на главную: сайт психолога, психология любви |
консультации психолога | статьи о психологии любви | православие о любви |
Общение супругов на уровне духа актуализируется в Церкви. Его смысл увязан не только с церковным идеалом общения во Христе, причастием "другому" через причастие Богочеловеку, когда формируется "новый человек" в каждой личности, взятой отдельно в смысле её космической важности перед Творцом. Путь супружеской жизни создаёт предпосылки для Откровения Бога через ближнего, который есть "я - в другом". Тайна супруга становится тайной Бога. В христианской психологи говорится о надмирной сущности каждой личности и о надмирном характере общения супругов в духе. Вл. Лосский говорил, что единственное определение личности, которое можно дать, если говорить о человеке, как образе Божием, заключается в несводимости человека к его природе. О природе всегда можно говорить в вещественных терминах, о личности невозможно. И большинство современных ученых признают, что феномены сознания и личности невозможно свести к феноменам деятельности головного мозга. Если вы хотите узнать какого-либо человека, вы можете собрать много данных о нем, провести социологические, психологические или политические опросы, но вы не сможете проникнуть в личность. И для того, чтобы узнать человека как личность, необходимо совершить прыжок в доверие, дружбу, любовь.
* И сегодня это особенно важно. Выход за пределы "материального", или плотского, состояния сердца есть всегда выход в пространство Бога. Такое общение вскрывает оковы земли, не умаляя её ценность как творения Божия. В связи с этим духовный рост семьи может быть понят как путь уподобления духа семьи Духу Божию. Единое обоих супругов, то, что они не суть в отдельности, даже не то, что принадлежит им обоим, а то, что выше и шире их, то целостное, что являет себя через каждого из супругов в контексте другого есть их "плоть едина", тело духа семьи. По мере движения последнего к духу Божию оба супруга становятся Телом Христовым, малой Церковью, в недрах которой пребывает Сам Христос. * Включенная в бытие материального, личность принимает в себя его ограничения и условности: неминуемо принося дань земному миру, она становится человеком. По сути, человек - это личность, выражающая себя в мире. Ведь личность больше, чем человек. Это способ существования, который пронизывает всё существо в целом, интегрирующий принцип, создающий единство всех планов. В ней можно выделить два аспекта: во-первых, психологический, понимаемый как обращенность человека к самому себе, "я", на природном уровне совпадающее с индивидуумом, даже особью, и поэтому реализующееся в эволюции, самопознании; во-вторых, трансцендентный, открытость Богу. На этом уровне личность отождествляется с ипостасью, но только в контексте пасхального состояния образа Иисуса Христа. * В философии Бердяева тема личности занимает одно из центральных мест. "Целый мир, - говорит он, - ничто рядом с человеческой личностью, по сравнению с тем единственным, уникальным, что есть в человеческом лице". Личность содержится в каждом человеке как зародыш и обещание; и иногда она пробивает брешь в темнице этого мира. Кроме того, она заставляет пробудиться в себе самой другую, новую реальность. При том, что в этой пустоте зарождаются ужас, тревога, ностальгия, в ней же положительно открывается и надежда. Личность должна стать тем, кто она есть, на протяжении жизни, пройдя через собственные "смерти и воскресения", ибо, "ни один человек не может сказать, что он - личность в полном смысле этого слова". Человек должен стать личностью, проходя через творческие акты. И личность может это сделать, потому что она - свобода, которая создана Богом, а не как какой-нибудь предмет. Человеческая личность не может быть выражена концепциями, понятиями; она бежит всех рациональных определений, всех человеческих описаний". Та личность, которая конкретно существует, существует не общими со всеми чертами, не тем фактом, что у нее два глаза, как у всех, но выражением своих глаз, тем выражением, которое нельзя найти ни у кого другого. * Личность всегда ценна перед Богом: она содержит в себе загадку, присутствие которой рождает особое напряжение в отношениях с другим "я". Критерий оценки такого напряжения - сила любви. И если в нескольких словах выразить суть христианской психологии, то это будет выглядеть так: Бог это Любовь, а человек призван к обожествлению, т.е. стать способным любить. Бог сделался человеком для того, чтобы человек мог сделаться Богом. Русский богослов Павел Евдокимов (†1970 г.) находит у свт. Григория Нисского особую глубину смысла выражения "эпектаз", которое означает стремление, крайнее и полное напряжение. "Это понятие синтезирует две стороны одного и того же действия: экстаз, выход, и энстаз, вход. Душа выходит из себя и устремляется к Другому, а этот Другой вселяется в душу, так как Он ближе к глубинам души, чем сам человек". Это движение "входа-выхода" рисует встречу с Личностью Богочеловека, освящающая сила Которой распространяется на сам принцип общения с Ней. Утверждённый в Боге закон становится универсальным для межличностных отношений. Новизна встречи с "другим" способна разжечь желание его познания, найти глубинные основания его личности. Её тайна рождает эпектаз, сила которого есть сила любви. Мне нужен "ты", чтобы научиться любить Бога. На первых этапах своего развития выход из себя болезненный и требует изменения сознания: смысловой центр моей личности выносится за её пределы и отождествляется с "другим". Теперь мысль и желание фокусируются только на его тайне - познание его наполняет смыслом моё существование. * Рождается любовь, предъявляющая ко мне требования жертвы. Подобно Иоанну Крестителю мне должно умаляться перед пришествием Слова. "Другой" становится для меня тем богом, через которого говорит со мной Личный Бог, личный для нас обоих. Меня уже нет, но есть только ты. И поэтому ты уже во мне. Я-ты - наше общее состояние, общая форма бытия. Каждый из нас в нём сохраняет свою идентичность, но теперь мы больше себя: у нас есть общее тело я-ты. Оно наше воскресение в новую жизнь, и глубина наших отношений сообразуются с жизнью Самой Пресвятой Троицы. Движение к Царству Любви, браку, предусматривало собственный крестный путь, сознательный волевой кенозис в личность другого. Он возвёл нас на личный крест самораспятия, позволивший увидеть Христа друг в друге. Последний выдох нашего эгоизма на кресте сердца превратился в начало Воскресения: распятый во мне Христос воздыхает и освобождает меня от зла, Сам воскресает и ведет и меня в Горний Иерусалим. Через познание друг друга мы спасли в себе Вселенную. Ты вырастает до Всеобщего Я, вместить которого может только сам ты, но уже во мне. Космическая Личность, ты, я - все мы одно, видящие себя в другом. Брак двух обязательно должен стать браком трёх. Любовь супругов, наполненная огнём самоотвержения, неминуемо ведёт к состраданию: боль одной души обращается в воздыхание всей Вселенной. Они обретают любящее сердце, которое, по словам прп. Исаака Сирина, "воспламеняется любовью ко всему созданию, к людям, к птицам, к зверям, к бесам, ко всей твари". Таким образом, брак сотереологичен. Его энергийная основа обязывает к чуткости, внимательности и ответственности тех, которые призываются к его осуществлению. В его свете осмысляется весь комплекс межличностных отношений на всех онтологических уровнях. Поздняков Василий Александрович Психология любви. Сайт психолога |
п с и х о л о г и я ч е л о в е ч е с к о г о т е п л а |