на главную: сайт психолога, психология любви |
консультации психолога | статьи о психологии любви | православие о любви |
"Если эротическая любовь свободна от греховных страстей, она может быть совершенно чистым стремлением к единству с другой личностью, включая Бога. Все духовные писатели настаивали, что именно такая любовь должна существовать между Богом и человеком, и, в свою очередь, быть образном эротической любви между мужем и женой в этом мире". С.В. Троицкий.
* "Половая близость - это поразительное и глубокое выражение слитности двух жизней". Настольная книга священнослужителя. * Существует одно ключевое понятие, определяющее успех или неудачу в супружеских или любых иных отношениях. Это общение. Если бы люди продолжали после свадьбы общаться так же много, как и до нее, счастливых семей было бы гораздо больше. Неприятности начинаются тогда, когда контакт нарушен. Любовь и брак существуют до тех пор, пока существует общение. * "Надо помнить, надо твердо знать, что телесное единство двух любящих друг друга людей - не начало, а полнота и предел их взаимных отношений, что лишь тогда, когда два человека стали едины сердцем, умом, духом, их единство может вырасти, раскрыться в телесном соединении, которое становится тогда уже не жадным обладанием одного другим, не пассивной отдачей одного другому, а таинством, самым настоящим таинством, то есть таким действием, которое прямо исходит от Бога и приводит к Нему... Мир не может существовать без таинств, то есть без того, чтобы какие-то состояния, какие-то взаимоотношения были бы сверхземными, небесными, чудесными; и... брак как единство двоих в разрозненном мире является таким таинством, чудом, превосходящим все естественные взаимные отношения, все естественные состояния. И телесный брак тоже... предстает таинством подобным Евхаристии... в том смысле, что в Евхаристии силой Божией, чудом соединяющей любви и веры друг во друга верующий и Христос делаются едиными. И в браке, конечно, на другом уровне и по-иному, благодаря взаимной вере и взаимной любви, два человека перерастают всякую рознь и делаются единым существом, одной личностью в двух лицах. Это является одновременно полнотой брака душевно-духовно-телесного и полнотой целомудрия, когда два человека друг ко другу относятся как к святыне и все свои отношения, включая и телесные, превращают в таинство, в нечто, превосходящее землю и возносящее в вечность". В.В. Болотов. * "Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих". Прот. Фома Хопко. * "Ни мужчина, ни женщина не могут быть использованы просто как партнеры для наслаждения, даже если сами они на это согласны... Когда Иисус Христос говорит: "всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" /Мф.5,28/, Он запрещает нам даже в помыслах воспринимать другого человека как объект наслаждения". Настольная книга священнослужителя. * Ничто не является нечистым само по себе но все без исключения может стать таковым через недолжное употребление. То же самое может произойти и, увы, сплошь и рядом происходит, с высшим Божественным даром человеку - с любовью. * "Когда между мужем и женой цветет любовь, она сияет во всем и овладевает всем... Тонкость и чистота взаимной любви не только не стоят вне телесного сближения, но наоборот, им питаются и нет ничего добрее той глубокой нежности, которая расцветает лишь в браке и смысл которой заключается в живом чувстве взаимного восполнения друг друга. Исчезает чувство своего "я" как отдельного человека... и муж, и жена чувствуют себя лишь частью какого-то общего целого - один без другого не хочет ничего переживать, хочется все вместе видеть, все вместе делать, быть во всем всегда вместе". Прот. В. Зеньковский. * Там, "где выступает только... сексуальность, там не только не открывается "великая тайна" брака, но там и искажается его смысл, топчется самое священное и глубокое в людях и извращается нормальный путь человека... Только в брачной жизни удовлетворение сексуальной потребности не вносит никакой лжи, никакой дисгармонии, а все внебрачные отношения неизменно включают в себя ложь, неизменно вносят дисгармонию. Надо потерять стыд, чтобы не чувствовать тяжесть в душе, когда люди тайком или путем всяких искусственных комбинаций "устраиваются" с чужими женами. Или... когда молодые люди сходятся с девушками, на которых по тем или иным причинам не могут, да и не хотят жениться". Прот. В.Зеньковский. * "Когда рука Божия, озарив сначала нас Светом, ставит нас на новый, дотоле неведомый "высокий" путь, то там мы встретим две грандиозных ступени: имя одной - "ад покаяния", другой - "ад любви". Покаяние связано с двумя заповедями: наибольшая из них: "возлюби Бога всем сердцем, всей душею, всей крепостью, всем помышлением" (Мф. 22, 37-40). Мы не имеем сей любви, и велик для нас труд, чтобы стяжать ее. Следующая ступень, не менее болезненная, стоит в зависимости от второй заповеди: "возлюби ближнего как самого себя". Господь не совершил ни единого греха (ср. Ио. 8, 46; Лк. 23, 41), и потому не имел нужды в покаянии. Но, взяв на себя грех мира (Ио. 1, 29), Он сходил во ад любви ко ближнему, и сходил до последних глубин, т.е. до предельных измерений второй заповеди. Мало кто из людей познает сей ад, потому что мало в нас любви к ближнему, т.е. ко всякому со-человеку, ко всему от века множеству людей. Божественная любовь Христа истощает себя в служении именно всему человечеству от Адама до последнего, имеющего родиться от женщины. Он положил душу Свою за друзей и врагов. Если мы уразумеем подлинный смысл второй заповеди, то увидим, что мы еще не начинали нашего покаяния. А если бы было нам дано жить ее в возможной для нас полноте, тогда мы познали бы Единого Бога в Трех Ипостасях и наше бессмертие (ср. Мф. 16, 28)." Архим. Софроний (Сахаров), "Видеть Бога как Он есть". * Человек "в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. И эта полнота еще углубляется с возникновением из нас, слитых и примиренных - третьего, нашего ребенка... Я думаю, что совершенная пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства; но если в паре есть при браке непобежденный разлад, противоречие, то ребенок и будет сыном этого противоречия и продолжит его". Свящ. Александр Ельчанинов. * "Интимные отношения не ограничиваются этим (рождением детей), в не меньшей мере они существуют для единства в любви, для взаимного обогащения и радости супругов. Иначе апостол Павел не дал бы следующего совета: "...Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" /1 Кор.7,2-5/. Он не говорит, что супруги должны воздерживаться друг от друга и сходиться вместе только для зачатия ребенка, наоборот, они должны "быть вместе", воздерживаясь только "по согласию, на время", и то для того, чтобы посвятить себя молитве". С.В. Троицкий. * "Согласно христианскому мировоззрению, природа человека, несмотря на то, что онтологически она является благой, есть природа падшая, и падшая не частично, не так, что некоторые свойства человека остались незатронутыми и чистыми, но во всей своей целокупности. И особенностью секса является то, что, будучи органически связанным с одним из высочайших божественных даров человеку, с даром любви, он именно поэтому является средоточием трагической двусмысленности, свойственной падшей человеческой природе. Действительно, с одной стороны, секс не только выражение любви; он сам по себе есть любовь. Но с другой стороны... два полюса и двигателя секса - любовь и похоть - безнадежно смешались, и невозможно отделить и изолировать одно от другого... И именно по этой причине Церковь осуждает, как поистине демонические, те идеи и направления, которые - в различных комбинациях друг с другом - призывают к сексуальному освобождению". Прот. Александр Шмеман. * "Мы думаем о себе, что все мы причастны этой любви: каждый из нас любит что-либо, кого-либо... Но та ли это любовь, которой ожидает от нас Христос?.. Из бесконечного количества явлений и лиц мы выбираем родственные нам, включаем их в свое расширенное "я" и любим их. Но стоит им отойти немного от того, за что мы их избрали, как мы изольем на них полную меру ненависти, презрения, в лучшем случае - равнодушия. Это человеческое, плотское, природное чувство, часто очень ценное в этом мире, но теряющее свой смысл в свете жизни вечной. Оно непрочно, легко переходит в свое противоположение, принимает демонический характер". Свящ. Александр Ельчанинов. * "На каждом шагу мы имеем случаи, когда люди сходятся в браке, потому что "влюбились" один в другого, но как часто и такие браки бывают непрочны! В чем же тут дело? "Влечение" есть явление сексуального порядка, и влюбленность, которая может быть при этом, действительно, является "фиговым листочком". Часто называют такую влюбленность "физиологической", т.е. целиком связанной с сексуальной сферой, и если иногда на этой почве может все же развиться настоящая любовь, то ведь такая "удача" встречается слишком редко в наше время... Когда "физиологическая влюбленность" стихает, люди, сошедшиеся в браке, либо нарушают верность, сохраняя внешние брачные отношения, либо разводятся". Прот. В. Зеньковский. * "Для того, чтобы любовь мужчины и женщины была такой совершенной, как ее сотворил Бог, она должна быть единственной, нерасторжимой, нескончаемой и божественной. Господь не только даровал это установление, но также дает и силу осуществить его в таинстве христианского брака в Церкви. В нем мужчине и женщине дается возможность стать одним духом и одной плотью, чего невозможно достичь только человеческой любовью". Прот. Фома Хопко. * Бог сотворил нас таким образом, что единственное реальное удовлетворение сексуальных желаний наступает тогда, когда существует союз не просто двух тел, но также союз ума и духа. Для того чтобы двое стали одной плотью, требуется нечто большее, чем просто соединение тел. Сексуальная гармония является результатом счастливого брака, а не причиной. Секс — не греховен, как не греховна, скажем, пища. Греховным его может сделать человек, точно так же, как он может сделать греховной пищу — в чревоугодии, в объядении. Грех появляется там, где полагается цель, не соответствующая замыслу Божиему, Его воле. Секс — это одно из средств достижения единства в любви мужчины и женщины, складывающееся в такую форму человеческой жизни, как брак, то есть реализацию постоянства в любви. Поэтому позитивное упоминание секса в Библии всегда связано с браком. Но грехопадение разрушает в первую очередь именно любовность человека, его стремление любить, именно сюда проникает искажение. И сексуальная сфера, будучи очень близкой к человеческой любовности, страдает едва ли не больше всего. Грех подменяет цель секса, сводя его к удовольствию, удовлетворению, а тогда брак перестает быть единственным контекстом секса: возникают блуд, распутство, прелюбодеяние. То, что Богом предназначено для жизни, в том числе, для сотворения жизни, становится путем к смерти. Секс прекрасен и благословлен Богом, когда он служит вечному соединению мужа и жены; секс погибелен и нечист пред лицом Божиим, когда он эгоистичен и сиюминутен, когда он — секс ради секса. © Поздняков Василий Александрович, 7 октября 2007 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви. |
п с и х о л о г и я ч е л о в е ч е с к о г о т е п л а |