Христианская антропология и современная психология.

на главную: сайт психолога,
психология любви
консультации психолога статьи о психологии любви православие о любви
Воскресная школа. № 25. июль 2001. с. 6-7. В.В. Абраменкова, В.И. Слободчиков.
В Москве с 31 января по 3 февраля 2001 года в гуманитарном корпусе МГУ им. М.В. Ломоносова проходила ежегодная Богословская конференция Свято-Тихоновского Богословского института - "дочерней" структуры прославленного университета. В рамках этой конференции была объявлена секция "Христианская антропология и современная психология", Религиозная и научная парадигмы исследования человека встретились, чтобы обрести область совместной деятельности и ответить на вопросы о душе и психике, грехе и нравственности, молитве и психотерапии. Необходимость подобного диалога давно осознается обеими сторонами.

* Еще в 1914 году на торжественном открытии и освящении в Москве Психологического института им. Л.Г. Щукиной епископ Анастасий после молебна сказал: "Стремясь расширить круг психологических знаний, нельзя забывать о естественных границах изучения души вообще и при помощи экспериментального метода в частности. Точному определению и измерению может поддаваться лишь внешняя сторона души, та ее часть, которая обращена к материальному миру, с которым душа сообщается через тело. Но можно ли исследовать путем эксперимента внутреннюю сущность души? Можно ли измерить ее высшие проявления? Кто дерзнет экспериментально исследовать религиозную жизнь духа? Не к положительным, но к самым превратным результатам привели бы подобные попытки". Таким образом, вопрос о границах психологии и веры в начале XX века был поставлен достаточно четко.

* Что изменилось сегодня? На этот вопрос должна была ответить данная секция. В ее работе приняли участие свыше 400 психологов, психотерапевтов, педагогов, богословов, священнослужителей из США, Беларуси, а также Москвы, Санкт-Петербурга, Курска, Самары, Перми, Ессентуков, Владимира, Переславля, Южно-Сахалинска, Владивостока, Карелии и других регионов.

* В дни работы секции 2-3 февраля были заслушаны 32 доклада, построенных в режиме диалога профессиональных ученых (психологов, социологов, философов, психотерапевтов и др.) и представителей Русской Православной Церкви (священников, монахов, богословов) по ключевым направлениям и проблемам.

* Проведенный несколько лет назад опрос известных ученых всего мира о судьбах науки будущего показал: большинство из них считает, что в XXI веке в центре внимания окажутся науки о человеке, и прежде всего психология. Уже сейчас ясно, что эти предсказания сбываются, и внимание к внутренней жизни, субъективным переживаниям человека и его душе нарастает. Тем больший интерес вызывают религиозная парадигма воззрений на человека, в которой проблема смысла жизни, конечности бытия, порождения добра и зла в человеке оказывается сущностной.

* Открывая работу секции, протоиерей Александр Геронимус (Москва) подчеркнул необходимость различения целей работы священника и психолога: если православное пастырство и способствует прежде всего развитию духовной жизни человека и осознанию его высших целей, то психотерапевтическая деятельность - достижению психологического комфорта и адаптации человека к миру. Основная тема доклада отца Александра - возможность применения православной аскетической традиции вне ее традиционной сферы.

* В докладе А.Г. Асмолова (Москва) "Критика экспериментального разума: душа, духовность и психика" была продемонстрирована ограниченность рациональной модели понимания психологии как культурно-исторической науки. В рамках декартовской классической психологии нет решения вопроса о душе, следовательно, необходим выход за рамки традиционной психологии в сферу идеального. Предполагалось, что обращение психологии к сферам души и духа существенным образом расширяет границы понимания сущности человека. В докладе был сделан акцент на недопустимость духовных подмен в работе с человеком в контексте Православия, с одной стороны, и квазирелигиозных систем и деструктивных психотехнических и психотерапевтических практик - с другой. Сделан общий вывод о том, что пренебрежение анализом души и духа человека влечет за собой опасные нравственные последствия - "обнищание души при обогащении информацией" (А.Н. Леонтьев).

* Иеромонах Феофан (Крюков) (Москва) представил математическую модель внимания в применении к медитации и молитве, опираясь на учение выдающегося русского мыслителя святого Феофана Затворника, а также высказал свое отношение к исследованиям, изложенным в докладе Б.Б. Слёзииа (Санкт-Петербург) "Нейрофизиология христианской молитвы". Результатам социологических исследований православной ментальности в России посвятил свое выступление В.Е. Семенов (Санкт-Петербург). К.К. Скурат (Москва) рассказал об основных направлениях христианской антропологии и представлении о человеке и его назначении в соответствии с учением святого Афанасия Великого. О феномене совести и ее значении в структуре самопознания личности сообщил В.Х. Манеров (Санкт-Петербург).

* В.И. Слободчиков (Москва) в докладе "Психологическая антропология: становление человеческого в человеке" говорил о возможности взаимосвязей богословия и психологии в контексте нового направления - психологической антропологии как пути конструирования понятий в психологии при наполнении их духовно-нравственным смыслом. При этом он отметил онтологическую нетождественность понятий и сложность их "перевода", поскольку психика не есть душа, тело не есть плоть, а интра- и экстраверсия не суть внутренний и внешний человек. В.И. Слободчиков подчеркнул, что в ситуации мировоззренческого вакуума психологам необходимы обращение к вечным непреходящим ценностям, которые сохранило христианство, а также выстраивание пространства взаимодействия.

* О построении предмета православной психологии как междисциплинарной области знания и о создании соответствующих учебных курсов для светских и духовных заведений говорили в своих докладах многие участники конференции. По решению Священного Синода Русской Православной Церкви впервые предмет "Православная психология" включен в учебные планы духовных школ и академий.

* Анализу предмета православной психологии посвятил свой доклад Г.Н. Артамонов (Москва), который предложил трехсоставную модель постижения человека и его душевной жизни: дух - душа - тело, духовное - нравственное - психическое, ум - чувство - воля. А.П. Фомин (Москва) в докладе "Православная психология: взгляд психолога" заявил о том, что не видит внутреннего противоречия между принципами православной психологии (такими, как служение другому, уход от своей волн и доверие воле Божией и др.) и современной западной психотерапией. М.Л. Дворецкая (Санкт-Петербург) предложила программу курса "Святоотеческая психология" для психологов и педагогов, в которой определяются ее предмет, основные категории и метод, ее педагогические и социальные аспекты, а также прослеживается история развития учения святых отцов Церкви в соотнесении с научным анализом психики человека. Священник Владимир Елисеев (Москва) указал на сложности соотношения академической психологии и святоотеческого учения о душе и спасении человека. По его мнению, необходимы разработка единого категориального аппарата, создание словаря терминов и формулировка гносеологических принципов, символизма внутреннего состояния сознания, психоморфологии человека как единства духа, души и тела, психологии совершенствования личности и др.

* В докладе "Социальная психология детства в свете Православия" В.В. Абраменкова (Москва) показала, что в святоотеческом наследии ребенок рассматривался вне сферы понятия "человек" и находился на периферии обсуждения, выступая лишь объектом педагогических воздействий и духовного воспитания. Она предложила в рамках новой предметной области - социальной Психологии детства - рассматривать кроме прочих и сущностное пространство отношений ребенка с Творцом, которое образуется в силу особой мифологичности детского сознания, его веры в сверхъестественное. Духовность ребенка, по мнению В.В. Абраменковой, есть составная часть детской субкультуры, ее вертикальное измерение, отношений ребенка с миром, которые эксплицированы в детском творчестве и фольклоре (играх, рисунках, стихах, песенках, детских молитвах). На примере экспериментального изучения сострадания/сорадования в детских группах она продемонстрировала, что феноменология отношений к другим людям не может быть понята лишь из естественно-научной или житейской логики без учета нравственно-духовной природы ребенка.

* Священник Вадим Леонов (Москва) говорил о границах психологического исследования, обозначенных им как область рассмотрения и область воздействия в психологии, и мере ответственности науки за искажения представлений о человеке и за "снижение" его образа. В.М. Снетков (Санкт-Петербург) представил в своем докладе модель совершенного человека как образец для его воспитания и развития, основываясь на святоотеческом учении и достижениях современной науки.

* Проблемы практической психологии, психотерапии и пастырского душепопечения нашли свое отражение в ряде докладов. Трудностями и успехами своей работы в области пастырской психологии и психотерапии как направлении пастырского богословия поделился игумен Евмений (Перестысь), а с критикой данного направления выступил Н.А. Лайша (Беларусь), предупреждая о недопустимости непрофессиональной деятельности в области психотерапии и о возможных искажениях православного учения при применении метода нейролингвистического программирования. О практике профконсультирования и о личности консультанта-психолога говорила Е.Ф. Шубина (Москва), обращая внимание на тесную связь выбора профессии с нравственно-духовными проблемами личности. И.Н. Мошкова (Москва) рассказала об опыте психологической помощи семье как новому виду социального служения Церкви в рамках работы Православного центра "Живоносный Источник", изложив этапы деятельности психолога-консультанта в процессе духовно-психологической поддержки всем, кто попал в кризисные ситуации.

* Л.Ф. Шеховцева (Санкт-Петербург) говорила о проблеме личности в психологической и богословской литературе, показав, что, как ни парадоксально, представления о личности в советской психологии оказались близки к богословскому определению личности как надприродному феномену, за исключением признания того, что личность в христианском богословии представлена как духовно-нравственное существо, которое знает, что такое благо, обладает даром видения себя, способно оценить себя сквозь призму блага. Она подчеркнула, что понятия личности в современной психологии и христианской антропологии совпадают в точке пересечения нравственной сферы, но в психологии нравственность - это вершина личности, проявление ее зрелости, а в богословском понимании личность - это ипостась всего человека, сущность его проявления.

* Рассмотрев теорию К. Юнга с позиции святоотеческого учения, М.Ю. Медведев (Пермь) выразил мнение, что "глубинная психология" по своим концептуальным основаниям и методам реализации - в духовном смысле - носит последовательный антихристианский оккультный характер и может быть определена как своего рода психотеология и психорелигия языческого типа, несомненно, несущая опасность духовно-нравственному здоровью личности. О феноменологии, лежащей на стыке христианской антропологии и психологии, говорили Е. Гессен (США) - о психологии прощения и Д. Юревич (Санкт-Петербург) - о понятии любви в библейской антропологии. Оба докладчика отметили существенное расхождение между пониманием этих явлений в христианском сознании и современной науке.

* Подводя итоги работы секции, протоиерей Владимир Цветков (Санкт-Петербург) высказал мнение, что православная психология как наука невозможна, а возможно построение православного мировоззрения конкретных ученых, то есть воцерковление самой психологии. Он провел сравнительный анализ христианской и светской психологии и антропологии, подчеркнув, что подлинная психология как наука о душе человека познается метафизически, не естественно-научным путем.

* Завершил работу секции "круглый стол", на котором были рассмотрены следующие проблемы и вопросы:
- взаимоотношения христианской антропологии и современной психологии (академической, классической психологии и психотерапии);
- возможность и необходимость возникновения "православной психологии" как междисциплинарной области знания, ее содержание, название;
- в какой мере христианин может прибегать к знаниям психологии и пользоваться услугами психотерапевта? Что из духовного наследия Церкви необходимо для психолога?
- каким образом возможно "воцерковление" практической психологии?

* Участники "круглого стола" говорили об особой ответственности психологии как науки и практики воздействия на сознание человека и психологов, вольно или невольно осуществляющих это воздействие. Готова ли психология и психотерапия стать "душеводительством", взяв на себя бремя человеческих тягот и страданий, отвечая на, вопросы о сущности бытия и тайных движений души. В результате обмена информацией было сформулировано общее мнение выступающих о том, что основанием для создания такой психологии должна стать не столько классическая академическая наука, сколько христианская антропология, требующая самого серьезного освоения профессиональными психологами.

* Было высказано общее мнение участников конференции, что практическая психология, понимаемая как "душелечение", также нуждается в просвещении христианской антропологией, в которой человек представлен целостно в его телесно-душевно-духовном единстве.

* В дискуссии было отмечено, что за последние 10 лет число психологов в России увеличилось в несколько десятков раз, кроме того, существует неучтенное число недипломированных психологов "от себя". В августе 1999 года в Госдуме собрался оргкомитет Всероссийского съезда по паранормальным явлениям, где говорилось, что в стране действует более полумиллиона экстрасенсов и колдунов, зачастую именующих себя психологами и психотерапевтами. В месяц они "обрабатывают" до 50 млн. человек - взрослых и детей. Вера в способности "целителей" у народа велика, и основана она на традиционном уважении к науке. Эта оккультная демоническая сила, рядясь в психологические одежды, представляет огромную опасность и для личности, и для государства. Участники обсуждения высказали свое негативное отношение к участию практической психологии в обеспечении деятельности Российской ассоциации планирования семьи (РАПС), так называемого планирования семьи, валеологии, сексуального просвещения детей и молодежи, а также различных видов оккультизма, магии и колдовства.

* Было высказано предложение реинтерпретировать, переосмыслить классические учения психологии, такие как фрейдизм, юнгианство и другие, которые внесли свою неоспоримую лепту в "нарастающее безумие современной цивилизации", а также провести экспертизу методов практической психологии с точки зрения их манипулятивности и нравственно-духовных трансформаций сознания.
© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz