Чем страшно милосердие Божие? |
на главную | как я работаю | статьи о психологии любви | православие о психологии и любви | Мысли известных людей о любви |
|
Вечно нераскаянных грешников будет мучить огонь Божественной Любви, той любви, которую они отвергли, предпочитая жить по собственному произволуЕсли человек допускает, что его правда в силу его страстности и ограниченности может оказаться вопиющей неправдой - его ум и сердце готовы принять правду Божию* В Православии есть очень странные, на первый взгляд, положения догматического характера. Например, о милосердии и благости Божией. Бог безконечно милосерд и благ, и именно милосердием Своим страшен Бог. * Да возможно ли это? Милосерд - значит, простит; безконечно милосерд - значит, все простит. Но тогда выходит, что слова Священного Писания о будущих вечных муках сказаны в воспитательных целях, чтобы люди жил «поприличнее». Однако Евангелие утверждает: «Скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк.16. 17). Как понимать такое «несоответствие»? Дело в том, что для прощения человека недостаточно милосердия Божия, необходимо согласие самого человека. * И тоже вроде бы странно: Бог простит, а человек себя не простит. Каждый в серьезной ситуации, когда решается его вечная участь, всегда себя простит. Такие мысли рождаются в человеке от незнания себя. Потому Православная вера свое острие направляет на самопознание, на покаянное рассмотрение себя, при котором и обнаруживается совсем не простая человеческая сущность. * Одно из свойств греха состоит в том, что он всегда прячет внутреннего человека от внешнего. Грех разделил человека: поверхностное, внешнее - это одно; внутреннее, сущностное - совсем другое. Осложненные жизненные ситуации высвечивают того, внутреннего человека, и тогда во внешнем поведении появляется подчас неожиданное. * Вот почему Бог кого любит, того образовывает скорбями, чтобы человек познавал себя. Не познавший себя бывает жесток к себе самому, ибо в сложной ситуации обнаруживает свою неподготовленность к ней. Но покаянным опытом познано, что внутреннему человеку трудно отказаться от своих представлений, и чем он самолюбивее, тем труднее. * Гордому же это просто невозможно, это все равно, что отказаться от самого себя. А он любит себя, он закоснел в своих представлениях, он уже - самоистукан. Но однажды вдруг оказывается, что все совсем не так, как он привык понимать и ощущать… И тогда он скорее откажется от Бога, чем от себя. Для него Бог будет несправедлив, немилосерд, да если на то пошло, то Его и нет вовсе… * Гордый человек тем скорбен, что он устранил мысль о своей возможной неправоте. Его правота для него сверхочевидна, все другие представления ему кажутся ошибочными. Наглядный пример - евангельские фарисеи, которые сосредоточили внимание на явном нарушении закона Христом и не захотели увидеть перед собой Законодателя, хотя Он явил перед ними Свое Божественное достоинство. Вместо того, чтобы принести покаяние, они Его распяли. Какое странное поведение: видели перед собой Христа, Которого напряженно ждали столько столетий, в Нем было все их упование, в Нем был смысл существования еврейского народа… Но грех гордыни составил им свое представление о мессии, и когда реальный Христос оказался не таким, каким они Его представляли, они отказались не от своего представления, а от Сына Божия. И предали Христа мучительнейшей смерти, как бы прокляли Его. «Проклят перед Богом всякий повешенный на дереве» (Втор.21,23). * Во все века правда озлобляла неправых людей. Почему? Потому что правда есть правда, ее изменить нельзя. А себя изменять не хочется - значит, нужно правду уничтожить. Евангельские фарисеи - типичные представители гордого человечества, которые по мере возрастания гордости утрачивают способность к критическому мышлению. Фарисеи вчера и сегодня - это сердца, приученные ощущать только свою ценность и правоту. * «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю не умрет, то останется одно…» (Ин.12,24). Другими словами, если человек не откажется от себя, от своего, то он не сможет вместить Бога, Божьего, - и останется вне Бога, один, то есть погибнет, «…а если умрет, то принесет много плода» (Ин.12,24). Если человек допускает, что его правда в силу его страстности и ограниченности может оказаться вопиющей неправдой - его ум и сердце готовы принять правду Божию. В этом и есть смирение. Смирение - смерть ветхому человеку, полное недоверие себе и абсолютное доверие Богу, ибо Бог есть корень ума и Любовь самой любви. * В Священном Писании есть слова: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр.12,39), все достойное Он согревает, недостойное сжигает. Человек, сросшийся со своим грехом, сгорает вместе с ним. А человек, знающий об условности своих представлений, не «прилепляется» к ним сердцем, и потому в огне сгорает его неправда, а сам он остается: «сам спасается, но так, как бы из огня» (1Кор.3,15). Все - в смирении, все - в разумности и честности, все - в покаянии. Нет грехов, которые бы Бог не простил, ибо безконечно милосердие Божие. Но если человек не кается, грех не считает грехом, то и малый грех становится непреодолимым препятствием на его пути к Богу. Человек своей «правдой» восстает на Бога и потому не может услышать и вместить Его. * Мы должны отказаться от своих разумений. Что есть наша правда? Что есть наши мысли? «Как небо выше земли, так пути мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Исх.55,9). Но гордому человеку это сделать трудно, он будет искать аргументы, утверждающие его понятия. Потому, по переложенной на стихи мысли блж. Августина «воля наша - печь нам ада». * Чем же страшно милосердие Божие? Своей безпредельностью. «Вечно нераскаянных грешников будет мучить огонь Божественной Любви, той любви, которую они отвергли, предпочитая жить по собственному произволу», - писал прп. Максим Исповедник. * Протоиерей Иоанн Гончаров * Печатается по: «Православный Санкт-Петербург» - №3 (146) - март – 2004 |