Интимная близость мужчины и женщины как один из способов познания любви.

Жизнь сердца - это любовь, а его смерть - это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла наше сердце: это цель нашего существования. Иоанн Кронштадтский.
на главную: сайт психолога,
психология любви
консультации психолога статьи о психологии любви православие о любви
Несомненно, секс занимает значительное место в человеческой жизни. И несомненно, что это — не человеческое изобретение. Бог, сотворивший человека как мужчину и женщину и давший ему повеление: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю" (см. Быт. 1:27-28), — положил в Своем замысле о человеке это любовное соединение двоих: "И будут двое одна плоть" (см. Быт. 2:24; Мф. 19:5; Мк. 10:8; Еф. 5:31).

* Много раз Слово Божие говорит о любви не только духовной, но и телесной. Есть целая книга об этой любви — Песнь Песней! Почему же так часто люди считают эту тему чуть ли не греховной, почему явно и неявно идеал христианской жизни смещается в монашескую сторону, причем не только в "исторических конфессиях"?

* Понятно, что сам по себе секс — не греховен, как не греховна, скажем, пища. Греховным его может сделать человек, точно так же, как он может сделать греховной пищу — в чревоугодии, в объядении. Грех появляется там, где полагается цель, не соответствующая замыслу Божиему, Его воле. Секс — это одно из средств достижения единства в любви мужчины и женщины, вместе с другими средствами (взаимопомощь, взаимоотдача, взаимопонимание и т.д.) складывающееся в такую форму человеческой жизни, как брак, то есть реализацию постоянства в любви. Поэтому позитивное упоминание секса в Библии всегда связано с браком. Но грехопадение разрушает в первую очередь именно любовность человека, его стремление любить, именно сюда проникает искажение. И сексуальная сфера, будучи очень близкой к человеческой любовности, страдает едва ли не больше всего. Грех подменяет цель секса, сводя его к удовольствию, удовлетворению, а тогда брак перестает быть единственным контекстом секса: возникают блуд, распутство, прелюбодеяние. То, что Богом предназначено для жизни, в том числе, для сотворения жизни, становится путем к смерти.

"Интимная близость мужа и жены является частью сотворенной Богом человеческой природы, замыслом Божиим о человеческой жизни. Именно поэтому такое общение не может осуществляться случайно, с кем угодно, ради собственного удовольствия или страсти, но всегда должно быть связано с полной отдачей себя и полной верностью другому, только тогда оно становится источником духовного удовлетворения и радости для любящих". Протоиерей Фома Хопко.

* Итак, секс прекрасен и благословлен Богом, когда он служит вечному соединению мужа и жены; секс погибелен и нечист пред лицом Божиим, когда он эгоистичен и сиюминутен, когда он — секс ради секса.

* Заметим еще одну подробность. Сегодняшний стих говорит: "Любовью услаждайся постоянно". Но не секс соединяет мужа и жену в браке, а Бог, Который есть любовь. Поэтому апостол Павел дополняет: "Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим" (1 Кор. 7:5).

"Один из отцов Церкви уже в древности сказал, что мир не мог бы стоять без таинств, то есть без непосредственного воздействия Божия и без преображения, которое это воздействие совершает над людьми; и что единственное таинство, которое сохранилось после отпадения человека от Бога и потери рая, это таинство брака. Брак является таинством и в древности, и вне христианского опыта. Конечно, не в том же смысле, в каком он является таинством в христианской Церкви, но он — таинство в том отношении, что это момент, когда совершается нечто, что иначе, человеческими силами, не могло бы совершиться. Это момент, когда восстанавливается, насколько это возможно в пределах падшего мира, то единство между мужчиной и женщиной, та целостность всечеловека, о которой говорится в начале книги Бытия. Это момент колоссальной важности. Это момент, когда двое, потому что они полюбили друг друга, могут стать одной плотью, то есть не только физической плотью, но и одной телесной реальностью, которая в себя включает разность и душевности, и духовности.
И это таинство совершалось в брачной любви, в любви двух, которые, посмотрев друг на друга, как бы узнавали себя в другом и одновременно узнавали в другом не его собственную ограниченность, а новую полноту, новую красоту, новый смысл. И тогда брак, то есть тайна этой встречи совершался в том, что они друг друга видели и узнавали себя самих, и вместе — не просто себя, а себя восполненными, с полнотой жизни, которую они могут иметь только друг с другом. И соединяясь, они и телесно, и душевно, и духовно делались (опять-таки, сколько было возможно и сколько до сих пор бывает возможно в падшем мире) всечеловеком. Это изумительная тайна. Это полнота человека, являемая в двух особях. Потому-то отец Церкви, о котором я упоминал, говорил, что это таинство: теперь разделение, которое совершено грехом, пусть отчасти, но в значительной мере, решающей мере, снимается, они теперь едины. И это идет очень далеко.
Я процитирую и другого отца Церкви, который говорит нечто, что многих может изумить; он говорит, что брачное соединение мужчины и женщины можно сравнить с тем единством, которое совершается между Христом и верующим, когда он приобщается Святых Таин... Вот мера, которую один из отцов видел: телесное единство между мужем и женой как полнота того единства, которое уже достигнуто душевно и духовно. И отношения мужа и жены в идеале — к чему надо стремиться всем существом — не жадность, не желание обладать, не хищничество, а благоговейное зрение и отдача себя другому, и принятие другого в себя самого в любви, в созерцательной тайне любви. Это идеал брака.
Конечно, в падшем мире действуют и другие силы в браке. Бывает половое желание, бывает жадность; но бывает и то, что двое соединяются благодаря той любви, которая снимает все грани: они теперь стали едины. И когда рождается ребенок, этот ребенок является не плодом как бы хищничества, а плодом отдачи одного человека другому, одной половины другому или другой". Митрополит Сурожский Антоний.


Подготовлено по материалам сайта Библия-Центр
© Поздняков Василий Александрович, 29 марта 2008 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz