Философия любви: история идей. Любовь-филия.

на главную: сайт психолога,
психология любви
консультации психолога статьи о психологии любви православие о любви
Р.Г. Апресян, доктор философских наук, профессор, Институт философии РАН.

1. Понятие дружбы в раннегреческой философии

Дружба-philia довольно рано становится предметом специального размышления в греческой философии. Раннефилософские представления о дружбе довольно широки и фактически охватывают всякие позитивные добровольно устанавливаемые отношения.

* Под дружбой может пониматься: а) союз, рожденный по политическим соображениям, б) отношения, возникающие из соображений взаимной пользы; в) то в родственных, соседских и т.п. отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания.

* Вместе с тем, дружба осознается и ценится как отношения, не обусловленные а) родством, б) привычной совместностью жизни, в) интересом.

* Здесь нет противоречия. Раннеантичное понимание дружбы внутренне динамично. Обратимся к этимологии слова "philia". Оно связано со словом "phyle", обозначавшем племя. Племя-фила - древнейшее подразделение греческого народа, аналогичное "колену" у древних евреев. С распадом родового строя словом "phyle" начинает обозначаться любое кровнородственное объединение, в том числе род; свидетельства этого дают отдельные места в "Одиссее" Гомера или в "Истории" Геродота. Philia, таким образом, это отношение между принадлежащими или как бы принадлежащими к одному роду-племени. Дружба становится предметом внимания мыслителей, озабоченных кризисом и распадом традиционных (архаических) уз и стремящихся понять: чтo, помимо ритуала, соглашения и расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми.

* Названным тенденциям в историческом становлении дружбы вполне соответствуют эмпирически фиксируемые у разных народов в разные эпохи различные образы (образцы) и формы дружбы таких отношений, которые:
(а) основаны на традиционных и институционализированных связях,
(б) устанавливаются в силу соучастия в общем деле или общности интересов, имеют внешне-предметизированное выражение (что в более позднюю эпоху получит название товарищества),
(в) заключаются в личной близости как таковой, бескорыстной взаимной привязанности, духовном единении.

* У Геродота philia – это мирный договор между государствами. По преданию, переданному Ямвлихом, Пифагор рассматривал дружбу в качестве принципа единения в мире всех со всеми, в том числе между людьми. Эта идея была обобщена Эмпедоклом до положения о том, что любовь-philia является, наряду с Ненавистью, универсальным законом Космоса. Пифагору же принадлежит высказывание: "Дружба (philotes) – это равенство (isotes)"; и благодаря пифагорейцам получило распространение изречение "У друзей все общее". Но в обоих высказываниях речь шла об отношениях между членами пифагорейского союза; стало быть, в особом значении именно эти отношения обозначали, по Пифагору, слово дружба. И эти отношения задавали стандарт дружеским отношениям.

* Вместе с тем, наиболее ценными разновидностями дружбы Пифагор считал дружбу с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, – т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство никак невозможно. Это значит, что дружба трактовалась как отношения не только добровольные, но и "надстатусные". И как таковая дружба со времен ранней античности символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости.

2. Аристотелевское учение о дружбе.

Именно такой образ дружбы был развит Аристотелем, предложившим наиболее фундаментальную и развернутую в древнегреческой философии (если не вообще в истории философии) концепцию дружбы.

* В "Никомаховой этике" дружбе посвящены книги VIII и IX. Концепция дружбы столь цельно и развернуто изложена, а по объему это изложение столь велико в сравнении с другими частями трактата, что некоторыми исследователями высказывалось предположение, что рассуждение о дружбе представляло собой отдельное произведение Аристотеля, а в "Никомахову этику" было вставлено его учениками. У филологов свои аргументы на этот счет; и нет оснований предполагать, что учение о дружбе - это дополнительно вставленный очерк. Однако как бы ни было, по существу дела очерк о дружбе органично вписывается в концепцию "Никомаховой этики", без учения о дружбе этика Аристотеля была бы неполна не по тематическому составу, а именно как этическая теория.

* Место дружбы в структуре аристотелевской этики очевидно. Выделим основополагающие структурные компоненты этической концепции Аристотеля.
А) Аристотель начинает свое рассмотрение с учения о высшем благе, которое представляется им как некий объективно и абсолютно заданный человеку стандарт.
Б) Вслед за этим Аристотель показывает, какие способности и качества человека соответствуют высшему благу. Это - добродетели. Это его способность к произвольным, т.е. определенным свободой его воли, действиям, благодаря чему он и может быть добродетельным. В учении о добродетелях раскрывается, каким человек должен быть в отношении к высшему благу как нравственному идеалу.
В) Затем Аристотель показывает, каким человек должен быть в отношении к самому себе. - Человек должен быть воздержным. Его стремление к наслаждению и отвращение от страдания должны определяться не жаждой наслаждения и непременным избеганием страдания, а его пониманием собственного предназначения.
Г) Определив должное отношение человека к самому себе, Аристотель показывает, каким должны быть его отношения с другими людьми. Этому, по сути, посвящено его учение о дружбе.
Д) В завершение Аристотель возвращается к вопросу о высшем благе, представляя его как условие личного счастья, или блаженства человека, практически реализовавшего предначертанное природой - добродетельного, воздержного и дружественного.

* Аристотель рассматривает дружбу в разнообразии ее проявлений. Дружеские отношения различаются по:
а) содержанию мотивов (из стремления к удовольствию, пользе или из добродетели);
б) типу партнеров (дружба юношей или стариков, супругов, домочадцев и родственников, соратников, любовников, гостя и гостеприимца и т.д.),
в) характеру отношений (дружба равных или неравных).

* При этом Аристотель сохраняет существовавшее в греческой мысли широкое и узкое понимание дружбы. Широкое понятие дружбы объемлет самые разные отношения:
- отношения между гражданами внутри государства,
- между заимодавцем и должником,
- благотворителем и нуждающимся,
- родителями и детьми и т.д.

* Мы видим, и выше это уже отмечалось, что в античности под дружбой могли понимать практические всякие позитивные отношения между людьми, во всяком случае, добровольно устанавливаемые отношения.

* При узком понимании дружба рассматривается в ее совершенном воплощении. Дружба как таковая проявляется, по Аристотелю, в особенных - добродетельных и нравственно-прекрасных - отношениях. Дружба в узком смысле слова является по сути дела именно тем отношением, в котором человек последовательно и до конца проявляет себя как добродетельный. В так понимаемой дружбе:
- люди благодетельствуют (а благодетельствуют, по Аристотелю, преимущественно в отношении именно друзей),
- друг представляет для друга ценность сам по себе,
- друзья проводят время совместно (или живут сообща),
- "наслаждаются взаимным общением",
- схожи во всем и делят друг с другом горе и радости. Аристотель оговаривает: таково же отношение матери к ребенку.
- друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках.
- поскольку к другу относятся, как к самому себе, то друг - это другое Я (как мы видели, это - важный мотив философии любви, заданный в платоновском "Пире" в речи Аристофана учением о том, что в любви каждый стремится найти свою исконную половину).

* Как и у Пифагора, дружба, по Аристотелю, покоится на равенстве. Но в дружбе равенство иного рода, чем то, которое предполагается справедливостью. С одной стороны, и об этом Аристотель говорит прямо, справедливость сориентирована на равенство качественное, в то время, как в дружбе сначала учитывается количество, а качество – потом (в дружбе это проявляется в том, что люди стремятся дружить с подобными); поэтому, желая друзьям блага ради них самих, неверно, может быть, желать им величайших благ, например, быть богами, ведь тогда они перестанут быть друзьями. Но это также значит, что раб не может быть другом свободному. Однако, с другой стороны, в истинной дружбе, на которую способны лишь мудрые люди, равенство – это равенство в добродетели.

3. Этический смысл аристотелевского учения о дружбе.

Итак, у Аристотеля содержатся разноплановые характеристики дружбы. Выделим наиболее важные с философско-этической точки зрения:
- в дружбе человек желает другому блага ради него самого;
- старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу;
- к другу "относится, как к самому себе".

* Последняя характеристика была передана Диогеном Лаэртским почти в формуле золотого правила: "На вопрос, как вести себя с друзьями, он [Аристотель] сказал: "Так, как хотелось бы, чтобы они вели себя с вами".

* Как и при описании любви-эроса, здесь нужно отметить, что предлагаемое Аристотелем понимание дружбы не самоочевидно для классической античности и не общепринято. Так, по свидетельству Диогена Лаэртского, киренаики - последователи ученика Аристиппа, Гегесия Пейситанатоса, весьма скептически относились к дружбе, как и к благодарности или благодеянию, не видя в них никакой ценности: "к ним ко всем мы стремимся не ради них самих, а ради их выгод, ибо без выгод их не бывает". Так же считал и другой ученик Аристиппа - Феодор, полагая, что в основе любой дружбы всегда лежит нужда и корысть; поэтому мудрецу дружба не нужна: он свободен от нужды. Однако таких взглядов придерживались именно киренаики-гегесианцы и киренаики-феодоровцы. Киренаики - последователи Анникерида, еще одного ученика Аристиппа, напротив, признавали дружбу наряду с благодарностью, уважением к родителям и служением отечеству.

* И по содержанию, и даже по форме аристотелевская "формула" дружбы весьма близка заповеди любви (в "Риторике" тема дружбы рассматривается непосредственно вслед за темой милостивости и перед темой благодеяния).

* Но она так же близка заповеди любви в ее ветхозаветном содержании: дружеское расположение (или, что то же, любовь-philia) считается распространенным только на близких. Правда, среди тех, на кого распространяется дружеское отношение Аристотелем упоминаются среди прочих и те, кто не помнит обид и всегда готов к примирению. Дружелюбие-philia Аристотеля знаменует несколько иную этическую парадигму, чем та, которая предполагается любовью-eros Платона (в "Пире"): Аристотель начинает с высшего блага, продолжает о благом в человеке и фактически завершает о благом, т.е. сообразном благу, в отношениях между людьми. В отличие от Платона у Аристотеля другой сохраняет в дружбе свою значимость, самоценность. Таким образом, у Аристотеля альтруистическая компонента оказывается выраженной сильнее, чем у Платона. Эта тенденция получит развитие в позднем стоицизме и христианстве.

4. Учения о дружбе в истории мысли.

В дальнейшей истории мысли к идеям, высказанным Платоном и Аристотелем, уже немногое было добавлено. У Эпикура есть замечательное высказывание о дружбе: "Дружба обходит с пляской вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы все пробуждались к прославлению счастливой жизни". О чем это он? Может быть разгадка в другом высказывании, указывающем на то, что дружба - непременное условие счастья и одно из фундаментальных оснований блаженной жизни мудреца: "Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой". К этому примыкает и такое высказывание: "Благородный человек всего более занят мудростью и дружбой: одна из них есть благо смертное, другая - бессмертное". По-видимому, Эпикур, как и Аристотель, допускал существование различных видов дружбы, различных стадий в дружбе. У него есть слова о том, что в основе дружбы лежит стремление к пользе. Однако дружба только начинается со стремления к пользе, ценна же она сама по себе: "Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет от пользы".

* В стоицизме развиваются главным образом аристотелевские идеи о дружбе. Дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели. По свидетельству Диогена Лаэртского, ранние стоики считали, что "дружба <…> существует только между взыскующими, в силу их сходства; и дружба эта есть некоторая общность жития, происходящая оттого, что мы относимся к друзьям, как к самим себе". А на вопрос о том, что такое дружба, Зенон-стоик ответил также по-аристотелевски: "Второе я". Истинная дружба – удел мудрых.

* Эпиктет по-своему воспроизводит мысль Платона и Аристотеля о том, что дружба – удел добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит, указать на то, что они – честные и справедливые. Поэтому подлинная дружба столь редка. Способны ли те, кто вместе, к дружбе или нет, зависит от того, в чем они полагают себя и свою пользу – в свободе воли, в себе или вовне. Дружба может сопутствовать родственным, семейным отношениям или соратничеству, но от них она не зависит, ибо дружба – "там, где честность, совесть, где преданность прекрасному".

* И в стоицизме встречается аристотелевская аналогия отношения к другу с отношением к самому себе. У Сенеки эта аналогия специфицирована в связи с доверием: друга следует принимать всей душой и доверять ему, как самому себе: "Но если ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба. Во всем старайся разобраться вместе с другом, но прежде разберись в себе самом. Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился. <...> Долго думай, стоит ли становится другом тому или этому, но решившись, принимай друга всей душой и говори с ним так же смело, как с собою самим".

* Цицерон (в целом развивавший в этике взгляды стоика Посидония) стремится, в отличие от Аристотеля и стоиков, к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных, доблестных, верных и стойких. В противовес Эпикуру Цицерон производит сдвиг в понимании природы дружбы как отношения, возникающего от природы, нежели в силу необходимости: к другу стремятся из приязни, т.е. дружеского расположения, а не из стремления к удовольствию или пользе. Цицерон специально оговаривает, что лат. слово amicitia (дружба) происходит от слова amor (любовь).

* Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение. "Первый закон дружбы" – в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб. Цицерон по существу воспроизводит Аристотеля:
- к другу следует относится, как к самому себе, т.е. любовно, бескорыстно и безусловно;
- истинный друг – это как бы второе Я;
- дружба основывается на согласии и взаимной благожелательности.

* Среди "правил дружбы" Цицерона есть и такие:
- быть искренним,
- доверять,
- быть равным с нижестоящими по положению или возрасту,
- благотворительствовать,
- быть сдержанным и воздерживаться от ссор,
- в разрыве сохранять достоинство и т.д.

* Таким образом, в античной философии понятие дружбы конституируется на основе последовательного вычленения дружбы в строгом смысле слова из массы различных форм положительных связей между людьми и ее противопоставления отношениям, основанным на прихоти, вожделении, корысти и тщеславии.

* Эта же схема воспроизводится при анализе дружбы в моралистике позднего Возрождения. М. Монтень, последовательно отличая дружбу от отношений родителей и детей, от любви к женщине и любви к мальчикам, а также от расхожего понимания дружбы как близкого знакомства или полезной связи, - создает образ совершенной дружбы как такого рода общения, в котором:
а) нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой дружбы,
б) происходит "полное и окончательное слияние воли обоих друзей",
в) так что "благодеяние, обязательство, признательность, просьба, благодарность" и т.д. как отношения, связывающие разделенных людей, не имеют какой-либо ценности,
г) все душевные побуждения человека чисты и безупречны.

* В дальнейшем философствовании в общем сохраняется это понятийная оппозиция дружбы как безусловно-бескорыстных отношений – отношениям эгоистическим.

* Критичность или возвышенность в восприятии дружбы зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное значение.

* В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу дружбы становится преобладающим (Д.Юм, И.Кант, А.Шопенгауэр, Ф.Ницше).

* В целом же проблематика дружбы отступает на задний план в связи с тем, что тот опыт межчеловеческих отношений, который рационализировался и обобщался в терминах дружбы, получает иное, более широкое и абстрактное концептуальное выражение – в понятии морали. Вместе с тем, происходит более углубленное осмысление дружбы в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. Тем самым дружба перестает быть особенным предметом в морально-философских рассмотрениях (как это было, по замечанию А.Шопенгауэра, у древних философов).

* У романтиков складывается идеал юношеской страстной и беззаветной дружбы. В ХХ в. дружба становится предметом специального анализа психологии.




п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

консультации психолога

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz