на главную: сайт психолога, психология любви |
консультации психолога | статьи о психологии любви | православие о любви |
Прежде чем приступать к рассмотрению этого вопроса, необходимо дать определение, что же такое психотерапия. Последнее издание "Психологического словаря" (1996) определяет психотерапию как "лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия" и - шире - как "оказание психологической помощи здоровым людям в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни".
* Целью психотерапии является помощь при психических и личностных расстройствах легкой и средней степени тяжести, содействие в разрешении проблем и преодолении психологических затруднений, в актуализации резервов личностного роста. * Психотерапия бывает краткосрочной и длительной, групповой или индивидуальной, религиозно окрашенной или внеконфессиональной. Точкой приложения усилий психотерапевта может быть бессознательная сфера психики (все виды глубинной, аналитической психотерапии), мышление и сознавание (когнитивная психотерапия, гештальт-терапия), эмоции и чувства, процесс сопереживания (роджерианство), итоги восприятия - сенсорно-перцептивный опыт и его словесное воплощение (нейролингвистическое программирование), человеческое тело и процессы в нем (телесно-ориентированные подходы)". * Следует заметить, что правильное, цельное и трезвое отношение к психотерапии, как к одной из прикладных областей медицины и социальной работы одновременно, в нашей стране еще не сложилось. Образ психотерапевта очень часто ассоциируется у многих людей со строгим доктором, который готов при неправильном ответе пациента сразу же накинуть на него смирительную рубашку. * Однако к пастырю люди часто приходят с вопросами, проблемами, мешающими движению и личностному росту, но которые лишь отчасти можно отнести к области греха или страсти. При их решении необходимо определенное количество специальных психотерапевтических знаний. * Смиренное признание того, что священническая хиротония и диплом об окончании Духовной Семинарии не дают священнику права вторгаться и директивно орудовать в области сложных психических процессов только украсит пастыря, встретившего на своем пути человека, проблема которого находится вне духовнической компетенции. * Владея психотерапевтическими знаниями пастырь, мог бы оказать психологическую помощь своим пасомым. Если же знаний для разрешения возникающих проблем не хватает, благоразумнее было бы, признав свою недостаточность, отправить человека на консультацию к врачу или психотерапевту-профессионалу. * Автору книги нередко приходилось встречаться с мнением, что во всех проблемах человеческих виноваты только грехи, а решением всех душевных проблем человека может стать только исповедь или "отчитка". Утверждающие это считают, что проблем, находящихся вне линейности "грех-добродетель", просто не может существовать. Подобный подход некоторых верующих людей (не исключая и священников) к многогранности человеческой личности не соответствует тому глубокому учению о человеческой личности, которое предлагают нам святые отцы и может только дискредитировать Православное учение о человеке в лице как медиков, профессионально занимающихся душевными болезнями, так и психотерапевтов, помогающих в работе над преодолением различных ограничений, наложенных на человека воспитанием, средой, обществом. * Чтобы не быть голословными, приведем примеры затруднений, в которых помощь психотерапевта может оказаться весьма полезной. Приведенные случаи не являются психопатологиями, с одной стороны, с другой - они не являются собственно грехами или греховными проявлениями, для разрешения которых необходим исключительно религиозный подход. Проще говоря, проблема требует всестороннего рассмотрения. Итак... * Первым примером из довольно-таки распространенных случаев, в которых необходима помощь психотерапевта, может быть трудность адаптации к тем или иным изменениям в жизни человека. Любое изменение человеческое, даже самое что ни на есть положительное, есть испытание для него. Самый светлый пример: рождается ребенок. В полной семье, у молодых, любящих родителей, желанный. Но каждый, кто сталкивался с этой ситуацией, знает, что после рождения ребенка ничего и никогда не будет уже так, как раньше. Драматичнейшим образом меняются отношения в семье. Папа чаще всего испытывает дефицит внимания, к которому привык, а мама, болезненно замечает, что он недостаточно ее поддерживает в новой роли. Ребенок становится предметом страстей, ревности, становится одной из вершин треугольника. Другая ответственность, другие тревоги. Концентрация изменений довольно велика, особенно для матери. Такое изменение для некоторых заканчивается стрессом. * Другая ситуация. В течение довольно короткого отрезка времени семья переехала на новое место, родился ребенок, потеряли любимую кошку или другое любимое животное, финансовое положение изменилось в худшую сторону... И все это случилось очень резко. Концентрация этих изменений такова, что можно с уверенностью предсказать, что кто-то из членов этой семьи в ближайшее время окажется в группе риска. Возможно, это вызовет ухудшение физического здоровья, бессонницу, наступит утомляемость, потому что количество изменений на единицу времени предельно. * В последние годы в силу экономических, политических, нравственных изменений, происходящих в нашей стране, мы находимся в полосе непрерывных изменений, находимся в неопределенной ситуации и ждем все новых изменений. У некоторых людей буквально почва уходит из-под ног. И поэтому возможности адаптации к этим изменениям находятся уже в несколько перегруженном состоянии. * Многие за короткое время поменяли работу, поменяли круг общения, постоянство своей среды. Мы увидим, что многие изменения, которые переживают люди, падают на благоприятную для развития болезненных состояний почву перегрузки. В период назревающих перемен человек может быть готовым к тому, что в какой-то момент может понадобиться психологическая помощь. * Следующей группой поводов для того, чтобы подумать об обращении за помощью к психотерапевту, является страх нового. У человека может быть целый набор негативных реакций на все новое в его жизни: может быть, это раздражение, страх в чистом виде или же уклончивое избегание, построение своей жизни так, чтобы не произошло чего-то нового. А перемены в жизни, несмотря ни на что, все равно происходят. Но человек пытается жить так, будто ничего в жизни не меняется. В какой-то момент требование реальности и это специфическое отношение к переменам приходят в противоречие. Иногда можно слышать, как вместо осознания своего нежелания измениться, нежелания работать и преодолевать трудности человек говорит: "У меня такой крест", или "Такова воля Божия, чтобы быть мне несчастным (нелюбимым, безработным и т.д.)", хотя на самом деле несчастья происходят в виду повышенной боязни психологического риска, связанного с переменами. * Еще одна группа поводов - это если человек не справляется с какой-то привычкой, и она начинает властвовать над человеком. Это называется зависимостью. Зависимости бывают химическими - табак, алкоголь. А бывают и другого плана. Например, женщина чувствует себя живой только тогда, когда она в кого-то остро влюблена. При этом она выбирает таких "персонажей", от которых, кроме огорчения, ничего получить просто невозможно. Но ценностью для нее являются не сами отношения с мужчиной, а состояние накала ощущений, состояние безумия влюбленности. Человек, который постоянно пребывает в этом, ведет какой-то странный, инфантильный образ жизни. В какой-то момент женщина может заметить и честно признаться себе в странности своего поведения, и обратиться к психотерапевту. * К той же категории относятся зависимость от компьютеров, невротическое переедание. Потребность становится автономной и приобретает слишком большую власть над всей остальной жизнью, разрушая социальные связи, мешая исполнению повседневных обязанностей, приобретает формы зависимости. Человек находится в состоянии, когда он действует как бы не по своей воле. Если словесное формулирование на исповеди зависимости как греховного проявления и обычный совет о борьбе с грехом со стороны священника не всегда приводит к разрешению проблемы, можно попробовать иной, психотерапевтический подход. К зависимости можно отнести поведение так называемых трудоголиков. Преданность делу, сгорание на работе, умирание в оглоблях и т.п. традиционно принято считать проявлениями жертвенными, положительными. Раньше образ такого человека считался идеалом. Однако скудость душевных и духовных проявлений, "синдром выходного дня" ("Чем заняться в выходной?", "Побыстрее бы на работу!"), неумение переключаться из режима работы в иную деятельность, и, как следствие неумение воспользоваться отдыхом, переключиться, приводит, в конечном итоге, не только к краху работы, но и к личностному краху трудоголика. * Синдром трудоголиков просматривается у людей, занимающихся бизнесом, но не имеющих идеального политического, философского, творческого обоснования своего синдрома. Они работают для того, чтобы работать. В какой-то момент происходит то же самое, что происходит, когда возникает зависимое поведение. Работа начинает вести человека по жизни, оттесняя другие любые потребности. * Вообще одной из характеристик любого зависимого поведения является то, что оно стремится занять верхнюю полочку в иерархии ценности. В западном обществе обратили внимание на этот синдром в связи с массовыми жалобами активных, успешных мужчин на свое физическое здоровье. В современной жизни этот синдром становится все более и более распространенным, часто сочетаясь с другими. Например, человек, который очень много работает не для того, чтобы жить, а живет для того, чтобы работать, пытается снимать напряжение алкоголем. Таким образом, образуется клубок: человек с высоким интеллектом, изрядными волевыми качествами, в общем успешный в жизни, попадает в тупик, следующий рубеж которого - ухудшение отношений в семье. Если вовремя заметить первые признаки трудоголии и обратиться за помощью, проблему можно решить без осложнений. * Далее, поводом может стать ситуация, когда по каким-то причинам, которые неясны самому человеку, чрезвычайно трудным кажется то, что легко дается большинству его знакомых. Например, вступать в разговор с незнакомым человеком или делать какую-либо покупку без советчиков. Или по каким-то причинам человек тяготится многолюдством, несмотря на то, что связан необходимостью общения с людьми в силу профессии или общественного положения, хочет побыстрее убежать от людей, чувствует себя комфортно, только оставаясь наедине. В психотерапии такое явление принято называть малоадаптивным личностным комплексом. Эта, на первый взгляд незначительная личностная особенность, может оказаться очень серьезным препятствием для личностного роста человека. * Поводом может стать боязнь темноты, высоты, открытого пространства или публичных выступлений, которая выросла до таких размеров, что из-за нее нужно менять или что-то упускать в своей жизни. Например, отказаться от хорошей квартиры, потому что она на высоком этаже, или отказаться от работы, потому что она связана с публичными выступлениями. Когда подобные страхи входят в противоречия с остальной реальностью, необходима психотерапевтическая помощь. * Следующий повод: обычное заболевание человека врачи квалифицируют как заболевание психогенной или психосоматической природы: "на нервной почве". Или когда сам человек замечает за собой, что его болезнь тесно связана с отношениями на работе или в семье. Давно замечено, что соматические заболевания имеют корни в душевной природе, в том, насколько человек умеет радоваться, прощать, полагаться на волю Божию в будущем. * Причиной направления к психотерапевту не только пастырем, но и обычным врачом может стать падение иммунитета. Это говорит о том, что существует внутреннее душевное неблагополучие. * Поводом может послужить также пережитый ранее необычный психотравмирующий опыт. Например, человек попал в аварию, оказался свидетелем или жертвой насилия или преступления и т.д. И как следствие этого: заикание, боязнь быстрой езды, боязнь замкнутого пространства, например, купе, боязнь душевной близости с людьми противоположного пола. * Иногда таким поводом может стать перенесение потери близкого человека или калечащей операции. Внутренний надлом достигает такого размера, при котором в одиночку человек справиться не может. Переживание потери требует времени и внутренней работы. Если за какое-то время привыкания и принятия факта потери не происходит, человек застревает на остром переживании потерь, то необходима помощь. * Если в жизни человека какая-то ситуация повторяется раз за разом отрицательным образом, это тоже повод для обращения к психотерапевтической помощи. Например, третья женитьба, седьмое новое место работы в течение года, сто пятидесятое разочарование в человеческой порядочности и т.д. Работа с проблемой человека в таком случае будет длительная, исследовательская. * Следующий повод: если человек себе не нравится большую часть времени или постоянно. Подобное невротическое состояние является для многих новоначальных православных людей как бы желанной нормой, некоей "аскетической высотой", что не совсем верно. У каждого человека бывают периоды, когда самооценка падает. Это вызывается или неудачей или возрастным изменением. Но если подобное состояние занимает большую часть времени жизни, человек нуждается в психотерапевтической помощи. Принятие самого себя таким, каков я есть, во-первых, и потребность стать лучше, во-вторых, являются более действенным фундаментом для роста к духовному, чем самоугрызение и невротическое чувство вины, которые ни со смирением, происходящим от слова "мир", ни с покаянием, которое (по словам святых отцов) является радостотворным плачем, не имеет ничего общего. Поскольку понятие "самоуничижение", "смирение", "осознание своего недостоинства" для невротической личности могут оказаться сильнодействующими лекарствами, осмыслить указанное различие, назначить дозировку их применения в каждом конкретном случае может или опытный духовник, или психотерапевт, знакомый с ценностным миром Православия. * Еще один повод: человек не может смириться с переходом в следующую возрастную группу. Перспектива старости вызывает страх, человека не устраивает нормальный ход вещей. * Следующий повод: человека часто обижают, обманывают, предают и подводят, часто используют окружающие люди. Еще один повод: человек сплошь и рядом ошибается в людях. Рано или поздно он начинает подозревать, что, возможно, дело не только в них, а в нем самом. * Причиной для обращения может стать также ощущение творческого кризиса. То, что давалось легко, в какой-то момент ускользает, уходит. Человеку кажется, что теперь, когда иссякли его творческие силы, жизнь потеряла смысл. * Еще один повод: человек (безосновательно или по какой-то причине) тревожится до такой степени, что ему становится невмоготу, тревога парализует его. Психотерапевт может объяснить человеку, что тревога является проявлением положительным. Тревожные люди, как правило, достигают больших успехов. Он научит обращаться с тревогой и тревожностью как с больным органом в структуре человеческой души, который о чем-то сигналит человеку, о чем-то хочет ему сообщить. * Следующий повод: навязчивые мысли и воспоминания, мысли о грядущей тяжелой болезни, собственной или кого-то из близких. Или же, когда жизнь кажется тяжелым бессмысленным делом, причем так было не всегда, или когда преследует ощущение тяжести в жизни, когда человек безрадостно встречает утро. Одна треть людей приходит на прием к психотерапевту по поводу депрессии или субдепрессии. * Если замучили чувство вины или стыда, а повод явно не соразмерен с мучениями, и обычные рациональные объяснения на помогают, необходимо просмотреть проблему на психологическом плане. * Поводом для обращения к психотерапевтической помощи может стать ситуация, когда человек начинает довольно часто терять контроль над собой. С другой стороны, в некоторых случаях необходимо овладение своими импульсами, работа со своим поведением. Иногда взрослому человеку приходится учиться повышать голос, плакать, срываться в таких случаях, когда ранее этому не давался выход, но проявление таких эмоций в конкретных случаях вполне естественно. В последнем случае проблема внешней скованности происходит чаще всего от того, что когда-то в раннем детстве человеку запретили проявлять себя естественным образом. Такие люди живут, чаще всего не удовлетворяя свои душевные потребности, пряча себя в скорлупу отгороженности от людей, запрещая себе быть естественными и радостными. Особая проблема, если теоретическое обоснование такой отгороженности они обретут в аскетических книгах святых отцов, прочитанных болезненным, невротическим мировосприятием человека. Работа со сформировавшимися на этой почве убеждениями - наиболее трудный участок работы пастыря или христианского психотерапевта. * Следующий повод - это неуверенность и сомнение. Человек, по природе способный воспринимать оттенки, разные аспекты мысли, ситуации слишком остро, часто сомневается. И здесь необходима помощь психотерапевта, могущего соотнести и уложить в сознании человека представления его о вере в достижение поставленной цели, ведь без веры невозможно достигнуть цели с христианским смирением и самоукорением. * Сложности внутрисемейных отношений - еще один повод. Бывает и такая ситуация: один член семьи хотел бы, что психотерапевт поработал с кем-то из других членов семьи. Чаще всего это ребенок. И в каких-то ситуациях помощь возможна, скорее, в тех, когда ребенок пережил или испытал что-то, что находится вне самой семьи, к примеру, острую травму. Если же источник находится в самой семье, необходима помощь семейного терапевта. * Если очень трудно жить в своей семье, и человек ищет какие-то возможности облегчить свою жизнь (постоянно уходит к друзьям, в работу или просто пьянствует); если человек не может установить контакт с тем человеком, с которым это необходимо, например, со своим начальником; если собственная внешность приводит его в отчаяние, он также может обратиться к психотерапевтической помощи. В приведенных случаях пастырь, который не может справиться с проблемами, может направить человека на консультацию. © Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви. |
п с и х о л о г и я ч е л о в е ч е с к о г о т е п л а |