О любви. Диакон Андрей Кураев.

на главную: сайт психолога,
психология любви
консультации психолога статьи о психологии любви православие о любви
В последние века считается, что муза должна тебя посетить, а ты должен открыться ей, и что-то через тебя скажется. Но под видом музы может все, что угодно, в тебя попасть. Мы знаем слишком много случаев, когда люди талантливые кончали очень страшно. Самоубийства, наркотики... Бывало и так, что тем, кто окружали "избранников музы", жилось очень плохо. Кошмаром была жизнь для семей Льва Толстого и Осипа Мандельштама... "Вдохновение" не всегда несет с собой добро. Суть христианского принципа трезвости и целомудрия в том, чтобы ты не был игрушкой в руках посетившего тебя духа.

* Что такое целомудрие? Это цельность человека, цельность мудрости. В этом фундаментальное отличие христианской психологии от йоговской, восточной. Восточное сознание предлагает: раскрой свою душу, убери свою личность, излишнюю рефлексию, самоконтроль, слейся с космосом, слейся с миром. Энергии космоса пусть пронзают тебя, а ты не мешай. Эта распахнутость может быть принята только в одном случае. Если стать пантеистом, то есть уверить себя, что в мире есть только одна энергия, которая находится по ту сторону от добра и зла. И с чем бы ты ни встретился - это все равно будет Оно. И в добре и в зле - Оно. И в жизни и в смерти, и в боге и в демоне - Оно, Единое...

- Отец Андрей, расскажите, пожалуйста, о самом страшном грехе - об убийстве любви.

* Я думаю, что убийство любви прежде всего происходит через гордыню и осуждение. Вообще, православная Церковь не очень охотно употребляет слово “любовь”, чтобы оно не затиралось. Бывает тошно читать западных проповедников, которые пользуются словом “любовь” слишком часто. Православная традиция более целомудрена. Скажем, в классической монашеской книге “Лестница" преподобного Иоанна Лествечника” перечислено тридцать степеней восхождения в Царство Божие. Последняя из них называется “любовь”. Начинается она с фразы: "Тот, кто дерзает говорить о любви, дерзает говорить о Боге”.

* Если же мы говорим о том, как Церковь помогает человеку оказаться посещенным любовью или устоять в любви, то она учит избегать грехов превознесения и осуждения. Чтобы избежать превознесения, нужно поставить себя в перспективу вертикали по отношению к Богу. "Кто ты, судящий чужого раба, перед лицом Бога?” - вопрошал апостол. Вот еще старая история (из "Древнего Патерика"): приходит к старцу человек и спрашивает: "Что означает быть смиренным? - Старец говорит: Скажи, пожалуйста, у себя в деревне ты кем себя почитаешь? - Я - первый человек, самый богатый, знатный, уважаемый. - А если ты поедешь в уездный центр, ты кем там будешь? - Там я буду одним из самых уважаемых горожан. - А если ты поедешь в губернский центр, кем ты там будешь? - Тоже одним из уважаемых горожан. - А если поедешь в столицу? - Наверное, я буду себя ощущать плебеем. - А если зайдешь в царский дворец? - Там я буду ощущать себя ничтожнейшим из слуг. - Так как же ты должен ощущать себя перед лицом Бога, Царя царей? А перед Его лицом мы ходим всегда". Поэтому если ты помнишь о Боге, ты не будешь уже превозноситься. Поверь, перед Богом ты и тот, кого ты ставишь ниже под собой, равны. А в замысле Божьем, может быть, той душе еще больше предназначено, чем тебе.

- Отец Андрей, зачем Богу человек?

* А ни зачем. Это чистый Дар. Это мы привыкли мыслить в рамках контрактно-выгодных отношений. Не для Себя Бог нуждается в нас, а для нас. Он создал нас во времени с целью подарить нам Свою Вечность. И он дал нам свободу, чтобы этот Дар мы смогли принять свободно. Бог не хочет усвоить нас Себе, но подарить Себя нам. Это и называется любовью. Бог отпустил нас от Себя в надежде, что мы вернемся.
Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz