут входит в конфликт друг с другом или вести к поведениям которые кажутся странными или иррациональными другим или даже части собственного сознания человека.

* Другими словами, факт, что "нормальное сознание" человека признает другие выборы, не означает что "вторичное сознание", которое начало поведение, понимает или признает эти выборы. Симптом только тогда полностью "рефреймирован", когда часть человека, которая генерирует проблемный ответ, идентифицирована, позитивное намерение за ответом понято и признано, и когда другие эффективные выборы достижения позитивного намерения были приняты частью (конкретные модели того как проводить такую коммуникацию были детализированы во множестве книг по практической психологии).

* С самых ранних времен, однако, "зло" было ассоциировано с "темнотой", а "хорошее" было ассоциировано со "светом". Деструктивное и злое поведение пришло из "темноты". Любящее и здоровое поведение пришло из "света". Эта метафора очень хорошо включается в понятие хорошего намерения. Позитивные намерения похожи на свет. Их цель приносит свет и тепло в мир. Симптомы и проблемное поведение появились из темноты - места которых свет не может достичь.

* Очень важно помнить, однако, что "мрак" - не "насилие", это просто отсутствие света. Свет может светить в темноте, но темнота не может "светить" во свете. Таким образом, отношение между светом и тенью которую он отбрасывает, - это не борьба между противоборствующими силами.

* Что мешает свету? Как можно дать немного света туда, где он необходим? С перспективы практической психологии, "темнота" приходит из узкой карты мира или из чего-то в модели мира, что мешает "свету" позитивного намерения и отбрасывает тень. Изменение приходит из "расширения отверстия" карты мира человека или нахождения и преобразования препятствий в свет - не с помощью нападения на тень. В соответствии с положениями практической психологии, препятствия свету приходят из ограниченных убеждений или "через вирусы" в наших ментальных картах мира. Типично, эти препятствия приходят как убеждения или предположения, которые становятся в оппозицию базовым положениями практической психологии.

* Для примера, обдумайте как легко создать конфликт или насилие, если принять следующие убеждения: "Есть только одна реальная карта мира - Я/Мы имеем нормальную карту мира. Их намерения негативны - они хотят навредить нам. Они неспособны изменяться - Я/Мы пытались все что Я/Мы могу/можем. Они не часть нашей системы - они сильно отличаются от нас." Эти убеждения, взятые вместе, имеются, без сомнения, в сердце каждого зверства, которое было совершено в человеческой истории. Фундаментальный "свет" и излечивающая способность практической психологии приходит из его обязательства выдвигать другое множество предположений: "Мы система которая является частью большей системы. Эта система фундаментально направляет к здоровью и адаптации. Мы в конце концов мотивируемся позитивными намерениями. Наши карты мира, однако, ограничены и не всегда обеспечивают нам все возможные выборы. Но мы способны изменяться, и мы можем создать подходящий выбор поведений, мы будем автоматически делать его. Результат - это то, что может расширять модель мира, чтобы включить другие выборы и возможности для защиты, мудрости и помощи другим в делание чего-либо хорошо."




п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

консультации психолога

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz