Капитуляция перед лидером? Избавление от иллюзий.

Отрывки из книги "Маски авторитарности. Очерки о гуру", Джоэл Крамер и Диана Олстед.
Избавление от иллюзий — это именно освобождение от фальшивых идеалов, эмоций и ожиданий, порождаемых иллюзией. Лишь освободившись ото всего этого, человек может открыться настоящей, не иллюзорной любви.
на главную: сайт психолога,
психология любви
консультации психолога статьи о психологии любви православие о любви
Приведены отрывки из очень объемной книги, главная мысль которой в том, что многое зависит от нас самих и не надо перекладывать ни на кого ответственность и ждать от внешних авторитетов готовых решений. А попытки безоговорочно следовать учению какого-либо авторитета или наставника не приносят пользы, и самому носителю авторитета в том числе.
Под авторитаризмом, который привычно ассоциируется с политикой, социальными структурами или же с личностями отдельных диктаторов, скрывается авторитаризм более глубокий, всепроникающий и тщательно завуалированный. Он глубоко укоренен в нашей культуре, религии, морали, в общественных ценностях и семейных отношениях. Вся психика человека насквозь пропитана ядом авторитарности, что оказывает сильнейшее воздействие на нашу повседневную жизнь.


Истинное лицо авторитарного контроля

* Неотъемлемой частью любой авторитарной структуры является подчинение авторитету, почитание его, послушание, отказ от собственных суждений в угоду диктуемым сверху, — одним словом, все, что мы называем здесь капитуляцией. Капитуляция перед идейным лидером рождает ощущение близости и единения со всеми, кто разделяет ту же веру. В обычном мире, где отношения строятся на ненадежной основе хрупких и меняющихся жизненных ценностей или совместно испытываемых удовольствий, многие чувствуют себя одинокими и заброшенными. Приобщение к коллективу единомышленников и отождествление себя с ним уничтожает барьеры, которыми личность отгораживается от враждебного или не понимающего ее внешнего мира. Привнесение в жизнь цели, смысла и надежды обогащает ее эмоциональное содержание. Неудивительно, что люди, примкнувшие к единоверцам, восхищаются тем, насколько лучше, духовно богаче стала их жизнь. Однако эта быстро возникающая однонаправленная связь основана исключительно на общей идеологии. Стоит человеку покинуть единомышленников, и она исчезнет столь же молниеносно, как и возникла.

* Таким образом, капитуляция — это некое обязательное условие возникновения связи между учеником и гуру. Роль ученика позволяет максимальным образом приблизиться (в реальности, а не путем умозрительных построений) к особым ощущениям, обычно испытываемым в раннем детстве, к тому свободному от противоречий состоянию чистоты и невинности, которого всем нам так не хватает. Возможно, самым важным является чувство, что ты снова полностью защищен и окружен заботой. Это ощущение в какой-то степени возникает у любого подчиненного, но в случае полной капитуляции перед гуру достигает максимума. Поскольку гуру обещает своим последователям в случае полного повиновения особую защиту, им начинает казаться, что они находятся под покровительством самого Бога.

* Акт капитуляции, сам по себе, подразумевает отказ от собственного "эго" (или, по крайней мере, ограничение его до минимума), что считается показателем духовного прогресса. Капитуляция перед авторитетом, который берет на себя все функции управления и власти, является, по большому счету, самым быстрым и верным способом почувствовать себя добродетельным. Стоит подчиниться заранее составленной программе, как все сомнения и противоречия вмиг улетучатся и наступит желанное душевное облегчение. Подчинение может выглядеть бескорыстным, однако это лишь видимость. Воспитывая ребенка, родители заставляют его выполнять, по сути, их волю, а не делать то, что хотелось бы самому ребенку. За послушание детей хвалят, а непокорных осуждают, часто называя эгоистами. Давно проверенным и надежным педагогическим приемом является так называемый метод кнута и пряника. Возможно, в педагогике без этого не обойтись. Однако между воспитанием, главная цель которого — упрочить родительский авторитет, и воспитанием, нацеленным на развитие в детях уверенности в собственных силах, лежит пропасть. Мы уверены, что дети, которых научили доверять себе, став взрослыми, будут гораздо менее склонны к слепому подчинению. Неважно, что, последовав за авторитетом, человек вначале чувствует себя лучше, зато впоследствии все, что подрывает доверие к себе, будет мешать ему стать взрослым.

* В процессе капитуляции человек привязывается к тому психоэмоциональному состоянию, которое с ее помощью обретает, а не к конкретному гуру, которого ему никогда не бывает суждено узнать как человека. Падение авторитета гуру (или даже возникающие сомнения) означает возврат к прежним противоречиям, заблуждениям и бессмыслице. Подспудно сказывается и чувство сожаления о возможной при подобной ситуации невосполнимой утрате физической и эмоциональной энергии, отданной гуру в процессе капитуляции во имя спасения своей души. Не удивительно поэтому, что человек будет всячески стараться закрыть глаза на противоречия и недостатки в поведении гуру во имя сохранения собственного мира и спокойствия. Именно этим можно объяснить то, что человек, находящийся в авторитарном подчинении, будет всячески отрицать это, а для своего гуру будет всегда готов придумать бесчисленное множество оправданий, чтобы доказать его святость на фоне бесчинств других. Так что нет ничего необычного в том, что человек, находясь в авторитарных отношениях, даже не ведает об этом. В самом деле, такое знание может помешать капитуляции. Чтобы научиться распознавать в любых отношениях авторитарность, достаточно хорошенько ознакомиться со следующими характерными ее установками:
Нельзя отклоняться от линии группы. Каждый, чьи действия или чувства противоречат общепринятой позиции, считается ошибающимся или вредным.
Все, что делает вождь, считается совершенным и истинным, не терпящим никакой критики и порицаний.
Все, кто не с нами, те против нас.
Вверху лучше знают, что лучше.
Указания свыше не обсуждаются, а исполняются.

* Страх наказания за инакомыслие в корне подавляет все возможные сомнения и колебания. Извечный вопрос самопознания "что есть Я?" стимулирует в человеке процесс самоанализа и самоуглубления, позволяющий сконцентрироваться на характерных признаках личности, этимология которых уходит в далекое прошлое. По сути своей, духовная капитуляция подразумевает освобождение от прежних ограниченных представлений о самом себе и о своих возможностях. В этом внутреннем исследовании индивидуум приходит к осознанию себя как части окружающего мира. Капитуляция же перед человеком, пусть даже и лучшим, но также являющимся частью этого окружения, извращает настоящую красоту и смысл капитуляции. Капитуляция же перед тем, кто олицетворяет путь к спасению, приводит к тому, что люди остаются зависимыми, инфантильными, живущими заимствованными идеями. С другой стороны, осознанная капитуляция подразумевает понимание своего непосредственного участия в сложнейшем динамическом процессе как в качестве автора, так и исполнителя. Такой дуализм позволяет, с одной стороны, быть хозяином своей судьбы, а с другой — капитулировать перед неизбежностью. При этом человеку не приходится отказываться от собственной личности или власти.

* Единственным способом обеспечения полноценной деятельности всякой живой системы является создание свободной двусторонней информативной связи как внутри нее, так и с ее окружением. Это особенно важно для социальных структур, где наиболее пышно процветают субъективизм и эгоцентризм, с которыми приходится постоянно вести борьбу. Авторитарные структуры всячески стараются разрушить систему обратной связи, прерывая поток необходимой информации, как, например, в случае взаимоотношений гуру-ученик. Достижение же хотя бы частичной объективности возможно только посредством открытого интеллекта, живо реагирующего на любые изменения информационного поля.

* Следует отказаться от того, чтобы отождествлять с духовностью те эмоции и страсти, которые возникают на основе капитуляции перед лидером. Наше выживание как вида зависит от взрослых, трезво смотрящих в будущее людей, способных сбросить оковы старых авторитетов и старых традиций и создать новые формы взаимоотношений как друг с другом, так и с планетой, на которой мы живем. Для этого мы должны использовать все, что имеем: наше тело, наши чувства, наш ум, всю поступающую к нам информацию. Слепая капитуляция перед авторитетом порождает лишь иллюзию надежности, а такое поведение человечество позволить себе больше не может.

* Уже само по себе то, что столь многие группы со столь радикально различающимися вероучениями способны использовать единый прием, означает, что капитуляция перед каким-либо лидером или идеологией может мгновенно вызывать сильные чувства и приводить к полному перерождению личности. Ощущение обновления часто сопровождается полнейшим отказом от прежних моральных установок. Сила переживаний, испытываемых при обращении, заложена в психологическом переходе от запутанности к определенности. Затем возникает потребность поддерживать и защищать новые убеждения, не давая исчезнуть приятному чувству обретенной правоты.

* Цена, которую за это приходится платить, — уступка одной из старейших форм авторитарного контроля над сознанием. Ее сила такова, что люди нередко готовы защищать святость авторитета даже ценой своей жизни. В этом случае перерожденный человек в конце концов отгораживается ото всего, что не согласуется с его новым, жестко очерченным мировоззрением. Он способен раскрыться только внутри своей группы, тогда как сама группа закрыта для посторонних. В итоге он чувствует себя комфортно только с теми, кто либо уже находится внутри системы, либо открыт для обращения в ту же веру.

* Любой конфликт учеников с гуру трактуется как их отказ склониться перед высшей истиной, как негативное проявление их прежнего "я" или как нежелание порвать со старыми привязанностями. Поскольку вначале подчинение вызывает лишь положительные эмоции, это обстоятельство используется для мощного психологического давления. Ведь если люди начинают ощущать себя более достойными и открытыми, то они ошибочно делают вывод, что все способствующее этому также должно быть истинным и благим. Так "ощущение себя хорошим" и раскрытие границ своей личности ошибочно приравнивается к истине. И наоборот, все, что противоречит установкам гуру, получает клеймо "негативного", и любая информация, не согласующаяся с принятыми убеждениями, отторгается и преследуется. Такой прием успешно противостоит возникновению любых нежелательных эмоций в качестве ответной реакции на то, с чем трудно смириться.

* Люди, власть которых основывается на подчинении окружающих, используют богатый набор приемов, позволяющих им отвергать и подавлять все, что ставит под сомнение или оспаривает их статус, поведение или убеждения. Они высмеивают или пытаются запутать людей, которые задают провокационные вопросы. Их излюбленный прием, простой, но безотказный, сводится к тому, чтобы просто-напросто "отфутболить" спрашивающего, попытавшись продемонстрировать окружающим его глупость или некомпетентность.

* Еще одна из уловок, весьма эффективных и успешно используемых в обиходе любым гуру, заключается в том, что любые трудности и проблемы объявляются посланными специально для того, чтобы "испытать веру" его сподвижников. Умение с достоинством преодолевать все препятствия свойственно лишь истинно верующим. Чем труднее испытание, тем большее удовлетворение получает его преодолевший. При этом сам гуру подвергается наиболее трудным испытаниям и искушениям, а посему любой его эксцентричный и экстравагантный поступок может быть оправдан. Стоит отказаться от здравого смысла, и логически опровергнуть истинность любого утверждения уже невозможно. Вот почему даже самые высокообразованные интеллектуалы, попав в "сети" идеологии, готовы поверить во все, что угодно, сделать все, что угодно, и оправдать все, что угодно.

* Знание того, чего другие люди не знают, но очень хотят узнать, автоматически определяет господство гуру. Люди, не верящие себе, ищут того, кому бы они могли полностью довериться. В результате власть захватывают те, кто выдвигает идею, четко выражающую то, что все хотят услышать. Кроме того, чтобы собрать последователей, необходимо уметь управлять человеческими притязаниями и заблуждениями и пообещать осуществление всех их желаний.

* Еще одной уловкой, непременно используемой в рамках идеологии Единства, является придание отрешенности от всего мирского статуса величайшей ценности. Проще говоря, всякая привязанность к индивидуальному, к тому, что выпадает из общей концепции Единого как некой объективной реальности, является проявлением субъективизма, а значит, препятствует достижению просветления. Эта концепция побуждает людей отдавать все, чем они владеют, в том числе и самих себя, своему духовному учителю, поскольку, любые привязанности внутри материального мира препятствуют достижению просветленности. Проповедь отречения и самопожертвования авторитарна по определению — ведь именно авторитет диктует, от чего следует отречься. Отречение от имущества, связей и даже от самого себя может вначале улучшить его самочувствие, потому что со всем этим часто связаны весьма болезненные проблемы.


Атака на разум.

* Чтобы поддерживать контроль над сознанием, необходимо подорвать доверие человека к себе. Для этого все, что способствует формированию и укреплению веры человека в собственные силы, вероломным образом разрушается. Вера в себя базируется на использовании в качестве обратной связи личного, непосредственного жизненного опыта, а также на формировании ментальных и перцепционных инструментов и схем для обработки, интеграции и оценки связи человека с внешним и с внутренними миром.

* Обычно предполагается, что природа духовности не только в корне отлична от повседневной жизни, но и что это вообще вещи несопоставимые. Из этого делается вывод, что способы определения истинности или осмысленности утверждений, проистекающих из жизненного опыта, неприменимы к так называемым высшим истинам, носителями которых служат гуру и религия. Это многовековое деление на духовное и мирское глубоко проникло во все сферы цивилизации. Мы считаем такой раскол трагедией, приводящей к широко распространенному у современных людей распаду психики. Внутренняя битва между предположительно высшей и низшей (хорошей и дурной) частями человеческого "я" часто приводит к психологическим конфликтам, поскольку люди утрачивают способность воспринимать себя как целостное человеческое существо.

* Мы никоим образом не отрицаем самой возможности трансцендентного опыта, недоступного восприятию разумом, и его важности. В действительности любой опыт по своей природе не вмещается в рамки тех понятий, с помощью которых люди пытаются его описать. Ведь невозможно с точностью передать ни смысл красного цвета, ни сущность того, что такое любовь. Верно также и то, что разум имеет пределы. Но несправедливо делать из этого вывод, что разум бесполезен или даже вреден, когда требуется свести все эти опыты воедино и извлечь из них общую сущность. Разум и здравый смысл можно назвать полезными инструментами, совершенно необходимыми при анализе и классификации явлений, и отвергать их чрезвычайно рискованно.

* В некоторых кругах стало модным порочить разум и превозносить чувства и интуицию, пытаясь с их помощью превозмочь сухость механистичной науки и линейного мышления. Но апелляция к чувствам или интуиции без разума свидетельствует о подходе столь же одностороннем и ограниченном, как и при использовании одного лишь разума. Ибо как ум бесплоден без сердца, так и сердце черство или хаотично без ума. Жить творчески — это искусство объединять чувство и понимание. Без разума легко стать "истинным верующим", принимающим те убеждения, которые порождают желаемые эмоции. Здесь если и используется мысль, то лишь для того, чтобы защитить убеждения путем сооружения неуязвимой, закрытой системы, непроницаемой для логики, неподобающих опытов и попыток прояснить противоречия.

* Разумность подразумевает способность реагировать на информацию — как внутреннюю, так и внешнюю — путем адекватных изменений. Вмешательство в этот процесс является одним из самых коварных и часто применяемых авторитарных приемов — отрицается или подвергается резким нападкам собственный житейский опыт последователей, а также их аналитические способности. Это позволяет лидеру манипулировать даже высокообразованными людьми, особенно если их образованность не принесла им удовлетворения.

* Наличие разума еще не гарантирует мудрости. Однако он является инструментом для обобщения опыта, из которого рождается вера человека в себя, а это не менее важно, чем мудрость. Когда же на критический разум навешивается ярлык бездуховности или когда его называют препятствием к постижению высшей истины, то создается впечатление, что нет другого пути, кроме как принять точку зрения или идеологию некоего высшего авторитета.


Восстановление подорванного доверия к себе.

* Многие из тех, кто, ранее примыкал к авторитарным группам, позднее лишаются каких бы то ни было иллюзий и заканчивают глубоким неверием в себя. Ведь для того, чтобы быть готовым капитулировать перед внешним авторитетом, необходимо изначально относиться к себе хотя бы с некоторым сомнением. Сюда включается неверие человека в то, что он мог бы получить "это" (чем бы оно ни являлось) самостоятельно. Как ни странно, те же люди обычно безоговорочно доверяют своей способности избрать именно тот авторитет, который, как они считают, может привести их к желаемой цели. Но, к сожалению, учитывая, сколь легко манипулировать страхом и человеческими страстями, эта способность, возможно, последнее, чему следует доверять.

* Чем больше человек поддается влиянию авторитарной структуры, тем труднее от нее освободиться, поскольку сама личность человека погружается в определенную среду — со всеми ее эмоциями, убеждениями, образами, мировоззрением, отношениями и т.д. В самом деле, группа с авторитетной фигурой во главе становится средоточием смысла жизни, самой сильной привязанностью и даже надеждой на будущее. Для тех, кто находится в кругу приближенных лидера или на верхних ступенях иерархической лестницы, "сорваться с крючка" еще сложнее. Ведь многие обретают здесь чувство избранности и большую власть, чем они достигали или могли достичь когда-либо самостоятельно. И каждый становится младшим авторитетом для тех, кто стоит ниже.

* Выход из группы, после того как человек какое-то время ей подчинялся, часто отбрасывает его назад, к смятению и проблемам, возможность избавиться от которых и делала группу поначалу столь привлекательной. Вдобавок, человека может охватить способное совершенно его парализовать сомнение в том, что он в силах найти выход из создавшегося положения. Его ощущение реальности становится хрупким, ибо многие вещи, в которые он прежде верил, теперь кажутся полной противоположностью тому, чем они для него были. То, что казалось истинным и благам, теперь видится ложным и исполненным зла. Казавшаяся безоговорочной любовь гуру на самом деле основывалась на желании безусловной власти, его бескорыстие было замаскированной эгоманией, его чистота была растленной. В сознании человека встают животрепещущие вопросы: "Как меня могло туда занести?", "Как я после этого могу доверять себе, решая, что истинно или полезно для меня?". Трудность расставания усугубляется столкновением с действительностью, которое на первых порах редко обходится без проблем. Напротив, оно, как правило, сопровождается смущением, гневом, смешанным с депрессией, и упреками самому себе.

* Многих людей удерживает в группах страх — не только страх возвращения к неопределенностям самостоятельной жизни, но и глубокий страх оказаться беспомощным и неспособным доверять собственным суждениям. Это наносит также удар по доверию к другим, ибо разочарование в основных убеждениях часто бывает чревато цинизмом. Таким образом, ставки на веру (или на неверие) в авторитет очень высоки. Страхи по поводу возвращения к жизни, которая может оказаться еще хуже, чем прежде, дают гуру большую власть над членами своей группы. Их страхи похожи на страхи наркомана перед возвращением к однообразной, скучной жизни, которую он пытался скрасить наркотиками. Зависимость от авторитарной группы вообще обнаруживает множество общих черт с наркоманией.

* Человек, все же сумевший покинуть такую группу, часто переживает не только кризис собственной личности, но и более широкий кризис, подразумевающий недоверие к глубочайшим эмоциям человека и к правильному восприятию себя, других и Вселенной. Кроме того, человек начинает сомневаться в том, насколько мудро поддаваться чувству любви. Хотя прежде знаком подлинности любви было то, что ее разделяют единомышленники, оказалось, что и этому нельзя более доверять. Мир экс-ученика перевернулся с ног на голову: то, что гуру и его последователи представляли как безоговорочную любовь, было призвано лишь упрочить их авторитет; к тому же оказалось, что бескорыстный гуру манипулирует людьми и грубо проявляет свою власть. Для людей, которые полностью покорились ему и прониклись к нему любовью более глубокой, чем испытанная ими когда-либо ранее, открытие того, что "король-то голый", может оказаться полной катастрофой. Неудивительно, что люди изо всех сил сопротивляются всему, что заставляет их сомневаться в достоинствах авторитета.

* Капитуляция перед авторитетом помогает не замечать или оправдывать те вещи, которые обычно считаются неэтичными. Но еще хуже, что человек может сам делать или проявляет готовность делать по отношению к другим людям самые ужасные вещи. Некоторые бывшие члены культовых группировок позднее со стыдом и смущением признавались, что они могли бы и убить, если бы им приказал это их лидер. Убедившись на собственном опыте в том, как легко люди попадают под чужое влияние и насколько они склонны к самообману, многие покинувшие группу начинают, бояться не только самих себя, но и вообще окружающего. Они видели, как другие люди охотно выполняли указания лидера, неважно какие. Поэтому они ясно понимают, что люди способны делать почти все что угодно, превращая этот мир в кошмар.

* Бывшие члены культовых группировок часто даже многие годы спустя говорят о себе как о совершенно искалеченных людях. В них подорвана способность доверять себе, которую, раз утратив, так трудно обрести. Это серьезная проблема, с которой сталкиваются те, кто, покидает авторитарные группы. Обычно они пытаются справиться с этими трудностями, принимая твердое решение никогда больше не давать снова себя одурачить. К сожалению, следуя такой установке, человек становится циничным и скрытным. Под этим цинизмом часто кроется боязнь связать себя какими-либо обязательствами или быть откровенным, поскольку прежде и то и другое уже приводило к болезненным последствиям. В большинстве своем циники — это разочарованные идеалисты. Защитная позиция такого рода может сделать людей более деятельными, но, следуя ей, они становятся осторожными, жесткими, эмоционально закрытыми и легко поддаются депрессии, возникающей обычно под влиянием скрытых в них страха и гнева. Когда человек боится отдаться своим увлечениям, все время опасаясь быть обманутым или разочароваться, активно взаимодействовать с окружающим миром бывает довольно трудно. Это недоверие может повлиять и на эмоциональную жизнь людей. Они начинают опасаться завязывать с кем-либо близкие отношения. Разочарование в том, чему они так страстно поклонялись, может вообще повлиять на их способность любить, поскольку источник прежней любви оказался иллюзорным и, по сути, ложным. Стремясь защититься от опасных последствий, бывшие члены культов часто еще в большей степени погрязают в условностях и ограничениях, чем до своего культового опыта.

* Действительное исцеление может принести только восстановление веры в себя, а это задача не из легких, ибо обольщение культовым опытом не дает человеку достаточных оснований для такой веры. Возможно, конечно, что любовь или забота близких смогут сломать укоренившийся стереотип и содействовать появлению некоторой открытости и доверия. Однако открытость по отношению к конкретным людям не всегда устраняет боязнь оказаться уязвимым в отношении харизматических личностей и групп или вновь поддаться заблуждениям. Человек все еще по-прежнему может бояться самого себя.

* Самая крайняя форма управления сознанием встречается тогда, когда человек доверяет авторитету полностью и делает его центром своей внутренней жизни. Как это ни печально, но общество и родители часто внушают детям, что посторонние лучше знают, что нужно делать. Многие люди приучаются ждать помощи со стороны и полагаться на силу или волю других. Отказаться от этой привычки или даже осознать, что это необходимо, довольно трудно, потому что при этом каждый остается один на один со всеми своими проблемами. Но когда человек осознает, что не существует абсолютного авторитета, лучше него знающего, что ему следует делать, и когда удается преодолеть первое разочарование от такого открытия, это позволяет ему стать более доступным по отношению к другим и не бояться увлечься их идеями. Эти изменения связаны с ростом доверия к себе.

* Следует подчеркнуть, что вера в свои силы обладает свойством положительной обратной связи: чем больше ваша уверенность в себе, тем больше вы способны сделать; аналогичным образом, сомнения и нерешительность чреваты бессилием. Весь вопрос в том, как вернуть подорванное доверие к себе? Процесс исцеления можно ускорить, если мы поймем глубинные механизмы случившегося и проанализируем движущие силы авторитаризма. Тогда люди обретут уверенность, что никто больше не сможет завладеть их умами. Зрелость человека отчасти подразумевает осознание того, что никто не может с определенностью сказать, что нужно другому. Оставляя за собой окончательное решение о том, что для него наиболее важно, человек может получить и интегрировать все то, что предлагают другие, не боясь стать от них зависимым.

* Самообман в различной степени присущ всем людям. Но чем яснее мы будем понимать, сколь легко можно манипулировать страхом, человеческими потребностями и желаниями, тем скорее сохранится в нас способность критически мыслить.

* Но разочарование в себе — это еще не главная проблема. Осведомленность подразумевает отказ от иллюзий, что, разумеется, приводит к разочарованию в жизни вообще. Нередко реальным препятствием становится сильная привязанность к чувствам или целям, которые питались иллюзиями, и поэтому избавление от иллюзий ощущается как потеря, а не как приобретение. Видеть, как рушатся твои прежние светлые чувства, пусть даже и порожденные иллюзиями, бывает очень горько. Но даже если мы понимаем, что в авторитарной среде соучастие и сотрудничество были поддельными и эфемерными, мы не должны отказываться от настоящего соучастия и сотрудничества, поскольку без этого полноценная жизнь в обществе невозможна. Если же мы продолжаем верить в подлинность безоглядного подчинения и мгновенно возникающей при этом близости, следовательно, мы все еще верим в иллюзии.

* В какой-то мере самоанализ помогает понять, насколько пагубна позиция глухой самообороны и к какой предельной изолированности она приводит. Почти неслышный внутренний голос, предостерегающий нас от того, чтобы доверять другим, на самом деле смертельно опасен. Не этот ли голос нашептывает нам в горестные минуты, когда мы пытаемся справиться с вызванным любовной изменой потрясением: "Никогда, никогда больше это не повторится!" Жесткий контроль, направленный на то, чтобы защитить от возможных мучений и разочарований будущего, закрывает врата не только перед любовью, но и перед возможностью жить без страха за себя — страха перед тем, что, стоит ослабить самоконтроль, и человек опять не устоит перед соблазном. Такой контроль чреват внутренними конфликтами и душевным разладом, ибо отказывается признавать нечто очень важное. Ведь человек в целом открыт любви, то есть рискует быть вновь захваченным чувством и испытать страдания.

* Если же удается полностью избавиться от иллюзий по поводу авторитарных отношений (точнее, отказаться от заблуждений, а не просто разочароваться в них), вероятность вновь угодить в те же ловушки или стать циником много меньше. Цинизм — свидетельство того, что человек еще не совсем расстался с иллюзиями и продолжает обвинять в своих разочарованиях других людей или даже весь мир. Нередко люди, уже разуверившись в лидере, все еще придерживаются идеалов, за которыми скрывается все тот же авторитаризм. Не удивительно, что они чувствуют себя зависимыми и не доверяют себе, ибо до тех пор, пока человек руководствуется фальшивыми идеалами, им можно манипулировать. При этом иллюзорны сами идеалы, а не недостатки людей, позволяющие им жить в соответствии с этими идеалами.

Поздняков Василий Александрович, 2 апреля 2006 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.




п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz