Главная » Статьи » Психология

Польза от путешествий в глубины психики человека

О том, почему человеку очень полезно совершить путешествие в свой внутренний ад.

Путешествие в глубины психики человека.

"Держи ум твой во аде и не отчаивайся". Св. Силуан Афонский

Важность познания своего личного внутреннего ада подчеркивается как в трудах психологов, разрабатывающих глубинную психологию, так и в трудах многих подвижников Православия.

* Общеизвестно, что многие продвинутые (даже не религиозные) психологи изучают рукописи христианских святых, чтобы лучше понимать те глубины психики, с которыми имеют дело.

* Внутренний ад (в терминах христианских святых), или же слой подавленных чувств (в терминах психологов) – это то, познание чего необходимо каждому для полноты жизни. Это именно тот слой в психике, который позволяет производить коренные изменения в человеке.

Психология: Слой подавленных чувств

Путь к себе лежит через осознание подавленных чувств. Вместе с неприятными (нежелательными) чувствами в нас подавлены и желательные. Они подавлены ровно в той же степени. Поэтому через возвращение себе способности на 100% соприкасаться со своим слоем зажимов и нежелательных чувств лежит путь к полноте человеческой жизни и возможности испытывать самые приятные впечатления, ощущение вкуса жизни и иметь контакт со своей глубиной. Это и означает реализацию своего человеческого потенциала, становление самим собой, нахождение «здесь и сейчас».

* Цитата:

Наикратчайшим способом интеграции своей Тени являются усилия, направленные на высвобождение своих подавленных чувств. Тоска, вина, страх, отвращение, агрессивность, гнев, отчаяние, подавленные потребности, - ждут нашего желания их выслушать.

* Любой из тех, кто находится в какой-либо зависимости, может не чувствовать своего внутреннего ада. Но любой зависимости свойственно то, что она является лишь подменой полноты жизни. И когда-то приходит понимание, что необходимо избавляться от зависимости и от того, что позволяет убежать от самого себя. Пока люди рабы своей зависимости, они не чувствуют своей глубины. И, как только начинаете делать шаги по избавлению от какой-либо зависимости, открывается способность увидеть свой внутренний ад. Внутренний ад, с точки зрения психологии – это слой зажимов в теле, несущий в себе подавленные чувства.

* Глубины ада уже есть в Вас, просто нужно научиться их видеть. Вернее, не закрывать глаза на это. Чтобы высвободить подавленные чувства, нужно иметь готовность и ресурсы для более полного их проживания. Вы не можете прожить их более полно не из-за того, что не прочитали раньше данную статью, или не обладаете достаточной сообразительностью. Вы не можете прожить свои подавленные чувства из-за того, что это эмоционально (и физически) больно, Вам кажется, что Вы можете сойти с ума от этого, не выдержать, сделать что-то нехорошее себе или другим.

* Вам остается только жить на те (условные) 5% от возможной для Вас полноты жизни и искать все более и более изощренные способы защиты от самого себя (остальных 95% в себе), ухода от самого себя. Старые способы справляются все хуже и подавленная часть просится быть прожитой и услышанной. Она просто хочет быть, сметая все ненастоящее в Вас, все Ваши защиты, награждая Вас психосоматическими болезнями, неврозами, неудачами и усталостью от борьбы с самим собой.

* Путешествие в глубины психики, в том числе и внутренний ад в самом себе, - это путешествие не будет похоже на увлекательный просмотр фильма ужасов. Это не будет приятное адреналиновое наблюдение за экшеном на экране под попкорн. И даже не будет похоже на путешествие стороннего наблюдателя, как у Данте в «Божественной комедии». Оно будет похоже на маленькие шажки, в каждом из которых удается почувствовать душевную боль, которая когда-то была подавлена, потому что была настолько сильной, что могла разрушить Вас. Она и сейчас не менее сильная, но Вы уже не беспомощный эмбрион, не младенец или даже не маленький ребенок.

* Глубины ада были заложены в таком раннем возрасте, что сейчас Вы не можете полностью вернуться мысленно в тот период и вспомнить сопутствующие события. В том возрасте не было ни мышления, ни сегодняшних понятий и категорий, в которых Вы, взрослый человек, воспринимаете окружающую действительность. Вы можете адекватно вспомнить лишь то, что происходило, начиная с 3 лет. А ведь то, что происходило в 3 года и позднее, развивалось уже на фоне того, что было заложено ранее. Сама психика строилась на том влиянии, которое Вы испытали в более раннем периоде. О том периоде Вы не можете помнить, как я говорил. Лишь только косвенные признаки ранних событий могут быть узнаны по своему влиянию на последующее развитие.

* Поэтому, погружаясь в глубины, Вы неизбежно будете проецировать на те бессознательные события свои сегодняшние взгляды. Это выражается, например, в том, что люди, верящие в прошлые жизни, будут исследовать свое бессознательное прошлое, вспоминая события из прошлой жизни. И они получат пользу от работы с глубокими переживаниями, погружаясь в прошлые жизни и явственно проживая их. (Обратите внимание: я говорю о том, что люди могут получить пользу от работы с прошлыми жизнями, хотя лично я уверен, что прошлых жизней не существует). А, например, верящие в фатальное влияние перинатального опыта (до рождения плода) будут наблюдать события из перинатальных матриц Станислава Грофа, при погружении в глубины психики. Христиане же будут видеть образы, возникшие из понятий о первородном грехе и всеобщей испорченности человеческой природы. Каждый будет видеть те архетипы, которые реальны лично для него.

* Кстати, нечто подобное происходит и в посмертных переживаниях. Цитата: За различными сценариями посмертного путешествия, описанными в разных культурах, кроется нечто общее. Происходящее после смерти, с участием совершенно непохожих (у разных культур) друг на друга персонажей, вызывают похожие эмоциональные состояния людей. Как будто, за различными виртуальными образами стоит одна и та же реальность.

* Какие бы Вы ни увидели образы при погружении в глубины психики, в зависимости от Вашего мировоззрения, - за этими разными для разных людей образами стоит нечто, что нам нужно исследовать, что очень сильно повлияло на всю Вашу дальнейшую жизнь. Там находятся корни всех Ваших проблем и ощущений неблагополучия в мире.

Православие: Внутренний ад в человеке.

"Держи ум твой во аде и не отчаивайся". Святой Силуан Афонский

* "Не отчаивайся" - эту часть фразы тоже не стоит упускать из вида. Помимо того, что в человеке и в мире существует глубина ада, есть так же и сила, побеждающая любое проявление ада. Чтобы быть реалистом, нужно быть открытым не только ко всему плохому и ужасному, но и ко всему светлому, что существует.

* Оно (светлое) существует независимо от нашего понимания, как и глубины ада существуют независимо от того, насколько мы их испытали. Даже если Вы не религиозный человек, иногда бывает полезно почитать про опыт тех людей, которые посвятили себя познанию глубин в человеке. Хотя бы для того, чтобы понимать, что работа с глубиной – дело не быстрое. Быстро можно производить изменения лишь на поверхности психики, а глубокие изменения подготавливаются годами.

Цитата:

Второй этап монашеской жизни Силуана – это очень трудный период ухода благодати, переживаемого как богооставленность. Об особом монашеском опыте затмения Бога и Его благодати нередко говорится в аскетической литературе: у Макария Египетского, Диадоха Фотикийского, Исаака Сирина, Максима Исповедника, Симеона Нового Богослова, Григория Паламы и у других Отцов Церкви. В этой связи св. Силуан упоминает об опыте преп. Серафима Саровского. Без Духа Святого душа мертва, даже если она полна всем знанием мира сего. Видео: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Фрагмент лекции "Законы духовной жизни" (Троице-Сергиева лавра 2011 год), профессор Московской Духовной Академии и Семинарии А. И. Осипов (Осипов Алексей Ильич)



Время человеческой жизни, когда Бог отсутствует, – это очень мучительный период, время суровой духовной борьбы… В такой ситуации печаль, охватывающая душу, просто непереносима.

Этот травматический период потери божественной благодати длился в случае Силуана целых пятнадцать лет. Но в это время переживавший отсутствие Бога Силуан получил нечто, что для большинства людей остается необъяснимой тайной, превосходящей всякое разумение и не поддающейся словесному выражению. Иными словами, подобный опыт выходит за пределы объективного описания и языка, потому что в языке просто нет достаточных ресурсов, чтобы передать то, что по природе трансцендентно и предельно личностно. После пятнадцати лет муки Силуан получил во время молитвы такое – теперь уже хорошо известное – откровение: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». Для многих людей эта фраза совершенно бессмысленна, тогда как для других – чистое безумие. Путь к истине, как и сама истина, были предметом проповеди миру в течение двух тысячелетий, но принявших ее мало, и слушающие всегда составляют малое стадо.

Как бы то ни было, что же на самом деле означает это речение: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся»? Господь предложил Силуану спуститься в ад, и Силуан, в свою очередь, назвал это движение вниз «великой наукой», которая сообщила его душе покой. Погрузившись в ад, душа смирилась, и сердце разбилось. Кроме того, дурные помыслы покинули ум, и божественная благодать нашла в верующем место для своего обитания.

Настоящие святые считают себя недостойными перед Богом, тогда как тем, кто уверен в своем внутреннем достоинстве и просит о восхождении на небо, Господь говорит: «Вы не знаете, о чем просите». Ад – это духовная область, которая отделяет человека от Бога, обнаруживая духовную несостоятельность человека. Однако надо иметь в виду, что это обнадеживающая ситуация, ибо сознание своей несостоятельности наполняет душу сожалением; это начало покаяния, благодаря которому Бог может обитать в опечаленной душе.

Подобно Силуану и другие знаменитые Отцы Церкви, такие как Антоний Великий, Сисой, Макарий, Пимен, чтобы назвать хотя бы некоторых, соглашались пережить этот опыт ада в своей земной жизни… И все же сила их простой речи, как и скрытая ее глубина, остается за пределами тех, кто не имеет соответствующего опыта, то есть для всех, кто не испытал агонию ада и неспособен на самоосуждение. Но каждый, кто избежал горечи самоосуждения, по определению отделен от Духа Святого и божественной благодати, посылаемой Утешителем. Силуан в данном случае категоричен: «Господь… Сам научил меня, как надо смиряться. “Держи ум твой во аде, и не отчаивайся”. И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу».

Сделать ад местом временного пребывания ума, наряду с покаянием и смирением, – это единственное средство исцеления души. Добровольно совершая самоосуждение и схождение во ад, верующий христианин преодолевает искушения и, что более важно, показывает, что любовь ко Христу сильнее смерти, как Сам Христос учит нас Своим примером, когда нас ради попирает смерть смертью.


* Конечно, центральным местом христианства является Любовь, - Бог, который есть Любовь. Но путь к любви начинается именно со слов «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Любви» Покаяться могут лишь те, кто способен увидеть свой ад. Почувствовать всю бесконечность и тяжесть его в себе. До этого все слова о покаянии будут лишь поверхностными идеями, навеянными влиянием культуры или воспитания. И именно Любовь дает силы увидеть свой ад и не сойти с ума.

* Как видим, и в глубинной психологии, и в Православии, происходят похожие процессы: одновременное познание и глубин ада (подавленные негативные чувства), и глубин спасительной Любви (подавленные самые светлые состояния). Открывая себе возможность видеть больше, человек начинает видеть более сильные и настоящие чувства, жить более яркой и настоящей жизнью.

Заключение: Как совершить путешествие в свой внутренний ад?

После прочтения статьи, наверняка, у кого-то появилось желание путешествовать в глубины психики и вопрос: «Как это сделать?». Есть три относительно безопасных способа:
1. В рамках религиозной традиции, эти способы имеют многовековой опыт.
2. Под руководством опытного психолога.
3. Самостоятельно, на свой страх и риск. Для тех, кто решится на это самостоятельно, важно обладать достаточным кругозором в области психологии и одной из религий, чтобы не повредить себе. Поэтому, для ищущих способ углубиться самостоятельно, укажу лишь то, что на моем сайте описаны способы такого путешествия (через работу с подавленными чувствами). А уж человек с достаточным кругозором в этой теме найдет их описание и разберется, что к чему. Если же не найдет, то такому человеку лично я не советую самостоятельно окунаться в этот опыт.

Статья по теме: Путешествие к глубине самого себя. Григорий Померанц

© Поздняков Василий Александрович, Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.
Категория: Психология | Добавил: heatpsy (02.07.2017)
Просмотров: 858 | Комментарии: 4 | Теги: Глубина, психика | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
avatar
0
4
Про упоминаемые в статье перинатальные матрицы Грофа подробнее можно посмотреть тут: http://psyteaman.livejournal.com/819015.html
avatar
0
3
Оставаться наедине со своими мыслями — весьма опасное занятие... но очень полезное!

Джонни Депп
avatar
0
2
Подлинное мужество состоит не в героических усилиях, направленных на достижение внешних целей, а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет свою истинную сущность в себе самом, любые попытки придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире и достижение внешних целей останутся бесплодным и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством. Станислав Гроф
avatar
0
1
Истинное абсолютное отчаяние приводит человека к выбору или к обретению своего "я". Сёрен Обю Кьеркегор
avatar