Православным о здоровье. Игумен Евмений.

Интервью игумена Евмения. (Просветительский центр издательства "Свет Православия") "Православным о здоровье". Отрывки из интервью игумена Евмения заместителю главного редактора газеты "Московские Ворота" Андрею Сигутину
Конечно же, спасение души важнее исцеления тела. Но, как говорят святые отцы, "тело – это храм для души". Как мы относимся к священнику, настоятелю храма, если он небрежет о храме, если в Доме Божьем разбиты стекла, не выметен пол? Отношение священника к храму говорит о его отношении к Богу, в конечном итоге.

* Тело – это храм. А к храму мы должны относиться уважительно, бережно, аккуратно, своевременно делать ремонт, не эксплуатировать для каких-то других целей, в общем, использовать по назначению. Аналогично и с телом. Святые отцы учили, что в отношении к телу следует избирать мерность: недокормишь, как осла, – откажется вести от бессилия, — говорил преп. Иоанн Колов, — перекормишь – откажется вести от лености и пресыщенности. Что же касается исцеления. Господь Иисус Христос между спасением и исцелением всегда ставил знак равенства. В Евангелии нигде не написано, чтобы Христос кому-то сказал: "Тебе для спасения души полезно поболеть, а вот ты – возьми свою постель и иди в дом твой". Когда некоторые люди рассуждают на данную тему именно таким образом, становится очень грустно, потому что подобные идеи основаны не на знании Священного Писания, а на каких-то других источниках.

* Конечно, по приоритету на первом месте у нас стоит дух, сердцевина личности человека, потом душа, эмоциональная, чувственная сфера, и лишь потом тело. Если телесные потребности управляют душой, то дух оказывается подавленным, а значит, тело или плоть становится идолом… Я не являюсь сторонником культа плоти, культа тела, начиная от косметики по два часа в день, заканчивая "бодибилдингом", но считаю, что очень важно правильно понимать, что такое "здоровье", каков взгляд Господа на здоровье. Здоровье – это благословение, а не проклятье. Болезнь – проклятье. Если бы болезнь была благословением, Христос бы не исцелял болезни, не лишал людей "благословения".

* Прощая грехи, Он никогда не говорил: "Ну вот, твоя душа исцелена, а тело пускай для спасения поболеет еще". Однако, как Бог по Своему Всемогуществу даже зло превращает в добро, так и многие святые, возлюбив Бога до самозабвения, переносили болезни со смирением, получая от недугов пользу для своей души.

* Старец Силуан говорил: "Господь любит людей, но посылает скорби, чтобы люди познали немощь свою и смирились, и за смирение свое приняли Святого Духа, а с Духом Святым – всё хорошо, всё радостно, всё прекрасно. Иной много страдает от бедности и болезней, но не смиряется и потому без пользы страдает. А кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь – его богатство и радость, и все люди будут удивляться красоте души его".

* Каждый из нас внутри себя должен почувствовать баланс между заботой о телесном и духовном. Те или иные ответы, которые являются моим опытом, будут не всегда удачны для другого человека. Были в истории Церкви святые, которые сознательно небрегли о теле. Но особенность их пути нельзя всем остальным христианам поставить в правило. Такой образ жизни был следствием их духовного устроения. Причем, небрежение о теле происходило не от манихейского гнушения плотью, а именно оттого, что они любили Бога до самозабвения: человек забывал и поесть, и поспать; настолько он был влюблен в своего Бога, что круглыми сутками находился в Его Присутствии, забывая о самом необходимом... Известно огромное количество свидетельств, когда духовно наполненный человек может по три-четыре дня не есть и не испытывать при этом особых неудобств или страданий. Если ты уже вырос духовно в должной мере, то Господь укажет тебе на то, что ты готов к подвижнической жизни (на что, кстати, не забудь взять благословение у своего духовного отца). Но если ты еще не находишься в таком духовном состоянии, то соблюдай установленные Богом законы естества.

* Давайте посмотрим на проблему здоровья с точки зрения трех составляющих человека: духа, души и тела. Физиологическая, аллопатическая медицина занимается болезнями тела и работает на телесном уровне. Иногда тело болеет чисто физически, допустим, перелом, ожог. Психология занята душевными проблемами человека. Однако имеется значительное количество медицинских свидетельств о том, как психологическое состояние человека влияет не только на протекание, но даже на возникновение физических болезней. Речь идет о так называемых психосоматических заболеваниях. Современная медицина переходит из аллопатической стадии в холистическую, приходит к осознанию необходимости лечения не тела или психики, а всего человека. Исследования говорят, что около 80% заболеваний – это психосоматика, то есть физические нарушения, вызванные теми или иными душевными или психологическими проблемами, то есть, на православном языке, — страстями. В холистической медицине болезнь принято рассматривать как важное сообщение, которое посылает человеку его тело. Это сигнал, информирующий нас о том, что в нашем поведении что-то принципиально противоречит законам Того, Кто является Создателем души, духа и тела человека.

* Поэтому важно слышать себя, понимать, чувствовать себя, прислушиваться к себе. Необходимо относиться хорошо, бережно и с любовью к своему храму — собственному телу. Нужно помнить: "Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы" (1Кор. 3). К тому же, в одном пастырском руководстве написано, что грехом против 6-й заповеди "Не убий" является "крайнее изнурение себя самого работой по должности, ремеслу или торговле. Убивание таким образом своего здоровья излишними трудами". Психологи формулируют психосоматическое заболевание отчасти как конфликт сознания и подсознания. В каждом из нас живут страсти и бессознательные желания, в каждом есть ценности, которые еще не стали достоянием наших глубин, а являются пока лишь установками нашего сознания.

* Но интересно другое: аскетические истины, изложенные тысячи лет назад святыми отцами, сегодня подтверждаются данными психологии и медицины. Иисус Христос провел прямую параллель между: "Хочешь ли здоров быть?" и: "Прощаются грехи твои". И если сегодня есть люди, способные быть хорошими психотерапевтами (в буквальном переводе с греческого — душепопечителями), и они смогут через консультирование найти причину, корень болезни и вырвать его – это замечательно. Конечно, стоило бы поисследовать причину болезни, но, крайне желательно, при наличии опытного человека, который может рядышком побыть и позадавать правильные вопросы. Если же такого специалиста рядом нет, то моя рекомендация: лучше в самом себе глубоко не копаться. Не стоит самому себе, не имея психологических знаний выстраивать параллели между грехами и болезнями.

* Наиважнейший момент пастырского душепопечения: когда происходит очищение и освобождение человека от духа болезни через покаяние, необходимо помолиться о том, чтобы храмина, которую вымели, наполнилась Святым Духом. Нередко мы, пастыри, исповедуя людей, увещеваем о грехах, но не говорим человеку о том, что он прощен, о прощающей благодати Божией. И поэтому нередко прощеные Господом люди продолжают жить с чувством вины, которое является одной из самых деструктивных для души эмоций, запуская и в психике, и в теле огромное количество разрушительных процессов. Христос освобождает человека от чувства вины, даруя прощение, и долг священников об этом возвещать.

* Для многих современных людей религиозная жизнь — это непрестанный поиск негатива в себе самом. Подобный подход свойственен психоанализу. Человек постоянно ищет пятна на одежде собственной души. Но ведь поиск пятен не может быть целью жизни, а стирка – самоцелью. Не нужно превращать батюшку в психоаналитика! Человек должен идти на Исповедь не столько с перечислением грехов, осознанием их, сколько с покаянием, что, кстати, в переводе с греческого означает "изменение ума", то есть с измененным отношением к себе, людям, Богу. Преп. Ефрем Сирин пишет: "Грех – это стена между Богом и человеком. Грех – это состояние отпадения от Бога". Разрушь стену! Прощение дается по вере во Христа Спасителя, даром, по милости Божией. Божественное прощение — мощное целительное средство. Но грешному человеку трудно принять незаслуженную милость Божию, ее хочется "заслужить". Поэтому для нас, пастырей Православной Церкви, важно помочь людям принять это прощение, чтобы они осознали и прочувствовали себя прощенными Господом и с этим осознанием могли двигаться дальше по дороге собственной жизни.

* Сейчас огромное количество людей выглядят вяло, безжизненно, безвольно. Называют это состояние разными словами: депрессия, вегетососудистая дистония, упадок сил. Но ведь вся причина в другом: без Бога человек, как зомби, как робот, он оторван от Источника Жизни.

* Если ты веришь в исцеление, если ты видишь исцеление, если ты видишь Бога, Который исцеляет, если видишь людей, которым ты нужен, если нет ограничивающих убеждений, наподобие того, что "болеть полезно для спасения" — ты уже на пути к выздоровлению. Помимо сознательного уровня, у нас есть то, что протекает в нас, как подводная река, подсознательно. Но до этой реки важно добраться, чтобы она была не канализационной речкой, а чтобы туда вошел Дух Святой, это всё высветил, наполнил и преобразил.

* Когда мы входим в свое прошлое и встречаемся с забытыми проблемами и грехами, это не всегда приятное переживание. И нужно, чтобы кто-то был рядом, чтобы кто-то подержал тебя за руку и одновременно помолился бы о тебе, пока ты рассказываешь или исповедуешься. В пастырской практике необходимо отличать исповедь от духовной беседы или, если назвать по-мирскому, консультирования. В беседе можно многое уточнить, спросить, поговорить. А исповедь – это некий "сухой остаток", который мы приносим после духовной беседы. Иногда в храме не очень удобно поговорить подробно. Но, так или иначе, замечательно было бы, если б каждый священник обладал, кроме литургических и догматических знаний, знаниями психологическими.

* Психологи утверждают, что сознание и тело – это часть единой системы. Атеистическое мышление разделило человека на части. Так же и медицина, если она занимается телом, то не учитывает душу и дух. Человек – цельное существо – о чем думает, тем и становится, "каковы мысли в душе его, таков и он" (Пр. 23, 7). Мы преображаемся в образ того, что созерцаем, "преображаемся в тот же образ" (2Кор. 3,18). Что созерцаешь ты, в то и превращаешься. Этот духовный закон известен дьяволу, и он спекулирует на этом. Не случайно Священное Писание и святые отцы предлагают нам созерцать Образ Христа, Божию славу и Божию Премудрость. Как Давид говорит: "Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть", — то есть вижу Господа пред собою и вижу справа от себя. Обратите внимание: он успевает и справа видеть, и перед собой. А что делает дьявол? Лукавый, пытаясь нас зациклить на том, что мы – плохие, негожие, что достойны болезней за наши грехи, говорит: "Смотри только на свои грехи, созерцай их, тебе не выпутаться из собственных грехов, за свои беззакония пойдешь в ад, не отмолить тебе своих грехов…" Дьявол говорит только часть правды, делая из этой части ложные выводы. Он произносит правду о грехе, но не договаривает о том, что "Агнец Божий, берет на Себя грех мира" (Ин. 1, 29), а значит, и мой грех. Для того чтобы его искупить, Он умирает на Кресте.

* Мой грех взят на Крест, Иисус Христос умирает для того, чтобы я жил вечно. И поэтому я каюсь в своем грехе, и Господь меня освобождает от вины за грех, прощает меня. Дьявол же показывает мне мое прошлое и говорит: "посмотри, какой ты грешный, тебе не простится, нужно вечно каяться, и никаких гарантий, что тебе простится, никто не может дать". Тем, кого демонические силы чрезмерно смущают мыслями о непрощении грехов, мы обычно говорим: "Если дьявол напоминает тебе о твоем прошлом, напомни ему о его будущем". Враг рода человеческого хочет нас зациклить на негативе, чтобы мы, созерцая свои грехи, развивали в себе негативные мысли, саморазрушительное поведение и, в итоге, игнорируя крестную Жертву Христа, занимались самонаказанием. А мы, зная, что Христом мы освобождены от болезней, от немощей, от безумия, от шизофрении, от грехов, утверждаем: "Когда я в Нем, я – свободен, здоров и непобедим!" Каким образом можно достигнуть полного контроля и власти над личностью человека (чем занимаются различные идеологии и секты )? Убедить его в том, что он – беспомощный, больной, несчастный, никчемный, никому (кроме руководителя секты или партии) не нужный и ничего не может с собой поделать. И если находится авторитетный лидер (религиозный, сектантский, католический, православный, протестантский), который тебя в этом убеждает, ты становишься зависим от него. Он начинает манипулировать тобой. Иногда "кукловод" в тебе это чувство слегка облегчает, иногда усиливает…

* Любая религиозная система или идеология имеет тенденцию к полному обладанию человеком. Для этого она ищет в нём те или иные естественные слабые места и налагает на них руку контроля. Ну, например, в каждом человеке есть сексуальное влечение. Бог благословил нас этим замечательным даром, но установил ему границы. Не всегда мы справляемся с ним, иногда впадаем в те или иные грехи. И Бог, как Любящий Отец, принимает наше покаяние просто и без упреков. Что делают манипуляторы, начиная от лидеров сектантских движений и до, так называемых, младостарцев? Они говорят: "Это в тебе — грех, ты без меня не справишься, я буду тебе давать епитимью... Короче, ты – несчастный, никчемный, беспомощный и безвольный грешник, жалкий урод; тебе уготованы вечные муки, ад и погибель". И точно так же в вопросах о здоровье… Мы на каждом Богослужении молимся о "милости, жизни, здравии и спасении". Если взываем с верой — Бог слышит. Но если мы, с одной стороны, просим здравия, а, с другой – у нас убеждение, блокирующее, чтобы это здравие наступило здесь и сейчас, немедленно, значит, Господь с даром здоровья не может проникнуть сквозь толщу наших искаженных религиозных убеждений. Бог не впихивает нам подарки, которые мы не готовы или не хотим принять, или же если у нас убеждение, препятствующее получению дара. Он не дарит нам здоровье, если у нас глубинное подсознательное убеждение, что мы недостойны выздоровления или должны болеть за свои грехи. Бог уважает нашу свободу.

* Когда священник или мирянин находится в состоянии новоначального, и знает истины христианства только теоретически, но не имеет личных отношений с Богом, в его сознание попадает очень много религиозных мифологем, свойственных той или иной приходской атмосфере. Поначалу и отец Иоанн Кронштадтский в этом смысле не был исключением. Он был обычным сельским священником. Но каким образом отец Иоанн стал из рядового сельского батюшки святым Иоанном Кронштадтским? Он стал в конкретных поступках проявлять дерзновение веры! Он начал молиться своими словами за больных, даже в текст Литургии стал добавлять то, что шло из его сердца. Если современным богословам или закоренелым уставщикам-законникам сказать: "такой-то священник, во время Литургии, добавляет еще что-то, кричит, плачет…", то они скажут: "или он в ереси, или в прелести… короче, надо писать архиерею жалобу на его неканоническое поведение". И страх парализует дерзновение веры! Страх оказаться непонятым, отвергнутым, низложенным. А вот отец Иоанн дерзал.

* Но и сейчас в нашей Церкви есть люди, которые дерзают. Святость невозможна без дерзновения веры. Святой человек к духовной и религиозной жизни относится неформально. Он дерзает. Вот, Серафим Саровский взял и в своей пустыньке холмы поназывал в честь мест земной жизни Спасителя. "Но ведь это так неканонично…" Это неканонично, но именно так проявляется дерзновение веры!

* Когда человек устанавливает личные отношения с Богом, если его не устраивает быть "служителем культа" или "вычитывателем молитв", Бог начинает открывать Ему Себя. Иногда Он открывает Себя явно, а иногда побуждает сердце к дерзновению.

* Вернемся к выздоровлению. "Еще молимся о здравии, спасении…" — какой смысл молиться о здравии, если у нас убеждение, что болезни — от Бога? Тогда здоровье (по законам формальной логики) — от дьявола. Но большинство из нас формально подали записки, выслушали ектении, чинно перекрестились и пошли. А ведь необходимо что? Нужно дерзать, дерзать… Отец Иоанн Кронштадтский был очень требовательный не только к себе, но и к Богу.

* Есть у свт. Феофана Затворника такие слова: "Докучай Богу, даже если Он не подает. Христос предлагает нам в качестве образца вдову, которая докучала судье. Он не хотел вмешиваться, но помог ей, чтоб только отстала. "Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их?" (Лк.18;7). Бог на тебя смотрит, когда ты молишься: если тебе по-настоящему надо, то добьешься, достучишься. Христос учил: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят" (Мф. 7).

* Когда ребенок болен, мы стучимся во все ворота – надо достучаться. А частенько к Богу обращаются так: "Господи, помилуй и исцели… Ну, ладно, Ты наверное не хочешь ее исцелить… Прости меня, Господи, за мою дерзновенную молитву"... Постучались так тихонечко, очень скромненько… и ушли. А Христос вдохновляет нас стучаться, пока тебя не впустят в Божье Присутствие. Чтимые нами святые достучались. Святой – это тот, кто обрел личное отношение с Богом. Поэтому они и святые, а мы до сих пор грешники. Были мирскими грешниками, а стали церковными: бедными, больными, скорбными, обиженными и несчастными.

* Одно из имён Бога – Целитель. "Я Господь, Целитель твой" (Исх. 15, 26). Знать Целителя лично важнее, чем просто получить разовое исцеление. Господь — источник исцелений, Он — Само Исцеление. Источник знания о Боге Целителе, источник дерзновения веры — Слово Божие. Господь Иисус Христос обещал: "если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными" (Ин. 8, 31-32). Беда многих православных людей в том, что в своих познаниях о Боге, вере, мироздании и здоровье они руководствуются чем угодно, кроме Божьего Слова. Встречаются целые мифологические нагромождения. Например, многие верующие воспринимают Бога не как Целителя, а как гневного, наказывающего, посылающего болезни небесного тирана. И тогда нужен тот, кто действительно контролирует ситуацию на Небе и успокоит Бога ("Ну, ничего, ничего, успокойся, они исправятся… вот может этого человека, наказанного Тобой, помилуешь и исцелишь?"), в силу чьих молитв Божий гнев остановится. Получается, как следствие, что кто-то в этом мире милостивее Бога, что нужен тот, кто как бы защитил нас от справдливого Божьего наказания. Увы, такая космология ведет к соответствующей антропологии: болезни — от Бога, Который наказывает праведно, и поэтому нужен кто-то, кто помолится — и Господь подаст исцеление, кто умилостивит Бога, то есть тот, кто окажется милостивее Его. Но ведь только Христос является умилостивлением за наши грехи. "В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши" (1Иоан. 4,10)

* Давайте разбираться. Кто нам Бог? Самый достоверный ответ содержится в любом Молитвослове, а прежде всего — в Евангелии. Он – "Отче наш". Отче – значит Отец, Отче – значит Папа, буквально "Папочка". Бог – наш Отец. А если у меня есть Отец, и тем более Любящий Отец, то с Ним я смогу решить любой вопрос.

* Одной из самых главных проблем сегодняшнего христианства заключается в том, что мы знаем Бога как Царя, но мы совсем не знаем Его как Отца. Кто такой Царь? Слово "царь" прежде всего означает должность, определенный пост. Другими словами, это начальник высокого ранга. И мы делаем для Бога как для Царя какие-то дела, мы служим Ему, мы исполняем какие-то обязанности. Мы отдаем Царю налоги-пожертвования так же, как отдаем их в реальной жизни государству, в котором живем.

* Между подчиненным и царем всегда существуют определенные взаимоотношения. Их можно назвать должностными, деловыми. Эти взаимоотношения не идут дальше выполнения каких-то конкретных дел и заданий. Это характерно и для наших взаимоотношений с Богом как Царем. Мы исправно ходим в храм, постимся, вычитываем молитвы, выполняем наш христианский долг. Но Бог хочет, чтобы мы любили Его, и любили просто так, чтобы мы приходили к Нему просто так, не потому что нам что-нибудь нужно. Таких отношений с нами ищет Отец. Бог хочет, чтобы, прежде всего мы были Его детьми.

* Кто такой отец? Отец учит ребенка примером всей своей жизни, он постоянно готов придти ему на помощь и оказать поддержку. Истинный отец всегда заботится о своем ребенке. Он ему и учитель, и защитник, и советник, и вдохновитель, и помощник. То, что Христос пришел открыть нам Отца ("Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа" (Иоан. 17, 3), свидетельствует только об одном: это огромная привилегия – иметь Отца. "Сам Отец любит вас, потому что вы возлюбили Меня и уверовали" (Иоан. 16, 27).

* Если ваш Отец — Бог, вы имеете абсолютно все, потому что Он – совершенный Отец. Вот почему каждому из нас необходимо познать Бога как Отца. Многие из нас, возможно, никогда серьезно не задумывались над этим и потому никогда и не искали познания Бога Отца, даже не замечают, что Священное Писание акцентирует на этом наше внимание. Мы больше сосредоточены на познании Иисуса Христа. Но Христос не просто знал Отца, но был сосредоточен именно на этом. То, что было особенным во Христе, — это Его знание Бога Отца. Он не просто знал Отца, Он называл Его "Авва Отче". Так называют очень близкого человека. Это, прежде всего, говорит о близких взаимоотношениях. Да, Он – Царь, Он – Владыка, но Он же и Отец.

* У многих людей сегодня большая проблема с земными родителями. Так вот, если у тебя с отцом были проблемы, — есть Тот, Кто усыновит (или удочерит) тебя. Его имя — Отец Небесный. И когда ты понимаешь, что у тебя есть Папа – настоящий Папа, истинный и совершенный Отец, Который любит тебя, заботится и думает о тебе. И это значит, что вы можете расслабиться и чувствовать себя так спокойно и уверенно, как чувствуют себя, обычно, дети в присутствии отца. На улице кто-то обидел – вы можете пожаловаться папе. Случилась неприятность – есть с кем посоветоваться. Тот, у которого есть папа, всегда чувствует себя в безопасности. Нам всегда есть о чем поговорить с папой, ведь он умеет выслушать и всегда нас поймет. Его наставления всегда нам на пользу. Даже наказание со стороны папы принимается безоговорочно, потому что оно справедливо. Отношения с папой всегда доверительны и приятны, потому что он всегда руководствуется любовью. Его любовь к нам совершенна и безусловна. Он принимает нас такими, какие мы есть. Он мудро и целенаправленно учит нас, чтобы изменить в нас то, что мешает нам быть Его образом и подобием.

* И если усыновивший меня земной отец — царь, значит, когда я иду к нему, то смело прохожу мимо министров, мимо секретарей и телохранителей… Сын может обратиться к отцу в любую минуту: "Папа, привет!" И если твой отец работает прокурором, а ты попадешь под следствие, он изыщет все возможности, чтобы вынести тебе оправдательный приговор, потому что он — твой отец, он любит…

* Чем более глубоким становится ваше понимание отцовства Бога, тем ближе становятся ваши личные отношения с Богом Отцом. Каким именем вы называете Бога, такие и будете иметь отношения с Ним. Если вы называете Его Царем, вы всегда будете относиться к Нему как Начальнику. Чувство настоящей любви к Отцу может возникнуть только у дочери или у сына. Любящему Отцу можно доверить все. Можно часами говорить Ему о своей любви. От Него ничего не нужно, нужен только Он Сам.

* В том и состояла сила и дерзновение святых людей, понимающих, что Бог – наш Отец, и такой Отец, на Которого можно полностью рассчитывать. А по поводу суда Христос сказал: "Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь" (Иоан. 5, 24). Эти слова читаются в чине погребения каждого православного христианина, но их суть ускользает от нашего сознания. Если ты действительно слушающий и верующий, значит, ты неподсуден. Но только если ты усыновлен, если у тебя есть Отец.

* Давайте еще одну притчу возьмем. Церковь нередко уподобляют врачебнице. Представьте, мы заболели… приходим в поликлинику, никого там не знаем. Боимся всего: в регистратуре зарегистрируйся, возьми талончик, займи очередь. А если мой отец — главврач? Я сразу – раз: "Пап, привет! Чего-то у меня тут живот заболел… посмотри"... А если мой Папа – Главврач Вселенной, Отче? Тогда у меня нет никаких проблем с болезнью. Потому первым делом я иду на прием к Главврачу Вселенной и потом нередко обычному врачу не успеваю озвучить свою болезнь — происходит чудо. Но такое может случиться, если только человек живет в Божьей реальности. А если у кого-то – ограничивающее убеждение: болезни – от Бога, то здоровье, получается – от дьявола, что ли?

* Для исцеления по молитве необходим не столько текст молитвы из Требника, сколько "вера, действующая любовью". И в этом плане важно, чтобы верующие люди, молясь, осознавали нужность друг другу, ценность друг друга, чтобы мы были открыты сердцами друг ко другу. Потому что попросить: "помолись за мое здоровье", – означает открыться, открыть сердце ближнему.

* Гордость – это отгороженность, человек нагородил стены между собой и окружающими его людьми. У некоторых людей существуют определенные трудности, проблемы в общении, но иногда человек отгорожен по надмению, по высокомерию своему: "я для собственной звезды собственное небо". Проще говоря, самоуверенность – жуткая гордыня, когда человек прет, как танк, игнорируя всех: "я прав!!!" Вот это глубинное чувство и есть гордыня. Человек не слушает других людей и не желает слышать, потому что им движет глубинное убеждение: "Я – прав!!!" В этом смысле болезнь может стать путем выхода из самоуверенной гордости. Заболев, гордец начинает мягчать, осознавать свою зависимость от других людей, вероятно, даже попросит помолиться о себе. Но иногда недуг может стать и причиной еще большего озлобления.

* "Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11, 6). Конечно, если у человека огромная жажда исцеления и страждущий готов, то чудо может произойти через грешного человека. Преподобный Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым говорил: "Как велика сила молитвы даже и грешного человека, когда она ото всей души возносится, судите по следующему примеру Священного Предания: когда по просьбе отчаянной матери, лишившейся единородного сына, похищенного смертью, жена-блудница, попавшаяся ей на пути и даже еще от только что бывшего греха не очистившаяся, тронутая отчаянной скорбью матери, возопила ко Господу: "Не меня ради грешницы окаянной, но слез ради матери, скорбящей о сыне своем и твердо уверенной в милосердии и всемогуществе Твоем, Христе Боже, воскреси, Господи, сына ея". И воскресил Господь". Вера жаждущего исцелиться и вера священника, которого ты приглашаешь, дают некий совокупный результат, синергетический эффект, который достигает Неба, сочетается с волей Господа о исцелении отвечает на просьбу двух или трех, собранных во имя Его.

* Прежде всего, необходимо веровать: на исцеление человека, на его здоровье есть воля Божия. Это — золотое правило. Вопрос в другом: из состояния болезни человек должен сделать правильный вывод. Что такое вывод? То, что выводит тебя из затруднительной ситуации. Если ты находишься в состоянии болезни и смог сделать правильные выводы – значит ты готов к исцелению. А если еще не сделал выводы, не переосмыслил свою жизнь, не покаялся, то пеняй на себя, ты еще внутри своей болезни.

* Есть, конечно, исключительные случаи, когда болезнь является своего рода переходной стадией между жизнью и смертью. Иногда Бог дает человеку спокойно угаснуть, и в этом великая милость Божия, когда есть возможность завершить свои дела, попрощаться, отдать последние распоряжения. Здесь болезнь – некая переходная стадия.

* Но общий принцип, ободрение от Бога, следующий: "Для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его" (Мал. 4, 2). Ну, никуда не деться нам от Бога Целителя, если мы — верующие во Имя Его. Или давайте отредактируем Библию? Если Священное Писание и Ветхого и Нового Завета говорит, что "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Ис. 53, 5), "Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились" (1Пет. 2, 24), то почему верующие люди руководствуются совершенно иными источниками: "Одна женщина сказала, что нет воли Божией на исцеление"? К сожалению, у многих православных есть авторитет более крутой, чем Библия и святые отцы. И этот авторитет зовут: "одна женщина". "Одна женщина" сказала…, — и это важнее Патриарха, важнее, чем Священный Синод, и, важнее, чем соборное мнение Церкви. Вспомним хотя бы историю с ИНН… "Одна женщина" сказала…, — и все!

* Около 25-ти лет я живу церковной жизнью и 16 лет служу священником. Все это время я ищу эту "одну женщину"... Безуспешно пытаюсь ее найти. В церкви ищу, в интернете ищу, где она обитает? Она неуловимая! ""Одна женщина" сказала, что мне сделали порчу… и никакой батюшка не переубедит меня!" Говорят, если уж ее прижать к стенке, откуда она взяла то или иное суждение, сразу ссылается на старца, "имя которого говорить не благословили…" Такую силу имеет авторитет этой "одной женщины"!

* Если у неверующих людей складывается впечатление (что православные стремятся к болезням и страданиям, в Православии здоровым быть не модно), — скорее всего, так и есть, ибо нет дыма без огня. Кстати, нам, православным, весьма полезно принимать к сведению не только собственное мнение или суждение по поводу того, кто и какие мы, но также учитывать мнение ближних. К примеру, муж и жена живут обычной неверующей жизнью. Жена уверовала, добросовестно воцерковилась, на нее свалилась куча запретов, правил и епитимий. Муж говорит ей: "Клуша, посмотри на себя в зеркало. После того, как ты стала ходить в церковь, ты стала хуже. Какая-то мрачная, замотанная в эти платки и длинные юбки, редко улыбаешься". И она, конечно, тут же обвинит супруга в бездуховности и безбожии.

* Многие верующие люди больны своеобразной религиозной гордыней – очень страшная штука — "если я – верующий, значит, всех вас, неверующих, игнорирую, посылаю подальше, потому что вы – неверующие, а я молюсь, пощусь и окормляюсь у старца, пребываю в духовной жизни". Если же в нас после воцерковления сохранились остатки благоразумия и смирения, наша задача – прислушаться к их мнению, мнению наших ближних. Если мы, верующие люди, становимся предметом порицания, насмешки, антирекламой нашему Господу, то, может быть, нам надо что-то пересмотреть прежде всего в себе? А не лучше ли еще раз вернуться к старой доброй книге под названием Священное Писание?

* Слово Божие — это хлеб. Вкушать Небесный Хлеб, Слово Божие – вовсе не значит вычитать одну или несколько глав из Библии. Это означает так вдумчиво пребывать в Его Слове, чтобы получить личное откровение, дождаться, чтобы Бог к тебе обратился через эти строки, открыл что-нибудь. Каждый день перед чтением Священного Писания задавай Богу вопрос: "Господи, что Ты мне хочешь сказать сегодняшним отрывком?" И на страницах Библии Любящий Отец будет с тобой встречаться, Он будет говорить с тобой.

* В протестантизме считается, что воля Божия – в том, чтобы верующий был счастливым и здоровым. Так считается и в Священном Писании. И если сегодня протестанты знают Свяенное Писание лучше, чем мы, православные, и руководствуются им в практической жизни, это не значит, что Библия стала протестантской. А лишь означает, что мы перестали быть православными христианами, то есть мы доверяем, прежде всего, не Слову Божию, а каким-то другим источникам. Если мы откроем 3-е послание Апостола Иоанна Богослова, то прочитаем: "Возлюбленный! Молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всём, как преуспевает душа твоя". Как видим, здесь Апостол говорит о преуспевании "во всем".

* Преуспевание и благословение Божие непосредственно относится и к вопросам материального достатка, и даже к вопросам политического лидерства. Откроем Священное Писание: "Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять" (Втор. 28, 8-13).

* Св. Иоанн Кронштадтский говорил, что исполняющий заповеди будет счастлив и ныне, и в вечности. Очень точно сказано в Слове Божием: "Не во власти человека и то благо, чтобы есть и пить и услаждать душу свою от труда своего. Я увидел, что и это — от руки Божией; потому что кто может есть и кто может наслаждаться без Него?" (Ек. 2, 24-25). И еще, там же: "И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар Божий" (Ек. 5, 18).

* Некоторые православные очень своеобразно читают Священное Писание. Они берут фрагмент, типа: "В мире будете иметь скорбь…" (Ин.16;33), и всё, они – скорбные христиане! А продолжение стиха, в котором ободрение: "…но мужайтесь: Я победил мир", — почему-то игнорируют. Почему? Потому что "скорбность" подыгрывает пассивной, унылой жизненной позиции. Ведь своей "вселенской скорбью" можно оправдать собственное ничегонеделание, собственную слабость. Иисус Христос говорит: "вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет" (Ин.16;20). И такие вот пораженческие верующие сразу: "Всё, впадаем в печаль!", а про радость и не дочитывают.

* На Христовом Суде может оказаться, что нас, православных, Господь упрекнет за то, что мы, христиане, хвалящиеся своим первородством, апостольской преемственностью, не знаем Слова Божия, не руководствуемся им в повседневной жизни, а вот протестанты докопались до некоторых истин, записанных в Слов Божием и стали их транслировать.

* Но не Слово Божие обесценивается тем, что его читают и проповедуют протестанты, а мы, православные, обедняем себя тем, что не живем по Слову Божию. Воля Божия, чтобы человек был счастлив, здоров и имел необходимый достаток, ибо какой отец (а ведь Бог нам — Отец!) не желает блага детям своим? Он ведь Сам сказал "Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него" (Мф.7,11). Разумеется, из материальных благ нельзя делать идола. Ведь "…корень всех зол есть сребролюбие" (1Тим. 6). Но сребролюбие – это не сами деньги и богатство, а чрезмерная любовь к ним. Иной бедняк более сребролюбив, чем миллионер. Об этом хорошо говорит учитель Церкви II-III вв. св. Климент Александрийский в книге "Кто из богатых спасется?" И потом, в чине венчания мы молимся о преумножении: "умножи пшеницу, вино и елей, да преподают и требующим". То есть не только, чтобы молодоженам хватило, а чтобы у них было еще и изобилие: "…чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу" (2 Кор. 9).

* "О изобилии плодов земных и временех мирных…" — молимся мы за каждым богослужением. Например, у меня уродился огромный урожай яблок. Но ведь это изобилие плодов земли мы просим для себя, а не для земли. Получается противоречие: молимся о здоровье и об изобилии, а наше убеждение не дает нам возможности это принять. Прямо, какая-то духовная шизофрения получается. Более того, Христос учит – о чем молимся, в том должны быть уверены, что получим: "…всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, — и будет вам" (Мк. 11); "А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евр. 11). Вот почему наши сердца и руки должны быть открыты для того, чтобы получать.

* Просим здоровья, просим достатка, просим счастья… И Бог это посылает. Мы смотрим: уже с Неба "падает" благословение… — "Ой! Мы недостойны!.." Тогда Господь говорит: "Ну, ладно, а зачем просили? Ведь просили? – Просили. Даю. Почему же не берете?" — "Не достойны!" И вот такая заморочка выходит. Так что если протестанты докопались до какой-то мудрости, изложенной в Священном Писании, и используют ее, а мы предпочитаем закрывать на сие глаза и руководствоваться другими источниками, то это, скорее, мы – "некачественные" православные. В том плане, что авторитет Слова Божия для нас перестал быть таковым и вместо него мы прислушиваемся к "одной женщине"… Где бы ее найти, чтобы поговорить по душам, убедить ее покаяться и веровать в Евангелие?..

* Например, святые бессербренники Косьма и Дамиан, целитель Пантелеимон практиковали молитву с возложением рук, об этом написано в их житиях. Причем, они не являлись священниками, они были обычными мирянами. Если рассуждать с точки зрения Слова Божия, это понятно: то, что написано там, относится ко всем христианам на все времена.

* Обычно я делаю упор на то, что если человек не бережет свое здоровье, значит, он грешит и в этом нужно каяться. Плохое, деструктивное отношение к своему здоровью означает, что человек просто не любит себя. А это заповедь Божия: "Весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя" (Гал.5;14). Если же я себя, свой храм не люблю, то где я возьму образ любви к ближнему?

Читайте другие статьи раздела "Православие о любви" на сайте Психолога об искусстве любви.
© Поздняков Василий Александрович, 5 июня 2006 года. Психология любви. Сайт психолога об искусстве любви.


п
с
и
х
о
л
о
г
и
я


ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
о
г
о


т
е
п
л
а

поиск по сайту

краткие высказывания мыслителей о любви

ответы на вопросы о психологии и любви

Рейтинг@Mail.ru ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU
Hosted by uCoz