Человек, культура, цивилизация, смысл жизни. Человек перед лицом окружающей действительности.

на главную как я работаю статьи о психологии любви православие о психологии и любви Мысли известных людей о любви



h
e
a
t
p
s
y


п
с
и
х
о
л
о
г
и
я

ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о

т
е
п
л
а

"Ибо тайна человеческого бытия не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить". Фёдор Михайлович Достоевский. "Братья Карамазовы".

И вижу - тайна бытия
Смертельна для чела земного,
И слово мчится вдоль нея
Как конь вдоль берега морского.

1. Человек.

Одной из основных, центральных тем в обсуждениях философов едва ли не всех исторических эпох остается загадка человеческого бытия. Особенно оживляются философствования на эту тему в кризисные периоды жизни общества, сопряженные с поисками «нового неба», с попытками человека заново определить свои отношения с природой, обществом себе подобных - в общем, когда приходит ясное осознание утраты прежних ценностей и необходимости заново определить свое место в мире и смысл своей жизни.
Человек - это природное, социальное и в то же время духовное существо, обладающее сложным внутренним миром с его сознательными и бессознательными процессами, памятью, волей, верой, знаниями, чувствами, существо мыслящее и переживающее, любящее и страдающее. Мир стремлений, мир любви и ненависти, надежд и разочарований - это внутренний духовный мир человека, с собственной логикой и законами. В сложной структуре человеческой личности качество духовности относится к наиболее трудно определяемому в традиционных строго научных понятиях. Человека можно назвать духовным лишь постольку, поскольку он в своем реальном поведении способен во имя высокой цели, идеи, ценности встать над повседневными интересами, выйти за пределы наличного бытия как созданного природой, так и людьми.
Диалектическая связь природного, социального и культурного в человеке делает его самой сложной системой из всех в окружающем его мире. Человек не принадлежит целиком ни природе, ни обществу, ни культуре и не является их простой суммой: взаимодействие, взаимовлияние, взаимоопосредование природы, общества и культуры рождают в нем новые качества.

Смысл жизни.

Человеческая жизнь по самой своей природе должна быть чему-то посвящена - славному делу или скромному, блестящей или будничной судьбе. Наше бытие подчинено удивительному, но неумолимому условию. С одной стороны, человек живет собою и для себя. С другой стороны, если он не направит жизнь на служение какому-то общему делу, то она будет скомкана, потеряет цельность, напряженность и „форму“. Мы видим сейчас, как многие заблудились в собственном лабиринте, потому что им нечему себя посвятить. Все заповеди, все приказы потеряли силу... Жизнь, посвященная самой себе, потеряла себя, стала пустой, бесцельной. Проходя через такие кризисы, человек вынужден переосмысливать своё отношение к жизни, миру, окружающим. И через некоторое время мучительных поисков человек двигается дальше, обретя новые ориентиры, поставив перед собой другие задачи, изменив своё видение реальности и отношение к ней.
Сопричастность и единство с живущими, с историей и будущим, сопричастность со всей человеческой культурой и миром - в этом отношении человек становится звеном в ряду бесконечности. Переживая состояния, развертывающиеся как насущная внутриличностная смысловая реальность, человек разрывает узкие рамки индивидуального бытия, при всем осознании своей очевидной смертности обретает почву и смысл, неуничтожимые смертью.

2. Культура.

В ходе исторического развития были созданы культурные ценности, многообразные как по форме, так и по содержанию. Передаваясь из поколения в поколение, они накапливались, переосмысливались человечеством. Культурные ценности и духовные богатства, запечатленные в произведениях искусства, науки и творчества, могут порождать живой непосредственный отклик в душах людей. Все эти плоды развития человеческой цивилизации включены в сложную систему, объединенную общим понятием "культура".
Однако, единства в понимании того, что такое культура, у ученых нет. Одни видят в культуре совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Другие подразумевают только духовную жизнь общества. Третьи рассматривают культуру как универсальный посредник между людьми.
В центре культуры стоит человек, находящийся в тесной связи с внешним миром, природой, где он живет, с обществом, в котором он действует и реализует себя как личность, и той духовной средой, которая его питает и которую он, в свою очередь, творит.
Культура предстает перед нами как часть общеисторического процесса. И в рамках этого процесса в культуре можно наметить ряд сменяющих друг друга этапов или параллельных линий её развития. Причем наиболее полно каждая культура познается в той цивилизации, в рамках которой происходит ее развитие.

3. Цивилизация.

Цивилизация - это сложный многогранный организм. Её основу составляют различные формы общественного багатства, представленного многообразием жизнедеятельности общества в самых различных формах, так или иначе связанных с материальной и духовной культурой. История человечества знает множество различных типов цивилизации. Большинство из них характеризуется историками как традиционные общества. Таковыми были общества Древнего Китая и Древней Индии, Вавилон и Древний Египет, государства мусульманского Востока, цивилизация майя и др. К традиционным относятся и некоторые общества вступающих на путь индустриального развития. Самобытность каждого из них тем не менее не исключала общие характеристики. К ним можно отнести медленные изменения в сфере производства, воспроизводство в неизменном виде сложившихся веками социальных структур, стабильность жизненного уклада, культурных традиций и этических норм, аккумулирующих опыт предков, господство в духовной сфере религиозно-мифологических представлений и канонизированных положений. Общество с таким социальным генотипом обладало удивительной прочностью и стабильностью.
Культура, созданная в каждой отдельной цивилизации, является попыткой ответов, в той или иной степени удачных, на запросы и потребности общества в конкретных исторических условиях. Сердцевиной культуры, определяющей формы ее проявления, неизбежно выступает мировоззрение - обобщенная система взглядов человека на мир в целом и на свое место в мире.
Любая перестройка системы того или другого типа требует совершения работы, т.е. затрат энергии. Разумеется, эта энергия не является ни электромагнитной, ни гравитационной, ни тепловой, ни только механической. Расцвет культуры, развитие цивилизации обуславливаются действием этой потенциальной энергии, заложенной в замысле Творца о человечестве. Вспышки энергии затухают вследствие сопротивления окружающей среды. У знаменитого историка Льва Гумилева эта сила названа пассионарностью. Вот что он пишет в своей книге "Этногенез и биосфера Земли":
"Пассионарность - это способность и стремление к изменению окружения, или, переводя на язык физики, - к нарушению инерции агрегатного состояния среды. Импульс пассионарности бывает столь силен, что носители этого признака - пассионарии, не могут заставить себя рассчитать последствия своих поступков. Это очень важное обстоятельство, указывающее, что пассионарность - атрибут не сознания, а подсознания... Степени пассионарности различны, но для того, чтобы она имела видимые и фиксируемые историей проявления, необходимо, чтобы пассионариев было много, т.е. это признак не только индивидуальный, но и популяционный."

4.Современность.

Осознавая необходимость сохранения разнообразия мира и в то же время интеграции его в общий процесс развития цивилизации, человечество не имеет другого пути решения этого противоречия, как диалог культур с их собственным социальным и историческим опытом, традициями, обычаями, нормами поведения и ценностными ориентациями. Взаимодействие культур - залог их сохранения и дальнейшего развития. Толерантность, уважение к достижениям различных культур нуждаются в выработке стратегии воспитания, где возрастает роль консенсуса, согласия при решении конфликтных проблем, ибо локальные конфликты чреваты перерастанием в конфликты мировые, глобальные. Формирование идеалов ненасилия и приоритетов общечеловеческих ценностей в качестве основной стратегии социальной жизни - парадигма выживания человечества.
Руководствуясь принципами гуманизма, поставив себе на службу все достижения культуры, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации, человечество сумеет преодолеть опасности, грозящие ему глобальной катастрофой. Среди этих опасностей есть та, о которой предупреждал в свое время академик В.А.Энгельгардт: «Мы стоим перед несомненной угрозой - как бы за общим рассмотрением глобальных проблем человечества, касающихся широких масс населения, вплоть до всего человечества в целом, не позабыть об одном, но в конечном счете самом важном. Что является этим „одним“? Это один человек, его личность, индивидуум. О нем мы должны постоянно помнить».
Глобальный гуманизм, не отрицающий правомерность всех существующих верований, национальных традиций, обычаев, сложившихся миропониманий и т. п., выдвигает на первое место в качестве высшей ценности ценность человека, его право на жизнь, свободу, развитие и проявление своих способностей, рассматривает благо человека как критерий оценки качества жизни, прогрессивности общественного устройства и прогресса в целом.
Становление основ гуманистического постиндустриального общества выдвигает на передний план весь комплекс наук о человеке, в том числе исследования в области психологии, социальной и культурной антропологии, а также философии человека в целом, призванных помочь человечеству выработать новую систему глобальных и национальных приоритетов и дать достойный ответ на вызов истории.

Поиск по сайту

Выбор психолога

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz