на главную: сайт психолога, психология любви |
консультации психолога | статьи о психологии любви | православие о любви |
Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине ХХ века на волне развития экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. Исторически, основоположником философии экзистенциализма принято считать датского мыслителя 19-го века Серена Кьеркегора (1813–1855). Именно он ввел и утвердил понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни) в философском и культурном обиходе. Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.
* Столетие спустя, оцененный и осмысленный в трудах таких философов, как М. Хайдеггер, Г. Марсель, П. Тиллих, М. Бубер, экзистенциализм был восторженно принят людьми творчества, (Ж.П. Сартр, А. Камю) и оказал существенное воздействие на культуру середины 20-го века. * В психотерапию из философии экзистенциализма были заимствованы такие понятия как экзистенция - существование, бытие-в-мире, чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п. Экзистенциальное отношение к действительности, преломленное в перспективе психологии, оказалось многообещающим. Появилась возможность осмыслить такие явления как смысл, красота, страдание, тревога, любовь, свобода, истина, духовность. Экзистенциально-ориентированные психологи изучали явление человека в его отношении с окружающим миром. Эти исследования проводились феноменологически, то есть свободно описательно, не будучи стесненными цифрами, шкалами, гипотезами. Предметом изучения стал повседневный опыт человека в его соприкосновении с реальностью - радость и отчаяние, страх и надежда, творчество и игра, одиночество и сопричастность, ненависть и симпатия. В результате в психологии появилось новое течение - экзистенциальное, представленное такими именами как Карл Ясперс, Людвиг Бинсвангер, Медард Босс, Виктор Франкл, Альфред Лэнгле и др. * Во все времена, в любых культурах и нациях были такие люди, о которых можно с уверенностью сказать, что они живут всей полнотой жизни, в соприкосновении с подлинной глубиной бытия. Про таких людей говорили, что Высшие Силы (понимаемые каждым народом по-своему) благоволят к ним. Изучением факторов, которые помогают и остальным людям достигнуть такого уровня существования, как раз и занимались представители экзистенциальной психологии. * Важно отметить, что влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления - очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у таких известных психологов, как Э. Фромм, Ф. Перлс, К. Хорни, С. Л. Рубинштейн, Ролло Мэй, Джеймс Бюджентал и др. * Вот пять важнейших положения экзистенциально-гуманистического подхода Дж. Бюджентала, который он сам называет жизнеизменяющей терапией: 1. За любыми частными психологическими трудностями в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы свободы выбора и ответственности, изолированности и взаимосвязанности с другими людьми, поиска смысла жизни и ответов на вопросы: "Что я есть?", "Что есть этот мир?" и т. д. Терапевт может за фасадом заявленных проблем и жалоб клиента уловить эти скрытые экзистенциальные проблемы и призывы. В этом и состоит смысл жизнеизменяющей терапии: клиент и терапевт совместными усилиями пытаются помочь первому понять способ, которым он отвечал на экзистенциальные вопросы своей жизни, и пересмотреть некоторые из ответов таким образом, чтобы сделать жизнь клиента более аутентичной и более полноценной. 2. Экзистенциально-гуманистический подход основывается на признании человеческого в каждом человеке и изначальном уважении к его уникальности и автономии. Это также означает осознание терапевтом того, что человек в глубинах своей сущности не может быть познан до конца, так как сам может выступать источником изменений в собственном бытии, разрушающих объективные предсказания и ожидаемые результаты. 3. В центре внимания терапевта находится субъективность человека, та внутренняя автономная и интимная реальность, в которой мы живем наиболее искренне. Субъективность - это наши переживания, стремления, мысли, тревоги, - все, происходящее внутри нас и определяющее то, что мы делаем вовне. Субъективность клиента и есть главное место приложения усилий терапевта, а его собственная субъективность главное средство помощи клиенту. 4. Не отрицая большого значения прошлого и будущего, ЭГП ведущую роль отводит работе в настоящем с тем, что в данный момент действительно живет в субъективности человека, что актуально здесь и теперь. Именно в процессе непосредственного проживания в том числе и событий прошлого или будущего могут быть услышаны и полноценно осознаны экзистенциальные проблемы. 5. ЭГП задает скорее определенную направленность, локус осмысления терапевтом происходящего в терапии, нежели определенный набор техник и предписаний. По отношению к любой ситуации можно занять (или не занять) экзистенциальную позицию. Поэтому этот подход отличается удивительным разнообразием и богатством используемых психотехник. Позиция Бюджентала: при определенных условиях почти любое действие может вести клиента к усилению работы с субъективностью; искусство терапевта как раз и состоит в способности адекватно применять весь богатый арсенал, не переходя при этом к манипулированию. * Жизнеизменяющая психотерапия учитывает необходимость снижения "личностного дистресса" и многие другие проблемы дефицитарного уровня, но не останавливается на них. Главная цель для Бюджентала не в устранении "симптомов", а в помощи клиенту почувствовать себя "способным на большее в своей жизни", когда смысл терапии не в том, чтобы вернуть человека к неким предполагаемым "хорошим условиям", которые были раньше, а в том, чтобы человек двинулся дальше - "к богатству и осмысленности жизни, значительно большей, чем он знал до сих пор". Важнейшая особенность "человеческой природы" - внутренне присущая человеку мотивация к "поиску здравого", которая, как только ее освобождают, побуждает человека двигаться к большей эффективности и удовлетворенности в жизни. * Суть позиции Бюджентала не в игнорировании конкретных затруднений клиента и симптомов - "презирать симптомы могут только те, кто не знает их бремени", а в том, чтобы не ограничиваться работой с симптомом. Такое ограничение не эффективно даже с "симптоматической" точки зрения: так как большинство симптомов и дистрессов "значительно более глубоко укоренены в натуре клиента", то всегда есть "вероятность того, что данный дистресс является сигналом с глубинного пласта бытия, который будет настоятельно заявлять о себе и, в случае исчезновения данного симптома, создаст другие сложности". * За большинством частных психологических трудностей в жизни человека лежат более глубокие (и не всегда ясно осознаваемые) экзистенциальные проблемы. Разумеется, трансформация, изменение во внутреннем мире является одним из путей, через которые мы оказываемся в состоянии повлиять на наши отношения с внешним миром. Сознание обладает функцией регуляции по отношению к нашей практической жизнедеятельности, отношениям с миром, через него мы изменяем, трансформируем наши практические отношения с миром. * Экзистенциальный поиск себя подлинного - это и основное средство, и важнейшая цель. Таким образом, главный вызов, с которым ЭГП обращается к каждому из нас и который красной нитью проходит через всю его теорию и практику, это: "Как мы можем более полно и подлинно реализовать (т.е. постигнуть и сделать актуальным) то, что латентно заложено в нашей природе?". * Важнейший позитивный критерий жизнетворческого эффекта - критерий расширения жизненного мира. Человек сам выберет, как ему лучше, если он будет иметь возможность выбирать, если у него будет достаточно широкая возможность выбора, если у него будет достаточно широкое сознание, если у него будет достаточно полная и многомерная картина мира и достаточно полная и многомерная картина своих отношений с миром. * Экзистенциально-ориентированная психотерапия никогда не представляла собой единого, монолитного, организованного движения. В рамках этого подхода существует множество школ и направлений. Одни из них вдохновлены раскрытием потенциальных возможностей человека (актуализирующая психотерапия), другие видят свое назначение в способствовании личностной целостности (интегративная психотерапия), третьи - в углубленном самопознании по направлению к личностной зрелости, реализации своей свободы и ответственности (экзистенциальный анализ). * Ключевое понятие "экзистенция" (лат. - бытие, существование) предполагает подлинное существование в отдельный момент, взятый в его целостности и ценности. Истинное (аутентичное) бытие характеризуется жизненностью, противлению застывшести, развитием или самораскрытием, открытостью, осмысленностью, свободой и ответственностью. * Цель — помочь людям в развитии и усилении их способности отвечать требованиям жизни. Цель экзистенциальной работы в том, чтобы в процессе жизни давать человеку больше знания и свободы. Жизнь представляется как искусство. Проникновение в секреты искусства связано с ошибками. При том, что многие успешно постигают искусство жизни своими усилиями, много и таких, успехи которых достигаются при наличии периодических дополнительных консультаций. Цель экзистенциальной терапии состоит в том, чтобы сделать человека способным войти в новую фазу развития его таланта жить. Ощущение того, что в бытии кроется гораздо больше тайн, приносит надежду и нечаянное наслаждение жизнью. Появляются новые смыслы и возможности, и вместе с ними — источник собственного стремления и смелости. При этом личностное переживание экзистенции может совершенно измениться без каких-либо особых внешних перемен. Конечная цель заключается в том, чтобы понять и принять мироздание. * Экзистенциальная терапия помогает справиться со многими, казалось бы, тупиковыми жизненными ситуациями: депрессиями, страхами, одиночеством, зависимостями, навязчивыми мыслями и действиями, опустошенностью и суицидальным поведением, горем, переживанием утрат и конечности существования, кризисами и неудачами, нерешительностью и потерей жизненных ориентиров, потерей ощущения полноты жизни и др. Экзистенциальный терапевт заботится о том, чтобы его пациент был максимально открыт навстречу возникающим в течение его жизни возможностям, был способен осуществить выбор и актуализировать их. Цель терапии – максимально полноценное, насыщенное, осмысленное существование. © Поздняков Василий Александрович, 2 января 2007 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви. |
п с и х о л о г и я ч е л о в е ч е с к о г о т е п л а |