Терапия с помощью танцев и движений

Танцедвигательная психотерапия, один из общепризнанных методов в психологии. Терапия с помощью танцев и движений, танцедвигательная терапия, одно из направлений телесноориентированной терапии, основывается на синтезе восточных гимнастик, современных методов работы с телом и извечной потребности человека танцевать и выражать себя посредством танца.

Навигация по сайту:

на главную: сайт психолога,
психология любви


Как получить консультацию психолога

православие о любви

статьи о психологии любви

краткие высказывания мыслителей о любви

Психологические причины болезней

Самые популярные статьи на сайте
Основные принципы танце-двигательной терапии.
* Корни танце-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных.
* В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Например, индийский танец, в котором мельчайшее движение тела может многое рассказать. Изучая историю культуры, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.
* Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце-двигательная терапия. На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх, 1942; Г.Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью.
* В 50-е - 60-е годы стали использовать танец в качестве терапевтического мероприятия для лечения эмоциональных расстройств. Общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия.
* Большое влияние на развитие танце-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как - позволим себе встать на точку зрения души - душа ничего не может значить без тела..." К.Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для катарсического освобождения и анализа. "Душа и тело - не отдельные сущности, а одна и та же жизнь".
* На развитие танце-двигательной терапии повлияла психоаналитическая теория, в частности, взгляды Вильгельма Райха на характер человека как защитный панцирь, сдерживающий инстинктивные сексуальные или агрессивные проявления человека. Райх полагал, что каждое проявление характера имеет соответствующую ему физическую позу, и, что характер индивидуума выражается в его теле в виде мышечной ригидности и зажимов. По Райху, человек, освободившись с помощью специальных физических упражнений от мышечного панциря, познает свое тело, осознает свои внутренние побуждения и принимает их. Это ведет к развитию в человеке способности к саморегуляции и гармоничной жизни в соответствии с его глубинными стремлениями и чувствами, иначе говоря, к физическому и психологическому росту.
* Своей теорией В.Райх положил начало многим ныне известным системам, ориентированным на работу с телом с целью улучшения психологического и физического функционирования, таким как: биоэнергетика А. Лоуена; структурная интеграция Иды Рольф (рольфинг) - система, стремящаяся вернуть телу правильное положение и линии, восстановить мышечное равновесие и гибкость; техника Ф.Матиаса Александера, раскрывающая вредные привычки в держании и движениях тела, которые влияют на умственное, физическое и эмоциональное состояние человека, основанная на идее о том, что предпосылкой свободных и естественных движений является естественное вытягивание позвоночника вверх, освобождение от привычных напряжений; метод Фельденкрайза, "сознавание" своих движений и тела, предназначенное для восстановления естественной грации свободы движений, восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые испорчены негативными привычками, напряжениями; система чувственного сознавания Шарлотты Селвер и Чарльза Брукча, направленная на изучение целостного функционирования человека в мире, личной экологии тела и чувств, фокусировка на обучении отличать собственные чувства и ощущения от культурно и социально привитых образов.
* Совершенствование движений - лучший способ совершенствования. Почему? Есть следующие основания:
1. Нервная система занята преимущественно движением.
2. Качество движения легко различимо.
3. Опыт движения наиболее богат.
4. Способность к движению существенна для самооценки.
5. Всякая мышечная деятельность - это движение.
6. Движения отражают состояния нервной системы.
7. Движение - основа сознания.
8. Дыхание - это движение.
9. Основа привычки - движение.

* Так как в головном мозге моторная часть коры близко расположена к тем структурам, которые отвечают за мышление и чувствование, и существует процесс диффузии, то значительные изменения в моторной коре дают параллельные изменения в мышлении и чувствовании.
* Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В танце-двигательной терапии учат относиться к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя, свои движения и развивается по собственному пути. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
* Джоан Смолвуд, юнгианский аналитик и танце-терапевт, ученица Мери Уайтхаус и Труди Шуп, выделила три компонента терапевтического процесса:
1. Осознание (частей тела, дыхания, чувств, образов, невербальных двойных сообщений, когда наблюдается диссонанс между вербальным и невербальным сообщением человека).
2. Увеличение выразительности движений (развитие гибкости, спонтанности, разнообразия элементов движения, включая факторы времени, пространства и силы движения, определение границ своего движения и их расширение).
3. Аутентичное движение (спонтанная, танце-двигательная импровизация, идущая от внутреннего ощущения, включающая в себя опыт переживаний и чувств и ведущая к интеграции личности). Аутентичное движение активизирует те части психики, которые К. Юнг описывал как части бессознательного, благодаря чему открываются невыраженные эмоции, которые были заблокированы в теле.

* Танце-двигательная терапия может служить мостом между миром сознания и бессознательного. С помощью танце-двигательной терапии пациент может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей аутентичности (умение быть самим собой) в контакте с другими.
* Раньше танце-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танце-двигательной терапии.
* Целями терапии являются: активизация тела для того, чтобы помочь пациенту обнаружить полностью напряжения и конфликты, развить больше возможностей тела для получения опыта чувства телесной интеграции и координации. Основывается на идее о том, что осознанный телесный опыт благоприятствует и углубляет самосознание, что наиболее прямое выражение особенностей индивидуальности возможно через тело, что физический опыт действия мышц выступает как быстрый путь познания и получения опыта о себе, развивает Я-концепцию и способствует повышению самооценки.
* В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танце-двигательная терапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций. Экман утверждает, что каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям.
* В результате танце-двигательной терапии большинство клиентов переживают более глубокий и богатый уровень общения, выражая чувства через движения тела. Клайн в своем исследовании об эмоциональной коммуникации указывал, что каждая эмоция имеет определенный психологический код и характерный мозговой, паттерн управляемый ЦНС и биологически скоординированный. Поэтому мы способны воспринимать и узнавать эмоциональные состояния других людей. Наши эмоциональные ответные реакции на других людей обычно исходят из наших интерпретаций телесных действий и реакций других, которые мы воспринимаем, узнаем и переживаем на кинестетическом уровне.
* Благодаря работе в группе по танце-двигательной терапии с проблемами доверия, осознания личностных границ, и другими личностными проблемами, а также с помощью обратной связи: вербальной и невербальной, устанавливаются благоприятные межличностные отношения.
* Современные культурологические исследования и исследования телесного опыта предполагают использование представлений психоанализа, феноменологического подхода, телесно-ориентированной терапии, психологии и психосоматической медицины. Грани между отдельными дисциплинами не являются более жесткими и носят открытый характер. Концепции танцедвигательной терапии, дополняемые теорией культуры, позволяют понять, "как социальная идентичность человека отражается в стиле его поведения и как использование им своего тела в танце раскрывает, усиливает или дополняет движения его тела вне танца, в том или ином историческом контексте".
* По мнению Эллиотта, четких границ "я" больше не существует; современное "я" характеризуется постоянно увеличивающейся восприимчивостью к иным позициям и "поразительной терпимостью" к противоречиям. Оно также совмещает в себе разные стили жизни, двигаясь между множеством различных фокусов значений. Альтернативные точки зрения делают идентичность менее фиксированной, разрушают стереотипы и бытие "в единственно возможном виде". Подвижность реакций и способность к постоянной адаптации к внешним изменениям и стрессам в значительной мере связаны с таким сознанием, которое характеризуется "физической и имажинативной алертностью".
* "Мы должны постоянно изобретать способы, с помощью которых можно было бы придавать форму тому, что мы ощущаем, и тому, что еще не нашло своего воплощения… Мы чувствуем и "знаем" на телесном уровне очень многое, задолго до того, как можем обозначить все это словами" (Туфнелл).
* Теория танцедвигательной терапии в значительной мере связана с понятием "неустойчивости" в смысле субъективности, языка, форм и репрезентаций. Каким же образом мы постигаем "органичность" нашего тела через непреднамеренные движения и изменение его ощущений? Теория танцедвигательной терапии позволяет понять то, что такое "привычные движения" и каким образом они связаны с неразрешенными в прошлом конфликтами. Когда человек "застревает" на определенных двигательных паттернах, повторяя одни и те же движения вновь и вновь, это препятствует его экспериментам с новыми движениями.
* Танцевальная импровизация предполагает эксперимент с движениями, которые имеют непривычный и неосознанный характер. Его результаты не запланированы и непредвиденны, что дает возможность для освобождения от жестких систем значений и привычных моделей поведения. Являясь выражением кинетической субъективности, танец дезорганизует регулярность, рутину и порядок.
* Постмодернистский акцент на изменяющейся идентичности и процессе движения позволяет исследовать ранее крайне слабо изученные феномены. Рассмотрение тела как "вместилища" потребностей, идеологий и языков позволяет использовать его в качестве инструмента "локализации" и "делокализации" идентичностей, исследования разных типов репрезентаций - не столько для определения "я" или достижения конкретных психотерапевтических целей, сколько для проживания сложной последовательности разных событий, запечатлеваемых в различных визуальных и телесных образах. "Гетерогенность" экспрессии, освобожденной от необходимости создавать какой-либо конкретный и единственный образ, повышает восприимчивость к скрытым аспектам символического языка, тем аспектам, которые связаны с телом и его жестами. "Иной взгляд на нашу жизнь… требует, прежде всего, освобождения от автоматизмов и привычных форм поведения - тех форм, поз и оценок, которые ее упорядочивают" (Туфнелл).
* Гендлин определяет осознание телесных ощущений как "особый вид сознания, который выходит за рамки возможностей логического мышления,… как вмещающий в себя последующие движения, в том числе те, которые еще не обрели своей формы".

Наша группа Вконтакте: "Психология любви"


© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

Реклама на сайте

Яндекс.Метрика