Навигация по сайту:
на главную: сайт психолога, психология любви Как получить консультацию психолога православие о любви статьи о психологии любви краткие высказывания мыслителей о любви Психологические причины болезней Самые популярные статьи на сайте |
..."Тайна сия велика есть" сказал о любви апостол Павел, и, похоже, это единственная истина о любви, которая не вызывает сомнений!
* Смешно, что, даже зная о непостижимости этой тайны, человек всё равно пытается ее разгадать. Вот и я о ней думаю уже добрых сорок лет! И чем больше думаю, тем сильнее радуюсь невозможности ее постижения рассудком, что, на мой взгляд, есть свидетельство неукротимой стихийности и силы этого чувства, его сложности и укорененности в таких глубинах человеческой души, о которых слабый и ехидный рассудок даже и не догадывается! * Гораздо проще и продуктивнее размышлять не о самой любви, а о ее суррогатах, о масках, похожих на любовь, под которыми прячутся совсем другие чувства, биологические и психологические потребности, комплексы, неврозы. Определив, что не является любовью, человек начинает смутно догадываться, что же всё-таки ею является. * Одним из фундаментальных свойств любви является ее тотальная, всё пронизывающая двойственность. В частности, в ней представлены два человека, две личности, и, хотя говорят об одной, как бы единой любви, но на самом деле их две, причем во многом различных! * Двойной характер любви заключен буквально во всем! И в том, что в ней есть и телесное, и духовное начало. И в том, что во многих людях живет не только чувство к Другому, но и чувство к себе, которые порой вступают в противоречие. И в том, что любовь не является дружбой, и в тоже время является ею. И в том, что любовь – это исключительное предпочтение одного человека перед всем человечеством; и нередко приходится выбирать, разрывая себе сердце. * Можно много еще найти "раздвоений" в любви, но они все начинают исчезать, по крайней мере, в моем сознании, когда я объясняю себе явление любви следующим образом. Во всех иных человеческих отношениях существует какая-то частная причина их возникновения, т.е. один человек для другого оказывается привлекательным с какой-то конкретной стороны - интеллектуальной, или эстетической, или сексуальной, или деловой и т.д. * Отношения любви имеют гораздо более широкие, многомерные причины, причем это верно для всех видов любви: братской, родительской, детской, любви к Богу и к себе. И все-таки только любовь между мужчиной и женщиной имеет действительно универсальную причину: в такой любви человека любят всего, целиком, со всеми его чертами и черточками! Даже материнская любовь носит не универсальный характер, ведь в ней, например, отсутствует интерес к сексуальной сфере ребенка, а порой и к ряду других. * В любви человек - именно в силу ее универсальности – вступает через Другого в отношения со всем человечеством! (Кстати, почти тоже самое происходит в настоящей, духовно освященной дружбе). Возможно, любовь достигает предельного накала чувств и подвига самоотверженности именно потому, что в любимом человеке видишь все лучшее, что свойственно человеческому роду. Через него, несмотря на несомненность чувства к конкретному человеку, признаёшься в любви к человеку как таковому, видя в любимом идеал Человека. * Важно, что человек не только к любимому относится как к представителю человечества, но и сам выступает представителем всего человечества, стремясь проявить лучшие его черты! И эта же миссия проявляется в том, чтобы добровольно и радостно брать на себя полную ответственность за жизнь и счастье Другого, как бы аккумулируя при этом весь опыт и нравственность человечества. * По признаку отношения к себе и к Другому, можно выделить три типа любви: Эгоистическая любовь, Жертвенная любовь, Гуманистическая любовь. * Появление первых двух типов обусловлено "сверхценностью" "Я" или "Другого", это болезненные формы, вызываемые особым, сложнейшим сочетанием внутренних и внешних факторов развития. Гуманистическая любовь означает признание и ощущение равно безмерной ценности любого человека (и себя, и Другого). В первых двух выражена социально-биологическая потребность - "иметь" и "принадлежать"; в последнем – духовная потребность – "быть" и "отдавать"! * Существует точный, простой и несомненный практический критерий гуманистической любви. Если любовь к одному человеку делает любящего "слепым" по отношению ко всем другим людям и миру, то это не настоящая любовь, а болезненное состояние, "маска" любви. Когда же любовь к конкретному человеку рождает в твоей душе горячее чувство к каждому человеку на свете – это и есть настоящая, счастливая, плодотворная, человеческая любовь! * * За что мы любим другого человека? За уникальность? Но ведь каждый человек по-своему уникален! За то, что он обладает выдающимися качествами? Но тогда это не любовь, а форма себялюбия, проявление тяготения к тому, что может усилить нашу собственную значимость. Может быть, мы любим за то, что своеобразие конкретного человека соответствует многим нашим индивидуальным потребностям – эстетическим, биологическим, интеллектуальным? Но тогда это, опять-таки, не любовь, а влечение - половое, эмоциональное, интеллектуальное… * Может быть в основе любви лежит противоположный принцип – любим не за уникальность, а за принадлежность Другого к человеческому роду? Не за уникальные, а за родовые черты, ощущая его бесконечную ценность как человека вообще? Тогда фундаментом чувства к конкретному человеку будет...неназываемое мощное Первоначало, пронизывающее его биологическую и духовную природу. Печально, но не все люди могут это почувствовать. Дух человеческий должен преодолеть биологически обусловленную ксенофобию. * А как же все-таки быть с уникальностью? Ведь любишь без меры только одного человека... Возможно, любовь возникает, когда совпадает почти несовпадаемое, когда приходишь к зрелости ума и души, и чувствуешь любовь и жалость к каждому человеку. И одновременно встречаешь такого человека, чьи уникальные черты оказываются именно тебе по сердцу! И только тогда, проникая в его жизнь, сначала заинтересованным взглядом, потом – сочувственным и восторженным, затем – обожающим и нежным, видишь в нем то лучшее, что присуще человечеству! * Нет, неправильно! Это лишь половина правды. Это тоже не любовь, если видишь в нем только лучшее! Любовь, это когда принимаешь его таким, какой он есть, а через него – понимаешь бесценность и каждого человека, с достоинствами и недостатками, но бесконечно дорогого, потому, что он – живой, потому, что – смертный, хрупкий, ранимый! Любя одного человека, мысленно протягиваешь руки всем людям, пытаясь их поддержать и спасти. * Удивительно! Как любовь открывает глаза, как она позволяет человеку подняться к собственно человеческому, которое оказывается...божественным! * И действительно, в любимом видишь лик Христа, а в себе открываешь стремление стать спасителем всего человечества! Когда любишь, то открываешь бесконечность и за пределами человечества! Начинаешь относиться с любовью и нежностью ко всему живому – дереву, цветку, собаке...Чем они меньше заслуживают любви, чем человек? Их земная жизнь так же хрупка и коротка. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви. |
п с и х о л о г и я ч е л о в е ч е с к о г о т е п л а |